Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Тургенево — Россия Май 2018

Автомобилисты — народ глазастый, особенно в отношении придорожных знаков. Порой пассажиры не замечают пролетающее мимо них, а водитель тщательно собирает визуальную информацию. Так было и с Бежиным лугом и деревней Тургенево. Когда мы проехали мимо указателя на Бежин луг, то мы с тётей даже не обратили внимания, а мой дядя, сидевший за рулём, эту информацию в памяти зафиксировал. Когда мы вернулись в Тульскую область из Спасского-Лутовиново, то решили заехать на Бежин луг в продолжение тургеневской темы.

Дорога несла нас вперёд, но вот впереди показались золотые купола.

Каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы существует с 1784 года. В 1795–1806 годах была перестроена Николаем Алексеевичем Тургеневым (1749–1833) — дедом Ивана Сергеевича Тургенева. Хотя оба придела церкви были освящены в 1807 году, но долгое время храм оставался внутри неотделанным, окончательная отделка храма завершена лишь в 1861 году. В 30-е годы прошлого церковь была закрыта. В здании побывали клуб, во время Великой Отечественной войны -госпиталь, затем зернохранилище и клад едких удобрений. Долгое время она выглядела неопрятной и разваливающейся. С 2006 года идёт восстановление храма.

В поисках Бежина луга

Но золотые купола уже подняты над церковью.

Мимо храма мы проехали и у становились возле ограды музея Историко-культурный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Бежин луг».

В поисках Бежина луга

За оградой разместился музей в здании бумажной фабрики, которая была построена в 1833 году, а закрыта примерно в 1861 году не выдержав конкуренции с гигантами бумажной промышленности.

Небольшой музей нам понравился, я даже хвалебный отзыв написал в книге для посетителей. Здесь же мы приобрели несколько сувениров на память.

В здании бумажной фабрики некоторое время жил Иван Сергеевич Тургенев, здесь он написал несколько охотничьих рассказов, ибо даже ничего придумывать не надо было и писатель описывал реальные случаи из жизни. В некольких километрах от Тургенево находится Бежин луг, прославленным Тургеневым в одноименном рассказе, который был начат здесь же.

Село Тургенево было основано Николаем Алексеевиемч Тургеневым — дед писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В этом селе родился отец писателя — Сергей Николаевич Тургенев, получивший от отца это село в наследство. После его смерти село перешло к брату Ивана Сергеевича — Николаю Сергеевичу Тургеневу.

К слову, число жителей с тех пор катастрофически уменьшилось в Тургенево. Если в 1857 году проживало здесь 272 человека, а в 1915 году — 400, то по переписи 2010 года — только 37 человек. Село Тургенево потеряло свой статус, превратившись в деревню.

По выходу увидели невдалеке от ограды старорежимный столбик с надписью «Музей»

В поисках Бежина луга

и покатили мимо по мокрой от дождя дороге на поиски Бежина луга. Указатель слева обнаружили, то затем чуть не заблудились. Уткнулись в какую-то деревню, затем снова выехали на грунтовку, но в какой-то момент решили остановиться. Вокруг бущевала весна, своей зеленью заполоняя равнину.

Решили по раскисшей дороге дальше не ехать,

устроив небольшую фотосессию.

До Бежина луга оставалось всего ничего, он был в нескольких километрах за купами деревьев,

В поисках Бежина луга
но машину подвергать дополнительным испытаниям водитель не хотел.

На обратном пути, когда мы въехали в деревню Тургенево, я попросил оставиться, увидев издалека памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу.

В поисках Бежина луга

Памятник оказался справа по движению и я пошел по мокрой траве, чтобы получше рассмотреть памятник.

Никакой информации о дате установки бюста я не нашел, как впрочем и о здании, которое находилось позади бюста писателя и в котором расположилась местная сельская администрация.

В поисках Бежина луга

Красивая версия, что возможно это здание принадлежало предкам Тургенева подтверждения не нашла,

ведь имение Тургенева располагалось рядом с бумажной фабрикой, где ныне музей располагается.

Побывал я здесь в мае 2018 года, а 21 июля 2018 года здесь прошёл одноименный 35-й межрегиональный литературно-песенный фестиваль, приуроченный к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича. В рамках этого фестиваля невдалеке от музея был открыт еще один памятник Тургеневу.

А мы продолжили свой вояж по Тульской области.