Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:37
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Щёлково — Россия Июль 2018

Город Щёлково в плане достопримечательностей весьма скромен. Здесь есть интересный собор, католическая церковь и даже мечеть. Никаких древних крепостей никогда не было. Ещё 200 лет назад в этих местах текла неспешная деревенская жизнь. Статус города Щёлково получил относительно недавно.

От МКАДа районный центр Щёлково в 15 километрах, но, попадая сюда, сразу чувствуется, что это другой мир, иногда называемый Замкадьем. Значительная часть щелковчан ежедневно ездит в Москву на работу. Как на Ярославском, так и на Щёлковском шоссе образуются пробки. Добраться до Москвы можно за час, а можно и за три…

Оптимальный вид транспорта — электричка. В этом случае дорога занимает около часа. Из Москвы, если мы хотим попасть в Щёлково, можно доехать до станции Щёлково, либо выйти на платформе Воронок.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Воронок помню по своему детству.

На дальней станции сойду,

Трава по пояс,

Как хорошо с былым наедине

Бродить в полях ничем,

Ничем не беспокоясь

По васильковой синей тишине.

В прежние времена к станции, как и поётся в песне, подступали поля. В настоящем всё давным-давно застроено.

Давненько я здесь не бывал и потому забыл, кто такие зайцы… Ан, нет, ушастые не перевелись. Экономя 70 рублей ребята перелезают на станцию по перилам и далее бегают туда-сюда по вагонам от контролёров.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Выходим с платформы, идём по городу. На пересечении ул. Пушкина и Парковой вот такое интересное граффити.

Позже на Парковой ещё одна большая картина, где изображён космонавт Леонов.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Сразу отмечу, город стал выглядеть лучше, нежели 7–8 лет назад.

Раньше я часто проезжал через Щёлково на машине. Пятиэтажные хрущёвки, и особенно старые послевоенные немецкие домики, своей отваливавшейся штукатуркой, дырявыми крышами, кривыми дверями и прогнившими рамами угнетали.

После визита в Щёлково у меня пропадало настроение. На опустевших полях к городу уже подбирались монолитные громадины, и мне думалось, когда же начнут сносить дома здесь — в крупном подмосковном центре?

Не могу сказать, правильно или нет поступили отцы города: ни пятиэтажки ни двухэтажки сносить не стали, их попросту отреставрировали.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Сейчас всё выглядит поприличней. Фасады привели в порядок. Но что сделано внутри?… Думаю, об этом даже сам Воробьёв не знает. В любом случае, Щёлково выглядит на порядок приличней. Грязь, мусор и неустроенность по-прежнему найти можно, но я этим не занимаюсь.

Изменения есть и они в лучшую сторону. Например, на пересечении Парковой и Зубеева появился монумент «Слава Героям 1941–1945». Оговорюсь, возможно он был и раньше. Если так, то моего внимания к себе он не привлекал. Теперь же на ухоженный памятник приятно посмотреть.

Вот такие забавные человечки,

зайчики

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

и улитки встретились мне на Парковой улице.

Конечно, это одна из центральных улиц. Её расширили в пользу пешеходов. И всё же приятно….

Выходим на площадь Ленина.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Имя Ильича говорит само за себя и ко многому обязывает.

За порядком на площади следят с особенной ответственностью — здесь пульсирует сердце города.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Кто заинтересуется, советую посетить Щёлковский историко-краеведческий музей.

Осмотрев музей, возвращаемся площадь.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок,

Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок.

Городок наш ничего, населенье таково:

Незамужние ткачихи составляют большинство.

Мне думается, Михаил Танич имел в виду именно Щёлково. Город стал городом, благодаря швейным и текстильным фабрикам.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

В качестве напоминания о прошлом, недалеко от памятника Ленину, можно видеть ткацкий станок из пластика и аналогичный моток ниток.

Город на две части делит Клязьма. Река манит. Хочется если и не искупаться, то по крайней мере окунуться взглядом в её прохладные воды. Миновав пешеходный мост, переходим на другой берег. Здесь небольшой рынок. Бабульки торгуют смородиной и всем тем, что растёт у них на участках.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

На рынок не идём. Наша цель — набережная Серафима Саровского.

Её можно назвать зоной отдыха.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

С другой стороны реки возвышается недостроенный дом. Его планировали возвести как элитный. Как это часто теперь бывает, строительство забуксовало.

На набережной расположен парк Солнечных часов.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Здесь любопытны два памятника. Первый называется «Человек-часы». Это слегка шутливая композиция, где столь забавный персонаж, о чём-то беспокоясь, поднимает руки. По обе стороны от него скамейки и часы, на голове опять-таки часы в духе Сальвадора Дали с потекшим циферблатом.

Человек-часы был торжественно представлен щелковчанам 27.05.2014 г. На открытие приезжали многие известные люди. Памятник — творение рук известного скульптора Михаила Шемякина.

Как понимать эту композицию?

Автор заявил следующее:

Время — до сих пор непонятное явление: является ли время материей, является ли время чем-то абстрактным, существующем только в нашем сознании? Поэтому это такой немного забавный, такой шутливый памятник, связанный в основном с часами.

Будильники, песочные часы, которые вставлены в человека-шкаф. В руке он тоже держит часы, ходики маленькие. И две скамейки, которые изображают из себя летящих полу-ангелов, вместо голов у которых расположены тоже часы. Вот такая композиция в духе французского гротеска XVII века.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Напомню, набережная названа в честь Серафима Саровского.

Здесь есть колокольня

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

и часовня батюшки заступника Серафима Саровского.

Рядом ещё одна достопримечательность. Проходя мимо, всегда хочется сесть рядом на скамейку. Скульптурная композиция — подарок холдинга «Щелковский» городу Щелково (2009 год).

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Работу выполнили: С. В. Сережин, В. Д. Эрдынеев.

Старик, похожий на мага или на древне-греческого мудреца, объясняет девочке, как пользоваться солнечными часами. Впрочем, скульптурную композицию трактовать можно по-всякому.

Воображение воссоздаёт мягкий баритон кудесника…

— Девочка, в жизни твоей будет много событий, но все они пройдут. Самое главное, помни, жизнь даётся один раз! Цени отпущенное время, не трать его понапрасну.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Клязьма настраивает на романтический лад. Возникает желание прогуляться вдоль её поросших зеленью берегов. Пройдя мимо дорогого ресторана и аналогичного отеля, попадаем в совершенно другое пространство, похожее на зону отчуждения.

За забором тихо-мирно разрушается одна из фабрик. Ткацкой фабрики гудок электричке, как в песне Михаила Танича, уже не подпевает… Возможно именно она была первой и дала жизнь городу. Скорее всего это и есть бывшая мануфактура фабрикантов Рабенека.

По пешеходному мостику переходим на другую сторону Клязьмы.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Ширина реки примерно 20 метров.

В пределах Щёлково особо чистой её назвать нельзя, и тем не менее кувшинки водятся, и уток полным-полно.

Покормить их, дабы досталось всем, лучше всего с моста.

Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок

Красавица Клязьма — левый приток Оки. Счастливы те люди, что живут на берегах Клязьмы. Именно в таких неброских местах вспоминается Рыленков:

…Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Вот таким нам увиделся город Щёлково.