Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Джерма — Ливия Октябрь 2009

Побежали тени от барханов и от нашей колонны автомобилей. Песок из ярко жёлтого становится более светлым, напоминая картон, затем пустыня окрашивается в пепельные тона. Солнце, уходя на покой, заставляет посмотреть на Сахару под разными углами зрения.

Водители, приметив место с высохшими кустами, тормозят. Такое богатство не должно пропадать.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Крыши джипов быстро наполняются деревяшками.

Далее подъезжаем к спящей между барханами низине, бесцеремонно наполняя её звуками моторов и людским шумом.

Собираем палаточный лагерь. Повар с помощником быстро ставят столы и лавки для вечернего чая, одновременно колдуют с примусом, готовя ужин. Наблюдать за их отточенными движениями одно удовольствие.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Мне удаётся подружиться с поваром туарегом. Знаками расспрашиваю его о семье, о работе, о пустыне, но ответ редко удаётся понять.

Затем парень, увидев, что арабов поблизости нет, по секрету шепчет:

«Каддафи ноу гуд!»

Выяснить подробней его взгляды не удалось. В параллельной группе узнали о наших музыкальных туарегах, и после завершения ужина их отвезли в соседний лагерь на гастроли.

Костерок постепенно гаснет.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Мои товарищи расходятся по палаткам. Водители укладываются спать на матрасах под звёздным небом, накрывшись с головой одеялом. Подушкой служит колесо автомобиля. Наверняка, предки наших попутчиков собирали шатры в пустыне лишь на время длительных стоянок.

Лагерь наполняется русско-арабским храпом. Мне не спится, тянет прогуляться. Взяв ориентир по звёздам, хочу подняться на крутую гору.

Идти вверх тяжело, северная сторона бархана имеет более мягкий песок, постоянно проваливаешься и съезжаешь. Два шага вверх, один вниз, отступать вроде не хочется. Шагаю к вершине по касательной, наконец, достигаю её верхней точки.

Сердце бешено стучит, пульсируя в такт звёздам, наверно нужно меньше пить чай, который заваривают водители. Лагерь внизу уснул. Сердце успокоилось.

В полной тьме и тишине слышны лишь звуки пустыни. Ложусь на гребень бархана, прижимаю ухо к песку и жду, когда до меня донесётся эхо тобола, дыхание песка.

На вершине дюны ветер слегка колышет песчинки. Они улетают далеко-далеко и осыпаются, таким образом, перемещая бархан. Внутри дюны масса песка тоже всё время шевелится, смещается с места на место в поисках наиболее устойчивого положения.

И вот, прильнув к песку, отчётливо слышу таинственные шорохи, которые, то затихают, то множатся. Когда отступает ветер, раздаётся что-то похожее на удары. Звуки можно положить на музыку. Мне показалось, что я понял смысл этой песни….

Песчаная дюна, на которую я поднялся, оказалась девушкой. Она поведала мне, что влюблена в другую дюну, дюну — мальчика. Влюблённые хотят соединиться, смешать свои песчинки, образовав одну высокую насыпь. Но между ними крутая гора разлучница.

Старая злодейка присмотрела дюну — юношу для себя, и, пытаясь захватить, атакует его армией песчинок. А я, поднявшись с севера, осыпал массу песка у дюны — девушки, ещё более отдалив её от любимого…

Утро совсем не порадовало погодой: тучи, ветер и полное отсутствие солнца.

Завтракаем, собираем палатки и загружаемся по машинам.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Постепенно барханы исчезают, мы выезжаем из песчаного моря-океана. В небе пролетает ворона, появляются стреноженные верблюды.

Где то близко оазис. Джип выруливает на асфальт, и вот колесим по обычному арабскому городку, который называется Джерма, это бывшая столица загадочных гарамантов.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Царство гарамантов включало в себя всю центральную часть Сахары и ее южные просторы, вплоть до саванны, а также горные массивы и оазисы на юге-востоке и на западе.

Античный Рим воевал и торговал с Гарамой. Пленных мулатов гарамантов любили выпускать на арену римского Колизея в качестве гладиаторов, храбрые африканцы часто побеждали львов.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

На дошедших до нас рисунках гараманты чаще всего изображаются в запряженной лошадьми боевой колеснице.

После победоносного шествия по Египту, Киренаки и Триполитании, арабы-мусульмане в 643 г. подступили к Гараме (Джерме). Тогдашний правитель гарамантов был взят в плен арабским полководцем Амр Ибн-Асаном покорителем Ливии, а само царство гарамантов, просуществовавшее полтора тысячелетия, прекратило существование.

Власть халифов и их наместников постепенно распространилась на все районы современной Ливии. В 11 веке арабские бедуинские племена из Аравии двинулись на запад, неся в эти края свою культуру, и превращая пашни в пастбища. Очень мало сведений об исчезнувшем народе гарамантов.

Музей оказался интересным. Вдобавок к этому наш гид интересно рассказывал.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Здесь представлены черепки, найденные неподалеку наскальные рисунки, наконечники, приспособления для метания с раскрутки острых камней.

Самый большой интерес представляет реконструкция захоронения древних гарамантов с настоящей, сложенной калачиком мумией. Гараманты клали покойника вместе с личными вещами в небольшое огороженное заборчиком помещение, сбоку возводили что-то похожее на башенку, а верх закрывали декорированной плитой.

Плита имела отточенные выемки, предназначенные под кормушку для птиц и животных, которые приходили питаться на могилу, таким образом, поминая усопшего.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

В Джерме, возле трассы, построили один такой могильник, но выглядит он не вполне естественно, хотя, всё это немного напоминает мусульманские мавзолеи — захоронения. На стене музея висит план старого, уже арабского города, в центре его цитадель.

Позже, когда я гулял по развалинам, и заходил в полуразрушенную крепость,

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

перед глазами стояла увиденная в музее схема.

Я отметился в книге отзывов музея, выразив благодарность. В этой же книге что-то поучительное оставлено рукой самого Каддафи.

Заезжаем на городской базар.

Изучаем продуктовый ассортимент.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Приметив нас, вдруг появляются торговцы сувениров. Ребята быстро раскладывают товар, в надежде на покупку.

Слева сопровождает дорогу спрессованный из песчаника горный массив, с удивительно ровным верхом.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Накрапывает мелкий дождик. Солнце в тёмном небесном мареве напоминает скорее луну.

Лобовое стекло чистит дворник, вначале иногда, затем более часто, и вот, крупные капли забарабанили злобно и уверенно.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Начался настоящий ливень. Земля вокруг из золотой превратилась в тёмно — коричневую. Наш Зухир снижает скорость, жители пустыни боятся ездить в дождь.

Асфальтовая дорога проложена на некотором возвышении и на наших газах вода заполняет всё больше и больше пространства слева от трассы. Останавливаемся посмотреть на столь редкое явление.

Ветер несёт грозовые облака, периодически пытаясь сдёрнуть мою бейсболку. После жары на озёрах (+45 в тени) такая погода в пустыне полная аномалия. Дожди в Сахаре случаются крайне редко, но всё же случаются.

Земля за долгие месяцы засухи стала водонепроницаемой, и поэтому, стекающие с гор дождевые потоки вновь превратили вади в русло бушующей реки. Буквально за считанные минуты безграничное пространство заполнилось коричневой мутной водой, которая бурлила, пытаясь перевалить через асфальт.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Под дорогой существуют стоки, но они не справлялись, и на некоторых участках приходилось идти по морям, по волнам. Рядом проплывали какие-то палки, высушенные жарким солнцем дикие арбузы, корни и ветки, так жаждавшего воды кустарника.

Зухир читает молитву. Чувствуется, что поток пытается сдвинуть с дороги джип, если залезем на обочине в грязь, то можем крепко засесть.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Остановить стихию могут лишь палящие лучи солнца, но прежде чем оно взойдёт, мутная вода успеет пробежать десятки километров.

Если подобный поток внезапно обрушивается на уснувший лагерь, он сносит палатки и затопляет всё вокруг, не оставляя мирно спящим людям ни малейшего шанса на спасение. Может показаться странным, но в Сахаре и предпустынных районах куда больше людей гибнет от таких наводнений, чем от жажды.

Позже в Москве вычитал, что за период с 1951 по 1961 г. только в алжирской и тунисской Сахаре от подобного бедствия погибли три тысячи человек.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

Наш туристический маршрут по пустыне был стандартный, и на ночь мы останавливались в безопасных местах, но всё же, как повезло, что ливень застал на асфальте. Природа внесла коррективы в наши планы. Водители и Мухсин долго совещаются, позже объявляют, что в запланированное место на ночёвку проехать нельзя, увидеть древние петроглифы в Вади — Меткандуш не получится.

Ливийцы отвезли нас в кемпинг, возле деревни Лаванат. Позже все убедились в правильности данного решения. Ночной дождь был не менее яростным, чем дневной, а когда он закончился, вспышки далёких молний ещё долго сверкали за горизонтом. Темнокожий выходец из Мали показывает номера в бунгало.

Барханы под звёздами. Ч - 4. Наводнение в пустыне

В моём домике «конь не валялся», или валялся сразу на двух кроватях, бил копытами по розетке и выключателю, оставил на полу гору мусора. В других бунгало примерно такая же картина. Смотрители кемпинга начинают всё приводить в порядок, выносят чьи-то чемоданы и вещи, довинчивают розетки, подметают пол и застилают бельё.

Удивительно, что мешало навести порядок раньше. Позже сюда приезжает и другая наша группа.