Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 16:30
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Калининград — Россия Июль 2020

Первая часть путешествия по Калининградской области. Следующая часть: Калининградский зоопарк.

В 70-х годах XIX века, вследствие франко-прусской войны, вокруг Кёнигсберга было создано Большое фортовое кольцо. Всего было построено 12 больших фортов и 3 промежуточных укрепления. Из них в наши дни доступны для посещения туристами только три из них — форты № 3, № 5 и № 11. Остальные пребываю в полу или полностью разрушенном состоянии либо находятся в ведении армии. Я начну свой рассказ с фортов № 5 и № 11. В форт № 3, который находится в частных руках и посещение которого возможно только по предварительной записи, мне попасть не удалось.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Когда в апреле 1945 года начался штурм Кёнигсберга, форт № 5 находился как раз на линии огня. Поэтому до наших дней он сохранился в не самом лучшем состоянии. Что, впрочем, не помешало превратить его в музейный объект.

Перед фортом выставлена коллекция боевой техники — зенитные и дивизионные пушки, а также пусковая установка МУ-2.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Форт до сих пор окружен рвом в котором в наши дни плавают утки.

Внутри можно посмотреть на полуразрушенные коридоры и внутренние помещения. Такие разрушения отчасти объясняются тем, что на момент начала Второй Мировой Войны все форты оборонительного кольца Кёнигсберга были морально устаревшими. Впрочем не менее устаревшей на тот момент была и Брестская крепость, что не помешало ей в течении месяца выдерживать штурм.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

По всему форту развешаны таблички с загадками. Вы знаете, например, что такое эскарп? Я не знал.

Постройки форта.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Форту № 11 повезло больше. Расположенный к юго-востоку от города он фактически и не воевал, что позволило ему сохраниться практически полностью в первоначальном виде. Хотя возможно дело ещё и в том, что находится он не в ведении государства, а в частных руках.

На территории форта обитает множество кроликов. Во внутренних помещениях форта находятся их клетки, но многие их кроликов разгуливают прямо по траве на входе в форт.

Также на территории было замечено две птицы: петух и кто-то похожий на утку. Яндекс говорит что это мускусная утка.

Форт № 11, как и форт № 5, окружен рвом.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

От главного входа в форт тянется большой широкий коридор, от которого уже отходят боковые коридоры и другие помещения.

Одно из таких помещений — пороховой склад. К нему примыкает очень узкий коридор, в который из склада выходят два окна. Назначение этого коридора — освещение склада, в котором по понятным причинам огонь разводить было запрещено.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Если пройти по главному коридору дальше, то мы окажемся у винтовой лестницы. Она ведёт на верхний, наземный уровень форта.

Рядом с ней можно увидеть поворотный механизм лебедки, с помощью которой поднимали на верхний уровень боеприпасы. Принцип простой — проще некуда. Одна чаша внизу, одна наверху, вращением рукоятки они меняются местами.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Чуть в стороне от винтовой лестницы находятся ворота, ведущие во внутренний дворик. Ворота двустворчатые, выполнены из чугуна (как почти всё в армии). Каждая створка весит 2,5 тонны. Впрочем человеку без специальной физической подготовки вполне под силу повернуть каждую створку на 90 градусов, что уж говорить про военных.

Если подняться по винтовой лестнице то недалеко от выхода из форта будет ещё одна лестница, на сей раз уже строго вертикальная. По этой второй лестнице можно подняться в наблюдательский пост. Круглый элемент рядом с цепью на втором фото — не что иное, как сиденье, на котором наблюдателю полагается сидеть не один час — пока не сменят. Вот такой вот «комфорт».

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Выйдя из форта уже на поверхность мы увидим небольшую чёрную крышку — именно она закрывает сверху наблюдательское место. В крышке естественно есть отверстие, через которые и ведётся наблюдение. Саму крышку можно поворачивать, но только снаружи.

Как я уже писал в самом начале, в апреле 1945 года, во время штурма Кёнигсберга основной удар пришёлся на форт № 5. Командовал обороной города генерал от инфантерии Отто фон Ляш. Его штаб размещался в бетонном бомбоубежище в центре города. В наши дни оно превращено в музей Блиндаж-бункер Отто Ляша.

Честно говоря, я бы не стал особо сильно рекомендовать данный музей к посещению. В бомбоубежище вдоль единственного очень узкого коридора (даже десяти человек в нём тесно) расположены комнаты, в которых представлена тематическая экспозиция. По большей части она состоит из текстовых плакатов и нескольких реконструкций исторических интерьеров.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

После войны северная часть Восточной Пруссии отошла к СССР. Конечно встал вопрос о переименовании города. Чтобы почтить память умершего 04.07.1946 М. И. Калинина город было решено переименовать в Калининград чтобы почтить память о нём. Хотя Калинин не имел никакого отношения ни к Кёнигсбергу, ни к новоявленному Калининграду. А одну из центральных площадей, Ганза-Плац, переименовали в Площадь Победы.

В конце прошлого века на площади началось строительства храма Христа Спасителя. Рядом с ним построили часовню Петра и Февронии, а в центре площади установили триумфальную колонну.

Как Кёнигсберг Калининградом стал

Такова история переименования города Кёнигсберг в город Калининград. О других достопримечательностях города можно прочитать в моём предыдущем рассказе.