Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.

Созополь — Болгария Август 2013

В одной из публикаций я описал наше семейное автопутешествие из Перми в Болгарию https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/37080 Там же пообещал и про Болгарию рассказать. Не прошло и двух лет — вспомнил про обещание.

Решил, что логично будет начать с продолжения рассказа о той самой поездке в августе 2013 года. И поедем для начала в древнейший город болгарского Причерноморья — Созополь (Созопол по-болгарски), расположенный в 35 км южнее Бургаса. Заодно проплывём по реке Ропотамо вблизи Созополя.

Первый город в месте, где сейчас Созополь, появился в VI веке до н. э. и был он, естественно, греческим. Греки назвали его Аполлония по имени бога Аполлона, покровителя мореплавателей, и установили в честь него 14-метровую бронзовую статую. (Здесь показания очевидцев расходятся: одни вспомиают, что 14 метров, другие видели, что 13. Правда, метры тогда ещё не придумали, просто локти и глаза у очевидцев разные были). После разрушения Аполлонии в конце I века до н. э., римский полководец Марк Лукулл перевёз статую Аполлона в римский Капитолий, где она и хранится поныне. Так пишут путеводители и Википедия; легенда это или правда — не могу судить, сам не видел.

Аполлония воскресла спустя пять столетий и стала называться Созополис, что в переводе с греческого означает «Город спасения». В IX веке город был присоединён к Болгарскому царству. Потом были века османского владычества, и здесь появилась турецкая крепость Сизеболи.

В XIX веке крепость Сизеболи (Сизеполь в русской транскрипции того времени) во время русско-турецкой войны была успешно взята русскими (1829). Позже, когда город уже стал Созополем, в крепости некоторое время располагалась оперативная база русского Черноморского флота.

В Созополь мы приехали в полдень, машину оставили на парковке в порту, решили прогуляться по Старому городу. Для начала прошлись по набережной (на карте называется «ул. Крайбрежна»). Напротив, за бухтой — островок, соединённый со Старым городом то ли природным перешейком, то ли дамбой. Заметное на нём здание с башенкой на Гугл-карте обозначено как «Военно-морская база». Стало быть, имеем шпионский снимок. Ну не виноватый я, она сама в кадр напросилась… Тем более ни одного военного корабля ни в кадре, ни за кадром не видели.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Разве что вот этот «монстр» с загадочными номерами вместо названия?

А так в тихой, закрытой со всех сторон от ветров бухте — только такие «корабли».

Болгария. Город спасения и Пограничная река

С северной стороны мыса, где расположен Старый город, открывается море, и оно в тот день было не такое уж тихое, каким казалось в закрытой бухте.

То место, куда мы вышли, называется «миденото плажче» — «пляж мидий». Видимо, здесь собирают мидии, выбрасываемые на берег прибоем. Пляж небольшой, уютный, но необустроенный, и отелей рядом незаметно. Похоже — «для своих».

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Пляжный отдых в этот день в наши планы не входил. Да и никаких благ цивилизации рядом с пляжем не заметили, разве что вот эта качелька, на которую детки тут же и забрались.

От пляжа крутая улочка (на карте — «улица Николы Вапцарова») ведёт в Старый город. Надо оговориться, что город хотя и «Старый», но большинство жилых домов здесь постройки XIX–XX века. А что мы хотим от преимущественно деревянной застройки: чтобы она тысячу лет простояла? Так не бывает, к сожалению.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Проходим мимо странноватого небольшого строения явно религиозного назначения. Это церковь Святых Константина и Елены. Почему такая крошечная? Ответ скрыт во глубине веков. Во времена османского владычества христианство в Болгарии было не то, чтобы запрещено, даже и церкви можно было строить, но…

Ни одна христианская православная церковь не должна была возвышаться над землёй выше, чем всадник на коне. Вот и стали появляться такие мини-церквушки высотой 2–2.5 м.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Здесь уместно упомянуть, кто такие эти святые, которым посвящён храм. Константин — первый римский император, признавший на государственном уровне христианскую веру (IV век н. э.). Более того, от перенёс столицу Римской империи из языческого Рима, где продолжались гонения на христиан, в христианскую Византию, столица которой с тех пор стала Константинополем. Елена — мать императора Константина, христианка, много сделавшая для продвижения христианского вероучения. Так что создание этой маленькой церквушки в старом православном городе в те времена имело на самом деле большой смысл.

Заглянули внутрь. Не уверен, что здесь проходят богослужения, хотя своеобразный иконостас имеется.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Вот эта же улочка, если оглянуться назад. Церковь Святых Константина и Елены — слева.

Вот ещё одна церковь, построенная когда-то с соблюдением того же правила — над землёй не выше всадника на коне.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Это церковь Святой Богородицы. Какие-то пояснения есть на постере, не буду их пересказывать.

У этой церкви есть свой секрет. Не поднимаясь «выше всадника» со стороны улицы, она ушла вниз, использовав рельеф и сколько-то ещё закопавшись, так что в итоге получились размеры, пригодные для проведения служб и отправления других религиозных обрядов. Вход в церковь со двора, вон там слева, где женщина в белом. Мы тоже подошли, но было закрыто.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Старый город расположен на узком мысе между бухтами, шириной местами всего 200–250 м. Мы прошли с севера на юг, можно сказать, по его оси, улице «Анаксимандър». А сейчас чуть повернули налево — и вот уже мы на восточном берегу, вышли к центральному городскому пляжу, уходящему отсюда 400-метровой плавной дугой на юг. Правда, я так «удачно» встал, что пляжа и не видно, но «пляжноотдыхающие» заметны.

На следующем снимке продолжение линии пляжа в северном направлении, но пляжа здесь уже нет. Это восточный обрывистый берег мыса. Живописно, но для купания не приспособлено.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Центральная площадь Созополя «Хан Крум», как показалось — сплошная археологическая раскопка.

На Гугл-карте это место обозначено как «древнеримские термы и средневековая церковь Св. Николая». Вот это, вероятно — термы.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

А здесь, должно быть, остатки церкви.

Действительно похоже на остатки средневековой церкви Св. Николая. А за ними — церковь Святых Кирилла и Мефодия, построенная в 1889 году, после освобождения Болгарии от османского ига. Уже в полный рост, с золотым куполом и крестом.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Признаюсь, Созополь в этот раз не был нашей главной целью. Мы потратили на него меньше часа и даже при малых размерах города и небольшом количестве достопримечательностей успели увидеть не более десятой части того, что следовало бы. «Успеем ещё, в другой раз». Но «другой раз» пока так и не случился.

«Набегавшись», вернулись на парковку в лодочной гавани.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

От парковки в Созополе едем примерно за 15 км в заповедник Ропотамо. Это такой маленький природный анклав на юго-востоке Болгарии, включающий несколько охраняемых зон общей площадью около 5,5 тыс. га. Его климат, растительность и животный мир напоминают тропики. За эту особенность Ропотамо иногда величают болгарской Амазонкой, а заповедник — болгарской Амазонией.

Туристов типа нас, не слишком приспособленных к пешим походам, привлекает возможность неспешно проплыть по реке, давшей имя заповеднику. Ропотамо в переводе с греческого — «Пограничная река», она действительно когда-то была границей между Византийской империей и Болгарским царством. Да и сейчас недалеко от границы с Турцией.

Река по российским меркам небольшая, её длина 48 км. Берёт начало в горном массиве Странджи и в верхнем течении — типично горная река. Совсем другая она на последних 10 км перед впадением в Чёрное море. Спокойная, с зелёными, поросшими местами лианоподобными растениями берегами, которые ближе к устью как будто вздыбливаются скалами причудливого очертания. Вода в реке характерного зеленоватого цвета, за 5 км от устья становится солоноватой. Глубина в нижнем течении достигает местами 8 м.

На фото виден мост через Ропотамо. По нему проходит дорога между городами Созополь и Приморско. Мы как раз по нему проехали и где-то там слева за деревьями обнаружили вход на территорию. А перед мостом на фото — причал для прогулочных катамаранов, расположенный на правом берегу реки. Основной маршрут — вниз по течению до устья Ропотамо (около 5 км) и обратно. Каждый «трамвайчик» отправляется по мере накопления желающих (до 40 человек). Есть экскурсии на лодках вверх по течению, там более разнообразны растительность и животный мир (птицы, черепахи и др.), но эти экскурсии надо заказывать предварительно.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Пока некоторые члены нашей команды затачивают визирную ось,

другие с нетерпением ждут предстоящих приключений

Болгария. Город спасения и Пограничная река

А из всех приключений, пока набирается народ, есть только кормление рыб, которое разворачивается в целое представление. Сначала забрасывается кусок булки, около которого образуется небольшое возмущение водной поверхности.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Потом становится заметно хаотичное движение смутных силуэтов под поверхностью воды,

быстро перерастающее в дикую пляску

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Потом вся эта куча-мала рванула куда-то, оставляя на поверхности след как от подводной лодки. Кстати, здесь на наклонном кадра видно, какая на самом деле вода зелёная.

Невероятная жадность местных рыбёшек объясняется просто. В Ропотамо очень много рыбы, а рыбная ловля, тем более рыбный промысел, запрещены. Вот и расплодились, и кушать всем хочется.

Ну всё, поплыли.

От моста дорога около 2 км идёт по левому берегу совсем рядом с рекой, возможно, поэтому здесь только кудрявые зелёные берега, живности почти незаметно.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Правый берег становится всё выше

Стали заметны скальные выступы

Болгария. Город спасения и Пограничная река

И вот один из выступов превратился в подобие львиной головы. Это одна из ландшафтных достопримечательностей Ропотамо — скала Львиная Голова (на карте — Лъвската Глава).

Вот навстречу идёт «трамвайчик» — катамаран, подобный нашему. Непонятный каменный выступ слева — это старинный лодочный причал. Справа высоко на дереве сидит птица.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Это корморан, птица рода бакланов, то есть морская водоплавающая птица, у неё и лапы перепончатые. А вот надо же — сидит на дереве.

И она такая не одна, любителей погреться на солнышке здесь полно.

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Другие — летают, как им и положено.

Размах крыльев корморана более метра

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Август — время взросления, молодняку пора «вставать на крыло»

Лётная тренировка корморанов

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Характерная особенность корморана, как и других бакланов — взлёт с разбега

По воде — аки посуху

Болгария. Город спасения и Пограничная река

А вот эта длинноногая и длинноклювая птичка похожа на цаплю. Вообще-то у цапли и шея длинная, но в сидячем положении она «втянута в плечи».

Моей «мыльницей» даже с неплохим зумом только вот этих птичек и удалось поймать. У сына трофеи побогаче, но это его трофеи.

Всего же в заповеднике Ропотамо более 250 видов птиц, из них несколько десятков краснокнижных.

Впереди показалось устье Ропотамо

Болгария. Город спасения и Пограничная река

Симпатичный мыс с небольшим пляжем и маленьким причалом. Дальше — Чёрное море, точнее. южная часть Бургасского залива. Живописная белая россыпь вдалеке — это один из курортных комплексов Южного Причерноморья Болгарии.

Развернувшись перед мысом, возвращаемся к пристани. Вся прогулка по Ропотамо заняла примерно час плюс ожидание перед отправлением.

Поездка в Созополь и прогулка по реке Ропотамо в одноименном заповеднике оставили очень приятные воспоминания. Но, оглядываясь назад, понимаю, что лучше бы не совмещать эти экскурсии, а уделить каждой по целому дню как минимум.

Созополь маленький город, но с большой историей, которую мимоходом можно и не заметить. Кроме того, он имеет в плане очень своеобразную конфигурацию, разнообразные (скалистые и песчаные) берега, сложный рельеф, что делает его чрезвычайно фотогеничным. Но чтобы это качество использовать, надо исходить его вдоль и поперёк, полазать по камням и скалам, а для этого и целого дня может не хватить. Правда, с малыми детками едва ли это получится.

Для водной экскурсии по Ропотамо желательно кроме обычной камеры иметь и длиннофокусную (или универсальную с хорошим зумом) для съёмки птиц и другой живности, например, водяных черепашек. Август—сентябрь, вероятно, лучшее время для такой прогулки.

Тем, кто способен без проблем совершать пешие походы, возможно, лучший вариант — воспользоваться имеющимися в заповеднике пешеходными маршрутами, а также проплыть на лодке не только вниз, но и вверх по течению Ропотамо. Судя по отзывам тех, кто воспользовался такой возможностью, набор впечатлений будет на порядок богаче. Только надо помнить о подходящей одежде, обуви и… о москитах. Это же, хотя и в миниатюре, но тропики…