Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была 19 апреля 20:59

Тула — Россия Август 2019

Каждое лето мы стараемся проводить выходные активно, отправляясь в небольшие, но очень интересные «путешествия одного дня». Прошлое не стало исключением, правда совместных выходных набралось не очень много — то мы дружно переживали за самого младшего в семье, заканчивающего школу и сдающего экзамены, то ждали результатов зачисления, потом мы с мужем укатили в скандинавский круиз и когда на календаре появился август, вдруг осознали, что лето вот-вот закончится, а мы все никак не соберемся вместе, чтобы поехать куда глаза глядят. Поэтому срочно скорректировав выходные, решили выбраться в город-герой Тулу, на которую наши глаза смотрели давно и единодушно.

От Воронежа до Тулы четыре часа на машине (если особо не спешить и время от времени притормаживать, чтобы сфотографировать все красивое, что встречается по дороге), ну и обратно столько же. Посмотреть все самое главное, заглянуть в несколько музеев и при этом никуда не торопиться — таков был план знакомства с Тулой. Погода радовала, трасса тоже ничем не напрягала и, решая, сколько пряников надо привезти с собой, мы быстренько добрались до поворота на Тулу, где дорога становится попроще, но зато намного живописнее.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Будь у нас в запасе два дня, мы бы и их заполнили «под завязку», потому что притормаживать хотелось у каждого домика, мимо которых петляла дорога — это стало понятно, едва мы въехали в город. Таких красивых резных наличников на старых деревянных домах в нашем городе еще поискать надо, а в Туле их такое множество, что скорость передвижения упала почти до нуля, а фотоаппарат неутомимо снимал всю эту красоту. С этих домов, переживших не один век, и началась моя любовь к этому городу, сумевшему сохранить старину и не снести ее в угоду напористой современности. И чем больше я узнавала Тулу, тем сильнее мне нравился город…

Для многих Тула — это оружие, самовары, пряники. Начитанные вспомнят Левшу. И почти никто не скажет про обилие храмов, украшающих своими куполами многочисленные холмы, на которых построен город. История Тулы богата славными делами, героическими подвигами и важными историческими датами, но я не буду занимать ваше время, вороша страницы истории, просто покажу все то, что мы увидели за один день…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы — старейший православный храм Тулы, уцелевший памятник 17 века. С него началось наше подробное путешествие по городу, наверное потому и прошло оно под знаком старины и истории. В том, что церковь очень старая, сомневаться не приходится, памятный знак на стене информирует об этом подробно. А зайдя внутрь церкви, переносишься в прошлые века, когда каждый храм имел свое собственное лицо и был не похож на другие.

Фотографировать нельзя, об этом предупреждают, причем очень строго, но по пятам не ходят и в руки не смотрят, рискнуть можно. Тишина, полумрак, потрескивающие свечи у икон, солнце, косыми лучами проникающее в низенькие окошки, строгие лики святых, следящих за тобой с расписанных стен и умиротворение — далеко не в каждом храме так хорошо и спокойно.

Внешне церковь и вовсе красавица, словно с нее рисовали все те многочисленные храмы, что украшают палехские шкатулки — белоснежные стены, голубые купола и стройные березки по кругу, оттеняющие своими зелеными косами строгость высоких стен…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Улица Металлистов (бывшая Пятницкая) — одна из самых старых в городе и ведет к Пятницким воротам Тульского Кремля.

Много чего интересного в историческом плане прочитав про эту улицу, я на нее возлагала большие надежды, но реальность оказалась немножко другой — масштабная реставрация к юбилею города (аккурат в этом году) не позволила нам увидеть особняки и церкви во всей красе. Здания, чуть ли не через дом, прятались за строительными сетками, стук молотков и визг дрелей заглушали все остальные звуки, поди рассмотри где чей особняк, да и как полюбуешься красотой фасадов, когда этих фасадов не разглядеть.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

В 18 веке это была одна из самых богатых, а значит и самых красивых улиц, вымощенная булыжником, застроенная домами из белого камня и красного кирпича, с фонарями у каждого подъезда — невиданная роскошь по тому времени. Трактиры, цирюльни, лавки, церкви, даже питейный двор — жизнь на бывшей Пятницкой кипела…

То, что эта улица будет красива, как прежде, а может быть и лучше, не вызывает сомнений. Очень многое уже было сделано и еще больше должно быть завершено к юбилею города. Фасады реставрировались очень бережно, новая застройка не маячила за спинами старых домов, намека, что пешеходная улица станет проезжей, мы тоже не нашли, да и местные жители гуляли под молодыми деревцами, не дожидаясь окончания реставрации. Этим летом (если верить огромному плакату, информирующему о происходящем на улице) реставрация должна быть закончена, а это повод еще раз побывать в Туле.

То, что в городе любят свое прошлое и берегут его для потомков, нашло свое подтверждение именно на этой улице и вызвало у меня откровенную зависть к тулякам — повезло им с «отцами города», решившими сохранить первозданный облик старой Тулы, а не застроить его стеклянными монстрами и многоэтажками в погоне за сиюминутной прибылью. В Воронеже о таком можно уже и не мечтать, старина у нас не в чести, да и осталось ее совсем мало…

«Клад старинный для туристов,

Раритет для туляков.

Загляни на Металлистов —

Там дорожка вглубь веков…»

Дальше мы отправились в Кремль, притормозив у памятника Городовому, где все туристы делают обязательную фотографию на память. Нам даже пришлось немножко потомиться в очереди, но оно того стоило…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Вход в Тульский Кремль охраняется, рюкзаки и сумки проверяют, люди проходят через рамку, могут попросить показать, что у вас в карманах, а могут и не попросить, тут как повезет и на кого нарвешься. Но в Кремль зайти надо обязательно, а зайдя посмотреть все, чем он богат и потратить на это немало времени.

Нам повезло — мы попали (совершенно случайно, просто так совпало!) на фестиваль «Кремли России», да еще и успели к самому его началу, когда все участники только собирались. Кого тут только не было: стрельцы, посадские, пушкари, глашатаи, писцы, боярышни, даже невесть откуда взявшиеся мушкетеры и прочие, прочие, прочие.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Тщательно разработанный план знакомства с Кремлем рассыпался прахом и добрых три часа мы гонялись с фотоаппаратами за реставраторами, заодно выспрашивая, кто они, откуда и когда все начнется. Ребята охотно фотографировались, командиры срывали голос, пытаясь построить всех на главной площади и команды: «Запалить фитили!» сменялись на «Потушить фитили!», как только очередное высокое начальство Тулы начинало говорить длинную речь.

Очень грамотно отреставрированный Кремль как нельзя лучше соответствовал историческим нарядам реставраторов, бобровые шапки стрельцов и высокие кокошники боярынь идеально подходили к башням Кремля и высоким красным стенам, дым от громко рявкающих пушек, дождавшихся-таки своей очереди в нескончаемой череде приветственных речей только добавлял происходящему натуральности, а гром выстрелов отражался от стен храмов, заставляя колокола на колокольнях тихонько резонировать в ответ.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Насладиться происходящим нам помешало только отсутствие времени, задержись мы подольше, про музеи можно было бы забыть, а этого очень не хотелось. Ну что за Тула без самоваров и тем более пряников!
Тульский Кремль — старейшее сооружение города, древняя цитадель «дикого поля», защищающая южные рубежи Московского княжества от орды, заложенный по указу великого князя Василия Третьего в начале 16 века. В этом году Тульскому Кремлю исполняется 500 лет и если жизнь наладится, событие это будет отпраздновано с соответствующим размахом.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Масштабная реставрация не испортила «историчности» кремлевских стен и высоких башен, с которых в былые времена дозорные следили за спокойствием всей округи — четыре угловых (Никитская, Спасская, Тайницкая, Наугольная) и четыре по центру стен, проездных (Одоевская, Пятницкая, Ивановская, Водяная), с сохранившимися бойницами и переходами по стене, от башни к башне. Из-за отвлекшего нас фестиваля, мысль пройти по этим переходам пришлось отложить до лучших времен, как и мысль подняться на башни, о чем я до сих пор жалею. Но и фестивали не каждый день случаются, приходилось чем-то жертвовать…

За всю свою историю Тульский Кремль врагам не сдался ни разу: под его стенами был разгромлен хан Девлет-Гирей, после чего Иван Грозный смог взять Казань, да и войско Ивана Болотникова несколько месяцев отбивалось от царских войск довольно успешно и захватили бунтовщиков только после затопления города.

Обойти всю территорию Кремля, не пропустив ни одной башни, заглянуть в самые укромные уголки, полюбоваться Успенским собором (18 век) и его колокольней, заглянуть в Богоявленский собор (19 век), где работает старый Музей Оружия, пройти торговые ряды, избежать соблазнов, появившихся из-за фестиваля (а их было ой как много) — сами понимаете, счет времени мы потеряли. Но поскольку машина не самолет, и к расписанию не привязана, мы решили не спешить, уж как-нибудь, под покровом ночи, да вернемся домой…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Набережную реки Упа обустроили совсем недавно, и она сразу завоевала любовь и популярность у местных жителей. Не могли ее пропустить и мы, очень уж симпатичные картинки я увидела в инстаграме, захотелось посмотреть, так ли хорошо все в реальности. Оказалось, даже лучше!

Река Упа, на которой стоит Тула, очень небольшая, а после того, как набережную благоустроили, а реку почистили от годами собиравшегося на дне мусора, стала еще и очень уютной. Напротив, за рекой, стоит Оружейный завод и, говорят, что раньше набережная была местом свалки металлического мусора. Сейчас завод прячется за красивыми воротами, украшенными гербами и медалями, на фоне которых то туристы фотографируются, но новобрачные приезжают для фотосессии.

Сама набережная идеальное место для отдыха и прогулок (вечером еще и красивый закат добавляется). Есть тут и дорожки, и мосты через реку, и амфитеатр, спускающийся ступеньками к воде, и площадка для детишек, да и сама река не спрятана за высоким забором, к воде можно спуститься и посидеть на лавочке, наслаждаясь прохладным ветерком. Вдоль дорожек высажены деревья, которым еще надо подрасти, но уже сейчас они очень украшают пейзаж и даже дают небольшую тень, велодорожки радуют сторонников активного отдыха, а наклонный берег очень удачно поделен на верхнюю и нижнюю зоны. Понятно, что еще не все закончено, что-то будет переделываться, убираться или добавляться, наверное появятся едальни, а может они уже есть, просто мы до них не дошли, но набережная в Туле просто шикарная! Добавьте к этому вид на стены и башни Кремля и вы получите самый красивый уголок Тулы, где современное очень удачно и деликатно соединилось со старинным, дополнив друг друга на радость местным жителям и многочисленным туристам.

Если смотреть на набережную и Кремль сверху, поражает, насколько точно была выполнена идея общего пространства, идеально перетекающего одно в другое — у Тулы хорошие и умные хозяева…

Погуляв по набережной (опять не обошлось без зависти, нам набережную обещают кучу лет, да все никак…), вернулись в Кремль, досмотреть и догулять.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Успенский собор расположен в центре Кремля и перестраивался он за свою историю не единожды, нынешний был отстроен в 18 веке на средства местного купечества.

В этом соборе благословляли ополчение, отправлявшееся на битву с Наполеоном, здесь некоторое время стоял катафалк с телом императора Александра Первого, когда его перевозили из Таганрога в Петербург. Да и внешне собор выглядит очень красиво, с какой стороны к нему не подойди, настоящая доминанта Кремля, приковывающая взгляд.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Зайти внутрь у нас не получилось, сейчас уже не вспомню отчего, но все двери были заперты.

Богоявленский собор приютил старый Музей Оружия и давно не принадлежит церкви. Построен он был в 19 веке и посвящен тем, кто погиб в войне 1812 года. Правда, войдя внутрь, сложно поверить, что это собор, да и роспись стен далека от религиозной — я читала, что в советское время все было сильно изменено.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

После открытия нового Музея Оружия экспозиция в Богоявленском соборе стала намного скромнее, но мы все же зашли, к тому же из окон на лестнице открывался прекрасный вид на кремлевскую площадь, где все еще кипело сражение, окна испуганно вздрагивали от выстрелов пушек, да и исторические стены, помнящие те времена, когда здесь проходили церковные службы, было интересно рассматривать…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Можно было бы еще гулять и гулять внутри Кремля и живи я в Туле, это было бы излюбленное место для прогулок, но время подгоняло, и мы отправились в Городской Кремлевский сад, расположенный рядом.

Внимательно изучив встретившуюся на по дороге Тульскую Азбуку, где буква «С» — это самовар, «О» — оружие, а «П» — пряник (кто бы сомневался!), мы вошли в Городской сад.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Кремлевский сад — место старинное. Раньше здесь был защитный ров, за ненадобностью его засыпали, а в 19 веке на его месте устроили красивое место для прогулок.

В прежние времена сад делился на «Верхний», где работал летний театр, был буфет и площадка для детских игр и «Нижний», где в крытом павильоне играла музыка и танцевали пары. Сейчас все немножко проще, но сад все так же утопает в зелени, аккуратные дорожки заставлены скамейками, на которых восседают седовласые дамы, дети бегают по детской площадке, где для них поставлена симпатичная скульптура ежика среди грибов,

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

а у памятника Петру и Февронии фотографируются молодожены. Видно, что этот сад излюбленное место свадебных фотосессий, которых в этот день было немало…

Дальше был музей Тульские самовары, открывшийся сравнительно недавно, но привлекающий огромное количество туристов — скопление автобусов на площади перед музеем тому было явным подтверждением. Сам музей небольшой, всего два зала на двух этажах и небольшой сувенирный магазинчик на входе, где продается все, чем славен город Тула.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Самоваров в музее великое множество — от старинных до вполне современных, от традиционных до неожиданных и необычных. Самовары все с медалями, есть даже самовары детей последнего императора и самовар, выпущенный к юбилею Сталина. Кроме самоваров, в витринах выставлено множество предметов, без которых не обходилось ни одно чаепитие — щипчики для колки сахара, изящные чайные пары, вазочки для варенья, коробки, в которых выпускалось печенье, весы для взвешивания чая и прочие любопытные мелочи.

В общем, от собрания этого музея мы получили огромное удовольствие и не пожалели ни потраченного времени, ни символических денег за билеты. Будете в Туле — обязательно зайдите в этот музей, не пожалеете…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Тула — город, где много необычных, но очень симпатичных и душевных памятников. Было бы странно и неправильно, если бы в самом пряничном городе нашей страны не было бы памятника тульскому прянику — одному из символов Тулы.

Огромный пряник украшает главную площадь города — площадь Ленина и заметен издалека, мимо не проскочишь. За памятником расположен Дворец Бракосочетаний и, как мне кажется, ни одна пара, выходя из Дворца, не проходит мимо пряника, не сделав фотографию на память.

Детишки этот памятник тоже любят, нам пришлось основательно подождать, пока они наползаются вокруг в свое удовольствие, чтобы сделать пару кадров на память, а потом, не устояв перед соблазном, мы и сами сфотографировались на фоне.

Памятник открыли относительно недавно, уже в нашем веке, приурочив событие ко Дню Левши. И не удивлюсь, если памятник прянику опередил по популярности все остальные достопримечательности Тулы…

Неподалеку от площади Ленина есть еще два храма — Успенский кафедральный собор

и Покровская церковь. В первый мы зашли,

а второй был закрыт, но обильно поспевающая рябина украсила виды на обе церкви и я не смогла пройти мимо, не сделав пары фотографий истинно русских пасторалей…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

А дальше мы отправились посмотреть на ту самую блоху, что подковал тульский Левша. Ну, может блоха была и не та самая, и подковывал ее вовсе на тот самый Левша, это не принципиально. Главное было увидеть блоху и погулять по очень старой аптеке, что расположена на проспекте Ленина в доме Белявского.

В 19 веке магистр фармации и коллежский советник Фердинанд Георгиевич Белявский открыл на первом этаже своего дома аптеку, ставшую самой популярной в Туле. В этом доме сейчас и расположен музей Старая тульская аптека.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Витрины 19 века хранят старинные снадобья, лекарства, рецептурные бланки, книги отпуска лекарственных средств, кассовый аппарат, склянки, банки, аптечную посуду, весы, шприцы, дореволюционную упаковку лекарств, микроскоп…

Вот к микроскопу подойдите обязательно! И посмотрите внимательно! Там, на препаровочном стеклышке, замерла подкованная блоха, самая настоящая, ничем не отличающаяся от той блохи, что подковал Левша. И если получится, сфотографируйте эдакую диковинку на память. После нескольких неудачных попыток, блоха все-таки попала в фокус — это, конечно, не подковать, но тоже сноровка и смекалка пригодилась.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Не хотелось бы разрушать легенду, но и промолчать было бы неправильно — современную блоху подковал тульский мастер-миниатюрист Николай Алдунин, наш современник, чьи диковинные работы не заканчиваются одной блохой. В одном из интервью он говорил, что ему приходить создавать миниатюры в паузах между ударами своего сердца, чтобы вздрогнувшая рука не испортила работу…
Аптечные витрины поделены, в одной выставлены медицинские диковинки: внутренности рыбы, человеческий череп, зуб волка, заспиртованный уж и так далее. В другой — все, что необходимо было для изготовления лекарств в дореволюционной аптеке. В третьей — литература, по которой готовили провизоров и журналы, где они все записывали.

Микроскоп с блохой расположен в первом зале, где берут деньги за вход и где сидит очень разговорчивая дама, охотно (и совершенно бесплатно!) рассказывающая всем желающим про блоху, Левшу, мастера Алдунина, дореволюционную аптеку и быт семьи магистра фармации Белявского. Увидев наш искренний интерес, она рассказала, как раньше лечили кашель у детей героином, и как изобрел всем известную Кока-Колу один фармацевт, не поленившийся расспросить единственного покупателя самой непопулярной настойки, чем она так приглянулась, а услышав, что покупатель разводит ее содовой, поставил дело на поток… Слушать было очень интересно!

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Не поленитесь подняться на второй этаж по старинной лестнице, где сохранились дивной красоты чугунные перила. Делать там туристам особо нечего, второй этаж отведен под мастер-классы, лекции и уроки, но посмотреть лестницу надо обязательно…

В аптеке тихо, прохладно, кроме нас не было ни одного туриста, и за разговорами и расспросами мы не заметили, как пролетело время. Да и бог с ним, зато сколько всего интересного узнали!

Сам проспект Ленина ничем особенным не удивил — запутанное в проводах небо, фасады старинных зданий, зазывающие в магазины витрины, деловито снующий транспорт. А вот местные жители порадовали — очень доброжелательные и улыбчивые, их совсем не напрягали туристы, норовящие спросить «как пройти», и гуляли они неспешно, получая удовольствие от хорошей погоды, субботнего дня и яркого солнца, решившего уж согреть так согреть в этот августовский день.

Вернувшись к Кремлю, в этот раз мы свернули на улицу Советскую и пройдя мимо дома Филиппова, отправились к мосту через Упу, притормозив у памятника Мосину, как-никак, а он наш земляк и очень уважаемый мною человек.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Здесь же я обратила внимание, как бережно реставрируют старые особняки, сохраняя исторические фасады. О таком отношении к историческому наследию в нашем городе можно только мечтать, с нашими особняками особо не церемонятся, разрушая то немногое, что пережило войну…

Памятник Левше в Туле должен быть обязательно! К тому же у персонажа, придуманного Лесковым, есть вполне реальный прототип, тульский оружейник Алексей Сурнин. Не знаю, на кого похож этот Левша — на реального мастера или на того, что выдумал Лесков, да это и не важно на самом деле. Главное, что памятник есть и молодое поколение знает, кому он поставлен…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

С моста, что связывает два берега реки Упа, открывается чудесный вид на тульские пейзажи — берега, поросшие травой, тихое течение небольшой речки, рыбаков, подремывающих над удочками, плывущих тихим ходом уток и виднеющуюся вдали колокольню церкви. Чистая пастораль, исцеляющая душу от городской суеты!

Здесь же есть и Ротонда, к которой подъезжали свадебные кортежи. По популярности у молодоженов Ротонда явно выигрывала у Городского сада и даже у Тульского пряника — исхожу из длины очереди, томившейся в ожидании, пока Ротонда освободится.

А за Ротондой высится богатырский шлем — новый Музей Оружия, к которому мы и направлялись.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Музей Оружия — место для настоящих мужчин, где они чувствуют себя на своей территории и охотно рассказывают мирным женщинам, что есть что. Мирным женщинам в музее тоже интересно, в принципе, я далека от всего этого, но погуляла по залам не без интереса, да и устроен музей так, что заинтересуешься экспозицией поневоле.

Начинается все на площадке пред музеем, где выставлена техника, а дальше вас ждут несколько этажей самого разного оружия, включая то, что можно рассмотреть только под микроскопом.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Конечно, отводить для такого огромного музея всего пару часов было неправильно, тут и дня не хватит, если смотреть подробно, да еще и с экскурсией. Но даже поверхностное знакомство произвело незабываемое впечатление не только на мужскую половину нашего маленького коллектива, но и на женскую, к оружию равнодушную…

После оружия самое время вспомнить тех, с кого начиналась слава тульских оружейников — Демидовых. От музея Оружия хорошо видны купола еще одной старой церкви — Николо-Зарецкой, самой богатой в дореволюционной Туле.

Средства по постройку церкви были выделены Акинфием Демидовым, сыном основателя династии Никиты. Церковь стала главным храмом для всех оружейных мастеров города. После окончания строительства в церковь были перенесены останки Никиты Демидова и его жены и потом не одно поколение Демидовых находило последнее упокоение здесь, у стен Николо-Зарецкого храма.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

После революции церковь и усыпальницу Демидовых разграбили, но знаменитого «демидовского золота» так и не нашли. Снова действующим храмом церковь стала в самом конце 20 века, после бережной реставрации (которая, судя по всему, еще не закончилась).

Родовая усыпальница Демидовых сохранилась до наших дней, в подземном склепе под часовней храма, и обросла за прошедшие века многочисленными легендами.

К Демидовым я отношусь с глубочайшим уважением, поэтому не могла обойти вниманием то, что связано с этой династией удивительно талантливых оружейников, старавшихся трудиться не для наполнения своих карманов, а во славу России.

Если обойти Николо-Зарецкую церковь, то тропинка выведет к небольшому дому, в котором открыт Музей Демидовых, расположенный на месте бывшей Кузнецкой слободы, где можно посмотреть предметы из усыпальницы, коллекцию портретов Демидовых, образцы оружия 16 -18 веков, отпечаток руки Петра Первого, чугунную медаль «За пьянство» и так далее.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Музей, церковь и усыпальница входят с состав Некрополя Демидовых, открытого к 340-летию родоначальника династии, Никиты, в конце 20 века.

В музей мы, к сожалению, не попали, зайти удалось только в церковь.

На площади перед Николо-Зарецкой церковью стоит памятник Никите Демидову, скромный, но очень информативный. Глядя на него, даже глубокий неуч поймет, чем прославил Демидов свою фамилию…

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Правда, толпы туристов у памятника Демидову мы не встретили, да и в церкви было тихо и пусто, зато модный нынче знак «Я люблю Тулу» осаждала толпа желающих сделать фотографию на память. Что поделать, в такое странное время мы живем.

Оставалось совсем немного увидеть в Туле, да и день уже начал клониться к вечеру, намекая, что мы сильно загостились. Свернуть все и отправиться домой сразу, у нас даже мысли не мелькнуло, потому что впереди ждала самая вкусная часть программы — пряники.

Музей Тульский пряник посвящен самому вкусному символу Тулы, выпускающемуся с 1685 года фабрикой «Старая Тула». Рецепт пряников старательно засекречен, хотя в наше время сложно удержать в секрете что-нибудь, и на просторах интернета гуляет множество рецептов «самого настоящего тульского пряника».

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Мне рецепт был не нужен, состав теста я давно разгадала, пряники печь научилась и даже освоила вариации на тему. Но посмотреть, что там в музее показывают, было очень интересно. Ну и купить пряников с пылу-с жару, чтобы привезти в подарок родителям, тоже хотелось.

В музей мы еле успели, забежав последними перед закрытием. Надо сказать, что нас никто даже не подумал поторапливать, намекая, что время работы подошло к концу, и мы обошли все неспешно, увидев разнообразнейшую коллекцию пряников и всего, что с ними связано. Пахнет в музее вкусной выпечкой, что усиливает эффект от увиденного и подстегивает желание купить пряников, да побольше.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Пряники, от огромного 50-килограммового до миниатюрного 50-граммового, пряники к юбилеям и праздникам, именные, приуроченные к важным историческим событиям, пряники-валентинки, пряники-открытки, пряники-снеговики, пряники-елки, сливовые, клубничные, со сгущенкой, с цукатами и так далее, и тому подобное — настоящая летопись пряничного дела хранится в этом небольшом музее.

Передвигаться от пряника к прянику было очень интересно, мне и в голову не могло прийти, как разнообразны варианты тульских пряников. Отдельная витрина с формами для пряников заинтересовала не меньше, жаль, что она была очень короткой.

В магазин при музее мы вбежали тоже последними, купив то, что осталось к концу дня. Но на качество пряников это не повлияло…

Последнее, что нам показала Тула — еще один симпатичный памятник Тульское чаепитие, расположенный на улице Пузакова, неподалеку от церкви Сергия Радонежского.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

Уютный памятник, изображающий семейное чаепитие у пузатого самовара, на котором висит связка баранок, а рядом пустой стул для желающих присоединиться и послушать о чем поет гармонист и как ему подсвистывает огромный самовар. Смотришь на этот памятник и понимаешь, что в Туле гостям очень рады. И это действительно так, приветливее города я давно не встречала…

Из Тулы мы выехали на закате, который погода не пожадничала устроить для нас, и ради которого мы еще немножко задержались — а вы бы не выскочили из машины, чтобы сфотографировать, как неспешно солнце пускается за поля с отцветающими подсолнухами?

Тула — замечательный город, интересный, героический, приветливый, гостеприимный и очень уютный.

Много хорошего я увидела в Туле, кроме всем известных достопримечательностей. Старину здесь берегут и искренне любят, традиции чтут и не дают забывать, музеи не собрание пыльных ненужностей, а живая история, про которую любят рассказывать.

В Туле чисто — газоны не портят припаркованными машинами, тротуары подметают, клумбы поливают, в фонтанах никто не купается, на набережной не мусорят.

В Туле рады гостям — в церквях не ругают привычно за висящий на шее фотоаппарат, в музеях готовы отвечать на любые вопросы, даже охранники в Кремле сама вежливость, а такое далеко не везде встретишь.

Россия. Тула. «Про самовары, пряники, Левшу и оружие…»

И деревянные старые домики с резными наличниками, и спокойная Упа, виляющая среди заросших берегов, и тишина, запутавшаяся в кронах огромных старых деревьев, и солнце, отражающееся от крестов церквей, и старые стены древнего Кремля, и пушки, что отливал сам Демидов, и подкова на удачу, аккурат посреди моста через реку, и весь этот уют старинного красивого города, в котором так хорошо, как хорошо было когда-то в детстве — это все Тула…

Не знаю, какой будет дальше наша жизнь, после всей этой истории с вирусом, закрытыми границами, отмененными перелетами и вынужденным сидением по домам. Но когда-нибудь все это закончится и пока все будут неспешно открывать границы и выпускать в небо самолеты, не тратьте время на ожидание, отправляйтесь в Тулу за пряниками, самоваром и удовольствием от встречи с прекрасным городом…

Полезные советы:

1. Все самое главное, включая музеи, в Туле можно увидеть за один день.
  2. Отдельно я бы выделила новый Музей Оружия — если вы хотите его посмотреть основательно, а не пробежаться по этажам, добавляйте еще хотя бы пол дня, не меньше.
  3. Режим работы музеев и церквей не пишу специально. Сейчас в Туле закрыто почти все (у них тоже самоизоляция со всеми вытекающими) и что будет, когда вся эта история закончится, предположить сложно.
  4. По той же причине не пишу цену за входные билеты, боюсь как бы кризис из-за вируса не повлиял на нее в сторону увеличения.
  5. Самый вкусные (и самые свежие) пряники продаются в магазинах при музеях. В этих же магазинах продают очень свежую пастилу и зефир.
  6. Если музей Пряников вас не интересует, купить все это можно в любом магазине, на котором написано «Тульские пряники», вкус и качество везде отменные.
  7. В этом году у Тулы юбилей. Если вирус не помешает, должно быть очень интересно, масштабно и ярко. Во всяком случае, прошлым летом об этом говорили многочисленные приготовления к знаменательной дате.

Последний рассказ (очень надеюсь, что ПОКА последний) я дописала. Ворошить старые путешествия не хочу и не буду. Не вижу особого смысла. Остается ждать новых путешествий и верить, что они не за горами.