Турист Ирина (dualia1)
Ирина
была 22 апреля 2023 21:59

Петергоф — Россия Июнь 2009

Петергоф (часть 1 — Дворцы и парки)

«Праздник, который всегда с тобой!». Так сказано о Париже, но для меня эти слова в полной мере отражают именно Петергоф.

Петергоф — «Столица фонтанов»! Я была там раз десять, не меньше, и готова побывать еще столько же. Удивительное место, в котором ощущение какого-то безоблачного, беззаботного счастья не покидают меня ни на минуту.

Петергофский дворцово-парковый ансамбль расположен на южном побережье Финского залива. Строительство летней царской резиденции началось в1705 г., пятью годами позже получившей название Петергоф. Торжественное официальное открытие «Питергофа» (по голландски — «двор Петра»), состоялось летом 1723 года. В целом же работы по сооружению ансамбля продолжались еще около двух столетий.

Основателем и первым творцом Петергофа был Петр I, который на освобожденных от шведов землях решил создать загородную резиденцию, подобную Версальской. В Петергофе трудились выдающиеся европейские и российские архитекторы, скульпторы, инженеры, садовые мастера. По их проектам на пустынном берегу залива в кратчайшие сроки был создан поистине райский уголок с четырьмя изящными дворцами, на которые сориентированы главные аллеи роскошного регулярного парка, занимающего площадь102,5 га. Главной достопримечательностью парка стала фонтанная система, созданная русским инженером — гидравликом В.Туволковым. В отличие от фонтанов в Версале, которые работают только 3–4 часа в сутки, наши работают бесперебойно — с 10 до 18ч., каждый день с мая по сентябрь.

В настоящее время в Петергофе открыто несколько дворцов и павильонов: Большой дворец, Монплезир, Эрмитаж, Марли, Екатерининский, Фрейлинский и Банный корпуса, Царицын и Ольгин павильоны, Дворец Коттедж.

Большой дворец, является центром Петергофского ансамбля. Он высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в три этажа, с галереями, со сверкающими позолотой куполов.

Петергоф (часть 1 – дворцы и парки)

У подножия — смотровая площадка, а под ней — внушительных размеров декоративный грот, обрамлённый водопадными лестницами и золочёными статуями. Великолепным пьедесталом дворцу служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум низвергающейся воды — все создает ощущение грандиозности, праздничного торжества.

Дворец и снаружи и внутри поражает своей роскошью и изяществом. Его интерьеры изысканы и великолепны.

Вот и мы, поднимаемся по роскошной золоченой парадной лестнице в Танцевальный зал, восхищаемся его роскошью; умиляемся, глядя на альков Куропаточной гостиной; любуемся китайскими шелками Диванной комнаты; удивляемся сохранённому английскому сервизу в Белой столовой; очарованно рассматриваем личные вещи императрицы.

От Большого дворца к заливу протянулся Морской канал, через который перекинуты мостики. Вправо и влево от канала расходятся аллеи.

Петергоф (часть 1 – дворцы и парки)

На одной из аллей памятник основателю Петергофа — Петру I. Копии этого памятника есть в Санкт-Петербурге, в Таганроге, и в моём родном — Архангельске)).

Дворец Монплезир (по-французски — «мое удовольствие») расположен на самом берегу Финского залива.

Перед фасадом дворца раскинулся уютный садик с цветниками и фонтанами.

Рядом с Монплезиром можно увидеть одноэтажные здания с шатровой четырёхскатной крышей. Это Банный корпус.

Петергоф (часть 1 – дворцы и парки)

В 1748 году по проекту Растрелли на месте небольшой деревянной петровской мыльни соорудили новую, тоже деревянную, где была установлена хрустальная ванна, вкладывавшаяся в медный футляр. В 1765 году для Екатерины II начали устройство бассейна с подъёмным дном, в который из залива поступала морская вода. Помимо комнаты с бассейном и душем в Банном флигеле находились помещения для холодной ванны и русской с полками (там очень приятный запах дерева, которым полностью отделано это помещение), Туалетная и прихожая. Жене Александра ΙΙ — Марии Александровне (которая была слаба грудью, так называли в то время заболевания легких) доктора прописали лечение контрастными ваннами, и она практически ежедневно принимала здесь эти процедуры. В 1865 — 1866 годах на месте старого деревянного флигеля был заново отстроен каменный.

С восточной стороны к банному корпусу прилегает небольшой Китайский садик, в пейзажном стиле. Отсюда открывается прекрасный вид на залив. Небольшой ручеёк с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, извилистые дорожки, цветные клумбы, придают Китайскому садику особый уют и живописность.

Силуэт дворца Марли виден издалека (название Марли на манер резиденции французских королей в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Петр Великий посетил во время своего пребывания во Франции). Сравнительно скромный, но изящный фасад с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток, как сказочное видение, отражается в спокойной глади пруда.

Петергоф (часть 1 – дворцы и парки)

Искусственно созданные водоемы, помимо эстетических целей, преследовали и чисто хозяйственные задачи. Здесь содержались караси, сазаны, карпы, судаки. Вот и сейчас заплатив, можно самому поймать рыбу, а потом вам её приготовят (удовольствие не из дешевых). От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток.

Павильон Эрмитаж стоит на берегу моря. Это стройная двухэтажная постройка — первый в России Эрмитаж. Особую легкость сооружению придают огромные окна-двери, сквозь которые свободно льется свет. Здание окружено глубоким рвом, через который перекинут легкий мостик.

Эрмитаж, что в переводе с французского означает «место уединения», создавался для узкого круга лиц, самых близких друзей хозяина. На втором этаже находится стол на четырнадцать персон, который оснащен подъемным механизмом (блюда на стол выставлялись на первом этаже, а затем уже сервированный стол поднимался на второй этаж к гостям).

Кроме Нижнего парка, в Петергофе есть Верхний парк, который находится с противоположного фасада Большого дворца, вход туда бесплатный. Здесь перед дворцом располагаются два симметричных квадратных пруда. В центре Верхнего парка находится фонтан «Нептун».