Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Ялта — Россия Март 2012

Весна…По календарю — март…А за окном….зима…На Юге март-это солнышко, еще не совсем теплое, но уже радующее своими яркими, слегка щекочущими лучиками. Март-это охапки ярко желтых мимоз, красных тюльпанов, подснежников. Март-это месяц, когда на плодовых деревьях начинают набухать почки и распускаться, чтобы чуть позже превратиться в буйство белых, розовых озер цветущих садов! А за окном… зима…Тебя долго не было, но уж коли ты пришла в феврале, то должна продержаться хотя бы месяц со снегами, ветром и морозами. Но это твои такие планы, а у меня они другие.

Хотя собственно еще вчера никаких планов и не было. Весь этот год приблизительно расписан и распланирован. Но есть же еще и просто очень короткое слово «хочу». Иногда пользуюсь-помогает! А как становится легче, помогает лучше всяких лекарств! Так и в этот раз, слово это начало стучать дятлом в первых числах календарной весны, пару дней пыталась отогнать прочь, переключится на другой канал, перезагрузится наконец- все тчетно! И вот уже это слово стало обрисовываться в определенную форму и направление. В глазах зарябило картинками-море, горы, солнце, пальмы и кипарисы, ну и конечно же поместья и замки! Куда ж мне без них! Нет, мне без них просто не жить! И в конце всей этой ряби возникло одно тоже совсем не большое, но ооочень емкое и теплое слово-КРЫМ! Так вот о чем долбил мой приятель дятел! Спасибо тебе птаха! Озвучиваю дома, получаю одобрение и спонсорскую помощь 4 марта, с утра 5 марта звоню в агенство (его услугами я уже пользовалась в поездках по Кавказу) и заказываю турпутевку, вечером выкупаю, 7 марта в обед я уже еду в Крым! В Ялту! Немая сцена на работе «Как уезжаете? И на банкет не останетесь?» О чем это они?

«Яяялтааа, где растёт золотой виноград» без перерыва поет в ушах Осин.

Вот так можно передвигать, перекраивать и нарушать все свои планы, подчиняясь одному крохотному желанию, желанию женщины, тем более накануне женского праздника. А Крым был в этих планах только на следующий год. Но почему бы не пошалить и не перевернуть все с ног на голову?

«Яяялтааа, где растёт золотой виноград»!

Автобус подали вполне комфортабельный, двухуровневый, с 2 мя ТВ, кипяток, чай, кофе. Плюс шампанское в честь милых дам и маленькие сувениры в виде надувных дорожных подушечек для шеи. Мелочь, но приятно. Случайных попутчиков на ближайшие несколько дней было чуть больше половины мест в автобусе, т.е 28 человек, контингент разнообразный. В основном пары-подруги, мамы с дочерьми, бабули с взрослыми внучками и семейные пары- в основном молодежь. Самое неприятное и нудное за всю поездку сконцентрировалось на одном-это таможня: на русской стороне- проверка багажа не хуже чем в аэропорту, сканирование глазами таможенника по нашим физиономиям раза по три, сверяя оригиналы с паспортным фото, заполнение декларации.

Южный берег Крыма

Затем паром, который кстати сказать, ходит всего три раза в сутки! На украинской стороне процедура с таможней более цивильная. Мы сидим в автобусе, заходит таможенник, собирает паспорта, через минут 10–15 приносит назад и все, добро пожаловать. Но это я так кратко написала, чтобы не мучить вас неприятными подробностями и воспоминаниями, а ушло на это мероприятие 4 часа туда и 4 часа обратно! Целый рабочий день!

Южный берег Крыма

Паром передвигается по заливу минут 30.

Южный берег Крыма

В феврале Керченский пролив закрывали для судоходства в связи со сложными погодными условиями. Нам посчастливилось наблюдать остатки льда, причем со стороны русской стороны- порта «Кавказ» до половины пролива не было ни одной льдинки.

При приближении парома к середине пролива все пассажиры высыпали на палубу поснимать лед и понаблюдать, как паром ломает его и хрупкие льдины расползаются в разные стороны. Зрелище потрясающее, я ощутила себя практически в Северном ледовитом океане. Туда мы переплывали ночью,

а назад вечером.

Южный берег Крыма

В Керчи в автобус села гид, которая и сопровождала нас все последующие дни. Еще в агенстве меня предупредили, что если вас будет сопровождать Наталья Александровна, то вам просто повезет, человек бесконечно влюбленный в свою профессию. Первое везение, что ж-неплохо. Познакомившись с нами, выяснила, у кого какие туры и направления. Оказалось, что весь автобус был собран из разных агенств, это был первый заезд в этом году и программы у всех разные. Гид трагично закатила глаза, и сказала, что утро вечера мудренее, завтра она огласит весь список, постарается по возможности удовлетворить все пожелания. Приехали в пансионат часа в 3 утра, номера были уже готовы, нам осталось только взять ключи и спать! И только утром мы все увидели в каком потрясающем месте находится наш небольшой и уютный пансионат.

Южный берег Крыма

Из окна нашего номера были видны горы!

А рядом находился бывший дворец бухарского эмира, в котором когда-то был гарем и жили очаровательные наложницы. А сейчас это корпус пансионата.

Южный берег Крыма

В путевки были включены завтраки и ужины, обедали мы в кафе, там, где застанет нас голод и время обеденной трапезы.

Гид наша оказалась действительно человеком практически всезнающим, нам на отдых от ее рассказов, легенд, стихов, всевозможных исторических фактов о Крыме, о каждом населенном пункте давала буквально по полчаса и потом опять интереснейшие рассказы!

Южный берег Крыма

И первое, что потрясло меня-это возраст города, с которого и началось наше путешествие по этой потрясающей земле, Керчи-2600 лет! Невероятно! Поэтому мне захотелось немного и вас провести по историческим датам Крыма.

Крым на протяжении всех веков являлся «лакомым» кусочком для сильнейших государств и империй. Вся история Крыма — это цепочка непрекращающихся кровопролитных войн с единственной целью — обладание этим «кусочком рая» на земле.

Южный берег Крыма

Судя по результатам исследований археологов, Крымский полуостров был заселен с незапамятных времен. Примерно около 150.000 лет назад в здешних пещерах и гротах селились первобытные люди.

Культуры и народы сменяли друг друга на этом клочке суши, как в калейдоскопе.

Первые греческие колонии появились на побережье 2,5 тысячи лет тому назад.

Южный берег Крыма

В Х-IХ вв. до н. э. древние греки назвали юг горнолесной зоны Таврикой, от перевода тавр — горный массив. В средние века, до XV в., название распространилось на весь полуостров

VII век до н. э. — III век н. э. — на исторической арене появляются скифы, пришедшие из степей северного Причерноморья и Кавказа. Это был народ кочевников и воинов. Они основали в Крыму свое государство.

Южный берег Крыма

Конец скифскому господству на обширных степных просторах полуострова положило вторжение готов и аланов. Затем, в 375 г., эти земли захватили гунны. В борьбе между пришельцами и местным населением погибло скифское государство, оставшиеся в живых скифы ушли в горы.

В V веке на политической сцене мира появляется Византия, выступающая преемницей Рима. Одновременно укрепляется ее влияние в Крыму. В VIII веке значительная часть Крыма, отнятая у Византии, находится под властью хазарского каганата. Впоследствии хазарам пришлось вступить в союз с Византией, объединившись против арабов.

Южный берег Крыма

Средневековье в Крыму отмечено многочисленными историческими потрясениями. В XIII в.. между генуэзцами и венецианцами завязалась борьба за господство в Черном море. Кроме того, что Таврика сама по себе привлекала внимание колонистов, здесь еще и проходил знаменитый Шелковый путь — торговая артерия между Востоком и Западом. Генуя в конце концов вытеснила венецианцев, и на таврическом побережье возникли генуэзские фактории. Укрепляя свои города с моря и суши, генуэзцы строили крепости, остатки которых остались до сих пор. После захвата Крыма монголо-татарами Генуе удалось сохранить свои фактории на побережье.

В XIII—XIV вв.. в Крыму прочно осели монголо-татары, которых привел Батый, внук Чингисхана. Таврика вошла в состав образованной великим ханом Золотой Орды. Завоевание полуострова отмечено черным событием в истории всей Европы. Когда в 1347 г. золотоордынский хан Джанибек осадил генуэзскую Кафу, среди его воинов вспыхнула чума. Чтобы сломить сопротивление итальянцев, запершихся в крепости, кочевники стали забрасывать трупы умерших от чумы воинов при помощи катапульты через стены осажденного города. Вскоре в Кафе вспыхнула эпидемия, спасаясь от которой жители отплывали в Италию. Увы, туда же они привезли и страшную болезнь. Чума очень быстро охватила всю Европу. Жуткая эпидемия, названная «черной смертью», унесла 75 миллионов жизней…

В 1434 году хан Хаджи-Гирей I начал борьбу за независимость Крымского ханства. При поддержке литовского князя через 9 лет ему удалось захватить крымский престол, за который боролись самые влиятельные семьи Золотой Орды.

Независимым Крымское ханство оставалось недолго, уже при втором правителе — Менгли-Гирее — оно стало вассалом Турции. Зато династия Гиреев правила Крымом более 300 лет.

Турки, вторгшись в 1475 г. в Крым, захватили побережье с генуэзскими укреплениями и основали там свои крепости.

В лице Крымского ханства времен турецкого владычества Россия получила беспокойного соседа. Постоянные набеги татар на ее земли ослабляли границы и опустошали приграничные села.

Для того чтобы проложить выход к Черному морю и одновременно прекратить грабительские набеги «крымцев», Россия неоднократно вступала в войну с Турцией. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. закончилась разгромом турецкой армии и флота.

В апреле 1783 года, желая одним ударом решить проблему Крыма, Екатерина II объявляет манифест о «принятии Крыма, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Это был конец Крымского ханства. Последний правитель Шагин-Гирей получил от российской императрицы пенсию и домик в Калуге. Вскоре он решил уехать в Турцию, где был казнен по приказу султана. Десятки тысяч татар и ногайцев эмигрировали в Турцию без столь печальных последствий. Крым обезлюдел. Земли стали заполняться крепостными из российских провинций, беглыми крестьянами, а также отставными солдатами. Тогда же здесь появились архипелагские греки, немцы, болгары, французы, чехи…

Южный берег Крыма

В январе 1787 г. Екатерина II с пышной свитой выехала из Царского села и отправилась осматривать свои новые владения. Кроме того, поездка преследовала тайную цель: показать представителям европейских государств мощь и богатство Российской империи. Екатерину сопровождали посланники Англии, Австрии и Франции, а также австрийский император Иосиф II — инкогнито, под именем графа Фанкельштейна. Путешествие удалось, союзников Оттоманской Порты впечатлила демонстрация могущества России. На поездку было выделено 15 млн. рублей из государственной казны. На эти деньги строились дороги, дворцы по маршруту следования высочайших особ, организовывались обеды, снаряжались экипажи…

Губернатором обретенных земель Екатериной II был назначен князь Потемкин.

Южный берег Крыма

Присоединение к более развитой в экономическом плане стране благотворно сказалось на развитии Крыма. Кстати, полуостров после присоединения назывался Тавридой. Возникали новые города, развивались старые.

Подлинный расцвет Таврической губернии начался после того, как императорское семейство принялось строить на побережье летние дворцы и дачи. Вслед за Романовыми в Крым потянулись родовитые дворяне, богатые промышленники и фабриканты. Вдоль южного берега на месте маленьких татарских деревень выросли дачные поселки с роскошными виллами, красивыми парками, просторными купальнями. На склонах гор раскинулись виноградники, табачные плантации, в долинах высаживали плодовые деревья. Состоятельные землевладельцы вкладывали деньги в экономику региона. Быстрыми темпами развивалось виноделие, практикуемое в Крыму еще с античных времен, но почти загубленное во времена турецкого владычества. Возрождением отрасли занялись многие — граф М. Воронцов, князь Л. Голицын, промышленник П. Губонин.

Южный берег Крыма

На этой оптимистической ноте я пожалуй и остановлюсь. Проезжая по всему Южному побережью Крыма, от Алушты до Фороса, мы видели поместья, построенные в те времена. Многие из них сохранились, некоторые открыты как пансионаты, некоторые-действующие музеи. А какие красивые названия поселков сохранились с прошлых лет-Ливадия, Коктебель, Мисхор, Феодосия.

Ореол тайны прошлых лет так и витает над этим особенным краем, над этим уникальным побережьем, где лечебным является благодатный и уникальный воздух.