Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Коломна — Россия Февраль 2020

Коломна основана в середине 12-ого века как форпост Рязанского княжества на его северо-восточной границе. Это был ключ к обширным внутренним районам Поочья.

В начале 14-ого века Коломну присоединяют к себе московские князья, и строят деревянный кремль площадью более 20 гектаров. Возле Коломны назначил встречу своему воинству Дмитрий Донской. Отсюда русское воинство отправилось на Куликово поле.

Славное прошлое древнего города

Город уникален уже тем, что добраться сюда можно по железной дороге, по автомобильной, по реке и даже самолётом. Неподалёку от города есть аэродром, принимающий легкомоторные самолёты, но это чисто теоретически…

Судоходство осуществляется по Оке и Москва-реке. Порт Коломна крупнейший среди собратьев Московского речного пароходства.

Славное прошлое древнего города

В десяти километрах от города Москва-река впадает в Оку. Казалось бы, крепость нужно было закладывать именно там?

Увы, нет, наши предки были предусмотрительны. В тех местах низменность. Город появился на холме, у подножия которого Коломенка впадает в Москва-реку.

Свой нынешний каменный вид Коломенский кремль получил в 1525–1531 годах. С его появлением значение Коломны возросло (до этого город обладал непрочными деревянными укреплениями).

Славное прошлое древнего города

Коломенский кремль начало 17-ого века. Фото из интернета.

В последующем врагам ни разу не удавалось взять Коломну приступом.

Славное прошлое древнего города

Если вы решите приехать в Коломну на электричке, до исторического центра придётся минут 20–30 идти пешком, либо подождать трамвай. Автобус Москва — Коломна доставит вас непосредственно к кремлю. Автовокзал расположен на площади Двух Революций.

Площадь сформировалась в 18-ом веке как торг на Рязанской дороге. Её пространство украшает 67-метровая колокольня церкви Иоанна Богослова. Её построили в 1828 году взамен сгоревшей. В советское время церковь закрывали.

Службы возобновились в 1996 году. Церковная колокольня в стиле ампир до сих пор одно из самых высоких зданий города.

Славное прошлое древнего города

В глубине площади указывает правильный путь Владимир Ильич Ленин работы скульптора С. Д. Меркулова.

Ленин в сквере окружён деревьями, и, увы, народная тропа к Ильичу зарастает. Зато монумент Борцам двух Революций на площади виден со многих точек.

Напомню, название площадь «Двух революций» было дано после митинга, прошедшего 30 октября 1927 года, в память жертв двух революций — 1905 и ноября 1917 года. Митинг был посвящён перезахоронению праха 27 жертв отряда Римана в братские могилы погибших в 1917–1918 годах.

В 1917–1927 годах называлась Советская. Это название площадь получила сразу после прихода к власти большевиков, установивших в городе советскую власть.

Что поделать, жизнь свои коррективы вносит. Одни герои с исторической сцены уходят, на их месте появляются другие. В любом случае, монумент борцам за народное счастье не снесён и улица Октябрьской Революции тоже сохранила название.

Если по ней двигаться из центра, за 20 минут можно дойти до Мемориального парка, где установлен монумент Коломенцам погибшим в локальных воинах и боевых конфликтах.

Славное прошлое древнего города

В тени деревьев преклонила гранитную голову каменная женщина.

Рядом с ней мемориал ВОВ, где стальным цветком колышется Вечный огонь.

Славное прошлое древнего города

После неспокойного Средневековья граница от Коломны отодвинулась и город уснул летаргическим сном. Война, как Гражданская, так и ВО, обошли Коломну стороной. И тем не менее её сыны в войнах участвовали, Родину защищали и погибали.

Мне очень понравился в Коломне Музей Боевой Славы, и о нём хочется рассказать подробно.

Музей открыт 26 августа 1977 года в Мемориальном парке в здании церкви Петра и Павла. Более 30 лет музей собирал экспонаты и проводил военно патриотическое воспитание молодёжи. В 2009 году здание было передано церкви. Сюда, в новое здание, музей переехал 7 мая 2010 года.

Возле главного входа на постаменте орудие олицетворяющее собой мужество артиллеристов. Слева от здания ракеты.

Фасад из красного стекла символизирует Знамя Победы, взметнувшееся на главной улице города. У входа в музей «звучит» набатный колокол, на котором отлиты слова: «Живи и помни."

Напомню, в Коломне я был вместе со школьниками и в Музее Боевой Славы для нашей группы была проведена экскурсия.

Покупаем билеты, заходим внутрь, где попадаем в просторное фойе. Стены украшают картины, посвящённые Афганистану и Чечне.

Музейная экспозиция занимает один большой зал. Она повествует о ратных подвигах коломенцев от Средневековья до наших дней, а также о тыловой истории города.

События представлены по часовой стрелке. Основу экспозиции составили археологические находки, фонды краеведческого музея, семейные архивы жителей города.

Посетителей встречает ратник времён Дмитрия Донского. Голову воина покрывает шлем (шолом или шелом), имевший полоску для защиты носа. Иногда её закрывала личина — маска прикрывавшая верхнюю часть лица. К шлему привешивалась барница — кольчужная сетка, закрывавшая нижнюю часть лица, шею и плечи.

Тело ратника покрывала кольчуга, под которую одевался поддоспешник. Подобием кольчуги была байдана, сделанная из плоских колец. Музейный воин одет в полубайдану, у которой короткие рукава и длина выше колен.

Поверх кольчуги для усиления защиты надевался ламеллярный доспех — набор пластин, перевязанных крепким шнуром. Руки защищали металлические пластины наручи, закрывавшие от кисти до локтя. Для защиты ног — наколенники и поножники. Вооружение ратника составляли щит, меч и копьё.

На Руси первые пушки появились в 1376 году после похода русской рати на волжских булгар. Их называли тюфяками. На Куликовском поле тюфяки применялись, как и в 1382 году при обороне Москвы от Тохтамыша.

Славное прошлое древнего города

Есть здесь и реальная кольчуга тех лет.

Любопытно посмотреть на боевые артефакты, а также на карту, где и по каким улицам проходили укрепления.

Стрелецкое войско, противостоявшее литовцам и крымцам, это уже другая армия!

В 1550 г. на смену пищальщикам-ополченцам пришло стрелецкое войско, состоявшее из 3 тыс. человек. Стрельцов разделили на 6 приказов. К началу 17-ого века их численность достигла 20 тысяч. Половина стрельцов расквартировывалось в Москве.

Стрелецкие полки имели парадную форму (цветное платье), состоявшую из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог. Последние отличались по цвету, обозначая принадлежность к определённому полку.

На вооружении имелись пищали (общее название огнестрельного оружия), бердыши (боевые топоры с искривлённым, наподобие полумесяца, лезвием). Клинковое оружие (сабли и шпаги) носили на поясной портупее.

Для стрельбы из пищали использовали особое снаряжение — берендейку, ремень с подвесными принадлежностями. Для заряжания ружья на ремне были отсеки, где хранились пенальчики (заряды), пороховница, запасы фитиля и сумка для пуль.

Для ведения боя стрельцы облачались в латы и доспехи. Для своего времени они представляли грозную силу.

Русь далее развивалась и расширялась, граница от Коломны постепенно отодвигалась. Со временем она превратилась в обычный уездный город.

Мало кто знает, но именно здесь родился первый русский парусный корабль Орёл (1667—1669 гг.). Строить его начали по личному указу царя Алексей Михайловича на судоверфи в селе Демидово Коломенского уезда.

Славное прошлое древнего города

Фрегат предназначался для охраны торговых судов на Каспийском море. Почти три месяца по Оке и Волге корабль шёл до Астрахани. В этот момент произошло восстание Степана Разина и Орёл бунтовщиками оказался сожжён. И тем не менее коломенский фрегат в историю вошёл!

Существует убедительная версия, что именно на Орле впервые взметнулся на мачте триколор — первый Российский флаг военного корабля.

Славное прошлое древнего города

Коломенская судоверфь в Петровские времена значение потеряла, но мы знаем ещё один здешний корабль — баржа Коломенка.

И первый и второй имели на вооружении пушки.

Дабы продолжить морскую тему, отмечу, многие коломенцы верой и правдой служили на Российском и Советском флоте.

Славное прошлое древнего города

Например, рабочий коломенского завода Егор Авдалин служил матросом на крейсере Рюрик. Участвовал в Русско-Японской войне, награждён Георгиевским крестом. Родственники передали музею его письма и фотографию.

В Коломне стоял кирасирский полк. Коломенские кирасиры участвовали в войне с Наполеоном.

Славное прошлое древнего города

В экспозиции представлены доспехи всадников тяжёлой кавалерии, горячее и холодное оружие, а также форма других воинских подразделений.

Повторюсь, если в советское время тема Первой мировой войны была мало популярна, то теперь подобное применимо к войне Гражданской. Революционная экспозиция совсем небольшая и не очень понятная.

Первая мировая представлена более объёмно.

Славное прошлое древнего города

Сложные чувства испытываешь, глядя на бойцов, что воевали на Германском фронте. Уважение вызывает тот факт, что родственники в советскую эпоху смогли сохранить письма и фотографии.

После Революции в Коломне разместилась артиллерийская часть. Очень интересно посмотреть на фото, как выглядела казарма. Военнослужащие сидят на кровати. В моё время (1986–1988) подобное запрещалось…

Коломенцы участвовали в гражданской войне в Испании и в Советско-Финской — и там и там были свои герои! На одном из стендов инсталляция финского дота и его же фото, разбомбленного советской артиллерией. Коллаж из артефактов и фотографий знакомит с героями Испании, а также с коломенцами, отличившимися на Советско-Финском фронте.

Здесь рассказывается про штурмана Ивана Спирина. В 1937 году за участие в лётной экспедиции на Северный полюс Спирин, первым из коломенцев, удостоился звания Героя Советского Союза.

Сообщение Молотова о начале войны разорвало мирную жизнь на до и после. В музее представлены письма и аттестаты 1941 года, детские игрушки и радио тарелка. Именно из таких тарелок распространялись новости и правительственные сообщения.

Война в Коломну не пришла, и тем не менее Коломна считалась городом прифронтовым. Пытаясь обходным манёвром окружить столицу, немцы не дошли до Коломны 30–35 километров. Вдоль русла Москва-реки руками жителей города, преимущественно женщин, детей и стариков, была создана противотанковая линия обороны протяжённостью 132 километра.

Никто в то время подобное не фотографировал и потому одна из фотографий, что представлена в музее, особенно ценна.

Славное прошлое древнего города

На нужды фронта работало множество заводов. Музейная инсталляция воспроизводит станок и женщину — труженицу тыла.

По фильмам и кинохронике многие помнят тот ужасающий звук, что подавался при воздушной тревоге. А вот как выглядели электросирены, я узнал здесь.

Славное прошлое древнего города

Картины местных художников наполнены драматизмом военного времени. Мне особенно понравилось, как колхозники, собрав большое стадо, угоняют его подальше от врага и как со своими пожитками на санях едут беженцы.

Солдатское письмо было простым и складывалось треугольным конвертом. Цензоры письма проверяли, при этом существовали правила, о чём можно писать, а о чём нет. В музее подобная инструкция представлена.

Славное прошлое древнего города

В Коломне работали госпиталя, где лечили раненых. Один из врачей собрал коллекцию предметов, попадавших в тела при бомбёжке,

а также извлекаемые из ран пули и осколки.

Славное прошлое древнего города

Дважды Герой Советского Союза маршал бронетанковых войск Михаил Катуков уроженец Коломны.

Катукову принадлежит честь первой крупной победы советских автобронетанковых войск — победы с 4 по 11 октября 1941 года под Мценском над 3-й и 4-й танковыми дивизиями, входившими во вторую танковую армию, которой командовал Гудериан — пионер моторизованных способов ведения войны, родоначальник танкостроения в Германии Гудериан отметил: «Это был первый случай, когда огромное преимущество Т-34 перед нашими танками стало очевидным… От быстрого наступления на Тулу, которое мы планировали, пришлось отказаться»

Славное прошлое древнего города

Многие советские люди во время войны перечисляли деньги государству, для производства самолётов и танков. Именно так была сформирована танковая колонна «Московский колхозник». Коломенцы в подобном тоже участвовали.

Скажем честно, деятельность церкви во время ВОВ историками освещена не самым лучшим образом.

На следующем фото митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (1892 -1961 гг). В 1914 году, сразу после рукоположения, он выехал на фронт.

9 марта 1941 г. возведён в сан митрополита. В 1942 г. назначен членом чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков.

В 1943 г. митрополит Николай (Ярушевич) совершил поездку на фронт, где передал в войска танковую колонну Дмитрий Донской, сформированную на средства церкви.

Славное прошлое древнего города

Музейные работники создали инсталляцию — маленький кусочек Сталинграда. Среди развалин мы видим советского солдата и миномёт.

Рядом стенд, где очень любопытна фотография, где бойцы инженерно-штурмового подразделения Краской Армии среди развалин атакуют противника. У одного в руках огнемёт, на другом надето что-то по типу панциря кирасиров.

На соседнем стенде подобный бронежилет представлен. Друзья, не знаю как вы, но я впервые узнал, что подобные защитные панцири на вооружении в войсках состояли. Их одевали штурмовики, атаковавшие противника.

Коломенцы воевали за Родину на земле, на море и в воздухе. Один из стендов посвящён лётчикам.

Многие предприятия города работали на оборонку. В Коломне выпускалось многое, от устаревших пулемётов Максим, вплоть до ракет.

Завершают экспозицию стенды, где рассказывается о подвигах коломенцев в Афганистане и в Чечне.

Славное прошлое древнего города

Многих, очень многих своих сынов недосчиталась в новейшей истории Коломна.

Что касается музея, он пользуется популярностью. Студенты и школьники приходят часто. В нашем случае, вместо положенного часа, экскурсия растянулась на полтора. Ребята интересовались и постоянно задавали вопросы.

Конечно я рассказал не всё. Мне хотелось возбудить интерес читателя к городу, к его истории и к Музею Боевой Славы. Очень хочется верить, что с задачей я справился.