Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 20:32

Хвалынск — Россия Октябрь 2013

К югу от Хвалынска находится урочище с загадочным названием Черемшаны, которое в переводе с тюркского означает «Чёрный лес». Это сейчас лес отступил вглубь Хвалынских гор, а до этого тысячелетиями спускался к Волге,

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

шумел кронами деревьев и любовался их отражением в зеркале речной глади, нарушаемой всплесками рыб. Климат этих мест привлекал к себе людей, желающих поправить здоровье, а подчас ищущих уединения. До революции здесь было множество мужских и женских старообрядческих скитов, объединившихся затем в монастыри Черемшаны. По следам старообрядцев.

Естественно, что старообрядцы старались спрятаться в глубине Черемшан. В тридцатые годы прошлого века здесь стали появляться санатории с одинаковым названием «Черемшаны» и отличающиеся только порядковым номером после названия. После развала Советского Союза санатории стали разваливаться, а на их месте появляться другие в одном из них, появившимся на обломках санатория «Черемшаны-1», я отдыхал в сентябре—октябре 2013 года. Санаторий со всех сторон окружает Хвалынский национальный парк.

Была та пора осени, когда золотая пора завершается,

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

всё «золото» деревьев осыпается на землю

и водную поверхность,

а на обнажившиеся деревья

начинается сыпаться первый снежок.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

Очень интересно в такое время бродить по лесу, дышать полной грудью удивительнейший воздух и наблюдать за природой.

В здешних краях повышенная ионизация воздуха с некоторым преобладанием отрицательных аэроионов. Своеобразными проводниками ионизации являются деревья.

Нам рассказывали, что летней порой часто можно увидеть своеобразное явление, когда кажется, что деревья полыхают огнём и вокруг них вьются дымки-туманы, перебегающие от одного дерева к другому. Обитатели Черемшан поначалу боялись, думая, что это души умерших поднимаются от корней деревьев и ввысь, соединяясь в туманы, клубящиеся на склонах многочисленных ущелий черемшанского леса. А потом привыкли и выяснилось, что туманы являются лечебными.

Хотя Хвалынские горы не очень высокие, но глубокие и узкие ущелья, как морщины прорезают их. Леса карабкаются по извилистым склонам, но не сдаются.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

Большую часть леса составляют деревья, которым по 100 — 200 лет, в глубине ущелий есть старожилы, которым по триста лет и более. Лес сам решает, каким деревьям жить, а каким умирать.

Хватает в лесах живности: лис, косуль, зайцев, змей, но я видел только лосей в 1977 году, а в этот раз коров

и крякв.

Грибы

и ягоды

радуют не только глаз и лукошки людей, но и желудки обитателей леса.

Часто встречались, грибы надкусанные не червями, а зайцами или мышами. Даже слизни приползают на пиршественный праздник осеннего леса.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

Множество родников порождают много прудов.

Ручейки и речки, в частности речка Черемшанка, превратились в каскады прудов, соединяющихся небольшими протоками.

Резвилась в этом году осень в Черемшанах, играя температурой и осадками. То порадует ярким солнцем — тогда тянуло скинуть куртку и погреться в солнечных лучах,

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

то начнёт поливать непробиваемой стеной холодного дождя, а то и подморозит

и раскидает барственным жестом снежок по листьям.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

А еще нравилось осени накидать листьев в пруды и ждать: уберут ли их люди или нет.

Среди растущих деревьев в основном клены, дубы, берёзы и сосны.

Путник, давший Черемшанам название «чёрный лес», видимо проходил по здешним краям поздней осенью, когда деревья сбросили свои лиственные одежды.

Я был в сентябре- октябре и природа изощрялась в разукрашивании Черемшан в разные цвета, с преобладанием желтого и красного.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

Но зеленый цвет окончательно не сдавал свои позиции, разукрашивая чёрные пни в изумрудный цвет.

Но зеленые листья становились желтыми,

красными

и даже, как и обещано в названии Черемшаны, чёрными.

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

Для эстетов природа смешивала краски и разукрашивало этой смесью листья по новому.

Или достанет из загашника нетрадиционные краски

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

— мол радуйтесь, пока я добрая.

Не зря окрестности Хвалынска и в том числе Черемшаны излюблены художниками. Не надо напрягать фантазию — природа всё сделала за них,

Черемшаны. Сказка осеннего леса в красках

осталось лишь окунуть краски и перенести красоту на холст.