Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Бургас — Болгария Сентябрь 2013

Я упоминал в материале Русский след в Бургасе об Армянской апостольской церкви «Сурб Хач» («Святой Крест»), которая является одной из старейших церквей в городе.

За время прогулки по Бургасу встретилось на пути несколько храмов, все они были открыты. Здесь же перед взором предстала закрытая дверь, да и во дворе не было заметно никакого движения.

По следам армянской и католической общин Бургаса

На камне над дверью и на мраморе купола храма имеется надпись о столетии со дня возведения в 1853 году.

Я уже писал не раз, что турки запрещали строить колокольни, здесь также была пристроена колокольня позднее во время одной и перестроек храма.

Задолго за нынешнего здания храма здесь располагалась небольшая армянская церковь, которую в 1673 году посетил по дороге в Иерусалим Мардирос Крымский — известный поэт и глава Крымской епархии армянской апостольской церкви.

По следам армянской и католической общин Бургаса

Возможно, что и название вновь построенная церковь получила в честь армянского монастыря Сурб-Хач (Святой Крест), основанного в 1358 году в лесу недалеко от города Старый Крым.

Церковь имеет и историческое значение. Во время русско-турецкой войны 1877 -1878 годов здесь отпевали погибших русских и болгарских воинов.

По следам армянской и католической общин Бургаса

В 1970 году храм был включен в список памятников архитектуры Болгарии.

В 1878 году в церкви проводился праздничный молебен в честь победы русских войск над турецкими, на котором присутствовал командующий русскими войсками в Бургасе Александр Михайлович Лермонтов (1838 — 1906). Звание генерала от кавалерии было присвоено ему как раз за освобождение Бургаса 6 февраля 1878 года. В честь А. М. Лермонтова была названа улица в Бургасе, по которой кстати я и добрался до храма.

Возле храма находится памятник жертвам Геноцида армян.

По следам армянской и католической общин Бургаса

Первый такой памятник встретился мне в Ларнаке. Памятник в Бургасе был открыт на 10 лет раньше кипрского, в 1998 году, хотя сам памятник был изготовлен в 1990 году. Автором памятника является член союза художников Болгарии, скульптор Хари Норхаик Арабян, родившийся 10 января 1959 года в г. Бургас.

А всего в мире памятников Геноцида армян установлено несколько. Помимо Ларнаки и Бургаса они есть в Венгрии, в Ижевске (Россия) во Франции два памятника — в Лионе и Дэсине, три в США — в штате Мичигане, Лос- Анжелесе и Сан-Франциско. Возможно появились такие памятнике и в других местах.

Помимо памятника жертвам геноцида армянского народа в Приморском парке есть памятник «Болгарскому народу от благодарной Армении».

По следам армянской и католической общин Бургаса

Памятник представляет собой скорбную мать, обнимающую ребёнка.

В 1915 году, бежавших в результате геноцида из Турции армян разбросало по всему свету. Одной из стран, встретивших беженцев гостеприимно, стала Болгария. Сам болгарский царь Симеон I, считавший, что болгары и армяне — братья по христианской вере, разрешил армянам селиться в Болгарии. Тем более болгары помнили многовековое господство турков на их земле. Больше всего армян живут сегодня в Пловдиве, Варне, Софие, Бургасе и Русе. Видимо поэтому памятник установлен в Бургасе.

До посещения Болгарии даже не подозревал, что среди болгар есть католики. А ведь болгарская православная церковь несколько раз вступала в унию с католической.

Римско-католическая церковь Дева Мария Богородица построена как единое целое с помещениями под магазины, такое мне встретилось впервые.

Римско-католическая церковь Дева Мария Богородица

Католическая миссия в Бургасе появилась в октябре 1857 года, своего помещения не было и они снимали для богослужений угол в доме Николы де Маттея (Nicola dе Mattey).

В 1859 году был приобретён участок для строительства храма и резиденции для священника, в 1860 году здание было построено. В 1934 году старое здание снесли и в 1935 году построили новое здание.

Смысл этого я честно говоря не понял. А объяснить было некому — когда мы посетили храм, то в нём никого не было, кроме статуй и распятого Христа.

Римско-католическая церковь Дева Мария Богородица

Было как-то непривычно тихо. Но потом пришла девушка — помолилась, еще люди заглянули. Но никаких священников или охраны.

На стенах развешаны керамические иконы

По следам армянской и католической общин Бургаса
Римско-католическая церковь Дева Мария Богородица. Один из барельефов, посвященных Крестному пути Христа

Увидел в храме интересную брошюрку на болгарском. Оказывается был момент в XIX веке в 1863 году, когда появилась Болгарская католическая церкви византийского обряда и часть православных Болгарии стало переходить в католичество. Но затем начался обратный процесс.

А архитектором нового католического храма был болгарский архитектор Светослав Славов, который вместе с Рикардо Тоскани участвовал в строительстве двух храмов в Бургасе.

Чуть позже в этот же вечер обнаружили еще одну церквоь, которая на карте Бургаса значится как Восточно-Католическая церковь

По следам армянской и католической общин Бургаса

Но когда мы пришли к ней, то прочитали другое название храма — «Успение Богородицы».

При строительстве церковь была частью французского девичьего пансиона и была построена в 1918 году на деньги французского консула в Бургасе и на средства, собранные среди прихожан первым её священником отцом Григорием.

Архитекторами здания были итальянец Рикардо Тоскани (1857–1929), который начинал свою деятельность в Болгарии в Пловдиве, а в 1885 году перебравшийся в Бургас.

Мы уже видели во время передвижения по Бургасу построенный им в Бургасе кафедральный храм Святых Кирилла и Мефодия. Его соавтором при строительстве Восточно-католической церкви был болгарский архитектор Светослав Славов.

В течение 60 лет храм использовался под госпиталь. Когда мы были возле него, то он был закрыт.

По следам армянской и католической общин Бургаса
Восточно-Католическая церковь "Успение Богородицы".

Со стороны улицы Вазова здание закрыто защитными сетками и вёлся ремонт.