Турист Елена (apreleva1409)
Елена
сейчас на сайте

Комо — Италия Май 2014

Как всегда перед поездкой папочка с полезными сведениями в компе толстела и толстела, прирастая килобайтами. В голове теснились названия всяческих must-see озера Комо, маня названиями — вилла Карлотта, вилла Бальбьянелло, вилла Мельци д’Эрил — Монастеро — Чипресси- Сербеллони…

И, конечно же, хочется всё, и вроде бы есть возможность, только вот надо бы выстроить «цепочку» порациональнее, понять, куда и как удобнее и выгоднее добираться. В отзывах, в качестве средства передвижения чаще всего упоминаются катера, и кто бы спорил, что это для озера самый приятный вариант, но катер это медленно, т. к. у него тьма остановок чуть не в каждом прибрежном городке, и катер это недешево. Однако, если попадаешь на Комо на один день, то конечно катер и только катер, каждая вилла именно с воды эффектнее всего смотрится.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Имеются еще и скоростные кораблики — спидботы, они выручают, когда время совсем уж ограничено. Так от Комо до Белладжио долетают за полчаса, вместо двух. Но и стоят, разумеется, дороже. И фоток красивых вы со спидбота не сделаете, окна хоть и большие, но все же это не открытая палуба. Цена на спидбот меня впечатлила (на тот момент 14,80), сказала себе, что уж ЭТО ни в жизнь! (А про «никогда не говори никогда» забывать ой как не следует))).

Если же дней на берегах Комо предполагается несколько, вполне можно отдать предпочтение транспорту в разы более дешевому и быстрому, то есть автобусам, сеть которых развита достаточно хорошо. Принадлежат они компании ASF Autolinee, ее сайт — http://www.sptlinea.it. На сайте можно посмотреть маршруты и расписание, которое — диво дивное! — соблюдается.

Автобусный билет до Белладжио, самого «раскрученного» городка побережья, обойдется всего в 3,45 вместо 10-ти с полтиной на обычнм катере, радует и выигрыш во времени, дорога займет примерно час.

Автостанция в г. Комо находится рядом с ж-д вокзалом Комо Лаго. Мне было очень удобно то, что почти все «интересные» автобусы останавливались также у вокзала Комо Сан-Джованни, т. е. в трех минутах от отеля . Остановка у станционного бара, здесь же можно купить билеты.

Самый длинный маршрут — № 10 Комо-Колико: от одного из нижних лучей озера — «звезды» до самого верха. До Колико я не добралась, но этот автобус останавливается во всех городках западного берега и именно на нем можно доехать до Ленно (вилла Бальбьянелло) и до Тремеццо (вилла Карлотта). Только надо учесть, что этот № 10 существует в двух вариантах, один из них, который вот именно до Колико, идет высоко в горах, не заезжая в городки первой половины пути. И для того, чтобы попасть в них, нужно чтоб на «лбу» имелось уточнение Menaggio. На посадку оба автобуса подаются один за другим.

Дорога до Ленно не слишком живописна (вот до Белладжио — да!), т. к. берегов озера с нее почти не видно, но зато можно совершить что-то вроде экскурсии по побережью, поглазеть на улочки, дома, сады. Час пролетает незаметно.

Я, как экземпляр вечно обо всем волнующийся, пыталась нарыть в Инете карты городов центральной части озера, дабы не заплутать, но это абсолютно лишнее: городки настолько малы, что блуждать там просто негде. Ну, может быть, иногда стоит иметь представление, направо или налево по берегу к искомой достопримечательности надо шагать.

В Ленно, к вилле Бальбьянелло, идти направо (ежели лицом к озеру стоять).

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

В городке в этот день была ярмарка — чего только не продавали! От продуктов и сковородок, до одежды и пляжных сумок. Сковородки мне не требовались, одежки не впечатлили, хотелось скорей оказаться на вилле.

Попасть туда можно либо на водном такси — 7 евро туда-обратно, либо по плавно поднимающейся вверх от бухты дорожке (за проход по ней денег не берут))). Идти минут 15. По понедельникам и средам вилла закрыта. Пешеходная дорожка доступна по вторникам, субботам и воскресеньям.

Сначала одна калиточка, небольшой подъем, тут же деревянный стол и лавки, плюс отличный вид на Ленно. А потом еще калиточка — и замок!!! Да что ж такое-то? Вроде вторник… Неподалеку от калитки железные автоматические ворота, знаю, что с ТОЙ стороны их можно открыть, слева внизу имеется кнопка (добрые люди в сети инфу выложили))). Попыталась поискать кнопочку и с этой стороны, но тут подъехал какой-то синьор на машине, и ворота открылись. Конечно же, я просочилась внутрь… Однако дяденьке не лень было высунуться из окна, и посоветовать мне дождаться 10 часов, когда начнут ходить водные такси (а то я без него этого не знала…). Пришлось отступить назад за ворота…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Правда, вскоре в сетчатом ограждении была замечена довольно большая дыра, но вдруг там камеры?! Выведут еще под белы руки… Еще через пару минут захотелось постучать себе по голове — подошла компания граждан, полюбовались на замок, пошумели, дернули калиточку — она и открылась! А была ведь полная иллюзия, что заперто!

Тенистая дорожка, бегущая среди лиственного леса и могучих папоротников, привела, наконец, к воротам виллы. Вместе с билетом (сад, без интерьеров, 7 евро), выдали буклет … на русском языке, причем очень грамотно написанный.

Вот небольшой отрывок из него: «В конце восемнадцатого века кардинал Дурини приобрел на озере Комо мыс Лаведо и возвел в этом дышащем поэзией и далеком от суеты уголке, усадьбу для отдыха и литературного досуга. С 13 до середины 16 века здесь была небольшая францисканская обитель, от которой сохранился только узкий фасад церквушки с двумя колокольнями. После смерти кардинала в 1797 году усадьба имела два сообщающихся между собой четырехугольных здания и изящную крытую галерею, соединяющую библиотеку с музыкальным залом — Лоджию». «Последним владельцем виллы был миланский предприниматель Гуидо Монцино — человек высокой культуры, коллекционер предметов искусства и старины, страстный путешественник. Он отреставрировал усадьбу и отвел часть виллы под собранную им за долгие годы личную коллекцию. Монцино завещал виллу и прекрасный парк н амысе Лаведо, а также средства на их содержание Фонду по охране исторических памятников Италии».

Представление об интерьерах можно получить, заглянув в два салона Лоджии (и даже зайти тихонько, пока очередной группе что-то рассказывают). Мне этого было достаточно, т. к. с первых же шагов была очарована парком …

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Казалось бы совсем невелик, но совершенно волшебный!.. Т. е. человек рациональный минут так за 20 может обежать вокруг и сказать, что все посмотрел. Я же бродила по дорожкам часа два…

Восхищаясь фестонами обрамляющего тропинку плюща, вплывая в аромат чайных роз, удивляясь причудливо изогнувшимся над водой платанам…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Только покажется, что вроде уж здесь-то точно была, как тут же будто слышишь шёпот: «а спустись-ка по этой вот лестнице.». Повинуюсь и оказываюсь в очередном тишайшем уголке, с уединённой скамейкой, и потрясающим видом на озеро…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Какое счастье, что могу никуда не торопиться и вволю побаловать себя погружением в эту гармонию, поэзию, идиллию…

Колонны и стены Лоджии покрыты, где сплошь, а где причудливыми завитками, вьющимся фикусом. В голове не укладывается, но уверяют, что все это буйство идет от одного корня, а растению 200 лет! Дай Бог ему и дальше здравствовать!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Мне кажется, парк этот творение уникальное, т. к. его невозможно «определить» в какую-либо категорию. Вроде бы ровно подстриженные газоны, но не регулярный ни в коем случае, никаких прямых углов и симметрии вы здесь не найдете. Однако и английским пейзажным тоже не назовешь — просто нет пространства для создания каких-то там парковых перспектив. Зато гениально «используются» перспективы обоих заливов — Дианы и Венеры — по разным сторонам мыса.

Почему-то здесь немноголюдно (как в «Карлотте», к примеру). А те группы, что время от времени появляются, галопом влекутся гидом по парку и быстренько исчезают. И это великое благо, т. к. толпы этой совсем небольшой вилле противопоказаны …

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Возвращаюсь в Ленно; по-прежнему работает ярмарка, но теперь уж вовсе не до нее, еще витаю где-то там — на дорожках виллы Бальбьянелло…. А вот самим городком любуюсь: очень приятная набережная, конечно же вся в ресторанчиках. Имеются здесь и небольшие пляжи, что в сезон ценно, т. к. возможность купаться прямо в озере, а не в бассейне, есть на Комо далеко не везде.

Хорошо, что не надо мне сейчас отыскивать никакой транспорт, т. к. до Тремеццо собираюсь идти пешком. Да-да, всезнающая Сеть выдала чрезвычайно завлекательную информацию о существовании так называемой «Зеленой тропы» вдоль и над западным берегом Комо от Колонно на юге до Каденабии на севере. Общая ее протяженность 10 км.

Десять мне ни к чему, но три от Ленно до Тремеццо непременно! Источник в сети называл прогулку «ленивой и приятной», т.е не воспользоваться грешно))).

Далее началось приключение под девизом «Вспомним детство золотое». Наверное, не только мне памятны «походы за сокровищами» в пионерском лагере, когда надо было отыскивать подсказки и указатели где-нибудь в лесу. Вот и тут то же: главное не пропустить стрелочку на проселке в горах. Разочек я все-таки свернула не туда, но зато прошлась по улице какой-то деревеньки, среди очень небедных домиков с ухоженными лужайками. В населенных пунктах проще, тут путь указывают металлические кругляши, утопленные прямо в плитки дороги, на коих на смеси «французского с нижегородским» начертано «Greenway del Lago di Como».

Панорамы озера по пути — ах, даже притом, что в этот день была весьма ощутимая дымка и тучки местами.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Очень хорош вид на Больведро, который почти все время где-то вдали возникает.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

В конце концов, в этот самый городок с горы вы и спуститесь, оказавшись у изящной решетки виллы La Quiete, которую запросто можно спутать с первого взгляда с Карлоттой. Только вот народу возле нее нет совсем.

Тропа приведет вас и в очень симпатичный парк Оливелли с интересным фонтаном: шалуны-путти оседлали дельфинов и «заставляют» их лить воду на некую застенчивую нимфу.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

А дальше — два шага и вы в Тремеццо. Не ошибетесь, т. к. громаду Гранд Отеля не заметить нельзя. Построена эта махина в 1910 году, и почему-то зовется «one of the finest lake side hotels». Ох, не знаю, по мне так ничего выдающегося — слишком велик! Давит прямо. С воды еще ничего, а когда стоишь на берегу, его даже не сфоткать, настолько огромен. Зато Феррари у входа))).

Ну, а коли Тремеццо, значит добрались и до виллы Карлотта! 9 евриков в кассу — benvenuti!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Парадный вход, знакомый наверняка каждому, кто хоть чуточку вопросом интересовался, хорош и настраивает на ожидание совсем уж какого-то великолепия.

Роскошный «букет» калл, обвивающие террасы розы, перголы с лимонными деревцами…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Однако фотки тут делать сущая беда — так и лезет в кадр чья-нибудь спина-макушка-рука-нога! Много здесь народа! Группы косяками! Может если с утра приехать и ничего, но днем — много!

Пройтись по залам виллы было довольно интересно (здесь билет единый).

Умилила спальня Карлотты (дочери принцессы Марианны ди Нассау), которой вилла была преподнесена в качестве свадебного подарка. Я было поначалу решила, что это детская — стены цвета пенки с клубничного варенья! И кровать совершенно девичья.

Виды из окон так и манили в парк, столько о нем читала!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Правда читала и не слишком восторженные мнения… Но я-то так люблю все растуще-цветущее! И однако же… Нет, было интересно, но я все ждала, что вот-вот откроется какая-то полянка, аллея, уголок, где будет головокружительно хорошо, а этого не случилось.

Здесь определенно надо оказаться в апреле! Самая главная прелесть парка виллы Карлотты — буйно цветущие рододендроны, азалии, камелии. Но это же лишь краткий миг, один месяц весны! Наверное, совсем грустно смотреть на бесконечные кусты летом, представляя КАК это могло бы быть… Мне, в середине мая, досталась примерно четвертая часть былого великолепия, и то переживала, глядя на завядшие цветочки… Хорошо, что есть кусочек парка с совсем еще юными рододендронами, которые цветут позже, и вот там красоты было в избытке.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Еще есть азиатский уголок, с высоченным бамбуком, и уголок джунглей, где вроде бы должны цвести орхидеи. Не цвели! Может быть, к лету соизволят? Зато встретились гигантского размера розы:

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Вот виды из парка и с террасы виллы впечатлят, думается, в любое время года: Белладжио на противоположном берегу Комо, заснеженные вершины Альп над ним, а вернее ЗА ним, т. к. горы эти уже на восточном берегу другого рукава озера — Лекко. К вечеру почти растаяла дымка, мешавшая обзору…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Возвращаться собиралась на автобусе, но умудрилась не посмотреть расписание, в святой уверенности, что в пять вечера проблем быть не может. Оказалось, однако, что автобус убежал без пяти пять, следующий через два с лишним часа, причем последний! И поди-ка знай — придет или нет? Повлеклась к причалу катеров. Засада и тут: медленных до Комо уже не будет! Одни только спидботы. (А не зарекайся другой раз…) Но ночевать где-нибудь у решетки виллы Карлотта совсем не хочется. Так что покупаю билет, и жду этот самый бот, который спиииид, и который опоздал аж на двадцать пять минут! Изрядно потрепав мне нервы!

Но зато через полчаса была уже в Комо. Да еще на борту наблюдала практически балет в исполнении корабельной команды: по пути было две остановки, и только что лениво развалившиеся в креслах — с водой, кофе или просто так — молодые люди в форме, подхватывались, надевали белые фуражки и выстраивались в два ряда у трапа, встречая-провожая пассажиров аки ВИП-персон))). Кораблик отчалил, фуражки долой, мальчики падают назад в кресла. Кино! …

А картинки берегов озера Комо по пути к городу Комо хороши…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Рукав Комо — помните? утонченный и элегантный — с его бесчисленными изысканными виллами можно исследовать бесконечно, но все же имеет смысл немного переключиться и на денечек отправиться в Лекко, посмотреть, чем он заслужил репутацию «драгоценности». Благо автобус № 40 Комо-Лекко ходит несколько раз в час (только от автостанции!).

Поездка эта хороша еще и тем, что можно совершить «обзорку» по так называемому Ларианскому треугольнику — местности между двумя нижними рукавами озера Комо (а Ларио это второе его название). Мне всегда интересно наблюдать за обычной, нетуристической жизнью. Автобус потому и бегает так часто, что востребован местным населением — школьники, бабушки-дедушки, молодые мамаши — люди входят и выходят. Весь маршрут целиком, от Комо до Лекко, проехала только я.

По пути встречается и довольно крупный город Эрба, с очень красивым городским парком, и несколько городков поменьше, но тоже симпатичных, старинных.

Ближе к Лекко начинают попадаться и озера, я даже сначала в недоумении смотрела в окно, не понимая — неужели это Комо здесь такое?! Совсем без гор, с заболоченными берегами?! Оказалось, это так называемые «малые озера», даже не подозревала об их существовании!

Первая остановка в Лекко возле моста и уже там хочется выскочить, т. к. панорама справа впечатляет: горы ЕСТЬ и куда выше, чем в Комо!

Но лучше не торопиться, и дождаться следующей остановки, от нее до набережной три минуты. Дааа — простор и великолепие! Даже величие!!!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Такая сильная панорама открывается от центра набережной! В Комо горы мягкие и уютные, а здесь — чуть суровые, в мощных складках, над одной из вершин — облако, будто снежная шапка, все вокруг кажется кристально чистым.

Очень хороша колокольня церкви, возвышающаяся над бухтой, да и над всем городком. Внутри шла подготовка к венчанию, еще и на букеты полюбовалась!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

А посредине бухты обнаружилась золоченая статуя какого-то святого, и даже еще не рассмотрев, угадала, что это Св. Николай, покровитель путешественников среди прочего! Хорошее место бросить монетку…

Набережная здесь ооочень протяженная, я прошла ее всю, любуясь окрестностями.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

А еще в Лекко целая флотилия лебедей — одиннадцать! С булочками все то же самое, что в Комо. Был подмечен один бедняжечка, которому вечно булочки не доставалось. Конечно же прониклась, улучила момент, когда «злодеев» рядом не было, и скормила ему весь хлеб со своего сэндвича.

Вообще лебеди здесь вредноватые какие-то: плавает, например, красавчик спокойно, рядом — вроде бы тоже спокойно — другой, и вдруг этот другой, ни с того, ни с сего со всей силы долбит клювиком первого в спину! А еще через какое-то время весь народ на набережной схватился за фото-видеотехнику, т. к. «благородные доны» устроили такую живописную драку!!!

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Очень красиво было, и, слава богу, никто не пострадал))).

В Лекко было съедено едва ли не вкуснейшее за эту поездку мороженое. Подозреваю, что заведение славится, т. к. туда вслед за мной привели целую группу американских пенсионеров. Мои два шарика — вишнёвое и миндальное — были фантастически хороши!

В улочки городка, конечно же, заглянуть следует — прелесть! Особенно та, что идет от той самой церкви.

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

А потом можно вновь вернуться к набережной, и провести сколь душе угодно времени на одной из множества скамеечек в созерцании КРАСОТЫ…

Комо – в поисках сокровищ западного берега и вираж в Лекко

Почему-то мне кажется, что Комо надо постигать неспешно… Я бы всерьез опасалась знаменитого «синдрома Стендаля» (который не только в музеях можно заработать), если бы попыталась все великолепие озера охватить одним днем… Так что продолжение следует…