Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 20:00

Лыхны — Абхазия Август 2012

Когда проходит былое величие, то зачастую материальных остатков этого величия отчего-то не остаётся. Село Лыхны насчитывает 1 500 лет существования, но прошедшие века не стали нас приветствовать.

Поездка в Лыхны была дополнительным, бонусом за который необходимо было доплатить 200 рублей. Отдельно туда ехать мы не планировали, на осмотр села давалось только 30 минут и мы разделились. Большинство отправилось в храм Успения Пресвятой Богородицы, а я решил побродить в его окрестностях.

Лыхны — небольшое село с населением около 8–9 тысяч, располагается в 5 километрах от Гудаута. В центре села Лыхны находится знаменитая поляна Лыхнашта, на которой в 1989 году был проведен общенациональный сход абхазского народа, а в настоящее время ежегодно в октябре проводятся праздники урожая.

На ровной поляне расположены три гигантских дерева под которыми любят фотографироваться туристы.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Сфотографировали и меня, правда несколько в извращенной форме.

Вокруг этой поляны расположены сооружения и развалины, отражающие богатое историческое прошлое села. 56 лет, с 1808 и вплоть до 1864 года село Лыхны было столицей Абхазии.

На одной стороне поляны находятся развалины двухэтажного каменного дворца владетельных князей Абхазии Чачба-Шервашидзе (XI—XIX вв.).

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Точную дату постройки дворца не знает никто. Даже археологи долгое время считали, что дворец построен в 16 веке, а перестроен в 19 веке. Смутные сведения о постройке дворца в 6 веке скорее всего не соответсвуют действительности. В настоящее время считается, что и дворец и Лыхненский храм Успения Божьей Матери построены в одно и тоже время около 10–11 века.

Это вполне соотносится и с легендой, бытующей в народе о том, что дворец был построен одним из правителей рода Чачба-Шервашидзе. При постройке дворец постоянно рушился, тогда самый древний старейшина сказал, что не будет стоять доворец пока не будет принесена великая человеческая жерства. Самая красивая девушка и самый красивый юноша абхазского народа были живьем замурованы в фундамент здания. И более не рушился дворец…

А править Абхазией княжеская фамилия стала лишь с 1124 года. Первым правителемиз этого был Дотагод (Отаго), а последним Михаил (Хамуд-бей). Эпоха правления князями Чачба-Шервашидзе Абхазией завершилась формально в 1866 году после смерти последнего властителя Абхазии в ссылке в Воронеже, а фактически в 1864 году, когда он был арестован и сослан. Смерть последнего властителя Абхазии привела и к гибели его дворца.

После народного схода 26.07.1866 в Абахзии началось восстание против царского режима, был убит начальник Сухумского военного отдела полковник Коньяр и несколько десятков чиновников и казаков. Основным поводом для восстания были неуклюжие попытки продвижения в жизнь реформы 1861 года (отмены крепостного права). Свободолюбивые абхазы заявили, что они никогда не были ничьими рабами. В ходе подавления восстания дворец был разрушен и восстанавливать его с тех не стали.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Ходят еще предания, что где-то под дворцом существует подземный ход, но никто его не нашёл. А живописные развалины стали одной из достопримечательностей села Лыхны и входят в программу осмотра туристами.

С моей точки зрения, развалины как развалины, бывают и гораздо интереснее.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Но легенды и ореол столичного дворца придают определенный интерес к развалинам.

На противоположной от развалин дворца стороне поляны располагается Храм-часовня Пицундской иконы Божией Матери, построенная в 2003 году.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

На стене часовни таблички на русском и абхазском языках.

На юге поляны располагается памятник уроженцам села — жертвам грузино-абхазской войны 1992- 1993 годов. Архитекторо М. А. Хагба.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Я прикинул, что в быстром темпе успею добраться до мемориала и обратно. Перед мемориалом, на краю поляны, находится одинокая могила.

На камне в абхазской транскрипции запечатлено имя Георгия Александровича Дзидзария (1914 — 1988).

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Факт захоронения на исторической поляне — факт признания заслуг перед отечеством уроженца села Лыхны. Выдающийся историк и политический деятель в 1964 году получил звание Заслуженного деятеля науки Абхазской АССР. Захоронение произведено в 1988 году.

Мемориал уроженцам села Лыхны — жертвам грузино-абхазской войны 1992- 1993 годов был создан в 2003 году.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Вход не территорию был закрыт, но не зря же я сюда мчался как загнанный конь. Над входом на территорию памятника- мемориала расположены 4 колокола.

Памятник выполнен в виде часовни,

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

с боков от входа в которую размещены 2 гранитные плиты с перечнем всех погибших за время войны.

Надписи на двух языках (абхазском и русском) гласят: «Вечная память воинам-лыхненцам, погибшим в Отечественной войне 1992—1993 гг. за Республику Абхазию».
Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Впереди перед часовней находится несколько скульптурных композиций, с изображением как воинов, так и женщин с детьми.

В тот момент, когда я посетил этот мемориал (в августе 2012 года) изначально белые фигуры мемориала были черно-белыми. Такое впечатление, что вокруг них костры разводили. Вечный огонь не горел.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

На территории мемориала находятся две могилы, у которых один надгробный камень с двумя табличками.

Здесь покоятся рядом известный археолог в мирной жизни, ставший военачальником во время войны Герой Абхазии (это звание присвоено только 16 человек) Мушни Хумсаевич Хварцкия (1955 — 1992) и доброволец Попов Вячеслав Николаевич (1972- 1992). Цветы как память украшают место их последнего успокоения. Герои были похоронены 6 декабря 1992 года.

Когда примчался назад к храму, то группа уже его посетила и вовнутрь я не попал.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Колокольня стоит отдельно, на некотором расстоянии от основного здания храма. Росточка она поменее храма, вход во время нашего пребывания был открыт, но никого на колокольне видно не было.

Над всеми частями здания храма возведены на столбах отдельные крыши. Видимо для защиты от выпадающих осадков.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Побывавшие в храме отметили в нём наличие множества фресок, а начинаются фрески прямо над входом в храм.

Возле храма имеется источник с питьевой водой, также украшенный фресками.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

Можно представить как замечательно выглядели фрески, когда только что были созданы и сочились яркими цветами. Находится источник слева от входа на территорию храма, многие жаждущие набирают здесь воды для утоления жажды.

Когда гид во время поездки стал спрашивать к какой религии относятся абхазы то одна часть туристов ответила, что мусульмане, а другая часть, что христиане.

Гид же ошарашил нас высказыванием, что абхазы — язычники. Когда первый шок прошел, то начали более внимательно прислушиваться к доводам. Оказывается проведенное в 1997 году Институтом востоковедения российской академии наук анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов Абхазии, свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. В среднем от 40 до 60 процентов респондентов признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. И при этом формально они считают себя христианами или мусульманами.

Лыхны. Село, покореженное временем и войной

3 августа 2012 года был воссоздан Совет жрецов Абхазии, ликвидированный при Советской власти. Всего в Абхазии имеется 7 главных святилищ, одно из которых находится в селе Лыхны. И оно является действующим. Огороженное каменной оградой место, на котором стоит Храм Успения Божьей Матери, называется Лых-ныха (Лых-ных). По словам местных жителей, святилище существовало задолго до постройки храма. При строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы в 10 веке часть оставшейся от древнего здания стены была сохранена и продолжала играть важную роль в ритуальной практике (была местом очистительных клятв, проклятий и т. п.). Кусок этой старой стены, расположенный слева и перпендикулярно входу, до сих пор уходит внутрь церковного здания. Так в одном здании язычество и христианство сосуществуют вместе. Немного думаю найдется в свете подобных мест.

Жаль, что историю нам рассказали после, а не до посещения храма. Было бы интересно взглянуть на это святилище.

Ну, а мы поехали дальше, в Команы По следам святого Василиска Команского.