Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 19:50

Комо — Италия Май 2014

Дабы «укатать» истекавший к лету длинный Шенген, пришлось мне однажды сдвинуть привычную отпускную неделю с начала июня на середину мая, а для моря в Европе это все же холодновато. Однако и чистой экскурсионки «бегом по городам» не хотелось тоже. Тут-то и подумалось о давно желанных озерах возле Милана. Вариант для весны идеальный: гуляй-дыши-наслаждайся природой, но и не только — берега давно обжитые, прекрасных старинных вилл с их великолепными парками здесь в избытке.

Из трех больших озер сильнее всего влекло Комо. Может и потому, что название это отпечаталось в голове с отрочества, со времен прочтения «Пармской обители», хотя, казалось бы, описаний красот озера там нет, и никакие особо захватывающие события романа на берегах его не происходят. Теперь вот думаю, что не иначе любовь Стендаля к этим местам (о которой теперь-то я знаю, а тогда, конечно, понятия не имела) каким-то мистическим образом «транслировалась» в головы читателей и откладывалась в дальних уголках сознания до лучших времен…

Красивых городков на Комо не счесть, но активным путешественникам, мне кажется, лучше всего остановиться в одноименном, то бишь, городе Комо. Т. к. именно отсюда проще всего делать вылазки по окрестностям. Да и добираться до него из аэропортов Милана тоже удобно.

Аэропортов (основных), как известно, два: Мальпенса и Линате. Мой самолет прилетал в Линате, что поначалу насторожило, не так он известен, но оказалось, что сообщение с ним великолепное, к тому же Линате почти в черте города, туда от станции метро Piazza San Babila ходит (очень часто!) обычный автобусный маршрут № 73. А чтобы не топать с чемоданом по миланскому метро, можно воспользоваться шаттлами до Milano Centrale, время в пути 25 минут. От Милано Чентрале до Комо бегают электрички, меня очень устраивало то, что приходят они на Como San Giovanni, один из двух городских вокзалов, от которого до моего отеля Il Loggiato Dei Serviti три минуты (об отеле здесь). Надо только учитывать то, что г. Комо не конечная остановка этих поездов, и держать ушки на макушке, чтоб не уехать в Швейцарию.

Из Мальпенсы тоже можно на шаттле доехать до Милано Чентрале, а можно прямо из аэропорта на электричке добраться до станции Saronno, и там пересесть на поезд до Комо, который доставит вас на второй вокзал — Como Lago. Вот эта станция конечная, обслуживает линию компания Trenord. На самом деле для поездок в Милан, например, Trenord даже удобнее — поезда в разы чаще, и только региональные, т. е. дешевые. Приходят они на Milano Cadorna, что рядышком с замком Сфорцеско, попадаете сразу в центр города.

Como San Giovanni, помимо близости к отелю, радует тем, что выйдя из поезда, моментально оказываешься в тишине и благодати небольшого парка, коим любуешься, спускаясь по красивой лестнице. Как раз со станции, на склоне горы, лучше всего видно деревеньку Брунате, весьма рекомендуемую к посещению.

Конечно же, первым делом я направилась к набережной, на свидание с озером, т. к. по дороге из Милана его не увидишь, дорога вообще на удивление «никакая», одни лишь россыпи маков радуют, все прочее скучновато. Вышла удачно — вот она марина во всей красе, и небо как на заказ, с роскошным веером облаков!

Город Комо на озере Комо

И, раз уж солнце сияет, непременно надо подняться к Брунате, из которой, как говорят, открываются замечательные виды окрестностей. Топаю в предвкушении — видимость должна быть отличной!

Ой, а это что?! Огороженный кусочек пристани, огромное, из еловых веток, гнездо — лебеди! На решетке объявление: «идет процесс высиживания, просьба не беспокоить, не кормить хлебом и прочими неподобающими продуктами». Мама на гнезде, папа на страже))). Интересно, успеют детки вылупиться при мне?..

Город Комо на озере Комо

Правая, восточная, сторона бухты г. Комо это сплошные ресторанчики и кафе, а заканчивается она у виллы Geno, с бьющим будто прямо из озера фонтаном.

Впрочем, пока я этот фонтан рассматриваю издалека, мне же на фуникулер! И — ОБЛОМ!.. С середины мая и по двадцать какое-то июня закрыто на ремонт! Сказать, что расстроилась, не сказать ничего… Ну, чтоб зимой-то не ремонтировать?! Несколько таких же ошарашенных граждан толпятся возле симпатичного альпийского шале, в котором вход на фуникулер и находится. Кафешка в нем работает, но не радуют ни кафешка, ни очаровательный домик…

Отступать, однако, не хочется, и решаю хоть сколько-то пройтись по улицам, взбирающимся на гору — какая-никакая, а тоже высота… И одна из улочек действительно дарит с моей точки зрения лучший вид на город и бухту, эффектнее, чем с верхотуры!

Город Комо на озере Комо

Почти сразу после этой дивной картинки вижу указатель «Brunate», кривенький такой, краской намалеванный)). Ура! Догадывалась, что должна быть пешая тропа! Эх, кабы знать, во что ввязываюсь))). Если бы я прежде посмотрела на какую высоту собираюсь лезть, три раза подумала бы! 800 метров вообще-то…

А пока что бодро шагаю по дорожке, которая из города уводит в горный лес. Некоторое время спустя меня нагоняет группа из четырех американцев лет по 25. Так мы потом и шли, то я их обгоню, то они меня. Бодрость быстро улетучилась, сердце возмущенно стучит, ноги тоже пощады просят. Тем не менее, американцев умудряюсь хорошо так обогнать, и не знаю, куда они в результате делись, наверху их не наблюдала.

Самое неприятное, что в чаще леса почти не видно ни обрыва к озеру, ни вершины, т. е. совершенно не понимаешь, сколько тебе еще ползти вверх. В конце-концов упираюсь в какой-то заборчик с калиткой — открыто! Добралась я, оказывается, до ресторана Falchetto, который в этот ранний час не работает, и даже служащих вроде бы не видно.

Но — ЗАТО — ЗДЕСЬ — ЕСТЬ — ТЕРРАСА! А виды с нее — !!! Комо-город, правда, прячется где-то слева за горой, зато изгибы Комо-озера в окружении Альп умопомрачительно хороши!

Город Комо на озере Комо

На противоположном берегу угадываются виллы городочка Черноббьо, а на мысу впереди живописный Торно.

Город Комо на озере Комо

А еще здесь стоят наиудобнейшие шезлонги. До чего приятно рухнуть в один из них и устроить привал с панорамным видом на горные красоты! И ни души… Только птицы заливаются…

Кажется до вечера бы там осталась, но все же надо поискать деревню. От ресторанчика идет какая-то дорога, предполагаю, что туда-то мне и надо, да больше и некуда, разве что снова вниз. И действительно, после теперь уже совершенно комфортной прогулки, плавно поднимаясь еще выше, попадаю в места обжитые — особнячки один лучше другого.

Город Комо на озере Комо

Наконец, улочка выводит меня к верхней станции фуникулера — свершилось! Тут уже ориентироваться просто: пойдешь направо (стоим спиной к озеру) попадешь на смотровую площадку над городом — прямо таки план Комо сверху, а вдали заснеженные вершины Альп.

Город Комо на озере Комо

Пойдешь налево, выйдешь к святому источнику, с удивительной надписью «Вода не питьевая» (???)

Город Комо на озере Комо

а чуть дальше него еще одна панорамная площадка. Здесь виды почти те же, что и от ресторанчика, но высота больше, к картине вновь добавляются снежные шапки, а вот прибрежные городки лучше видно все же от Falchetto.

В самой деревеньке очень хорош собор св. Андрея — нежно-розовый в синем небе.

На ступеньках у собора персональный подарок мне: фокс и шнауцер, зачарованно смотрящие на руки хозяйки, которая выбирает косточки … из абрикосов, дабы этим двум «охотникам» их (абрикосы!) скормить))).

Город Комо на озере Комо

Вниз спускалась по другой дороге, обнаружив еще один, уже более приличный указатель «Como pedonale», радостно (и преждевременно!) решив, что коли более приличный, то и шагать, будет легче. Угу, как же! Т. е. сначала все классно — дорожка в ирисах, благодать:

Но потом — корни, камни, справа тот самый неработающий фуникулер, будто издевается, отпуск у него, видите ли! В общем, лапы к концу пути дрожали изрядно… Поклялась, что уж больше я в эти дни точно никаким экстримом заниматься не буду!

Так и было, цивилизованно каталась по окрестностям. И гуляла по самому Комо. Благо город очень симпатичный и не без интересностей.

Один лишь Дуомо чего стоит! Впервые в соборе я оказалась во время мессы, погрузившись разом в полифоническое море звуков органа. Еще и пел кто-то ангельским голосом, уносящимся ввысь… Не кидайте в меня тапками, но собор Комо впечатлил куда больше, чем Миланский.

Город Комо на озере Комо

Прежде всего, для такого городка он просто огромный, да и на самом деле очень хорош. Скажем так — неожиданно хорош! Дивные витражи, замечательные львы при чашах со святой водой, и совершенно меня потрясшие фламандские гобелены. Никогда раньше в храмах я гобеленов не видела, да еще таких размеров!

Город Комо на озере Комо

На соборной площади старинные дома с затейливым балкончиками, здесь всегда оживленно.

Город Комо на озере Комо

Что-то интересное можно отыскать почти на каждой улочке: у парадного входа Палас-отеля, например, красуется «заколдованный» рододендрон, в таких ярких и свежих цветах, будто увядание им не грозит никогда

На одной из площадей «расписной» дом в лигурийском стиле, а неподалеку бутик для собачек с «Гав-гав баром» при входе: «газончик», миска, вазон с «цветами»))).

Город Комо на озере Комо

Собак, кстати, всяконьких тьма! Фокс был замечен еще один, и еще раз повстречала на неделе ту самую парочку любителей абрикосов.

Город Комо на озере Комо

Но притягательнее всего, конечно же, набережная, парк, примыкающий к ней, с «храмом» Алессандро Вольта.

Сооружение это мне больше нравилось вечерами, в подсветке.

Город Комо на озере Комо

С западного берега бухты тянется почти до ее середины пешеходный мостик.

Прогуливаться, любуясь яхтами, приятно. А еще с этого мостика замечательно видно «трассу» фуникулера. Каждый раз пугалась, глядя, куда меня угораздило на своих двоих забраться))).

Город Комо на озере Комо

Имеется в Комо и аэроклуб, желающие могут прокатиться на гидроплане, сколько эта радость стоит не узнавала.

А за аэроклубом начинается самая красивая часть набережной — элегантный променад вдоль старинных вилл, в одной из которых даже Наполеон когда-то гостил. Впрочем, берега Комо всегда ценились сильными мира сего. Причем именно рукав, начинающийся у города Комо, называют утонченным и элегантным (в соседнем с Комо городке Черноббьо находится один из самых роскошных отелей мира Villla d’Este).

Вилла Ольмо

Город Комо на озере Комо

Пожалуй, стоит упомянуть о необычной форме озера: как только его не называют — перевернутая рогатка, буква Y, шагающий человек. А мне больше всего нравится «Треугольная звезда». Самый дальний рукав — Колико зовут диким и чистым, Лекко — драгоценностью. Хотя по мне так все они настоящая драгоценность…

А лебедей здесь!!!

Город Комо на озере Комо

Конечно же, избалованных вниманием. Булочки (им, видимо забыли сказать, что это «неподобающий продукт»), выпрашивают виртуозно. Просто чувствуешь себя виноватой, если вдруг красавец такой подплывает, смотрит на тебя, машет хвостиком (да-да!), а у тебя не припасено ничего вкусненького. Вот мороженым кормить не стоит. Один странный дяденька (может, правда, булочки не было, а лебеди вконец застыдили?) бросил им кусок, птички было клюнули, но потом только что не плевались, и долго-долго полоскали носы в воде.

Ну, а что же самая звездная лебединая пара? Как там «процесс высиживания»? Через день после моего приезда в городе был праздник: у королевской четы родились детки — сначала четверо, потом еще один!

Город Комо на озере Комо

Решетку, огораживающую «роддом», украсили белыми бантами, по ТВ дали репортаж. Детки человеческие написали поздравления — трогательно!

Граждане всех возрастов гроздьями висели на решетке, фоткая без устали счастливое семейство. Надо сказать, никто не шумел, лица у всех были просветленно-радостные. Впрочем, нет, один шумный зритель все же был: дурашка чихуахуа по имени Луна. Уж как она скулила, теребя штанины хозяина! Прямо исплакалась вся! Не знаю, взревновала или что, но в конце концов неразумная собаченция рванула под решетку (расстояние там для такой мелочи было достаточное), прямо к младенчикам! Первая четверка птенчиков гнездо уже покинула, дремали на «берегу» лужицы — до того хорошенькие, и шейки уже соответствующие!

Город Комо на озере Комо

Не успела я испугаться за лебедят, как тут же стало страшно за ушастую бестолочь: папа-лебедь буквально вскипел крыльями, да еще с таким треском, будто развернули вмиг штук 100 вееров, и зашипел, надвигаясь на злодейку!

Народ ахнул, псинка заверещала, я молилась, чтоб она не грохнулась в обморок, т. к. если бы папа долбанул ее клювиком, имели бы мы тут же еще и похороны! Слава богу, барбосина на полусогнутых все же отползла назад, где была подхвачена хозяином и унесена восвояси. Уф…

Город Комо на озере Комо

В общем, в городе Комо не скучно! Даже если никуда больше не ездить… Но разве это возможно?!