Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 6:21

Карпинск — Россия Июль 2020

Лето на Урале расщедрилось — в виде компенсации за холодный июнь получайте рекордные 33 — 35 градусов! Что ж, надо пользоваться подарочными бонусами. Вот только куда съездить на выходных? Берега озёр и речек плотно оккупировали ковид-диссиденты, заполнив своими телами каждый квадратный метр любого пляжика. Лес? Тоже не вариант — по такой жаре моментально превратишься в десерт для слепней и оводов, если только не облачен в амуницию для бактериологической войны. Остаётся один вариант — горы, причём самый высокий массив в области. Поехали!

Пятница, время к обеду. Трасса на север пока пуста — утомленные жарой офисные работники лихорадочно доделывают свои дела, а их железные кони ещё отдыхают в стойлах на парковках или мирно щиплют уничтожают травку на зелёных газонах. Поэтому нам удалось избежать игр в шашки в традиционных пробках на выезде из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Да и фур — дальнобоев не видно — ограничили им проезд днём по плавящемуся асфальту. А вот жара по пути на север не отступала. На заправке в 350-ти километрах от столицы Урала циферки на наружном табло показывали зловещие +41°. Правда, заправщица «успокоила» : «Не, термометр неправильный. Сейчас 37…»

Почти 500-километровый пробег прошёл легко. Вот и Карпинск.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Появились первые дорожные указатели нашей цели поездки.

Только с горами немного повременим. Такие красивые церкви не часто попадаются!

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы во второй половине 18 века построили на средства основателя Богословского медеплавильного завода Максима Походяшина. Немалые, видно, средства были им выделены, раз решил потягаться с самими Строгановыми. За пример была взята Иоанно-Предтеченская церковь Соликамска в уральском стиле.

В 1776 году Введенский собор был освящен.

Вплоть до 30-х годов прошлого века никаких особенных катаклизмов с собором не происходило. Так, небольшие перестройки, почти не затрагивающие первоначальный облик храма. А в 1930-х началось… Собор закрыли, священнослужителей репрессировали, колокола и утварь реквизировали. Вот только строили нанятые заводчиком Походяшиным мастера на совесть, на века. Попытка сровнять с землёй храм не увенчалась успехом — после двух мощнейших взрывов только рухнула 50-метровая колокольня. В 2010-х годах началась реставрация. На фотографиях на сайте соборы.ру видно, что уже в 2013 году храм принял свой нынешний облик.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Я человек, спокойно относящийся к религии. В церквях мне интересна художественная составляющая. Введенская церковь в Карпинске, как говорится, легла на душу. Спокойно и умиротворенно здесь… Ну, во-первых, что очень важно для меня, нет шипящих теток-богомолиц, следящих за каждым твоим шагом. Выстиранные и выглаженные платки и юбки для случайно проходящих — проезжающих лежат аккуратными стопочками у входа. Несмотря на вечер, смотрительница не подгоняла, мы не спеша осмотрели и старинные иконы, и сохранившиеся фрагменты росписи, которые аккуратно были выделены на свежевыкрашенных стенах и потолке.

Такая вот неожиданная и приятная встреча у нас состоялась. Ведь до этого дня ни сном ни духом не ведал об этой церкви.

А вот чего я всегда жду — это появления перед тобой гор. Хоть это Уральские, хоть Тянь-Шань, хоть Кавказ, но первый вид на них всегда оказывается неожиданным. Едешь себе спокойно, и тут за поворотом — бац!.. Вот и в этот раз громада Косьвинского Камня

и зубчатая вершина Серебрянского

как по взмаху волшебной палочки возникли в синей вечерней дымке.

Вот и долгожданный поворот на дорогу, ведущую практически к подножью Конжаковского Камня. Небольшой экскурс в прошлое.

В давние времена у подножья самой высокой на сотни верст в округе стояло жилище вогула Конжакова. Видать, знатный был охотник, раз гору назвали в его честь. В начале 18 века в окрестностях Конжаковского массива нашли медную руду. Медеплавильные заводы заработали в Ляле, Богословске (ныне Карпинск). Экспедиция Русского Географического общества в 19 веке сделала первое описание Конжаковского Камня. Тогда же и была определена его высота — 1569 метров. После всех территориальных делений получилось, что сейчас Конжак — высшая точка Свердловской области.

Не знаю точно, когда начались регулярные восхождения туристов на гору, но с 1996 года от точки у подножья, неподалёку от автодороги на Кытлым, к вершине отмаркированы 21 километр, и в первую субботу июля проходит Международный горный марафон «Конжак».

Так бы и добирались туристы до вершины по этой марафонской дистанции, но в 2017 году предприятие «Дуниты Среднего Урала» построило технологическую дорогу к месторождению дунитов на Иовском плато. Может, чтобы немного погасить разгоревшиеся страсти «Загубят! Испоганят! Лишат красоты!» в летнее время был разрешен проезд всем по этой дороге. Вначале сюда совались только на внедорожниках, теперь же… Я только спорткаров не видел. И получается от Иовского плато до вершины Конжака 4 с небольшим километра…

Итак, мы свернули с отличного асфальта на «дунитку». Забегая вперёд, честно скажу, что грейдер этот получше, чем на иных «направлениях» к Богом забытым поселениям в глубинке.

Вначале дорога идёт среди хвойных деревьев. Преобладают кедры. Но, понятно, они не такие, какими мы их видим в тайге. Все-таки горы, и каждое деревце борется за существование с ветрами и скалами, обнимая порой мощными корнями огромные валуны.
Вот и первая смотровая. Отсюда открывается первый вид на Косьвинский Камень.
Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

А за поворотом… Практически все вершины Конжаковского горного массива в вечерней синей дымке. Южный Иов (1311 м), Трапеция (1253 м), Северный Иов (1263 м), Серебрянский Камень (1311 м) и многие другие.

Чётко прослеживается граница растительности. Вроде только за поворотом был хвойный лес, а здесь уже — практически тундра.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Редкие березки и ели в борьбе со стихией стали стлаником, поднимаясь вверх не больше, чем на 1,5–2 метра.

На склонах царствует курумник, закрытый в тени остатками сугробов.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Вроде лето подошло к экватору, да и высота гор не такая большая (1000 с небольшим метров), а некоторые снежники только-только пустили первые «слёзы».

Слезки эти собираются в ручейки и, по только им ведомым и веками проторенным направлениям, стекают вниз, образуя порой небольшие водопадики.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Дорога тем временем стремится все выше и выше, серпантином огибая огромные скалы.

Вот и «конечная». Машин на обочине пока немного, можно выбрать место для стоянки.

Судя по номерам, география довольно обширна. Кроме местных — Пермь, Челябинск, Тюмень, Югра, Башкирия, Курган.

После непродолжительной борьбы с ветром на полянке среди камней временное жилище установлено.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

В-основном же, народ не заморачивается — ставят палатки где попало на огромной поляне, покрытой тундровой растительностью.

Солнце, позолотив голые вершины окрестных гор, почти скрылось. Нет, не за вершинами, а в толще надвигающейся с запада синей полосы.

Второй звоночек… Первый прозвенел в дороге, когда прилетела смс-ка от МЧС о грозах и шквалистом ветре. Перестраховываются… Ан нет — угадали на этот раз синоптики хотя бы с ветром! Ранним утром горы показали своё «я». В лагере хозяйничал ветер (пусть и не ураганный), все окрестные вершины были покрыты облаками.
Интернет отсутствовал напрочь, и дальнейших перспектив в погоде было не узнать. Движухи среди палаток пока не наблюдалось, да и по планируемому маршруту на склоне было видно лишь четыре маленькие разноцветные точки. Забросив в рюкзак воду и мало—мальский перекус, двинулись и мы.

Конечно, Конжак не требует от восходителей альпинистского снаряжения, но и лёгкой прогулкой путь к вершине я бы не назвал. Курумник — вот основная сложность. Приходится выверять каждый шаг среди этого каменного хаоса.

Первые 100 метров от безымянного ручья, в который стекались тоненькие ручейки с гор,

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

проходили по тундре. Редкие деревца боялись голову поднять от земли, каждой веточкой цепляясь за мхи и расщелины в камнях.

Незабудки — лютики с очень скромными соцветиями прятались между камней.

Сами же камни, покрытые там-сям разноцветными пятнами лишайников, были похожи на поверхность пола после небрежной работы маляров.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Вся эта скудная растительность заканчивалась у курумника, резко уходящего вверх. На этой границе начиналось плотное облако, которое шевелилось и дышало.

Ну точно, как у Стивена Кинга в «Тумане»… Внутри этого облачного тумана скальник просматривался метров на 10. Первый курумник был преодолен, и едва уловимая по потертостям на камнях тропка пошла вверх вдоль снежника. А тут и из облака вынырнули. Красота!

Все Иовское плато под нами укрыто молочной пеленой, где-то и лучники солнца освещают склоны. Но как в слоеном пироге — выше опять облачность, и, похоже, нет ей конца. Один плюс — в этом безоблачном слое мы вышли на трассу «марафонки», отмеченную вешками с красными флажками. И на одной из вешек стояла метка — 18.
Значит, нам до вершины осталось всего ничего — 3 километра. Дальнейший путь был в густом тумане, от одного флажка до другого.
Через километр встретилась первая четверка, уже шедшая вниз. А ещё через километр буквально вляпались в верховое болото.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Из-за отсутствия видимости и опасения сбиться с маршрута, пришлось топать по этой противной жиже. И вот послышалось хлопание на ветру какого-то полотнища. Звук этот становился все ближе и, наконец, в тумане можно стало различить огромный камень с установленной на нем треноге с бешено развевающимся на ветру флагом России.

Ура! Дошли! Небольшая сравнительно ровная площадка у основания 4-5-метрового камня вся уставлена каменными пирамидками.
Но не они привлекают первое внимание. Огромный металлический помяненный крест погнулся от бешеных ветров, хозяйствующих здесь.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Какой он по счёту? От предыдущего рядом осталось только напоминание в виде забетонированного металлического профиля в скале. А первый крест, деревянный, был установлен здесь ещё в 1853 году экспедицией РГО. Здесь., на злющем ветродуе, было удивительно увидеть цветы, прижившиеся в расщелине.

Скажу честно — Конжак я не покорил… Эти 5 метров гладкой каменной поверхности показались слишком рискованными для меня из-за ураганного ветра, буквально сбивающего с ног. Но на вершине Конжака я был!

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Спуск с вершины я бы назвал «игрой в ассоциации». Где-то через километр нам навстречу поднималась группа молодёжи. Утренние приветствия., вопросы — ответы. Как там? Облако, ветер… И после фразы кого-то из парней -А у нас девчонки платья взяли… , я расхохотался. Но не вслух, чтобы никого не обидеть. Вспомнил, как Наташа Семчина в своих рассказах о походах по Кавказу писала, что почти в каждой группе непременно находилась хоть одна девочка с длинным красным платьем для фотосессии в горах. А здесь, с таким ветром… Если только фотосессия в стиле Мэрилин Монро у вентиляционной решётки. Потом дистанция между группами восходителей начала сокращаться. 100 метров, 50… И вот уже практически вереница друг за другом.

Тут же опять ассоциация. Вспомнилась фотография в Сети, где нескончаемый поток альпинистов рвётся на Эверест.

Казалось бы — откуда столько народа? Вынырнув из облаков и посмотрев на Иовское плато, я обомлел. По обочинам дороги машин стояло раза в 3 больше, чем когда мы ушли к вершине. Не сфотографировал — жутко хотелось горячего кофе, а каждая остановка оттягивала это действо. Правда, в машине нас ждал облом. Кипяток в термосе остыл, а разжечь газовку не представлялось возможным из-за ветра. И ведь не укрыться от него! Он дул одновременно со всех сторон. Быстренько собрались и вниз. На последнем повороте остановился. Облачность стала уходить, открылось голубое небо. И только Конжак никак не хотел снимать свою шапку.

На этом наше короткое путешествие в горы не закончилось. В окрестностях Косьвинского Камня меня ждало небольшое дельце. Вернувшись с «дунитки» на асфальт, через пару километров остановился. Странный указатель.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Что за цифры? Может, они указывают сколько до стартовой позиции «марафонки», которая начинается здесь?

Вот и посёлок Кытлым.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

У подножья Косьвинского Камня в конце 19 века были найдены россыпи золота и платины. При платиновом прииске посёлок и образовался. Сейчас здесь больше военных, чем старателей. Вокруг Косьвенского Камня ореол загадочности. Говорят, что внутри горы военные построили какой-то супер секретный объект.

Но меня интересует не он. Гора эта стоит почти на границе Европа — Азия. И вот к очередному столбику труба меня и зовёт. На сравнительно неплохой лесной дорожке

я воочию убедился, что тема обелисков Е-А близка не только мне. Километров 12 до знака мы «преследовали» кроссовер, который в итоге остановился в нужном нам месте. Зафиксировав свой «трофей»,

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень
развернулся, но на обратном пути дважды останавливался, разъезжаясь с серьезными внедорожниками. И да — в переброске парами фраз выяснялось, что и они к знаку едут.

После выезда из леса оказалось, что небо практически расчистилось от облаков. Над загадочным Косьвинским Камнем сияла голубизна.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень

Все Бугры за Кытлымом были как на ладони — и Чёрный, и Первый, и Второй, и Третий.

Зубцы Серебрянского Камня можно было пересчитать.

Каменный Пояс. Гора Конжаковский Камень
И только Конжак был невидим из-за стены леса вдоль дороги…