Турист Мар-та (Mar-ta)
была 22 апреля 20:34

Норвегия Июль 2019

Продолжение.

Прекрасное солнечное утро, отличное настроение, суетимся «за поесть». Немного расскажу о нашей системе питания. На два дня назначается пара дежурных, на их совести своевременный завтрак, и вечерний, более основательный процесс приготовления ужина. (Как же нам повезло с мужчиной в сланцах! Этот «жаворонок» к подъему дежурных уже кипятил воду под кашу и заваривал чай).

Основная часть продуктов везлась из Санкт-Петербурга, что-то докупали в Финляндии, а овощи добирали по пути следования. Но меню определял инструктор, а он оказался извращенным гурманом. В результате: завтрак оптимальный, потом весь день на паре сладких палочек типа Твикс, но зато в ночь — то борщ по-украински, но оливье, то винегрет … Ну да ладно, все выжили!

Мы подъезжаем к городку Флом, который, несмотря на свои малюсенькие размеры, является крупным транспортным узлом. Городок расположен на берегу Аурлендфьорда, глубина которого позволяет заплывать сюда даже круизным судам. Именно здесь начинается Фломсбана — живописнейшая 20-ти километровая железная дорога, приводящая в восторг своих пассажиров неповторимыми пейзажами Фломской долины.

Мои зомби опять рванули куда-то наверх, а я пошла бродить по Флому, утолила любопытство в сувенирных магазинчиках, попила кофе в оригинальной кафешке — вагончике и устроилась на кончике фьорда, медитируя среди этого совершенства.

Группа вернулась быстро, и, пошлепав босыми ногами по ледяной воде, мы двинулись на машине вдоль фьорда вверх по крутой и узкой дороге. Виды потрясающие!

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

Сделали остановочку у смотровой площадки Стегастейн (Stegastein). С ее нависающей над бездной 30-метровой платформы открывается панорамный обзор на величественный Аурландфьорд.

И снова вверх. Наконец выехали на плато, машину остановили на каком-то пятачке, напоминающем парковку, быстренько жевнули, что «инструктор послал», и куда-то пошли. Я рисковать не стала, и живенько влилась в вереницу устремленных вперед ходоков. Шли недолго, и вскоре перед нами с высоты птичьего полета открылся умопомрачительный вид на Аурландфьорд с его грациозными изгибами морской глади, обрамленной могучими серо-зелеными скалами. Экстаз! Вид отсюда открывается практически на весь фьорд.

Ну как без фотосессии, даже если это с риском для жизни!

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

Еще одна точка несоприкосновения с инструктором была в отношении к фотосъемке. Первые два дня по Норвегии мы ехали среди разноцветного моря люпинов, кивающих нам вдоль дороги. На какие ухищрения я только не шла, чтобы остановиться на 5 минут, но в ответ железное — у нас не фототур. Видимо он уже насытился всеми этими красотами, или приоритет в жизни высота, а не красота. А снимки в цветах были бы потрясающие.

Часа через четыре мы вернулись к машине и поехали вперед по плато. Вокруг на бескрайнем пространстве неземная красота из снежных островков, голубых озер и зеленых лугов. Мне хотелось на ходу выскочить из машины, но шеф был неумолим. И только когда все взвыли от возмущения, нам сделали остановку. Но все шедевры остались уже позади.

Немножко размялись, и стали спускаться вниз, где нас поджидал Согнефьорд. На его берегу остановились для обеденного пикничка.

В этом укромном месте мы встретили семью соотечественников, и, бурно делясь впечатлениями и знаниями о стране, нарезали салаты и собрали бутерброды. А в это время наш мужчина уже бороздил ледяные воды (без сланцев) самого большого фьорда в Европе и второго по величине в мире.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

Очередная переправа, и паром перевозит нас в царство Суннмерских Альп. Этот регион — настоящий Клондайк для любителей трекингов и горных походов. Мы начали знакомство с ним с Боябреен (Bøyabreen, одним из языков ледника Юстедальсбреен (Jostedalsbreen). Очень масштабный склон, но печаль в том, что от ледника почти ничего не осталось. Тает.

С нашей планеты исчезают не только ледники, но и леса, реки, целые виды животных и растений. Для норвежцев экология -приоритет во всем. Всюду видна их забота об окружающей среде. Но это правило жизни должно быть для всех людей, живущих на Земле.

Двигаемся вокруг подножья горы Сакса, на вершину которой завтра предстоит длительный подъем. Вот я попала! А сейчас заезжаем на очередную ночевку. Ставим палатки, в душ, на ужин и в спальник. Опять долго хохотали, но не помню, почему.

Утром мы с напарницей встали пораньше, чтобы полюбоваться сползшими за ночь с неба облаками. Они все еще дремали, уютно устроившись на лесных массивах гор в ожидании утренней побудки. Но солнце запаздывало. Не насмотреться на это волшебство, не надышаться этой свежестью!

Раздался сигнал машины, и обломал весь кайф.

Этот кемпинг получил название «Облачный».

Дан старт, и мои вездеходы рванули на штурм Саксы. Моя стратегия неизменна — сколько пройду. Длина подъема 6 км, набор высоты 1060 м. Предстоят три крутых подъема. Очень высокая влажность, идти тяжело. Плетусь в хвосте. Худшей тропы еще не было — то скользкие камни, то непролазная грязь. Даже солнце куда -то запряталось, чтобы не видеть этот кошмар.

Утешением были потрясающие пейзажи вокруг — вот показалась макушка горы Slogen, а вот на втором подъеме открылся Hjørundfjorden. Два подъема кое-как осилила, а когда увидела почти вертикальный последний, на вершине которого нас поджидала хмурая дождевая туча, решила посидеть в безопасности у маленького озерца.

А в это время наш скороход в резиновых сапогах уже давно сидел на вершине в этой самой туче, высматривая сквозь нее знаковое место слияние трех фьордов Norangsfjorden, Storfjorden, Hjørundfjorden. Спуск в одиночестве и под дождем был оптимистичней — с поиском нужных троп, с периодическими падениями в грязь, с последующими полосканиями в ручьях и любованием девственной природой. День удался!

И снова паром. На сей раз он везет нас на ночевку, как оказалось, в веселый кемпинг.

Это был один из выходных дней, и норвежцы выехали на отдых. Это мы едем на дачи, а они на природу (ха, ха!). У каждого домика-прицепа застолье с громкими разговорами и заразительным смехом. Но чаще во время путешествия попадались другие варианты норвежского отдыха: многочасовое сидение с пивом и созерцание в пространство.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

Тоннели, паромы, тоннели… Западное побережье Норвегии. Портовый город Алесунд (Олесунн). После пожара 1904 года, полностью уничтожившего город, его возрождали лучшие архитекторы Европы. Теперь это один из немногих городов в стиле модерн.

Инструктор повел нас нехоженой, но очень живописной тропой на вершину горы Аксла, откуда модерн выглядел более выразительно, расположившись на семи островах между Хьюронд-фьордом и Гейрангер-фьордом.

Потом долгий спуск в город, более пристальное, самостоятельное знакомство с ним, затем магазины с sale, и отчаянные поиски нашей парковки. Безлюдный, безмолвный, холодный, дорогой, но очень атмосферный. Этакая суровая северная Венеция.

Выехали из пасмурного города, а тут солнце, и снова замелькали чарующие пейзажи Норвегии — все оттенки зелени с разбросанными на ней яркими домиками, скалы- великаны, погрузившие свои стопы в водную гладь заливов.

Еще засветло приехали в кемпинг, разложили на просушку свое влажное имущество и пошли прогуляться по окрестностям. Не поверите, вокруг бескрайние плантации земляники! Естественно, кемпинг получил название «Земляничный».

Норвегия, страна сказочных пейзажей. По одному из древних преданий, всеми своими красотами она обязана загадочным существам с отвратительной внешностью и необъяснимой мистической силой. Живут они в глубоких пещерах и горных расщелинах, прячась там от дневного света. Все, кто видел, описывают их как злобных, морщинистых, с длинным носом и четырьмя пальцами на руках и ногах. И называют их тролли. Миру о норвежских троллях поведал уже упомянутый мной Генрик Ибсен, сотворивший поэму «Пер Гюнт». Убежище короля троллей спрятано от глаз землян за огромной скальной стеной высотой в километр.

К этой самой стене и везет нас сегодня инструктор, видимо знакомить с мифическими существами. Погода располагала. Через час езды мы были в таком плотном тумане, что за окном машины не было видно ни-че-го.

Остановка, и наощупь куда-то идем. Да, тролли здесь точно живут. Я не стала петь песню безумству храбрый, а пыталась отговорить своих смельчаков от рискованного подъема и оставить себе шанс вернуться домой. Вняла только моя напарница, тоже вспомнив про свою семью.

Чтобы как-то с пользой убить время, мы решили с ней поискать троллей в более безопасных местах, и пошли вдоль дороги. Друзья, это был один из лучших треков в путешествии! Двигающийся туман то открывал нашему взору, то снова прятал заповедные уголки волшебного царства троллей. Потеряно чувство времени и пространства. Мы так увлеклись этой мистической игрой природы, что не заметили, как ушли очень далеко от машины.

Туман потихоньку стал рассеиваться, появились прятавшиеся доселе озера, причудливые макушки гор, зеленые долины, глубокие ущелья,

а через некоторое время в одном из них открылась потрясающая панорама извивающейся, словно гигантская змея, Дороги Троллей.

Уже порядком подустав и проголодавшись, мы снова и снова с тревогой всматривались в закрытую туманом таинственную вершину с надеждой увидеть загадочных существ и свою отважную команду. Нет ни тех, ни других. Мы уже дважды отстояли очередь в придорожном кафе за безумно вкусными бутербродами, дважды вспотели у камина, а они все не появлялись.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

Ближе к вечеру вдалеке показались знакомые одежды наших изможденных, голодных, так ничего и не увидевших, но покоривших высоту, путников.

На ночь устроились в живописном местечке на берегу реки близ городка Ондалснес. Кемпинг получил название «Речной».

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 2

В Норвегии очень развит трейлраннинг. Это движение по природному рельефу в свободном темпе с элементами кросса и горного бега. Один из популярных маршрутов как раз и находится около Ондалснеса. Чудесная тропа среди соснового леса длинною в 2 км и набором высоты 450 м.

Видя множество семей с маленькими детьми, пожилые пары, с легкостью пробегающие вверх и вниз мимо меня, я тоже надела на лицо улыбку и в течение всего подъема вторила их приветственному Hi! Но добравшись до обзорной площадки Rampestreken улыбка сменилась безудержными эмоциями восторга от открывшейся панорамы.

Потом также весело, как местные, спустились вниз, и поехали по ущелью мимо той самой скалы, где нас и поджидал сам Король троллей. Несмотря на свой недружелюбный вид, он поведал нам о фантастически красивом месте в своем царстве — Ютунхеймен (Jotunheimen), указал тайный путь к нему и пообещал отличную погоду.

Дорога изобиловала чарующими сюжетами, и уже вся группа требовала остановки для любования.

Кое-как добрались до запланированного места отдыха, но там был перебор. Недолго искали что-нибудь рядом, и устроились в тихом, безлюдном кемпинге с последующим присвоением ему имени «Озерный».

В Норвегии бесчисленное количество кемпингов со всем необходимым для удобства путешествующих — кухней со столовой зоной, прачечными, душевыми, туалетами. Вся территория делится на три парковочных зоны: специально оборудованная с подводкой электроэнергии для трейлеров, для автомобилистов списанные дома-прицепы, установленные на постаменты из кирпичей с примыкающими к ним домиками или тентами, и зеленая зона для палаточников.

Сегодня речь пойдет о жемчужине норвежского нац парка Ютунхеймен — хребте Бессеген (Besseggen). Это кульминация нашего маршрута. Длина трека 17 км, набор высоты в 1 км. Обычно туристы от пристани Гъендесхейм плывут на катере по нижнему озеру Gjende до базы Мемурубу, оттуда поднимаются на хребет, и по нему возвращаются пешком в исходную точку. Но наш инструктор заранее не позаботился о билетах, и нам оставался один вариант: подниматься от пристани, дойти до озер и тем же путем вернуться. Понимая, во имя чего я иду, собрала всю волю и оставшиеся силы и за командой.

Сначала несколько крутых недолгих подъемов с остановками на созерцание окружающих красот, потом довольно продолжительное, с периодическими спусками и подъемами, плато, и такой же периодичностью снимания и надевания куртки.

Шли долго, я очень устала и гнала от себя мысли, как же я буду возвращаться. И вот впереди показались снежные вершины и блеснуло яркой бирюзой горное озеро. Красотища! Неужели дошли? Нет, идем дальше. И вдруг к этой симфонии присоединяется еще озеро, полное густой синевы. Божественно! Из головы и тела уходит все, и ты стоишь никто перед этим совершенством природы и не можешь сдержать слез от нахлынувших эмоций!

А в это время наш мужчина в сланцах бодречком сбегал вниз к озерам и, вернувшись, принялся готовить нам бутерброды.

Хребет Бессеген, это апофеоз нашего длительного и восхитительного путешествия по Норвегии.

Увиденное долго не отпускало, и мы на этих эмоциях незаметно прошли обратный путь. В конце его буквально рухнули на проходящей внизу дороге, где нас своевременно подобрала машина, и после реанимационных мероприятий мы стали приходить в себя.

Последняя ночевка на территории Норвегии была в обустроенном и очень комфортном кемпинге. Закатили обильный прощальный ужин, и тихо стукнув кружками, проводили удивительный день, любуясь закатом. Завтра весь день мчимся по шведской земле до Стокгольма.

Все увиденное и пережитое за время путешествия сложилось в понимание о Норвегии, как об элитном, роскошном кемпинге на лоне божественной природы.

Я осталась очень довольна туром, где пришлось пройти десятки трудных километров. Но они были восхитительны!

В Швеции остановились у красивого озера на обед, на ночь разместились в кемпинге, кардинально отличного от норвежских во всем. Следующий день — знакомство со Стокгольмом, в который я влюбилась сразу и навсегда, что подтверждаю своей поездкой в январе этого года. Ну и в завершение паром, где мы всю ночь лихо отплясывали на танцполе под бурные международные овации.

Желаю и всем моим читателям таких же ярких путешествий!