Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Созополь — Болгария Сентябрь 2013

Как только человек спустился с дерева, то схватив в одну руку палку, а в другую камень, погнался за другим человеком, у которого он увидел кусок лакомой пищи. И завертелась круговерть, человечество затевало вооруженные конфликты от мелких стычек до великих войн. В ходе военных баталий выяснилось, что лучше всего прятаться за оградой, чем быть незащищенным в чистом поле.

Созополь находится в исторической области Фракия. Хотя его основали в 610 до н. э. великие путешественники Древнего Мира греки, но город потом входил в состав различных государств и империй. Да и кто-только не носился с оружием по Фракии: готы, вестготы, вандалы, гунны, татары, турки, персы. Даже наши предки проплывали мимо, чтобы прибить щит на воротах Царь-града. А Созополь был торговым городом, через его порт шли различные товары: мед, шерсть, зерно, вино, ткани, ювелирные изделия и керамика. В V–VI веках Созополь располагал самым большим портом для экспорта зерна на всем Чёрном море. Сама жизнь требовала защиты порта и города. Какие-то укрепления видимо существовали и до появления крепостных стен, построенных при византийском императоре Анастасии I, правившего Византией с 491 по 518 год, но по открытым для обозрения остаткам Южной крепостной стены и башни мы видим солидность византийской постройки. Тем более, что эта стена ремонтировалась и модернизировалась вплоть до XIV века, когда появилось огнестрельное оружие и стены крепости уже не могли защитить в должной мере город.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Пройдём мимо храма святых Кирилла и Мефодия Храм превосходства над Несебром и спустимся вниз к морю.

Перед нашим взором откроется фрагмент Южной крепостной стены, великолепно сохранившийся и прекрасно выглядящий. С этой стороны раньше располагались ворота крепости.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Интересно, что часть домов Старого города расположились поверх бывших крепостных стен.

Русский поэт Николай Михайлович Языков (1803 -1846) в стихотворении на смерть А. Н. Тютчева писал:

«Пришли — и вот твоя могила!

Крылатых мыслей быстрота,

Надежды, молодость и сила

— Все тлен, и миг, и суета! «

Время существования человечества — маленький блик в истории планеты Земля. Сооружения, которые порой возводились на века, исчезали с лика Земли, разрушались, превращались в прах и тлен, скрывались под многотонными пластами земли, песка или пепла.

Вот и в Созополе рядышком находились два языческих храма, посвященные древнегреческим богам: властителю моря и водных стихий Посейдону и богу плодородия Приапу. Нашли их при раскопках фрагментов древней стены, защищавшей город.

Сначала был раскопан христианский монастырь Святого Николая,

а рядом с ним обнаружили развалины языческих храмов.
Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Строились они, естественно, в обратном порядке. Сначала были возведены древнегреческие храмы, а после победы христианства они были разрушены, а рядом с ними воздвигнут христианский храм. Обычная практика в истории религий. А затем храмы постепенно были занесены землей.

В этой низинке регулярно проводятся раскопки.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Помимо развалин храмов во время археологических раскопок в 2012 году были обнаружены остатки скелета, пронзенного железным прутом в сердце.

Считается, что это останки местного дворянина Кривича (или Кривицы), правителя крепости Созополь. Считаясь очень жестоким человеком, местные жители позаботились о том, чтобы он не вернулся в город после своей смерти, пронзив его железным прутом в груди. По всей Болгарии насчитывается более 100 средневековых погребений, подобных погребению Кривицы.

Мы взглянули на побережье вдоль Южной крепостной стены, здесь даже небольшой дикий пляж нарисовался. Затем отправились город осматривать.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Не знали, что не только вдоль стены пройдём, но вовнутрь её попадём.

Походив немного поверху, решили углубиться вглубь городской застройки. Большая часть народа устремилась по центральной улице старого Созополя, мы же пошли по безлюдной улочке и, как оказалось, поступили правильно.

По пути встретились нам развалины, явно современные,

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

и кафе, спрятавшееся внутри двора.

Зазывалы пригласили нас в музей.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

Когда свернув с улицы направо в красивую дверь, оказались внутри двора.

Это оказалась территория музея «Южная крепостная стена и башня», ничем музей не напоминающая. Исходя из печального опыта посещения музея в Несебре Красивый храм с невзрачным музеем внутри, хотели было развернуться и уйти назад, но судьба подтолкнула нас вперед и мы об этом потом не пожалели.

Хотя вначале, торкнувшись в несколько дверей здания, находящихся во дворе, и увидев удивлённо-настороженные лица сидящих внутри помещений людей, которые после нашей попытки вторжения вовнутрь криво улыбались, а после нашего выхода закрывались изнутри на засов — стало не по себе.

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

«Не везёт нам на музеи в Болгарии. Может экспозиции музея закрыты», — попеняли мы друг дружке и пошли смотреть остальное. Как выяснили позже это было отреставрированное здание XVIII- XIX веков, воздвигнутое на развалинах солдатских казарм средневековья. Из остального нашли только античный колодец глубиной семь метров, построенный в IV–III веках до н. э. в Аполлонии Понтийской, так в античности назывался город Созополь.

Колодец (по- болгарски звучит красивее «кладенец»)
Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

в античности являлся частью культового комплекса «Нимфеум», посвященного Афродите и трём нимфам.

Поднялись повыше на крепостную стену,

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

постояли, полюбовались на крепостную стену,

взглянули на мостик-помост,

затем решили уходить.

В обратную сторону идти не было желания, решили спуститься к морю и пройтись вдоль него.

И тут нас ожидал сюрприз. Оказывается музей Музей «Южная крепостная стена» находился ниже, а на месте, где мы дефилировали до этого, в средние века размещались казармы солдат, нёсших сторожевую службу в крепости. Фактически мы разгуливали по крыше музея.

После посещения музея, полные впечатлений и со значительно улучшимся настроением, мы покинули музей.

Я со смотрителем музея

Прямо напротив выхода находился туристический мостик

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены

с запрещающей надписью на английском и болгарском языках: «Прыгать с мостика строго запрещено».

И на самом деле лучше любоваться видом на море вдоль берега

и на новый Созополь.

С мостика открывался близкий вид на старую крепостную стену,

великолепно сохранившуюся и отлично выглядящую, вдоль которой вилась узкая дорожка.

Пройдясь по дорожке по берегу, спустились поближе к воде,

Созополь. Вояж вдоль и внутрь Южной крепостной стены
безмолвно пообщались с местным рыбаком в облике птицы.

Вдоль этой тропинки разместились многочисленные кафешки с видом на море.

Посмотрели на часы и, бросив последний взгляд на Южную стену, отправились искать храмы и часовни старого Созополя.