Турист Иван Коваленко (Krimogid)
Иван Коваленко
был 19 марта 23:34

Джайпур — Индия Январь 2016

В Джайпур лучше ехать из столицы Индии — Дели на поезде. Мы купили билеты на вокзале Нью-Дели в специальном массовом зале для иностранцев — без очередей и с кондиционером. Поезд до Джайпура оказался чистым и комфортным, хотя был точь-в-точь похож на наши обычные пригородные электрички. Приятно удивило обслуживание — мальчики-стюарды разносили еду и напитки, уже входящие в стоимость билета. За пять часов поездки нас покормили, напоили, выдали свежую индийскую прессу. Возле каждого сидения у окна есть розетка, в каждом вагоне — туалет.

Два дня в Джайпуре

Пока ехали в поезде, забронировал на сутки небольшой семейный отельчик под названием Krishna palace. Рекомендую его для тех, кто поедет в Джайпур. Дизайн отеля выполнен в местном этнографическом стиле, с хорошим видом с крыши на город, вполне чистые для Индии номера и сносная еда в ресторане. Вообще в Джайпуре, много отельчиков в стиле «кровать в музее». Спишь, а вокруг тебя какие-то ковры, посуда, картинки с претензией на старину. Скорее всего, все аутентичное. В Индии нет смысла закупать китайские подделки — тут этой старины почти в каждом джайпурском доме огромное количество.

На вокзале Джайпур взяли рикшу, который тут же согласился быть нашим гидом-провожатым по Джайпуру. Сошлись на 1500 рупий оплаты его услуг за два дня. Отдохнув часик в отеле от дороги, начали знакомство со столицей штата Раджастан.

Два дня в Джайпуре

Город Джайпур насыщен памятниками, многие из которых внесены в список объектов мирового наследия. На рубеже XII–XIII веков город стал столицей мощного государственного образования — Делийского султаната, включавшего в себя 24 отдельных княжества! Именно с Раджастаном, и в частности с Джайпуром, плотно связано имя Акбара Великого — падишаха Империи Великих Моголов.

Благодаря завоеваниям Акбара, к концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала практически всю часть Северной и Центральной Индии. Он осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии. Интересно, что журнал «Time» включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров»! Поэтому имя Акбара в Джайпуре встречается везде.

Два дня в Джайпуре

Во времена английского владычества мудрые раджи заключили договор с Великобританией. Они согласились с британским суверенитетом в обмен на местную автономию и защиту от набегов. И лишь в 1949 году эта территория была объединена в самый большой штат Индии — штат Раджастан, что дословно переводиться как «земля раджей».

Раджи контролировали эти земли более 1000 лет! Через Джайпур проходил Шелковый путь, что дало огромный толчок развитию и обогащению города. Город окружили мощной стеной, здесь были выстроены форты и крепости для защиты купцов и остававшихся от них в городе богатств. Здесь развивалась наука и искусство.

Два дня в Джайпуре

Джайпур тогда стал одним из самых богатых городов не только Индии, но и всего восточного мира того времени. Да и сегодняшний Джайпур — город богатый, красивый и густонаселенный. Здесь проживает более 4 миллионов человек!
И слово «Джайпур», и слово «Раджастан» для меня навевали какие-то ассоциации с махараджей из мультика «Золотая антилопа». Посмотреть на город из сказки уж очень хотелось.

Два дня в Джайпуре

Главная достопримечательность Джайпура — это форт Амбер. Форт Амбер находится на окраине Джайпура, в 11 километрах от современного города, в специальной туристическо-исторической зоне. Люди вокруг форта живут, как и сотни лет назад, в каких-то каменных хижинах, обмазанных глиной. Сама территория форта-музея, конечно, чистая по индийским меркам. А вот за забором музея начинается настоящая Индия. Но здесь Индия не похода на Гоа или Дели. Здесь Индия — мусульманская. А, значит, и с особым подходом к архитектуре домов, культуре общения, чистоте (все-таки, мусульмане чиже, чем индусы Дели, но грязнее, чем католики Гоа).

С историей форта все просто. Раджа Джайпура Ман Сингх I начал возводить свою резиденцию на гребне скалистого холма у горного озера в 1592 году. А достраивали резиденцию его потомки на протяжении… почти 200 лет!!! Целых 200 лет строили одну крепость! Зато уж построили, действительно, грандиозное сооружение!

Два дня в Джайпуре

Форт меня удивил искренне. Ничего подобного по грандиозности я еще никогда не видел! Крепость на горе с огромными стенами, нависающая над домиками, в сочетании с засухой и глиняно-выжженным цветом окрестностей — все это давало ощущение какого-то фильма про караваны, воинов-мусульман, тайны и тишину.

Перед фортом Амбер в давние времена вырыли искусственное озеро, посреди которого находится небольшой остров-сад. В этом саду раджи раньше выращивались специи. Озеро к тому же позволяло снабжать питьевой водой защитников форта и немного охлаждало скалу и стены крепости.

Два дня в Джайпуре

И очень необычен ландшафт вокруг крепости. Подходы к округе форта прикрывали несколько линий оборон — сплошных стены с башнями, повторяющих извилистость хребтов. Стены очень хорошо сохранились -и климат, и отсутствие войн позволяют. Выжженные под солнцем, сухие склоны в сочетании с желтыми камнями стен, завораживают взгляд. Я по-настоящему восторгался, смотря на уходящие за хребты высокие каменные стены. Форт Амбер — музей, а вот десятки таких же древних башен по склонам за его границами — совсем не охраняются и доступ туда свободный. Ну, теоретически. Вряд ли есть много ненормальных, которые захотят полезть по камням и высохшей листве. Ядовитых змей здесь никто не отменял. Джайпурская стена Амбер форта — это настоящая Великая Индийская стена!

Внутри форт, как форт. Я такие похожие видел в Карнатаке, в Махараштре. Чем-то внутри меня он не поразил. По утрам для туристов есть развлечение — от подножия к форту можно подняться на слоне. Наряженный слон идет по древней каменной дороге минут десять. В этом действе участвует более десятка слонов и идут они по узкой дорожке туда-сюда. Наверное, интересно, Я хотел прокатиться на слоне, но мы приехали к обеду, слонам уже было жарко и их отвели в слоновник. Нам осталось смотреть только на кучи слоновьего навоза, валявшегося на подъеме по дороге. Ну не прокатились — и не страшно.

Два дня в Джайпуре

Пока ехали с форта, остановились у озера, посреди которого стоит дворец Джал-Махал. Дворец (охотничий домик) построил местный правитель в долине речки еще в 16 веке. Как говорит история, местное население очень страдало от засух. Был один выход — строить плотину, чтобы вода собиралась в озеро и давала людям жизнь. Но в таком случае правитель бы потерял свой дворец. Мудрый раджа решил, что вода для его народа важнее и построил плотину ниже дворца, перегородив горную речку. Вода образовала озеро, посреди которого оказался полузатопленный дворец. Сейчас под водой четыре этажа здания. С 16 века он так и стоял посреди воды, заиливаясь и понемногу разрушаясь. В Индии огромное количество разных дворцов, фортов, крепостей, храмов. Поэтому, одним дворцом 16 века больше, одним меньше — не страшно. В начале 2000-х годов его почистили и сейчас ночью даже включают подсветку внутренних помещений на радость жителям города и туристам. А уж свет и яркость индийцы любят!

По пути с форта рассказали таксисту, что мечтали увидеть слонов. И он завез нас на туристическую слонеферму (такие места я не люблю, но девушка никогда слонов не видела рядом, мечтала их потрогать — пришлось заехать). Потрогали, посидели на слоне, погладили хобот, пообещали хозяину ферму — пареньку-индийцу приехать еще и поехали в отель.

Два дня в Джайпуре

Ночевать было не жарко, пришлось доставить наш верный пледик, который уже много раз спасал в путешествиях. А Индийцы и в Дели, и в Агре, и в Джайпуре совсем по поводу температуры ночью не переживают. Они привыкли, что ночью холодно, а днем жара. А вот иностранцам надо быть готовым, что кондиционеров уж точно тут не будет. Поэтому домашний пледик — наше спасение!

Утром позавтракали на веранде и спустились к уже ожидающему таксисту. В этот день запланировали посмотреть обсерваторию Джантар-Мантар, «дворец ветров» Хава-Махал и краеведческий музей. Все это находиться в центре города.

Два дня в Джайпуре

Джантар-Мантар — это обсерватория, построенная в 1727–1734 годах раджпутским махараджей Савай Джай Сингхом. Инструменты для измерений отличались колоссальными габаритами. Так, солнечные часы Джантар-Мантара считаются самыми большими в мире (27 метров в поперечнике). В 2010 году обсерватория Джантар-Мантар объявлена памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В астрономических сооружениях мы не разбираемся, поэтому смотрели на все сооружения как на какой-то огромный парк непонятных аттракционов. Это было похоже на инсталляцию произведений молодых архитекторов, но никак не на «наследие ЮНЕСКО». Мы привыкли, что вся старина обычно — это руины. А здесь ощущение, что все построили пять лет назад — все в такой идеальной сохранности!

Два дня в Джайпуре

Во дворе обсерватории, кстати, множество ручных бурундучков! И если с древними астрономическими приспособлениями немного непонятно, то с бурундучками все ясно — корми и гладь!

В каждом городе я стараюсь посещать местные краеведческие музеи. Если вы тоже любите музеи — обязательно сходите в городской музей Джайпура. Там очень все очень глобально! Представлены почти все этапы мировой истории. Арабы, а за ними англичане собрали в музей Джайпура богатую коллекцию со всего мира! Музей находится в бывшем дворце махараджи. Как написано при входе в музей, дворец махараджи построен на смешении двух архитектурных стилей — раджпутского (Раджастани) и могольского (Мугхал). В комплекс входят Чандра Махал, храм Шри Говинд Дэв и музей «Сити Пэлес».

Два дня в Джайпуре

В музее есть вавилонский зал с огромными быками богини Иштар, египетский зал с мумией жены какого-то египетского жреца (самое популярно место для селфи среди посещающих музей индусов!), зал европейской культуры (здесь индусы «зависали» на изображениях полуобнаженной среднеевропейской натуры на картинах). Еще в музее превосходное собрание костюмов и оружия, художественная галерея с коллекцией миниатюр и ковров. Удивили фигурки йогов и странная скульптура лошади из фигур гимнастов-индусов. А ведь умели так делать! Йоги, блин!

Ну и на главной улице города обязательно нужно сфотографироваться с Хава-Махал — это пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса джайпурского махараджи Савай Пратап Сингха, построенное в 1799 году из розового песчаника в форме венца Кришны. Фасад здания пронизан 953-мя крохотными оконными отверстиями, которые позволяли продувать внутренность в знойные дни. Отсюда название сооружения — «дворец ветров». Этот дворец считают главной достопримечательностью Джайпура. Но мы туда не ходили, посмотрели дворец только снаружи.

Два дня в Джайпуре

Пока мы фотографировали дворец ветров, таксист угостил местным йогуртом. Это очень вкусно! Йогурт продают на улице, накладывают в глиняный стаканчик и дают деревянную ложечку. Сладкий, плотный, прохладный, сытный йогурт — джайпурское стрифуд-лакомство. После йогурта заехали пообедать в обычную местную локалку.
Вечером приехали на вокзал и сели на местный рейсовый «треш-автобус» по направлению в Агру…