Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Виктория — Мальта Август 2013

Вот мы и добрались до Виктории — столицы острова Гозо. До 1897 года город именовался Рабат — именно так его назвали арабы. С инициативой переименования в честь английской королевы к Лондону обратились представители мальтийского духовенства, но простые гозоцианцы как и прежде называют свою столицу — Рабат.

Окраины Рабата погружены в послеобеденный сон. Двухэтажные старинные дома образуют сплошной ряд по обеим сторонам узкой петляющей улочки, на которой не видно ни единой души.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Традиции сиесты присущи многим средиземноморским народам и городам, ибо мозги от жары в это время дня действительно плавятся — желание работать отпадает само собой.

На улицах нет ни единой брошенной бумажки, ни единого окурка. На Гозо не бывает хулиганства и воровства. Здесь можно не опасаться за свой карман или сумочку.

Сегодня, 15 августа, на острове большой праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Рабат украшен гирляндами, флагами и скульптурами католических святых.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Многие первые христианские святые почитаются как католической епархией, так и православной.

На Гозо особенно популярен Святой Лаврентий, день памяти которого приходится на 10 августа. Выходец из Испании, Лаврентий в 258 г. был привезён в Рим, где его подвергли жестокой казни, заживо изжарив на углях. Август самый жаркий месяц, отчего гозоцианцы просят святого Лаврентия:

«Святой Лаврентий, ты сам изжарился на костре и нас хочешь изжарить. Попроси за нас Бога! Убери жару!»

Говорят, иногда подобные просьбы до Бога доходят.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Центр города у подножия холма, куда мы, стараясь находить спасительную тень, движемся вслед за гидом. Самое высокое место — цитадель. Улица к ней идёт под углом почти 30 градусов.

Гозо часто называют Островом трех холмов — именно так он выглядит с Мальты. Три холма запечатлены и на гербе острова, и на одном из них стоит бастион. Жёлтые стены нависают над городом, являясь рукотворным продолжением природной возвышенности.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Крепость много раз перестраивалась. Она имеет два входа. Более древний находится чуть правее, им пользовались ещё во времена правления норманнов.

Помню, когда я был школьником, мы раскрашивали на уроках истории контурные карты, где на первой странице нужно было отметить цветным карандашом территорию Междуречья. В советских учебниках утверждалось, что именно отсюда пошло развитие современной цивилизации. Теперь, когда появилась возможность путешествовать по различным странам мира, могу точно сказать — советские учебники мировой истории безнадёжно устарели.

Люди на Гозо живут уже 7000 лет, и крепость подлинно известно — она существовала за 1500 лет до рождения Христа. Внутри, напротив главного входа, возвышается опутанный строительными лесами Кафедральный собор.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Здесь особенно чувствуется предпраздничное напряжение.

В соборе находится шестиметровая статуя девы Марии, и сегодня ночью её торжественно вынесут для всеобщего обозрения.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

В 1693 году на Сицилии произошло страшное землетрясение, сейсмоволны которого почти полностью разрушили Рабат и его крепость, но в начале 18 века жители постройки восстановили. В крепости на месте разрушенной церкви в 1711 г. появился современный Кафедральный собор. В те годы средств на возведение купола не хватило, поэтому купол внутри только нарисован на потолке.

Поднимаемся на крепостные стены, откуда великолепно просматривается Рабат и остров. Если у нас в стране в советское время стремились к объединению города с деревней, то на Гозо подобное произошло само собой. Ухоженные поля, словно лоскутные одеяла, покрывают местность, вплотную подступая к столице и к другим городам.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Конечно, здесь нет привычных русскому человеку безбрежных просторов, ибо размерами Гозо совсем небольшой, но вглядываясь невольно понимаешь — жизнь здесь за последние 100 и даже 300 лет под корень не менялась.

Глаз не находит ни одного современного здания, ни одного торчащего башенного крана. 2-х-3-х этажные строения идеально вписаны в ландшафт.

Крепость буквально парит над островом. Её толстые стены дают ощущение уверенности, что мирная жизнь под надёжной защитой.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Увы, так было не всегда. У каждого города свои трагические страницы. Для Гозо таким страшным ударом был 1551 год. Кстати, через год русские войска Казань возьмут, и здесь можно провести параллели.

История дама своенравная — в понимании одних народов она делает на все последующие времена какого-то человека героем, но для других народов данный исторический персонаж абсолютно не приемлем.

Если у нас к таким фигурам относят Чингиз-хана, полководца Тимура и Ивана Грозного (список можно продолжить), то на Средиземноморье двойным персонажем является пират Тургут-рейс. Памятники ему стоят в Стамбуле и в Триполи, но для мальтийского архипелага Тургут антигерой на все времена.

Тургут-рейс родился в 1485 г. на территории современной Турции в семье крестьянина-бедняка. Его отец был греком, перешедшим в ислам. Принял учение пророка и сам Тургут.

В 12 лет он начал служить юнгой на флоте, постепенно постигая артиллерийское дело и искусство мореплавания. В 1517 г. Тургут в качестве канонира турецкой армии участвовал в завоевании султаном Селимом Египта.

После был бомбардиром, затем капитаном на пиратских судах. Накопив денег, купил в Александрии галеру, снарядил её самыми передовыми для того времени пушками, и начал уже самостоятельно пиратствовать на Средиземном море.

Вся последующая жизнь Тургута состоит из описания боевых действий, где хроникой перечисляются набеги на христианские поселения Средиземноморья. В море Тургут перехватывал торговые суда генуэзских, итальянских и испанских купцов, со своими отрядами неоднократно высаживался на Корсике, на Сицилии, на Сардинии, на Мальте, на Крите и конечно на Гозо.

Средневековье не зря называют «тёмным» — времена действительно были суровые. Вблизи побережья в рабство пираты хватали всех здоровых людей другой веры.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Христиане вполне официально грабили суда мусульман, соответственно, мусульманские пираты опустошали города и побережья христиан. Это было вялотекущее продолжение войны между Востоком и Западом.

Так, например, в 1518 г. знаменитый арабский путешественник Лев Африканский на побережье Туниса был разлучён с семьёй, попав в плен к сицилийским пиратам. Далее он был увезён вначале в Неаполь, а затем в Рим, где был крещён и представлен Папе Римскому. Впрочем, это немного другая история…

В 1539 г. знаменитый Тургут уже сам попал в плен, и около 4-х лет работал вёслами в качестве галерного раба. Будущий великий магистр Ордена Святого Иоанна-Де ла Валетт до этого год был рабом, но на турецких галерах. Орден его выкупил.

Эти две фигуры исторически связаны между собой, как Наполеон и Кутузов. Ла Валет для мальтийцев историческая фигура № 1. Его именем названа столица архипелага город Валлетта, где установлен памятник Великому магистру.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Считается, что будучи в плену, Де ла Валетт неоднократно видел Тургута. После, когда пират попал в плен, произошла их новая встреча.

— Теперь уже вы работаете вёслами? Это обычай войны, сеньор Тургут, — пошутил-Де ла Валетт.

— Фортуна переменчива, — сухо ответил Тургут-рейс.

Он оказался прав. В 1544 г. алжирский корсар Барбаросса имея более 200 судов, осадил Геную, где содержался его сподвижник Тургут. Условие было одно — или война, или выкуп Тургута. Посредником в переговорах выступил-Де ла Валетт, позже неоднократно пожалевший об этом.

В наше время тяжело понять, почему взяв в плен столь опасного врага, испанцы сразу его не придушили? Наверно, объяснить это можно только рыцарским отношением к ведению войны и к своему слову.

Через год после освобождения Тургут напал на Гозо, перехватил несколько мальтийских судов и вновь направился к берегам Сицилии. В 1548 г. турецкий султан назначает Тургут-рейса белербеем Алжира.

Когда в различных странах мира вам говорят, что этот памятник архитектуры построили пришедшие сюда, римляне, греки, арабы или рыцари, это несколько не верно, ибо строили всегда местные люди, но именно под руководством этих самых римлян, греков, арабов или рыцарей.

Завладевшие территорией пришельцы давали работу местному населению, или как-то обустраивали их жизнь, чем и получали поддержку. Даёте работу, улучшаете нашу жизнь — мы вас поддерживаем и что-то вместе с вами строим — наверно так можно объяснить появление в районе Средиземноморья всевозможных акведуков, театров, замков, крепостей, как и внезапное падение возникавших здесь империй.

Одним из главных достижений Тургута можно назвать захват галеры мальтийских рыцарей, которая везла в Триполи 70 тысяч золотых дукатов, предназначенных для ремонта и укрепления крепостных стен. Де ла Валетт, будучи губернатором Триполи, денег не получил. Более того, ему пришлось срочно выкупать из плена своих товарищей.

Деньги по назначению не дошли, соответственно местное население отказалось помогать рыцарям. В 1549 г. Де ла Валетт будет отозван на Мальту. В 1551 г. мусульмане нападут на Триполи, и навсегда выбьют оттуда крестоносцев. И в 1556 г. теперь уже Тургут станет губернатором Триполи.

Но это произойдёт чуть позже, ибо в 1550 г. король Карл 5 вновь пошлёт против Тургута флот Дориа. Заметим, именно этот испанский адмирал в своё время пленил Тургута. Вот и в этот раз Дориа блокировал корсаров в одной из бухт на их базе острова Джебра.

Тургут-рейс ночью перетащил волоком корабли в другую часть острова, и отплыл в Константинополь, по пути атаковав корабли, идущие на помощь Дориа, захватив 2 из них в плен.

В июле 1551 г. турки-оттоманы во главе с Тургут-рейсом и Синан-пашой подступили к Мальте. Высадившись на том месте, где сейчас стоит город Валлетта, они убедились в прочности крепостных стен Биргу, и решили напасть на Гозо.

Вот здесь мы и подошли к самому печальному. Островитяне про турецкую армаду быстро узнали, и, в поисках защиты, собрались все за стенами крепости в Рабате.

За 21 год своего присутствия на архипелаге рыцари не успели укрепить здешнюю крепость. Более того, на всём Гозо имелся всего один профессиональный воин, который и возглавил оборону.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Остров Гозо размерами 7 на 14 км, и спрятаться здесь почти негде. В поисках людей и добычи корсары прочесали весь остров, и далее приступили к осаде. Почти две недели пираты долбили из пушек по беззащитной цитадели, которая к мощному штурму была совершенно не готова.

Гозоцианцы ждали помощи с Мальты, но её не последовало. В крепости заканчивались вода и продукты, нечем было лечить раненых, некуда было хоронить убитых. Положение становилось критическим.

Мусульмане пообещали, что в случае добровольной сдачи крепости, они всем сохранят жизнь. Нужно отметить, слово своё они сдержали. Да и зачем было кого-то убивать? Люди являлись товаром. Взрослый мужчина мог работать на галерах, а красивая молодая женщина, при продаже в гарем, стоила целого состояния.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Гозоцианская Троя сдалась. Защитники города открыли ворота. Пираты под руководством Тургут-рейса погрузили почти всех их на корабли, оставив лишь древних стариков доживать здесь свой век. Хоронить убитых было некому. На острове началась эпидемия, и костлявая забрала в объятия оставшихся.

Кстати, если сравнивать события на Гозо и штурм царём Иваном Грозным Казани, русский царь после взятия города запретил татарам селиться внутри крепости, но ни о каком массовом рабстве речь не шла.

Тургут-рейс дожил до 80 лет, погибнув в 1565 г. на Мальте во время Великой осады. Вот такой грозный и опасный противник в 16 веке был у христиан на Средиземном море.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

В любом случае для турок он герой. Тургут-рейс как мореплаватель не совершил каких-либо географических открытий. Однако в Стамбуле установлен памятник, где Тургут-рейс одной рукой придерживает глобус. Его именем назван курортный район на полуострове Бодрум, откуда будущий адмирал отправился в первое плавание.

Фото из интернета

В 1551 г. в крепости оказались уничтожены все архивы, отчего мы, теперь имеем поверхностное представление об истории Гозо.

После нашествия Тургут-рейса остров почти на 50 лет обезлюдел. И лишь после поражения турок под Веной, когда миновала угроза исламского вторжения в Европу, Гозо начали заселять мальтийцы. В любом случае, до 1637 года на возродившемся Гозо существовал закон, обязывавший жителей острова ночевать в крепости.

В дальнейшем жизнь становилась всё более и более спокойной. Новые гозоцианцы уже не хотели жить в тесных лачугах, каждый день, поднимаясь и спускаясь на холм, где стоит крепость. Люди стали селиться в старом Рабате, у подножия холма на котором возведена крепость, и далее обжили весь остров. Крепость опустела, и тем не менее в наше время несколько семей так и живут внутри за её мощными стенами.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Обычно, чтобы достойно воспроизвести свою историю, власти разных стран любят украшать форты и крепости чугунными пушками. На рабатской цитадели пушек совсем не много, да и стоят-то они на лафетах как-то виновато, ибо свой единственный бой проиграли.

С середины 17 века внутри крепости располагалась тюрьма, в наше время превращённая в музей, куда приглашает зайти деревянная колодка у входа.

Мы с женой прошлись и осмотрели достопримечательности казематов. Камеры довольно тесные, январь на острове ветреный и холодный, но, ни о каком отоплении речь никогда не заходила.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Именно поэтому, желая улучшить условия заключения, содержавшиеся здесь преступники, а также отправленные на перевоспитание ведьмы и колдуны, предпочитали принимать участие в хозяйственных работах, то есть строить свою тюрьму-крепость.

Приятно было увидеть, что именно возле бывшей тюрьмы облюбовали себе местечко символы мира — два белых голубя. А может это души людей, безвинно казнённых инквизицией?…

По уже знакомой крутой дороге спускаемся в город на центральную площадь. Гид и ароматный запах кофе приглашают заглянуть в расположенный здесь магазинчик. Гозо славится своими вареньями, мёдом и сырами. Мы всё это продегустировали, но набирать банки в Москву не стали.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Выйдя из лавки, мы оказались в людском водовороте, который бурлил и голосил, чего-то явно ожидая.

Вдруг толпа резко встрепенулась, волной схлынув на обочину по обеим сторонам улицы. Не ведая о причинах, мы вместе со всеми предпочли прижаться к фасаду ближайшего дома.

Вскоре всё выяснилось. Под восторженные крики толпы, цокая копытами по асфальту, к нам приближалась группа лошадей, которыми управляли жокеи, сидевшие сзади на облегчённой двуколке. Процессию замыкал автомобиль с судьями.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Болельщики радостно приветствовали лошадь, пришедшую первой. За финишем возле центральной площади двуколки развернулись и покатили в обратную сторону, уже в спокойном темпе.

В каждом виде спорта свои особенности. На скачках стремятся облегчить для скакуна нагрузку, именно поэтому в жокеи берут худеньких молодых ребят. Травмы случаются часто, поэтому на голове жокея шлем. Глаза лошади слегка закрыты, смотреть она может только вперёд.

Судя по зрительскому азарту, в каждом забеге деньги разыгрываются солидные. Какое-то время мы стояли возле финиша, наблюдая за скачками. Особенно поразил один забег, когда полная девушка выбежал из толпы, и, словно спринтер, рискуя попасть под следующую лошадь, устремился за своим скакуном-лидером.

Как она кричал!… Эти причитания я понял, даже не зная мальтийского

— Пупа, девочка моя, давай…, давай…

Конечно, Пупа пришла первой. Хозяйка бросилась целовать добытчицу. Появившиеся друзья принялись поздравлять жокея.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Кто-то на скачках выигрывает, кто-то проигрывает — это закон игры. Но далее, меня реально поразил один из забегов. Наверно всем приходилось слышать такое выражение как «взмыленная лошадь». Что лошадь может быть действительно взмыленной, я даже не представлял.

В один из раундов к финишу пришла коняшка, падавшая от изнеможения. На лошадку было жалко смотреть. Её перетянутые жгутами ноги разъезжались во все стороны, а с крупа выделялась белая пена, похожая на мыльный раствор.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Бедняга мотала головой, хрипела, или скорее стонала, пытаясь остановить издевательство. Приглядевшись, мы поняли — уставших скакунов прогнали по второму, а может уже и по десятому кругу — интерес к зрелищу пропал.

Уже после, загружаясь в автобус, довелось увидеть, как хозяин пытался завести в узкое транспортировочное стойло свою лошадь. Мужик буквально кипел от злости, нахлопывая коня по бокам. Лошадка не оправдала вложений. Это только в анекдоте про старую клячу смешно, когда она «ну не Шмогла, не Шмогла» — в жизни всё по-другому.

Впрочем, гозоцианцев можно понять, ибо они живут привычной размеренной жизнью. В маленьком Рабате есть сразу два театра, куда на гастроли приезжают известные мировые артисты и коллективы.

Гозоцианцы считают свой остров самым райским местом на земле. После обретения архипелагом независимости на Гозо даже возникла идея отделения от Мальты, но благо здравомыслящая часть населения её отвергло.

По статистике на Гозо каждый четвёртый с родного острова даже на Мальту ни разу не выезжал — им это не нужно.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Люди живут от события к событию, а скачки это праздник, тем более что островитяне азартны. Но только почему-то именно возле финиша, где разворачивались двуколки, стояло изваяние Святого Берта, державшего в руках свою вторую, в будущем отрезанную голову, и грустно глядевшего куда-то вдаль.

В Рабате рядом с центральной площадью находится ещё одна площадь меньших размеров. На неё выходишь из тесных каменных лабиринтов, словно на лесную опушку, чудом сохранившуюся среди чащи. Над площадью возвышается церковь Святого Георгия, построенная на месте арабской мечети. В результате землетрясения 1693 г. церковь была разрушена, но горожане возвели её заново.

Если присмотреться внимательно, то эта церковь чем-то действительно напоминает мечеть. Наверно, когда-то здание имело два минарета, после фасад перестроили, и минареты превратились в две колокольни. Впрочем, это только моё предположение.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Церковь Святого Георгия готовится к празднику. Звонари на колокольнях пытаются что-то играть, но не тот это звон, не малиновый. Застыло при отливке в чугунных колоколах тревожное прошлое, отчего их звук скорее похож на набат.

Внутри церковь выглядит гораздо богаче и ярче чем снаружи. Разрисованы золотом арки и своды, а фрески на потолке, отодвигая взгляд, зрительно увеличивают пространство.

Божественно красив алтарь, где хранятся мощи великомучеников. В одной из ниш статуя Святого Георгия, вырезанная из единого ствола оливкового дерева.

Хочется просто сесть на скамейку, и, созерцая внутреннюю отделку храма, подумать о прожитой жизни.

Два-три века назад малоизвестные итальянские мастера создавали эти шедевры, и мы через годы любуемся их твореньем. Ну, куда мы всё время спешим? Каждое прожитое мгновенье приближает окончание жизни! А сколько их было потрачено зря…?

От мыслей отвлекает гид. Вот и всё, нужно двигаться дальше.

Если выйти из церкви не через парадный вход, а сбоку, то вновь окажешься в узком городском лабиринте. Немецкие бомбы во время Второй мировой облетели Рабат стороной. Немцы бомбили Мальту, Гозо их интересовало несколько меньше.

Дух времени в старом Рабате чувствуется. Двухэтажные здания стоят вплотную друг к другу.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Некоторые улочки шириной не более трёх метров, и кажется, что дома, за этим или за тем поворотом вдруг обязательно сомкнутся как рельсы у горизонта. Рабат оправдывает своё арабское название. Иногда, кажется, что ты на узких улочках Марракеша, но арабы из города ушли.

Пришедшие европейцы прорубили в фасадах окна, соорудили балконы, повесили возле дверей свои таблички…

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Но энергетика города так и осталась арабской.

Здесь хочется затеряться, оставшись один на один с городом, изучать старинную кладку домов, зайти к кому-то из местных в гости.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Удивительно, нам довелось увидеть торчащий во входной двери ключ!

Хозяин ушёл, и не стал таскать в кармане ключ — это просто и логично. Узкая улочка, словно тропинка из леса, выводит нас на площадь.

Вот так вдруг закончился старый Рабат.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

В новой части уже нет изюминки. Новый Рабат это обычный средиземноморский город с узким тротуаром, где два идущих навстречу пешехода разойтись могут с трудом.

Все, кто был на Гозо, утверждают, что общественный транспорт на острове ходит нерегулярно и с очень большим интервалом — данный факт подтверждаю. На городском автовокзале, дабы уехать из Рабата, люди действительно долго ждут автобус.

Наша экскурсия по Гозо подошла к концу. Нас доставили в порт, где мы сели на паром, и уже на мальтийской стороне без проблем добрались до своего отеля в Буджиббе.

Экскурсия по острову. Ч - 3. Рабат

Ещё раз повторюсь, кто отправится на Мальту, очень советую посетить Гозо — дабы на контрасте почувствовать оба острова. Гозоцианские картинки долго будут стоять перед глазами, особенно осенью, когда на улице темно, и по стеклу барабанит дождь.