Турист Иван Косенков (Ivan_Kosenkov)
Иван Косенков
был 6 августа 2023 19:56

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Эль-Джадида — Марокко Январь 2018

Финальный материал серии отчётов из самостоятельного автопутешествия по Марокко в январе 2018. Предыдущие части: Шефшауэн, Фес, Сахара, Страна берберов.

Обратите внимание на видео по ссылке ниже, оно круче передаёт дух того приключения, которое мы пережили тогда.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Ещё при планировании трипа мы решили что нужно обязательно заехать в Айт-Бен-Хадду, одну из самых аутентичных и впечатляющих достопримечательностей Марокко. Огромная древняя глиняная крепость послужила декорациями для Игры Престолов и ещё кучи других фильмов и сериалов.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Самое крутое, что на Букинге можно забронировать номер внутри самой крепости за довольно вменяемые деньги, что мы и сделали заранее.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Сразу после заката мы доехали от Уарзазата до парковки в деревне рядом с Айт-Бен-Хадду. Нас встретил парковщик в джеллабе и сообщил нам, что к самой крепости проезда нет и нужно идти пешком. Он довёл нас до границы деревни и показал теряющуюся в сумерках тропу по руслу полупересохшей реки. На другом её берегу возвышалась крепость. В итоге мы впотьмах перебирались по мешкам с глиной через ручьи, пока не оказались у входа в ксар.

Крепость возвышалась над нами, тёмная и тихая. Мы подошли к огромным крепостным воротам (примерно туда, где в «Игре Престолов» толпа освобождённых рабов Юнкая носила на руках Дейенерис Таргариен, называя её «миса») и постучали в дверь массивной колотушкой. В ответ на наш стук, показался привратник, одетый в традиционные одежды со свечами и проводил нас в крепость.

И тут мы поняли что ни вайфая, ни даже электричества мы не дождёмся — вся крепость освещалась при помощи свечей, как сотню с лишним лет назад.

Возле входа в наши апартаменты, привратник выдал нам пачку свечей и спички. Свечи вставляются в ниши в глинобитных стенах или подсвечник чтобы гулять по крепости.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Конечно, такой степени аутентичности мы совершенно не ожидали. Мы реально как будто прокатились на машине времени и попали в средневековье. Никакого электрического освещения, люди в древних одеждах. Казалось, что за нами в крепость вот-вот войдёт транссахарский караван с верблюдами. Единственное отступление от духа старины — работающие туалеты и души с горячей водой.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Мы поужинали при свечах в общей зале с другими путниками, остановившимися в крепости на ночь, обмениваясь новостями (это именно то, что ты делаешь, когда все средства коммуникации отключаются): нам сказали, что короткий путь к Марракешу через Высокий Атлас скорее всего занесён снегом и нам придётся придумывать альтернативный маршрут.

Мы легли спать, а утром нас ожидал сюрприз. За окном шёл густой снег, заносящий оранжеватую почву белоснежным покровом. Такого поворота мы точно не ожидали, отправляясь в Африку. Хозяева отеля сказали, что нам повезло — такое бывает раз в несколько лет. Потом выглянуло Солнце и мы взобрались на вершину холма, чтобы полюбоваться видом пустыни после снегопада. Снег быстро растаял, оставшись кое-где на вершинах холмов.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

На Айт-Бен-Хадду можно смело выделить половину дня чтобы как следует обойти крепость. Постройки ксара из красно-коричневой глины располагаются на склонах холма террасами, образуя лабиринт проходов. Многие дома разрушены или находятся в процессе восстановления. В некоторых живут люди, обустроены лавки, но выглядит это всё абсолютно как в старые времена. Поскольку мы были в крепости самыми первыми, нам удалось погулять по ней практически в одиночку. Ощущение погружения — великолепное, мы ни разу не пожалели, что доехали.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Следующей целью путешествия был Марракеш. Изначально мы закладывали на дорогу туда половину дня с перевалом через горы, но короткий путь через Высокий Атлас оказался закрыт из-за снежного бурана, поэтому мы решили сделать гигантский крюк через Агадир в объезд гор. В сумме вышло почти 600 километров. Мы поняли, что будем очень поздно и заранее смирились с тем, что на Марракеш у нас останется всего полдня.

Наткнулись в пустыне на заправку из фильма «У холмов есть глаза» — забавно, что американскую пустошь дешевле снимать в Марокко, чем в Неваде или Аризоне.

Какое-то время мы продвигались нормально, пока мы не доехали до мест, где прошёл снег. Стоит отметить, что наша машина, как и мы сами, была вовсе не подготовлена к такой погоде в Марокко. И не только наша — на дорогах возникли пробки и мы медленно продвигались мимо автомобильных колонн по просторам, на которых играли в снежки счастливые местные. Народ останавливал машины посреди дороги, лепил снеговиков и радовался снегу. Для нас это тоже было удивительно — увидеть побелевшую Сахару мы не рассчитывали.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Близ Агадира мы повернули на прямую автостраду на Марракеш. Там нас и застал ливень с наступлением темноты, перешедший в настоящую вьюгу. У нас, как у любых русских, был опыт вождения по зимним трассам, чего нельзя сказать о марроканцах, которые хаотично тупили на дороге. Мы едва не поседели, объезжая их на нешипованной резине по заснеженной дороге, пока добрались до Марракеша.

Наш риад находился в центре медины, промокшей от ливня. Мы оставили машину на парковке на въезде, с трудом нашли риад, а затем прошлись до площади Джамаа-эль-Фна с её заклинателями змей и факирами. Впрочем, из-за погоды на площади не было ничего интересного, и мы пошли спать.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Мы встретили рассвет на крыше с видом на медину и бродячими котами. Во внутреннем дворе риада — огромное апельсиновое дерево, так что до ветвей можно дотянуться из номера.

Мы позавтракали и отправились осматривать Марракеш.

Забавно, что каждый из городов Марокко, где мы были имеет свой цвет. Если Шефшауэн — синий город, Фес — жёлтый, то Марракеш — красный. Цвета охры преобладают в палитре города.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Особенность Марракеша — улицы медины достаточно широки для мотоциклистов, но недостаточно — для автомобилей, в отличие от Феса, где по улицам могут пройти только пешеходы и ишаки. Нам не раз приходилось уворачиваться от мотоциклов, пролетающих мимо в паре сантиметров.

С утра мы ещё раз дошли до Джамаа-эль-Фна, но поскольку мы уже довольно насытились местным колоритом, она показалась нам слишком ориентированной на отбор денег у туристов и несколько переоценённой как достопримечательность. К тому же, заклинатели змей и факиры всё время пытаются выклянчить у тебя денег, особенно если вдруг видят у тебя камеру. Поэтому и фото с неё нет. Короче, мы не получили особого удовольствия от этого места.

В общем, поскольку времени у нас было мало, да и в целом мы подустали, Марракеш мы посмотрели достаточно поверхностно, закупились сувенирами и вскоре отчалили.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Завершающим пунктом роуд-трипа стала Эль-Джадида. По идее, там есть португальский форт и колорит портового города, но мы приехали снова затемно и решили посвятить последний вечер в Марокко отдыху. Утром мы погуляли по берегу Атлантики и направились в аэропорт Касабланки.

***

В итоге, для нас Марокко стал неожиданно крутым приключением — мы не ожидали, что это место будет столь интересным, разнообразным, необычным. Мы получили идеальный баланс между безопасностью и ощущением первооткрывательства. Конечно, путешествие в таком формате — это не отдых, но впечатления от поездки с лихвой компенсируют стресс и неудобства. На наш взгляд, Марокко абсолютно достоин посещения.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Из всех мест, которые мы посетили нам больше всего понравился Фес, Айт-Бен-Хадду и Мерзуга. Шефшауэн и ущелья в районе Тингира тоже очень порадовали. Марракеш мы не оценили, вероятно потому что уже устали. Плюс, он показался нам более туристическим, чем другие города.

А вы были в Марокко? Расскажите о своём опыте в комментариях. Также, видео лучше передаёт колорит места, так что смотрите.

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Марокко: Снег в пустыне

Айт-Бен-Хадду, Марракеш, Эль Джадида, Марокко — в завершающей части видео из марроканского роуд-трипа. Ночёвка в древней крепости из «Игры Престолов», Сахара, засыпанная снегом, заклинатели змей, апельсиновые деревья внутри дома — всё это и не только в пятом видео. Подписывайтесь на канал — https://www.youtube.com/ivankosenkov чтобы не пропустить финальную часть марроканского путешествия. Подписывайтесь на Instagram — https://www.instagram.com/xg121/ чтобы следить за приключениями.