Турист larabi
larabi
была сегодня 0:07

Слоуп в Чехах — Чехия Июнь 2020

Вы слышали про Слоуп? Про чешский скальный замок Слоуп?

Слышали, но не были. Вот и я, года два назад собирала информацию для поездки к Органу Дьявола, а наткнулась на Замок Слоуп (Skalni hrad Sloup).

Считается, что замок Слоуп — одна из редких малоизвестных достопримечательностей Чехии. И находится он недалеко от границы с Германией, в 99 километрах от Дрездена. За два года времени для поездки не нашлось, т. к.
— в зимние месяцы он закрыт,
— в апреле и октябре он открыт с 9:00 до 16:00 по выходным и государственным праздникам, а для посещения в будни требуется предварительное бронирование,
— в мае и сентябре время работы с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме понедельника,
— с июня по август — с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Раньше, летом, мы ехали к морю, но теперь, после карантина, первую пробную вылазку в Чехию совершили именно в замок Слоуп, ну и об Органе Дьявола не забыли.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Град находится в окрестностях Нови-Бора, в 10 км севернее Ческа-Липы, в месте, которое правильно называть «Слоуп в Чехах» (в стране есть и другой Слоуп). Адрес: Skalni hrad Sloup, Ivan Volman, Ke Hradu, 125.

«Hrad» с чешского переводится как «замок/крепость», а «Sloup» — как «столб», но когда видишь это место, то «hrad» сам собой становится мини «градом-городом». Град Слоуп представляет собой по сути совершенно отвесное скальное образование, напоминающее пень примерно 100 м в диаметре и около 33 м в высоту. Вид скалы, похожей на блинчатый пирог, очень красив и фотогеничен со множества ракурсов.

Но особенно хороший вид со скалы напротив — от Смотровой сторожевой башни (Rozhledna na Strázi).

Наверху града можно осмотреть несколько построек и насладиться видом, который в хорошую погоду открывается со Слоупа на водоём прямо под ним, на долину и на Лужицкие горы вдали.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Неизвестно, пользовались ли древние люди скалой Слоуп постоянно, но то, что они регулярно здесь бывали, доказано. С приходом славянских племён вокруг скалы стали появляться поселения, а сама скала использовалась как убежище при вражеских налётах.

Средневековое укрепление Скального града появилось в 13 веке на торговых путях для защиты от разбойников, и при строительстве было извлечено максимум выгоды из естественного ландшафта. В частности, скалу-монолит использовали в качестве первого этажа, вырубая в ней необходимые помещения, над которыми впоследствии надстраивали этажи из дерева.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Большую часть своей истории, с начала 14-го века и до начала 17-го, Слоуп был владениями семьи Берков, родственников знаменитого дворянского рода Роновских. В 1562 году Зигмунд Берка основал всего в 100 метрах от крепости «Новый дом», называемый также замком (начиная с 1733 года старый замок). Его сын Адам Берка умер в 1607 году не оставив наследника мужского пола и род пресекся.
Увы, деревянные конструкции, а с ними и постоялый двор, до наших дней не сохранились. В 17 веке замок и крепость в скале пережили самый тяжелый период своей истории. Во время тридцатилетней войны, в 1639 году, шведские войска захватили крепость. В те добрые, старые времена было неписанное правило — днем воевать, ночью спать. Коварные шведы срубили росшие рядом сосны, оставили ветки как ступени лестниц и ночью ворвались в крепость, всё сожгли и уничтожили. Деревянные постройки на вершине скалы и уже никогда не были восстановлены.
Во второй половине 17 века новый землевладелец, Граф Фердинанд Грозната, принялся за восстановление Слоупа, но уже не в качестве военной крепости, а как монастырь со своей церковью, которую можно увидеть здесь и по сей день. Семья Грозната отличалась особым почитанием святого Франциска Ассизского и прославилась своей миссионерской деятельностью. По их приказу крепость была преобразована во францисканский монастырь, чьё барочное убранство сохранилось в некоторых скальных помещениях до наших дней. В обителе находилось 6 монахов-отшельников. Каждый вырубал себе келью сам — благо, песчаник камень мягкий.
В 18 веке Слоуп снова несколько раз меняет владельцев. С 1726 Слоуп перешёл графу Кински (Josef Jan Maxmillian Kinsky) К 1782 году в пещерных скитах осталось всего лишь четверо отшельников. В том же году, по приказу императора Йозефа II, монастырь был упразднен и бывшая крепость стала чем-то вроде дачи у очередных графов, которые здесь, конечно, не жили, а только приезжали показывать гостям. Уже в 1820-х гг. Скальный град был открыт для публичного осмотра и, таким образом, стал одной из первых общедоступных туристических исторических достопримечательностей Чехии. Жилища последних отшельников были перестроены в гостевые домики.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

До 1940 года Слоуп оставался во владениях графов Кинских. После окончания второй мировой войны был национализирован и объявлен памятником культуры.

Постройки Слоупа можно осмотреть изнутри, цена вопроса — 3€ с человека.

Снизу на вершину скалы ведут 2 лестницы, прорубленные в песчаннике, одна для туристов — новая,

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

другая — старая, уже опасна, выход на нее закрыт решетками.

Старая лестница вырублена с учетом того, что по ней мог пройти только один рыцарь в вооружении — достаточно было толкнуть первого, остальные падали как домино.

Монастырские кельи, часовня, несколько искусственных пещер и любопытное вертикальное помещение с узким «бутылочным горлышком» — не то зернохранилище, не то голодная тюрьма для смертников. Если принять во внимание, что всё вырезано вручную, то помещения изнутри выглядят очень ровными и тщательно сделанными.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Особая достопримечательность бывшего монастыря — это копия деревянной скульптуры, изображающей отшельника,

и солнечные часы, сделанные другим отшельником.

Для туристов придуман незатейливый аттракцион: 4 цветных стекла — 4 времени года.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Конечно, самая интересная постройка всего Слоупа — это церковь бывшего замка, где вместо алтаря имитация Голгофы.

Раньше она была украшена драгоценными камнями, стены во внутренних помещениях были обшиты досками, камень окрашен охрой. Краска кое-где сохранилась. Всюду нишах были расположены кресты, голгофы и т. д. В церкви/костёле Слоупа и сегодня проводят свадебные церемонии и регулярные летние камерные концерты, зал примерно на 40 человек. Везде настланы деревянные мостки для туристов.

Экскурсия с гидом по Скальному городу продолжается около часа. Мы шатались без гида и даже план града по-недосмотру не взяли, но всё равно было интересно.

Аппетит мы нагуляли и приземлились в кафе под скалой. В том же здании и туристический офис(был закрыт).

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Накормили нас шницелем с молодым картофелем, я выпила кружечка пива, а дорогому, как водителю, пришлось довольствоваться кофе.

Кафешка простецкая, еду подали в разовой пластиковой посуде, напитки — в нормальных кружках-чашках. Всё обошлось в 15€, с учётом чаевых.

Подкрепившись, мы поехали взглянуть на крепость Слоуп от Смотровой сторожевой башни.

Технические данные башни:
— высота над уровнем моря — 354 м;
— высота башни, включая антенны — 33 м;
— высота смотровой площадки — 26 м;
— угол обзора со смотровой площадки — 340 °:
— 150 ступеней шпиндельной лестницы из металлических решеток;
-период строительства: осень 2010 — июнь 2011(Официальное открытие: июль 2011).

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

По идее, на башню можно подняться, но дверь была закрыта. Но и с уступа скалы вид на долину Слоуп тоже открывается прекрасный.

У подножия башни почти построили пансион с обзорной террасой ресторана.

На денёк в Чехию: Скальный замок Слоуп и Сторожевая башня

Уезжать из Слоупа в Чехах не хотелось, поэтому мы прогулялись по деревеньке, там тоже есть на что взглянуть. Думаю, на отдельный фотоальбом хватит.

Ну, пора было и честь знать, надо было ехать домой. Мимо окон машины мелькали виды чешских городов. Очень милыве домики попадались в Новом Бору (Novy Bor), жаль что не останавливались.