Турист TimWay (TimWay)
TimWay
был 27 марта 14:19

Полтава — Украина Ноябрь 2015

В украинском городе Полтава, хранителе многих исторических событий, посреди великолепных черноземных земель скромно затерялась авиабаза «Полтава-4». Когда-то это была грозная секретная точка — отсюда на боевое дежурство вылетали тяжелые бомбардировщики стратегической авиации Советского Союза. И летали они практически вокруг всего земного шара, охраняя покой мирных советских жителей, строивших коммунизм, от экспансии американских империалистов.

До 2004 года на авиабазе базировалась 13-я гвардейская Днепропетровско-Будапештская ордена Суворова тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. В её составе было 18 Ту-22 М и 6 Ту-16. Но в феврале 2006 года, согласно украинско-американского Соглашения о ликвидации стратегических ядерных вооружений на этом полтавском военном аэродроме разрезали последний бомбардировщик Ту-22 М ВВС Украины. А для музейной экспозиции было сохранено 2 бомбардировщика и ещё несколько экземпляров самолетов привезли из других городов Украины.

Вот на этой основе в 2007 году на территории бывшей авиабазы благодаря энтузиазму тоже бывших военных летчиков и был создан этот музей дальней стратегической авиации.

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

По состоянию на ноябрь 2015 года экспозиция авиамузея насчитывала 14 самолётов, несколько авиационных крылатых ракет (КСР-2, КСР-5, Х-22) и авиационных бомб весом от 100 до 9000 кг.

Само здание музея довольно неказисто и в нем расположены только макеты и описания военной техники, которая базировалась на этом аэродроме. Для наглядного знакомства с военной техникой можно свободно прогуляться по летному полю.

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Собственно, сама авиабаза базировалась на окраине Полтавы. Там был выстроен большой жилой городок длв военных летчиков и обслуживающего персонала этой базы. Дома простого, двухэтажного покроя. Внутри поселка была вся инфраструктура — школа, детсады, поликлиника. Сейчас тоже все работает, но взрослое население перепрофилировалось…

Вход в музей открыт для всех — стоимость билета смешная — 25 гривен ($1).

Зайдя на территорию, мы, собственно попадаем на авиационное поле, где и в прошлые времена базировались самолеты. Громадные площади покрыты бетонными плитами, на которых стояла авиационная техника тех времен. Готовилась, обслуживалась, прилетала и улетала. И сотни людей ее обслуживали, а сотни на ней беспрерывно летали.

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Под известным стратегическим бомбардировщиком Ту-95 мс стоит лестница, по которой можно подняться внутрь и осмотреть рабочие места пилотов и всякого рода стрелков, бомбардиров и связистов.

Комфорт 60-х годов…

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

О всякого рода тачскринах тогда и не мечтали. Вычислительная техника была на примитивном уровне. Просто удивительно, как такие тяжеленные аппараты поднимались в воздух, ориентировались в пространстве, долетали до нужной точки и возвращались на свои базы!

Примерно такое же оборудование было, наверняка, и на других самолетах, но вход в них был закрыт.

Чуть в сторонке на земле лежит связка авиабомб разного калибра весом от 100 до 9000 кг. Вот с таким подарочным грузом эти стратегические самолеты летали по всему миру и эти бомбы могли упасть на любую голову по велению нажимателя кнопки в ядерном чемоданчике. Но иногда, как свидетельствовала пресса, такой груз у нескольких самолетов НАТО выпадал просто так — хорошо, что все обошлось без жертв и разрушений…

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Пройдемся по летному полю и познакомимся с самыми лучшими образцами авиационной техники советских времен для дальней стратегической бомбардировойчной авиации. Той, которая везде носила с собой и ядерные бомбы…

ТУ-95 мс — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Его максимальная дальность полета была 10500 км.

А это дальний сверхзвуковой самолет Ту-22 (Blinder). Он разрабатывался в вариантах ракетоносца, разведчика и постановщика помех и был предназначен для замены парка машин типа Ту-16.

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970-х годах. Является самым крупным и самым мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.

СУ-15ум — советский истребитель-перехватчик, разработанный в начале 1960-х годов. Долгое время составлял основу ПВО СССР и попал во множество происшествий, связанных со сбитием летевших иностранных пассажирских самолётов над территорией СССР — наиболее нашумевшие: в 1983 году — южно-корейский Боинг 747, в 1978 г. — ещё «Боинг-707».

Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Ту-134 УБЛ — - учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134. Принят на вооружение ВВС СССР в 1982 году.

А этот пропеллер установлен как дань памяти погибшим героям-авиаторам гвардейцам авиации дальнего действия, павшим в годы Великой Отечественной войны.

Здесь же находится памятник Юрий Васильевич Кондратюку (настоящее имя — Александр Игнатьевич Шаргей; советскому учёному, одному из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная им ещё в 1916 году траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

Вынужденная посадка дальней авиации Союза в Полтаве

Мы прощаемся с таким знАковым объектом нашей военно-политической истории как этот бывший секретным аэродром дальней стратегической авиации и выходим со взлетного поля мимо еще одного советского раритета — самолета АН-2 или, как его ласково называют многие и сейчас — «Кукурузник».

На этом наша экскурсия по такому бывшему секретному объекту закончена. Остается только посожалеть, что погода была пасмурной, а не яркой и солнечной, в которую так приятно взлетать в небеса…

P. S. В статье использованы официальные данные характеристик летательных аппаратов, взятые из открытой прессы.