Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 4:44
Мы будем путешествовать!

Сен-Поль-де-Ванс — Франция Сентябрь 2019

Лазурный Берег, это, конечно, в первую очередь, прибрежная полоса. Но, будучи там, немного не углубиться в Прованс нельзя. Во всяком случае — не проехать в Вердонское ущелье — это, на мой взгляд, преступление, которое мы не совершим. С утра отправляемся именно туда.

Вердонское ущелье — самое длинное и самое глубокое во Франции. Его глубина составляет 700 метров, а максимальная ширина достигает 1500 метров. Но все это мы посмотрим на обратном пути, а пока не жарко, едем к озеру Сент-Круа.

Одну остановку мы, все же, сделали — в местечке Эгин, почти на подъезде к озеру. Просто пофотографироваться.

Еще не жарко, капли ночной росы на траве и ветках не успели высохнуть.

Два шедевра — природный и рукотворный — Вердонское ущелье и Сен-Поль-де-Ванс

Передать изумрудно — бирюзовый цвет реки Вердон и озера Сент-Кру просто невозможно. При этом, вокруг ярко-синее небо и ярко-зеленая растительность — просто буйство красок. Собственно, этимология слова «Вердон» тянется к слову «верт» — «зеленый». Правда, это только одна из версий, но красивая. Даже не верится, что долгие столетия, люди, жившие в этих краях, не особо интересовались местными красотами, на карты ущелье нанесли только в конце 18 века, а первые туристы появились еще позже, во времена романтизма 19 века.

По большому счету, это не озеро, это одно из пяти водохранилищ (самое большое в Провансе и второе по величине во Франции), появившихся при строительстве плотин для электростанций. Самые лучшие виды — с моста Галета, в обе стороны — на ущелье и на водохранилище.

Мы берем катамараны и целый час получаем удовольствие, катаясь на них. Здесь можно арендовать и лодку, и каяк, и просто поплавать.

Миллионы лет назад все это было дном моря, со временем, отступая, оно оставило пласты известняка. За миллионы лет река размыла известковые скалы и образовала эти шедевры. Можно пришвартовать лодку или катамаран и погулять, если обувь и отсутствие чувства страха позволяет.

Интересно, что временами, на несколько минут, озеро из бирюзового превращается в голубое. За все годы моих поездок, несколько раз удалось заснять его в синем цвете.

Два шедевра — природный и рукотворный — Вердонское ущелье и Сен-Поль-де-Ванс

И, почему-то, именно здесь, мы делаем небольшой пикник с розовым местным вином. К этому времени солнце уже высоко, и прохладное розовое — лучшее, что можно придумать, а к нему сыры, виноград, и прочие вкусности.

На обратной дороге становится понятно, почему туризм здесь развивался черепашьими шагами — при отсутствии дорог и инфраструктуры это было просто невозможно. Даже сейчас дорога приводит в трепет. Проехать можно либо по северной, либо по южной стороне каньона, дороги проложены с обеих сторон. Но, поскольку мы на автобусе, у нас нет выбора, по северной автобус не пройдет, да южная и более живописная. Длина самого каньона составляет около 20 километров, половина из которых вызывает выброс адреналина. Все смотровые площадки обозначены. Самая популярная — у моста Артюби. Иногда нам везет и мы наблюдаем, как народ развлекается — прыгает с «Тарзанкой».

Честное слово, даже много повидавших туристов, эта поездка впечатляет, необыкновенная красота! Ощущение, что не тектонические и геологические процессы сделали свое дело, а Боги высекли этот шедевр.

Солнце катилось к закату, а у нас продолжение радости — город художников Сен-Поль-де-Ванс. Парковка расположена немного в стороне, на холме, параллельно городу. Стоимость парковки автобуса составляет 80 евро, даже если вы приехали на один час (а мы дольше). Как мне посоветовал мой лучший водитель: «Скажи им, что ты не планируешь купить парковку, а хочешь только пару часов ею попользоваться». Зато, расположение паркинга такое, что Сен Поль виден, как на ладони. До городских ворот — минут 10 ходьбы.

Перед входом в город, площадь Шарля де Голля, на которой всегда играют в петанг (в шары). Кстати, эта игра разошлась по миру именно отсюда, с Лазурного Берега. На этой площади стоит знаменитый отель «Золотая голубка», в котором останавливались все знаменитости. Стены отеля помнят историю любви Ива Монтана и Симоны Синьоре. Но Бог с ними, со знаменитостями, в отеле хранятся работы Пикассо, Матисса, Сутина, Модильяни. О ресторане — отеле напишу чуть позже.

Вход в городок через Ворота Ванс или Королевские Ворота. Ворота защищает пушка Лакана, которую назвали так в честь капитана, прославившегося в битве между Карлом Пятым и Франциском Первым. Дальше, на фото, где я выделываюсь позирую в новом платье, как раз эта пушка. Франциск первый, для того, что бы пресечь новые атаки Карла Пятого, а заодно и герцога Савойского, командовавшего гарнизоном Ниццы, приказал возвести стены вокруг города. Для этого пришлось разрушить старые укрепления, относящиеся к 12 веку, и выстроить новые. Вот с тех самых пор они и не изменились. В 19 веке у городских стен был шанс быть разрушенными. После падения Империи про эти стены, как будто забыли, но в 1832 году их восстановили военные власти. А через 40 лет Сен-Поль был демилитаризирован, и, неслыханное дело, стены собрались продать с аукциона! К счастью, мэр города оказался большим умничкой, провел успешные переговоры с государственными властями, и выкупил стену за 400 франков. В 1945 году стены стали Историческим памятником Франции. Я обожаю ходить по стене, правда, не всем это кажется приятным, для многих это экстрим, но, мужественно шли! На самом деле, кто не хочет, есть возможность пройти вдоль стены, но под ней, а не по ней.

А пройти надо обязательно, уж больно виды на долину хороши! На фото видно, что часть сделана при ясном синем небе, а часть — с серыми тучами. Между этими фото прошло два часа, небо вдруг потемнело, и на обратном пути нас накрыло ливнем, продолжавшимся минут пять.

Пройдя до противоположной стороны деревни мы оказываемся возле главной достопримечательности городка — кладбища. На него указывают небольшие щиты со стрелками по всему городку. Перед входом на кладбище схема могил, где отмечена одна, главная — могила Марка Шагала. Последние годы своей долгой жизни он провел в Вансе, совсем рядом. Кладбище христианское, могилы с крестами, но одна очень отличается — без фотографий и без цветов, обложенная камнями, в соответствии с еврейской традицией, на многих из которых надписи, с признаниями в любви к Шагалу. Здесь похоронены Марк Шагал, его супруга — Валентина Бродская и ее брат.

В этом месте в этот день, я, впервые, почувствовала себя настолько «женщиной — женщиной». Мы зашли в магазин-бутик, где продаются авторские вещи, не серийного производства. Молодой человек — продавец — вполне соответствует магазину, весь такой артистичный, богемный и утонченный. Мне понравилось платье, я померяла его в примерочной, и, совершенно неожиданно для самой себя, выйдя из кабинки, бросила на прилавок свою старую одежду, небрежно сказав: «Заверните». Хорошо, что хоть не в мусорку. Я даже не спросила цену! Я просто поняла, что без этого платья, точнее — не в нем — не уйду отсюда. Элегантный продавец одобрительно показал мне «Респект», я заплатила карточкой, но на выходе дрожащими руками (что бы никто не увидел), украдкой, взглянула на чек. Оказалось — мой день, намного меньше, чем я ожидала. Зато, я чувствовала себя просто королевой! Я надеюсь, что к сентябрю пандемия неожиданно закончится, я поеду в Сен-Поль-де-Ванс и обязательно зайду в свой любимый магазин. Вот оно, счастье — позирую в нем:

Как Сен-Поль-де-Ванс стал тем, чем стал? В 20-е годы сюда приехал из Парижа Поль Ру и построил ресторанчик «Ле Робинсон», а затем начал привлекать столичных гостей. Сен Поль-де-Ванс не просто так называют «Городом Художников», этими гостями были Марк Шагал, Матисс, Ренуар, Сутин, Модильяни, Пикассо, Поль Синьяк. А следом за ними потянулись деятели искусств — Жан Кокто, Бриджит Бардо, Грета Гарбо, Софи Лорен, Катрин Денев, Ив Монтан, Жан Поль Сартр, Симона Синьоре. Перечисляя эти фамилии, так и хочется их пропеть, а не проговорить. Поль Ру переименовывает свой ресторан в «Золотую Голубку», и проявляет удивительную дальновидность — в качестве оплаты берет работы художников — денег то у них никогда не бывает. Ру превратился в обладателя одной из самых ценных частных коллекций современной живописи буквально за несколько лет. А отель — ресторан — в самый настоящий музей! Гуляя по этим узким улочкам, мощенным булыжником, даже не верится, чьи ноги еще недавно ступали здесь.

И сейчас, это очень артистичное место, каждый дом — какая-то художественная мастерская или галерея. Возможно, то, что сегодня продается в них, через 100 лет, будет стоить миллионы. Может, стоит что-то купить, кроме платья?

У них даже почтовые ящики — настоящие художественные произведения:

Два шедевра — природный и рукотворный — Вердонское ущелье и Сен-Поль-де-Ванс

Помимо арт-объектов, и исторических светских построек, в Сен-Поле есть и религиозные строения. Главная из них — Коллегиальная церковь Обращения Святого Павла В крошечном городке море часовен — часовня Кающихся в Белом, часовня Сент-Клэр, часовня Нотр дам-де ля Гардетт, часовня Сен Шарль, часовня Сен Клод.

Коллегиальная церковь была построена на самой высокой точке деревни, стройка несколько затянулась — на четыре века. Сбоку к ней пристроена Колокольня, которая была восстановлена в первой половине 18 века, вместо рухнувшей старой. На ее основании можно прочесть надпись: «Эта колокольня, ранее построенная слева, была вновь возведена справа, и поднята на более высокий уровень в 1740 году». И, совсем рядом с Коллегиальной Церковью, башня — донжон, единственная, что сохранилось от феодального замка. В 18 веке башню переделали в мэрию. Наверху, на колокольне, хранится колокол 15 века, переплавленный в 17 веке. На нем надпись: «Наступил час пробуждения».

Несмотря на скромные размеры, в Сен-Поле несколько площадей и колодцев — фонтанов. Большой Фонтан был установлен в середине 19 века Мельхиором Мартеном, в провансальском стиле, на Главной площади, на месте, где ранее располагался рынок. Право на этот фонтан — колодец, снабжающий горожан питьевой водой из верховья Мильвана, даровала Сен-Полю королева Жанна.

Второй колодец — на площади Плясетт, окруженный ренессансными домами 17 века.

Подошло время «немножечко подкрепиться». Мы сели в малюсенькое кафе в подворотне в арочке между двух узеньких улочек, и это было не просто мило, это фламме было такое вкусное, что, удивительное дело, я даже сфотографировать не успела — слопала! Что на меня не похоже. И кофе был прекрасный!

Повезло этому котейке, в хорошем месте живет. Если он выбрал его сам, то кот — эстет!

Два шедевра — природный и рукотворный — Вердонское ущелье и Сен-Поль-де-Ванс

На парковке есть кафе, в нем проходила мини выставка-продажа «Дары осени», все-таки, несмотря на летнюю погоду, сентябрь:

Кто-то так увлекся, что забыли Мишку на полу. Я его посадила на почтовый ящик, и сразу вспомнился стишок, про «уронили Мишку на пол». Надеюсь, хозяйка вернется за ним (я неравнодушна к плюшевым мишкам, у меня дома их целая коллекция).

Два шедевра — природный и рукотворный — Вердонское ущелье и Сен-Поль-де-Ванс

Вот такой чудесный день мы провели. Вердонское ущелье — шедевр природы, Сен-Поль-де-Ванс — маленький рукотворный шедевр, один из самых милых городков Европы. Я счастлива, что езжу сюда ежегодно.

Спасибо за внимание!

Теги: Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия