Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был вчера 23:10
Попробую разгонять мглу на холмах Грузии ))

Великий поход по Китаю. Часть 1. Первые впечатления, Великая Китайская стена, Пекин древний и современный

Пекин — Китай Апрель 2019

Друзья, поделюсь с вами рассказами о путешествии в Китай. Путешествовал я в составе тургруппы, название тура звучало не без претензии — Великий поход. Про древнюю тягу китайцев к красивым и поэтичным названиям мы еще поговорим… А сейчас — почему поездка была в группе, хотя последние годы чаще путешествовал индивидуально, в основном на машине. Дело в том, что Китай не сильно комфортен для самостоятельных путешествий. Во-первых, там не признают российские, европейские водительские права, да и вообще, похоже, никакие, кроме родных. Во-вторых, китайцы в массе своей плохо знают языки, даже английский разговорный, что очень затрудняет общение иностранцам. В-третьих, социалистический Китай сурово относится ко всяким заграничным мессенджерам и свободному интернету, ограждая свою молодежь от тлетворного влияния. Власти попросту глушат всякую идеологически сомнительную систему коммуникаций. Гугл там не работает совсем, ватсап у меня раз в несколько часов пропускал отдельные текстовые сообщения, потом форточка захлопывалась. Фото и видео не пропускал в принципе… пришлось в целях общения подключать специально такой мессенджер, как Вичат, одобренный спецорганами Китая. В целях обхода блокировок можно использовать vpn программы, но и они не всегда срабатывают, к тому же являются платными. Существуют и другие неудобства для неорганизованного самостоятельного туризма, что и сподвигло в этот раз пойти по упрощенной туристической тропе — поехать в составе тургруппы.

Официально население в Китае составляет порядка 1,5 миллиардов человек. Кроме того, никем не считано количество хуацяо, то есть этнических китайцев, составляющих большие диаспоры в других странах. Особенно крупны они в Юго-восточной Азии — Таиланде, Филиппинах, Индонезии и т. д. Десятки миллионов жителей на Тайване, который исторически не подчиняется материковому коммунистическому большому брату. То есть китайцев очень-очень много… но вот в городах, в которых мы побывали: Пекин-Лоян-Сиань-Сучжоу-Шанхай-Ханчжоу они как-то ухитряются не давить своей огромной массой на улицах и в транспорте. Их вид и поведение в массе весьма интеллигентны.

А вот где они трудновыносимы и раздражают — это около исторических мест и памятников. Впрочем, и в других странах туристы-китайцы частенько вызывают такой же негатив, как и в самом Китае. Дело в том, что до сих пор сельское население в стране преобладает, по разным оценкам составляя от 60 до 80 процентов населения. Родные партия и правительство оплачивает трудящимся до 70 процентов стоимости экскурсий и путешествий, в том числе и за рубеж. Вот и бродят по историческим местам Китая и других стран огромные толпы шумных, толкающихся, с не сильно одухотворенными лицами, в одинаковых бейсболках, ударников-колхозников, вызывая раздражение у иных туристов… Впрочем, им это раздражение по барабану. Зато на вечерних городских улицах Пекина городские китайцы вызывали иногда чувство, похожее на ностальгию — прямо студенты и инженеры из доброго советского кино, этакие физики, дискутирующие с лириками.

Одно из чудес света — Великая китайская стена. Реально циклопическое сооружение, сотворенное человеческими руками. Длина по разным оценкам от 6 до 8 тысяч километров, строилась для защиты от набегов северных кочевников — племен чжурчженей, монголов, манчьжуров… строилось не за раз, веками, отдельные участки постепенно соединялись. Проходит по горам и ущельям, есть мнение, что это самая большая в мире братская могила — на сотни тысяч человек, так как по преданиям погибших или убитых строителей тут же в стену и замуровывали… По оценке китайских историков, свою защитную функцию она выполняла плохо, много раз враги проходили ее, подкупив стражу или обойдя через монгольские степи. Но как памятник истории и фишка для туристов — штука классная!. Очень впечатляет.

Мы были на отдельном участке — круговая застава километрах в 70 от Пекина. За отведенное время туристам можно было пройти по более плоской части стены, можно было полезть в гору до высшей точки. Естественно, я полез в гору, весьма крутой подъем, на высшую точку нас добралось трое из всей группы в 38 человек, остальные благоразумно остановились гораздо ниже…Призом были очень неплохие виды. При спуске я насчитал где-то 1600–1700 ступеней, ступени разновысокие — до 60–70 см высотой. Этакий тест на физическую подготовку, хотя та же гора Моисея в Египте для подъема намного круче и сложней. До сих пор идут споры — видно ли стену из космоса? Часть источников утверждает, что стена является единственным из мировых сооружений древности, видимой из космоса.

Интересный момент — древнейшая китайская цивилизация дала миру такие изобретения, как порох, бумага, шелк, фарфор и… складные зонтики. Да что там зонтики, видя нашу бело-голубую Гжельскую посуду, вспоминаешь, что Россия технологию ее изготовления позаимствовала у голландцев, которые пару-тройку сотен лет ей уже владели. А голландцы — у китайцев, которые владели ей пару тысяч лет. Похожая история и с техникой изделий из металлической скани… Но в какой-то момент китайцы как-то тормознули с изобретениями, то ли подустали, то ли надоело. А в наше время с удовольствием заимствуют, грубее сказать — воруют технологии во всем мире и не заморачиваются. Видимо, во времена глобализации зачастую проще стащить ноу-хау у соседа, чем самим напрягаться.

И еще — китайцы чрезвычайно жизнеспособный, живучий народ! За пару тысячелетий множество этносов и народов погибло, ассимилировались, от их цивилизаций остались только названия и развалины… а китайцы, или ханьцы, как они себя называют, здравствуют и размножаются. Это при том, что в 19 веке до трети населения Китая наркоманили, плотно сидя на опиуме. И вообще, что ни смута и война, гибла тьма народу. При восстании тайпинов в середине 19 века погибло от 30 до 50 млн человек, это считается самой кровавой гражданской войной в истории человечества. И такие беды бывали по несколько раз за век, они влекли огромные человеческие потери, но китайцы всегда успешно плодились и размножались, демография процветала, да так, что коммунистическим правителям пришлось вводить строгие меры ограничения рождаемости ввиду опасности перенаселения…

Сам Пекин, по китайски — Бейджин, является вторым городом страны по количеству населения после Шанхая, где-то 26–28 млн человек. Вполне себе симпатичный, но с оставшимся налетом совка. Внешне чистый, с широкими дорогами, зеленый, он был известен недавно плохой экологией, удушливым смогом. . Но усилия властей принесли плоды — показатели экологии резко улучшились. Для борьбы за чистоту воздуха власти используют, например, такие меры — по четным дням по городу могут ездить автомобили с определенными номерными знаками, по нечетным — с другими. Для въезда в ряд городов иногородним водителям надо собрать комплект различных справок и заплатить пошлину. При оформлении автомобиля используется следующий прием — госномера надо покупать за большие деньги или разыгрывать в лотерее. Иначе купленный автомобиль будет простаивать без номеров. Государство придумывает и другие искусственные ограничения для автовладельцев.

Надо отметить, что не смотря на такие меры, в Пекине можно попасть в пробку. Соблюдают правила дорожного движения в Китае достаточно хреново, причем и водители и пешеходы. Отсюда грустная статистика аварийности, погибших и пострадавших. Но в Китае все-таки больше дисциплины, чем в России. У нас в начале 2000-х количество погибших в автоавариях в год доходила до 33 тысяч человек, в Китае до 110 тысяч погибших. Но в Китае и население где-то в 10 раз больше…

Пекин 21 века

Пекин 20 века

Площадь Тяньаньмэнь — в переводе Площадь небесного спокойствия. Поэтично, как все древнекитайские названия. Знаменитое место мирового значения. Самая большая площадь в мире, на ней находится мавзолей Мао Цзедуна.

Очередь в мавзолей

Ранее площадь предваряла вход в запретный город Гугун, огромное по площади обиталище императоров, их слуг, домочадцев, наложниц и охраны. Теперь на площади, кроме мавзолея, настроены памятники коммунизма и административные здания. Исторически время от времени на ней проходили демонстрации недовольного населения. Последние волнения были при коммунистах в 1989 году, когда китайское студенчество требовало демократии. Недовольных жестоко подавили, расстреляли и подавили танками, было много погибших. Но об этом в КНР не любят говорить и вообще касаться данной темы…

Ранее запретный город Гугун теперь является местом паломничества туристов. После площади, где очереди китайских трудящихся ждут посещения мавзолея Мао, туристы через турникеты попадают на территорию запретного города. Он уникален своей сохранностью. В основном свои здания древние китайцы строили из дерева, понятно, что пожары, войны и стихии не способствовали их сохранению. А здесь все в очень приличном состоянии, чтобы обойти большую территорию, требуется много времени.

Китайские императоры были ребятами противоречивыми — с одной стороны, обожали любоваться природой и медитировать в садах и парках, ценили поэзию, любили рисовать и увлекались каллиграфией. С другой стороны, легко отдавали приказы казнить неугодных и издевались даже над собственными придворными и чиновниками. Те иногда часами ожидали появления босса, стоя на коленях на каменной площади дворца. А между ними похаживала охрана и следила, чтобы челядь вела себя достойно и покорно, тех, кто почесался или неудачно пошевелился, могли тут же полечить бамбуковыми палками.

Простым китайцам вход в Гугун вообще был закрыт, недаром — запретный город. Зато в нем жили многочисленные наложницы императора, по данным историков у некоторых сластолюбцев число их доходило до нескольких десятков тысяч. Конкретно — до 40000. Правда, считается, что вряд ли император успевал со всеми встретиться, все-таки государевы заботы, заговоры и войны мешали. Впрочем, самодержцы во всем мире отличались самодурством, служба такая. В Китае согласно древнему верованию — шэнизму, императоры считались сыновьями неба. Отсюда названия страны — Поднебесная.

Храм Неба

Императорский парк Бэйхай. Самое красивое в Китае — садово-парковое искусство, имхо.

Летний императорский дворец Ихэюань.

Выставка-продажа при нефритовой фабрике. Резьба по нефриту — древнее китайское искусство. Довольно симпатично, но и не дешево…