Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была вчера 22:41

Квебек — Канада Июнь 2017

Впечатление, которое производит на приезжего этот американский Гибралтар с его словно повисшей в воздухе цитаделью, живописными крутыми улочками и великолепными видами поражающими глаз, своеобычно и непреходяще.
(Чарльз Диккенс)

В 1608 году у слияния рек Святого Лаврентия и Сен-Шарль французский исследователь Шамплен основал торговый пост. Место было выбрано из-за его стратегического положения. С двух сторон город окружала вода, а с востока защищали крутые скалы алмазного мыса Диамант (Cape Diamond). Своё название мыс получил от Жака Картье. Открывший Канаду бретонский мореплаватель заметил на утёсе сверкающие вкрапления и решил, что это алмазы. Эксперты, однако, пришли к выводу, что прозрачные камушки были всего лишь кварцем, откуда появилась пословица «Фальшивый как канадский алмаз».
В 1615 году в новый город прибыли первые миссионеры, а в 1620 здесь построили первый форт Сен-Луи. Квебек рос и развивался. Со временем он стал не только важным портом, но также военным и торговым центром. В 1663 году бывший торговый пост был объявлен столицей Новой Франции.

Канадский Гибралтар

В 1759 году осажденный англичанами Квебек капитулировал и бывшая столица Новой Франции стала административным центром новой английской колонии. Британцы укрепили город, построив мощную крепость. Цитадель Квебека была возведена в 1820 — 1831 гг. в соотвествии с дизайном знаменитого французского военного инженера Себастьена Ле Престре де Вобана. Фортификационные укрепления сохранились до наших дней делая Квебек единственным городом севернее Мексики все еще окруженным крепостной стеной. Благодаря своим укреплениям Квебек получил прозвище — Аамериканский Гибралтар.

С посещения Цитадели мы и решили начать наш день. Тем более ближайшие к крепости ворота Porte Saint-Louis находились на той же улице, что и отель.

Канадский Гибралтар

Крупнейшая британская крепость в Северной Америке Цитадель Квебекa построена в виде звезды с четырьмя бастионами. Сразу за главными воротами на лужайке выложен девиз — Je me souviens (Я помню). Дело в том, что крепость является действующим военным объектом, базой Королевского полка 22е. В начале Первой мировой войны канадское военное командование решило объединить французских канадцев в одно подразделение, чтобы они могли служить на своем родном языке. Так появился франкоязычный 22-й батальон. Гербом полка стал бобёр в короне, а девизом слова «Je me souviens».

Осматривать Цитадель можно только в сопровождении гида. Шаг влево, шаг вправо — ну вы сами понимаете. Со своими ангарами, казармами, пороховыми складами, арсеналом и даже больницей Цитадель была полностью готова к осаде. Однако, враг на войну не явился.
Следуя за гидом прошли вдоль стен, осмотрели военный музей, всевозможные орудия. На территории крепости располагается резиденция генерал-губернатора Канады. Вот куда хотелось бы заглянуть. Однако, внутрь нас не повели. Гид торопился, в 10 утра должна была состояться церемония смены караула.

Канадский Гибралтар

На Королевском бастионе установлен хорошо сохранившийся образец бронебойного орудия Armstrong RML.

С бастиона открывается великолепная панорама. Хотелось задержаться и пройти вдоль парапета, но гид не позволил, свернув экскурсию и проводив нас до парадного плаца.

Канадский Гибралтар

Смена караула — почти столетняя традиция гарнизона. Вдохновленная сменой караула Букингемского дворца в Лондоне, церемония проводится ежедневно каждое лето начиная с 1928 года (за исключением периода Второй мировой войны).

Офицеры и солдаты, одетые в алую полковую форму в надвинутых на глаза пушистых медвежьих шапках маршируют под музыку полкового оркестра.

Канадский Гибралтар

Отряд за отрядом выстраивается вдоль плаца. Пехотинцы проделывают всевозможные маневры. Команды трудно различить, да и всё равно мало кто из зрителей понимает по-французски.

Смотрю один участник шоу в голубой форме и с непокрытой головой. Капрал Батисс гордо вышагивает рядом с разводящим.

Канадский Гибралтар

Белый козёл — талисман полка. Традиция была перенята с британского Королевского Уэльского полка. Первую пару коз в 1884 году персидский Шах подарил королеве Виктории. Королева же в свою очередь подарила козла пехотному полку в качестве талисмана. Козлы безусловно так долго не живут, нам довелось увидеть Батисса X.
Церемония продолжалась около получаса. По окончании можно было сфотографироваться с Батиссом. Образовалась очередь, мы ждать не стали и отправились дальше.

Канадский Гибралтар

На крепостную стену можно взобраться по лесенке и свободно гулять, обозревая город снаружи. Слева видна башня Парламента.

Здание парламента в стиле Наполеона III было построено в 1877 году. Фасад украшен скульптурами представляющими знаменательных личностей и события в истории Квебека.

Канадский Гибралтар

Монументальный фонтан де Турни прибыл из французского Бордо. Более ста лет назад, в честь окончания строительства первого водопровода мэр Бордо заказал две копии. Обе были установлены в 1857 и 1858 годах по сторонам аллеи Турни. Дизайн фонтана завоевал золотую медаль на Всемирной выставке 1855 года в Париже. На сегодняшний день в мире существует 19 копий этой модели.
В 1960 году город Бордо демонтировал фонтаны из-за высокой стоимости их обслуживания и продал их по цене чугуна. 28 октября 2004 года Питер Саймонс, президент и главный исполнительный директор компании La Maison Simons, выкупил фонтан и подарил его городу в честь 400-летнего юбилея. На этот раз за фонтан было уплачено четыре миллиона канадских долларов.

Канадский Гибралтар

Идём по стене дальше. Ворота Порт Кент были построены в 1879 году и названы в честь отца королевы Виктории, герцога Кентского. Всего сохранилось четверо ворот. Справа видна Часовня Иезуитов 1818 года.

Стена необычайно широкая, считается что оригинальные укрепления были до 75 метров в ширину. У каменных амбразур установлены старинные орудия.

Канадский Гибралтар

Здание в стиле Beaux Arts с круглыми окнами под крышей — театр Capitole de Québec.

Через ворота Порт Сен-Жан вышли за пределы старого города на одноимённую улицу Сен-Жан.

Канадский Гибралтар

На воротах каменный герб Канады.

Кованые вывески, цветочные горшки на фасадах — полное ощущение старинного европейского города.

Канадский Гибралтар

Весёлый монах приглашает зайти в бар.

Часы на колокольне англиканской церкви с ажурными коваными узорами.

Канадский Гибралтар

Домик с петушком — Le Chateau des Tourelles, очаровательная гостиница конца XIX века.
За стену мы вышли по вполне прозаической причине — в старом городе нет супермаркетов. К тому же на улице Сен-Жан находится кафе-музей шоколада Érico. Фото, к сожалению, куда-то потерялись, но скажу прямо пирожные там были очень вкусные.

Канадский Гибралтар

Строители Старого Квебека вынуждены были адаптироваться к местному рельефу. В результате город получился из двух частей: верхней на мысе Кап Диамант с цитаделью в самой высокой точке и нижней на полосе земли между скалой и рекой.
С террасы Дафферин в нижний город можно спуститься на фуникулере или по крутой лестнице Escalier casse-cou, а можно просто пройти по старинным улочкам.

Канадский Гибралтар

После сытного ланча лестница не показалась заманчивой, и мы отдали предпочтение фуникулёру. Кабинка скользит под углом 45 градусов и буквально за пару минут доставит вас в район Petit Champlain.
В Нижнем городе царит атмосфера колониального прошлого. Булыжные мостовые, французские, британские, неоклассические здания покрывают четыре столетия архитектуры.

Канадский Гибралтар

Королевскую площадь — Place Royale называют «колыбелью французской цивилизации в Америке». Именно на этом месте Самюэль де Шамплен в 1608 году построил первую меховую факторию, старейшее французское поселение в Новом Свете.
В центре площади находится бюст Короля-Солнца, Людовика XIV, который был установлен в 1686 году.

Канадский Гибралтар

С юга на площадь выходит фасад старейшей церкви Канады — Богоматери Победоносной (Notre-Dame-des-Victoires). Церковь была построена в 1687 году.

Модель корабля Brézé, капитаном которого был Маркиз де Трейси, генерал-лейтенант Новой Франции.
В 2002 году церковь служила местом съемок фильма «Поймай меня, если сможешь».

Канадский Гибралтар

От причала Старого порта в Нижнем городе через реку Святого Лаврентия ходит паром. Quebec-Lévis Ferry — недорогой способ увидеть город с воды. 20 минутная поездка стоит чуть больше 3-х канадских долларов.

С верхней палубы открывается замечательный вид.

Канадский Гибралтар

Чем дальше уходит корабль, тем шире панорама. В Леви следует сойти, а затем опять подняться на борт. Билеты продаются в один конец.

По живописным улочкам незаметно поднялись к Собору Нотр-Дам-де-Квебек. Собор является одним из старейших католических храмов Канады.

Канадский Гибралтар

В соборе велись реставрационные работы. Алтарь с золотым балдахином был завешен полотном. Однако, белую с золотыми узорами кафедру и орган удалось рассмотреть.

Канадский Гибралтар

Строгое здание оживляют украшенные саккулентами тумбы у входа.

К Собору примыкает обширная территория Семинарии Квебека. Римско-католическая семинария была основана первым епископом Новой Франции Франсуа де Лаваль в 1663 году.

Канадский Гибралтар

В 1852 году Королева Виктория даровала Семинарии Королевскую хартию, признав ее университетом. Так родился франкоязычный Университет Лаваль. Богословие, медицину, юриспруденцию и искусство в университете преподавали священники.

В одном из зданий Семинарии располагается самый старый музей Канады — Музей франкоязычной Америки. В Музее демонстрируется коллекция инструментов для обучения естественным наукам 1806 года.

Канадский Гибралтар

Калитка во внутренний двор была открыта.

Солнечные часы на стене с надписью по-латыни «Dies nostri quasi umbra» — ««Наши дни проходят, как тень».

Канадский Гибралтар

Обогнув Семинарию вышли на ещё одну примечательную улицу rue des Remparts.

С одной стороны выстроились дома состоятельных горожан с эркерами и коваными балконами.

Канадский Гибралтар

С другой крепостная стена с орудиями разных форм и размеров.

Канадский Гибралтар

Закончили прогулку у великолепного Шато Фронтенак.