Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 15:54

Крапивна — Россия Май 2018

Майский день был плодотворным, мы накрутили немало километров по Тульской и Орловской области, многое увидели и вернулись снова в Тульскую область. Дождь гонялся за нами по пятам, но где-то отстал. И хотя небо хмурилось, мы решили доехать до Крапивны мельком глянуть на неё. Ведь не в каждом селе или городе можно встретить в России храм, которому несколько сотен лет от роду и который не был закрыт в советское время. Да и сама Крапивна, долгое время бывшая городом, ныне скатилась до статуса села.

В Тульской области тут и там встречались терриконы. Отчего-то Тульская область у меня не ассоциировалась с добычей угля, а оказывается в прошлом веке было здесь несколько десятков шахт, большая часть из которых закрыта и лишь искусственные холмы напоминают о тех временах.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

В Крапивну мы приехали уже под вечер, изрядно уставшие и насытившиеся впечатлениями. Пока не село солнце, мы в быстром темпе осмотрели бывший уездный город.

Будь побольше времени, то можно было увидеть больше, но пришлось ограничиться поиском сохранившихся храмов.

По данным дореволюционного справочника на начало XX века в городе Крапивна насчитывалось 6 церквей:

1). Космо-Домиановская (1795), в настоящее время не действует.

2). Михаило-Архангельская (1800), следов не нашёл.

3). Св. Иоанна Предтечи (1897), следов не нашёл.

4). Соборная Николаевская (1764), действующая.

5). Троицкая (1807), в настоящее время не действует.

6).Всехсвятская кладбищенская (1810), которая стала последним пунктом нашего пребывания в Крапивне Всехсвятская церковь в Крапивне.

Российская глубинка хранит много замечательных и примечательных вещей, о которой часто не известно не только широкой публике, но и странствующему люду. Это сейчас Крапивна насчитывает чуть более 1 000 жителей, а когда-то это был уездный город, известный в российской истории.

В 1605 году войско Лжедмитрия I, двигаясь на Москву, сделало остановку в Крапивне.

(Из Интернета)

Отсюда были посланы гонцы в Москву с обращением Лжедмитрия к Думе и народу. Получив известия о перевороте в Москве, Лжедмитрий перешёл из Крапивны в Тулу, где его поздравляли и преподносили подарки, а затем продолжил победоносный марш на первопрестольную.

Не случайно в XVIII веке в городе Крапивна насчитывалось 5 церквей, все они были деревянными.

Самой первой упоминается и считается самой старинной в городе церковь святого Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Флора и Лавра известная уже в 1616 году.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

В 1613 году Крапивна была взята и сожжена казаками атамана Заруцкого, а 1615–1616 годах Крапивна была перенесена на новое место в устье реки Плавы. Выходит, что когда Лжедмитрий побывал в Крапивне, то храма еще не было.

Но на новом месте собор святого Николая Чудотворца был построен самым первым. В 1759 году было решено возвести каменный храм и уже в мае 1764 года храм был построен.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Большой вклад в строительство храма внёс тульский купец Герасим Стефанович Сушкин, «сподобившегося, — как он писал в прошении, — послужити на гроб родителя своего, строителем».

Автором проекта Никольского собора в Крапивне стал Иван Яковлевич (Иоганн Фридрих) Бланк (1708–1745). Известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном селе, фонтанов «Шахматная гора» и «Римские фонтаны» в Петергофе. Это сейчас Карпивна сжалась в размерах, хотя всё равно занимает большую территорию для малочисленного поселения, а в начале XIX века она разрасталась.

В 1822 году были пристроены к Никольской церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой — во имя Алексия Митрополита Московского. Заодно была построена каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой — 107 пудов).

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

В результате получился храм непохож на церкви середины XVIII века.

Удивительно, но до Великой Отечественной войны храм не закрыли, хотя все остальные церкви не только Крапивны, но и всего тогдашнего Крапивенского района были закрыты, изуродованы, а некоторые просто разрушены. Никольский же собор продолжал радовать взгляд одних и заставлять негодовать других.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Поразительно, но немецкие оккупанты заняли Крапивну 28 октября 1941 года, а были выбиты из города 19 декабря 1941 года на «Николу зимнего» — день смерти святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, отмечаемый 6 (19) декабря. Совпадение кто-то скажет, но жители Крапивны военных лет связали освобождение родного города с заступничеством Святителя Николая Чудотворца.

В сознании многих людей утвердилась мысль, что церкви сносились в период с 1917 по 1941 год. Но это не совсем так. Никольский собор в Крапивне стали активно готовить к закрытию и сносу, начиная с 1961 года, при Никите Сергеевиче Хрущеве. Но люди не дали свершиться злу и отстояли храм.

В то время в соборе появился новый батюшка протоирей Серафим Хланта (1932–1994), который прослужил в храме с 1964 по 1994 год.

Он похоронен в ограде храма.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

За могилой протоирея находится чудом сохранившийся могильный камень на захоронении купца 2-ой гильдии Петра Яковлевича Юдина, который оставил большой след в истории Крапивны. Петр Яковлевич был одним из представителей многочисленных крапивенских купцов братьев Юдиных, которые наряду с купцами Пряничниковыми имели в Крапивне свои торговые дома. Товары завозили из Москвы, Петербурга и Киева, а модные туалеты для дам доставляли прямо из Европы. Вот такие тогда были времена. А из Крапивны везли хлеб, полотно, пеньку, мед, скобяные и глиняные изделия. Есть на территории храма и другие захоронения, но надписи прочесть было невозможно.

К сожалению, в храм попасть внутрь не удалось, дело было вечером.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Открыт храм для посещения каждый день, а вот служба совершается в субботние, воскресные и праздничные дни. Время не пожалело внешнего облика храма, кое-где видны потертости и сколы, но по мере финансовых возможностей ремонт в храме осуществляется. Четыре века неустанного служения людям дорогого стоит.

Чать достопримечательностей села расположена вокруг Никольского храма.

Если в память о Великой Отечественной войне 1941–1945 года в России помнят, множество памятников и мемориалов разбросано по городам и весям страны, но о другой Отечественной войне известно гораздо меньше, да и памятных знаков в её часть не очень много. Много воды утекло с тех пор. Тем примечательнее, что 18 августа 2012 года возле собора Николая Чудотворца был установлен памятный крест в честь воинов-ополченцев.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Земское ополчение 1812 года — иррегулярные воинские формирования, организованные для защиты России от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года.

18 августа 1812 года начало собираться тульское ополчение, которое в Отечественную войну 1812 года было третьим по значимости после Московского и Санкт-Петербургского и единственным имевшим в своем составе конную артиллерию.

Обер-офицер, урядник и казак пеших полков Тульского ополчения. Раскрашенная литография Клевезата по рисунку П. Губарева. Середина XIX в. (из Интернета)

Всего губерния выставила около 15 тысяч ратников, 1200 из них — крапивенцы, которые входили в состав 2-й батареи 4-го пешего полка. В основном в ополчении были простые мужики, которые призывались на три месяца. Две трети из них погибли от ран и болезней. Вместо знамен каждый полк получил в напутие из уездных соборов по хоругвии и образу. 4 полк (пеший) имел образ святого Николая Чудотворца из Крапивны, а хоругвию из Алексина. Первый конный полк закончил войну в Париже.

Помимо создания ополчения был организован сбор средств, среди пожертвователей был священник Троицкой церкви города Крапивны Филипп Гумелевский, собравший приличную по тем временам сумму — 99 рублей 65 копеек.

Жаль только, что заросла травой тропа к памятному кресту, который я принял сначала за крест над чьим-то захоронением.

За Никольским собором развалины церкви Троицы Живоначальной. По контуру линий видно, что здесь раньше был храм.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Порой диву даешься — как же прочно и надёжно строили старые мастера. Когда-то Троицкая церковь находилась на территории мужского православного Крапивенского Троицкого монастыря, который впервые упомянут в печатном Евангелии, жалованном монастырю царём Алексеем Михайловичем в 1662 году, в специальной надписи: «Великий Государь и Великий Князь Алексий Михайлович всея Великая и Малая и белая России Самодержец пожаловал сию книгу, священное Евангелие, на Крапивну в монастырь Троицы живоначальной». Церковь была деревянной, но императрица Елизавета Петровна, побывшая в здешних местах проездом в 1744 году, пожертвовала деньги на строительство каменного храма. В 1763 году монастырь обрёл новую каменную церковь, но счастья это монахам не принесло. Не только большевики закрывали храмы и церкви. К 1764 году Троицкий монастырь упразднили согласно указу императрицы Екатерины ll. Каменная Троицкая церковь была объявлена приходской.

Здание церкви словно почуяло перемены и начало покрываться трещина и потихоньку рушиться. В результате в 1799–1802 годах храм перестроен был заново, а затем в 1861–1864 годах пристроено еще одно здание. В 1930 годах церковь закрыли, в здании долгое время размещался завод по производству повидла.

Местные жители подсказали, что есть еще один храм, а Крапивне и мы нашли его, точнее то, что от него осталось. Остатками былого величия была церковь Космы и Дамиана.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Была каменная церковь построена в 1788–1802 году, а до этого с 1616 года здесь была деревянная церковь, которую за ветхостью лет снесли в 1712 году и построили новую, а затем в 1788 году с деревянными церквями было покончено окончательно и бесповоротно. Колокольня появилась лишь в 1837 году, до этого времени обходились без колокольни, за неимением денег на её постройку.

В 1930-х годах церковь была закрыта. Здание было приспособлено под пожарную часть, но где-то около 2010 года пожарная часть съехала. Здание стоит, открытое семи ветрам.

Заглянул в окно, но желания лезть вовнутрь не возникло.

Крапивна. Город полуразрушенных храмов со славной историей

Многие здания Крапивны одноэтажные.

Невдалеке от Никольского собора увидел интересное здание, как с архитектурной, так и исторической точки зрения.

До революции Крапивна была уездным городом, являясь с 1797 по 1923 год центром Крапивенского уезда Тульской губернии. В этом здании с 1833 года и вплоть до революции 1917 года на первом этаже размещалось уездное казначейство, на втором — полицейское управление.

Здесь частенько по служебной надобности бывал Лев Николаевич Толстой, ведь Ясная Поляна входила в состав Крапивенского уезда, а в мае 1861 года Толстой стал мировым посредником по 4-му участку Крапивенского уезда Тульской губернии. Малоизвестный эпизод из жизни Льва Толстого.

Французский писатель Анри Труайя (Henri Troyat, 1911 — 2007), происходил из черкесских армян (горских армян), родился в Москве и при рождении носил имя Лев Асланович Тарасов. В своём романе «Толстой», опубликованном в 1965 году, он так описывал этот эпизод из жизни Льва Николаевича Толстого:

«Указ об отмене крепостного права совершенно не изменил деревенских жителей — те же лохмотья, грубые лица, униженная покорность…

Толстой был еще в Брюсселе, когда тульский губернатор, генерал-лейтенант Дараган, назначил его мировым посредником четвертого участка Крапивенского уезда для решения споров между крестьянами и помещиками. Решение это вызвало негодование большинства представителей дворянства, которые считали писателя опасным либералом, склонным решать все вопросы не в пользу помещиков. Предводитель уездного дворянства В. П. Минин, выражая недовольство многих этим назначением, вынужден был написать министру внутренних дел Валуеву, чтобы тот отменил его. Но Дараган настаивал на своем выборе, говоря, что Толстой — человек образованный, преданный делу, пользующийся известностью. И несмотря на значительную оппозицию, новый мировой посредник приступил к выполнению своих обязанностей.

Требовалось немало мужества и настойчивости, чтобы работать в атмосфере почти полного неприятия. Каждое дело он старался разрешить по совести: справедливость требовала внимательного отношения не только к крестьянам, но и к их владельцам, тем более что положение последних в свете решений, сопровождавших указ об отмене крепостного права, порой было очень непростым. Помещики, не хотевшие лишиться своих привилегий, пытались отдать мужикам земли похуже или брали с них незаконные проценты. Мужики, в свою очередь, уверенные в своем праве, нередко возмущались решениями мирового судьи, который недостаточно решительно вставал на их защиту. Так, стремясь быть ровным со всеми, Толстой вызывал недовольство обеих сторон…

Тем временем помещики решили во что бы то ни стало избавиться от того, кто, как им казалось, служил мировым посредником в ущерб их интересам. Не проходило и дня, чтобы на имя предводителя дворянства, губернатора, в губернское присутствие или министерство внутренних дел не поступали письма с жалобами. «Посредничество дало мало матерьялов, а поссорило меня со всеми помещиками окончательно и расстроило здоровье, кажется, тоже окончательно», — записывает Толстой в дневнике 25 июня 1861 года. А несколько месяцев спустя делится с Боткиным: «Я попал в мировые посредники совершенно неожиданно и, несмотря на то, что вел дело самым хладнокровным и совестливым образом, заслужил страшное негодование дворян. Меня и бить хотят, и под суд подвести, но ни то, ни другое не удается. Я жду только того, чтобы они поугомонились, и тогда сам выйду в отставку».

Всякая бюрократическая волокита вызывала у него страшное неудовольствие, но каждое новое дело вызывало к жизни ворох бумаг — рапорты, записки, ведомости, отчеты… В феврале 1862 года, прослужив десять месяцев, он обращается в губернское присутствие с просьбой разобраться с жалобами, поступившими на него. Тридцатого апреля, под предлогом болезни, подает прошение об отставке. Двадцать шестого мая правительствующий сенат принял ее. Помещики вздохнули с облегчением.»

Здание где-то с 2011 года реставрируют, только что-то я не заметил этого, кроме забора, огораживающего здание.