Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 15:50

Мойечу-де-Сус, Холбав, Брашов — Румыния Октябрь 2019

Время и события постоянно делят нашу жизнь на 2 половины и часто им уже никогда не сойтись и не повториться. Оно-время очень часто нас чего-то лишает, но часто и что-то дает. Лучше с ним ладить, чтобы оно оставалось за тебя.

К тому дню я готовилась долго. Петряхнув интернет я выудила все, что могла нарыть про невероятно живописные трансильванские деревни: Холбав и Мойечу-де-Сус. Я медитировала на фотографии румынских фотографов: Влада Димитреску, Дана Мирича, Андрея Бачиу. Растворяющиеся в тумане стога сена, жмущиеся к ним отары овец, разлетающееся цветастыми шалями разнотравье холмов, полупрозрачное конфетти апрельских вишен.

По нисходящей

Я была согласна на любую погоду, которая создаст настроение: снег, морось, туман, облака. Но день выдался безоблачным, ясным и умытым. В мягком, обволакивающем воздухе не чувствовалось ни малейшего ветерка. Солнце струило лучи со сладострастным рвением, обещая погоду присущую июлю, а не октябрю.

Оптимальным маршрутом от Брашова до деревни Холбав была дорога через село Кристиан — старинное село трансильванских саксов: чистое и ухоженное. Его укрепленная церковь, не смотря на свежую штукатурку, выглядела хорошо пожившей, что вызвало интерес.

Село Кристиан.

Но утром воскресного дня ворота обители было наглухо закрыты. Более того, на улице не было видно ни одного человека, собаки или кошки.

Мы обошли вокруг крепостной стены. Село замерло в утреннем мареве последних погожих дней осени.

То-ли ветер, то-ли сквозняк встряхнул кроны деревьев и они щедро осыпали нас желтыми листьями. Сделав круг почета, так и не найдя другого входа, мы вернулись на исходную: время жило своей жизнью, надо было поторапливаться.

Село Кристиан.

Оставшиеся километры (от Брашова до Холбав 24 км.) текли по местности пасторальной и приветливой. Трансильванские пейзажи хороши, но простоваты, им не хватало открыточности итальянских, романтичности французских и нежности российских. Они были очень земными, если не сказать земляными, лишенными завершенности, того последнего мазка, которое превращает просто картину в шедевр.

По нисходящей

В Холбав приехали уже после 11 и туман, про который были все мои думы нас не дождался. Его растворило солнце и впитала земля.

Холбав.

Ложбина, где лежала деревня, тянулась с запада на восток и напоминала палубу огромной лодки.

Припарковавшись у сельсовета, остановились в раздумье.

— Ну, куда пойдем? — спросил муж.

Если бы я знала куда. Отчетливо понимая, что с более высокого края лощины виды должны открываться завлекательней, выбрала все же другой, надеясь на чудо разбросанных стожков рядом с картинной полуразвалившейся избушкой.

Не тут-то было. По дороге попадались лишь свалки, ржавые ванны и прочий мусор. Местные собачонки яростно нас облаивали, честно отрабатывая свой хлеб.

Холбав.

Я хотела идти дальше, но быстро поняла, что скакать по косогорам без четкой перспективы — лишь потеря времени. Настроение скисло и скукожилось, как простокваша.

Понуро я побрела к машине. Нам приветливо улыбнулись пожилые женщины, возвращавшиеся из церкви. Из местного клуба неслись залихвастские национальные мелодии и петушиные, старческие голоса.

— Надо у кого-нибудь спросить куда идти, — пронеслась в голове здравая мысль.

И тут, как «двое из ларца, одинаковых с лица» в прорехе между двумя заборами нарисовались они.

Холбав.

Между ними была протянута невидимая ниточка близняшества, какая бывает только у настоящих двойняшек и закадычных друзей.

— А где тут у вас, мил человеки, виды открыточные? — спросила я по-английски, почти не надеясь, что меня поймут.

— А вон там, — ответили они хором, махнув рукой именно на тот, высокий косогор. А потом то-ли от ничегонеделанья и воскресного безвременья, которым дорожат только взрослые, подхватились и отправились нас сопровождать. Они скакали по крутому косогору горными козликами, не смотря на то что у одного из мальчиков была загипсована рука.

Я, с побитыми в первый день путешествия коленками, старалась от них не отставать. Муж пыхтел уже гораздо ниже. Самым интересным в нашей группе был пятый… кот по имени Том. Вот собака, чисто собака. Таких дружелюбных и что главное ответственных котов я не встречала за всю свою жизнь. Он бежал за ребятами, громким мяуканьем требовал подождать отстающих, и когда я останавливалась, чтобы перевести дух, терся о мои ноги, как бы подбадривая.

По нисходящей

С каждым десятком метров открывался новый вид.

Холбав.

Выбеленный горизонт исчез почти без следа, только бронзой и латунью выделялись кроны лиственных деревьев на фоне елей, похожих на карандашный набросок.

Холбав.

Косогоры и овраги между ними — перекошенный парадиз, своеобразная страна забвения, где жилье было разобщено и разбросано в пространстве.

Эх, не этого я ожидала.

— А грибы у вас в лесу водятся? — спросила я.

— Нет, — ответили мальчишки.

— А хотите мы вам родник покажем?

— Хотим, хотим, — закивали мы.

Спустились немного, зашли в прохладный сумрак леса. Верхушки деревьев, шипя, как вырвавшаяся из горлышка газировка, рассекали воздух. Обдувал сквозной ветерок — влажный, дурманящий. После потного восхождения и он, и ледяная вода, непрерывно текущая в деревянную колоду из металлической трубки сантиметрового калибра, были наслаждением.

— А есть еще виды? — спросила я опрометчиво.

Нас повели опять и я уже понимала, что увиденное будет повторением виденного, поблагодарила мальчишек, всунула почти насильно каждому по 5 лей и покатилась вниз в деревню.

Холбав.

От пейзажей Холбава я ожидала удивления спокойствием деревенской глубинки. Хотя странное словосочетания: ожидание удивления. Но тем не менее спокойствие было и ожидание читалось, но вот удивления не получилось.

— Ну ничего, — сказала я самой себе, — доберу по эмоциям в Мойечу-де-Сус, главное время рассчитать, чтобы добраться туда в закатном солнце.

Расстояние между деревнями 35,7 км через всем известный замок Дракулы — Бран. Хоть Аня Кудрявцева меня предупреждала, что особо там смотреть нечего, но он так картинно высился на останце скалы, что я все-таки сочла нужным взглянуть на Бран хоть одним глазком.

Муж останавливал машину по первому моему требованию. К охристости и золотистости визуального прибавилась тонкая обонятельная нота терпкого дымка.

По нисходящей

На подъезде к Брану путь преградил шлагбаум. На переезде остановилась электричка, помимо коренных жителей из нее вышла пятерка иссиня черных мужчин. На туристов они походили мало. Неужели приехали на заработки?

А потом начался кошмар. Время чуть за полдень. Жарко. Почему-то именно в воскресенье решили отремонтировать дорогу. Слой асфальта срезали на 20 см, так что под колеса надо было смотреть во все глаза, съедешь и полетела подвеска.

Бран.

Народу дохренищи очень много короче. Туристы, местные, сувенирные лавки, рядом с ними толчея, запахи фастфуда, стоянку надо сторожить. И это после пасторали пусть и не вдохновивших пейзажей.

Кое-как пристроились в каком-то дворе. Пошли узнать, а не пустят ли нас в парк замка просто погулять. Не пустили, платите 40 лей. Мы платить не захотели и пошли обедать.

У меня было заготовлено несколько адресов рестораном рядом с Браном, но до них нужно было ехать несколько километров, а тут на дороге образовалась длиннющая пробка, поэтому пошли есть в какую-то большую гостиницу, чье название я благополучно забыла.

Покормили нас нормально, не особо вкусно, но и не противно. Главной целью было переждать пробку. Но не тут-то было. Она стала еще длиннее, поэтому мы отправились бродить по селу, ища ракурс, чтобы сфотографировать замок покрасивше.

Замок Бран был построен в период с 1377 по 1388 год на стратегически важном месте с видом на перевал между Трансильванией и Валахией.

Мы обогнули замковый забор и зашли с тылу, обнаружив там симпатичную церковь и еще вторую симпатичную церковь. (Про Бран и Дракулу я рассказывать не буду пожалуй. Написано-перенаписано про сам замок и вампира-кровопийцу много всего.)

Бран.

И как оказалось про церкви тоже ничего написать не могу, т. к. вроде когда-то что-то я читала и про них, и про скульптуры деревянные рядом с ними, а вот теперь найти не могу. Единственно гугл мэпс выдал что та беленькая, очень характерной для Румынии архитектуры, ортодоксальная Biserics Bran (если вы не забыли, Румыния православная страна).

Мы потом еще слонялись туда-сюда, купили местное трдло, лагош называется, довольно вкусное. Перемазались сахаром. Наконец-то пробка рассосалась и мы поехали дальше.

Дорога была невероятно живописна.

По нисходящей

Если в Холбаве желтый и оранжевый почти не читались, что удручало, т. к. именно за осенними красками я и отправилась в Трансильванию в октябре, то тут они пусть и не превалировали, но золотили склоны Карпат с все возрастающим усердием.

По нисходящей

Встречались очаровательные тонкие водопады, струящиеся по валунам. Они, кстати, характерны для этих мест. Мы потом не один подобный видели.

Вдруг на дорогу вышли кони. Спутанные по задним ногам железной цепью, они неуклюже (больно было видеть такими этих грациозных животных, созданных даже не для бега, а для полета), рваной «походкой» переходили шоссе.

По нисходящей

Когда я вылезла из машины их фотографировать, то меня чуть не стошнило от загаженности бытовым мусором резвой и звонкой речушки. Настроение потекло вниз.

Еще большего негатива добавило… Нет, не так.

Мы увидели съезд к гостиничному комплексу, очень симпатичному надо сказать.

По нисходящей

Чтобы его получше заснять, я решила забраться на бетонный цилиндр, закрытый толстой пластиковой крышкой. Каково же было мое удивление, и даже испуг, когда надавив на крышку, я увидела как из-под ее края крупным завитком начала пузыриться зловонная жидкость.

— Слезай скорей, а то провалишься, — приказал муж.

Судя по всему это были очистные сооружения шале.

Когда мы колесили по Трансильвании, а проехали за неделю расстояние порядочное — 2 с половиной тыщи километров, заметила, что был там года 3 назад строительный бум. А потом он кончился. Очень много почти полностью возведенных гостиниц стоят законсервированными и потихоньку ветшают. Трансильвания, конечно, не Швейцария или Австрии, но при желании можно сделать конфетку. А вот эта привычка выбрасывать мусор где попало, пусть даже в самой красивой красоте, одно из самых неприятных ощущений от того путешествия.

Наконец-то показался Мойечу-де-Сус.

По нисходящей

Деревня расположена была так же, как и Холбав, в узкой долине. Но тут читался размах. Место пусть и не курортное в прямом смысле, но специализацию свою имеет: катание по горам-долам на квадроциклах.

Мойечу-де-Сус.

Покатушки эти меня интересовали мало, а вот уходящий на покой день и солнце, закладывающее глубокие тени и расцвечивающее поляны на склонах ярким хризолитом — очень даже.

Мойечу-де-Сус.

Пока муж ставил машину на стоянку, я забралась по чьей-то лестнице повыше, радуясь, что удалось поймать удачный момент для съемки.

Голова крутилась на 360 градусов:

— Тут церковка,

нет не дойти, высоко, зато пасущиеся овечки, что напоминали перекати-поле, совсем близко.

— Надо забраться на холм и побродить, и побыстрее, чтобы свет не ушел.

Но это только быстро сказка сказывается мысли проносятся в голове, а на деле надо было дождаться мужа, потом найти как залезть на склон. А когда уже залезли, случился полный облом. Склон-то был не однородный, его пересекали овраги, которые перепрыгнуть было проблематично даже обладательницам широкого батмана.

Мойечу-де-Сус.

А свет уходил. Я физически ощутила, как захлопываются ставни: хлоп, хлоп, хлоп, и гаснут свечки полыхающих в закатном свете деревьев.

И тут я распсиховалась. Ведь ожидания были такими, такими!

Конечно досталось мужу: за неповоротливость, за то что ждала его со стоянки, и даже его примирительные:

— Вот смотри какой домик симпатичный,

а вот стожок сена, ты же хотела стог сфотографировать.

Не возымели своего успокоительного воздействия.

Обратно я ехала чернее тучи и даже благородные пейзажи, рядом с которыми муж останавливал не по просьбе, а по личной инициативе, только еще больше раздражали.

Каждый день той Трансильванской поездки был продолжением вчерашнего дня с усилением градуса чудесности. Шаг за шагом они являли собой некое лукавое, но благосклонное провидение. В то воскресенье я стояла на пороге поразительного открытия, когда в единой точке должны были сойтись, мечты, ожидания и предвкушения. Но осталось лишь разочарование.

Поэтому рекомендовать я этот свой маршрут не буду, не потому что не красиво. Красиво! Но готовиться надо в подобной поездке куда тщательнее, чем я, рассчитывающая, что вот приехала и мне на блюдечко выкатится мешок яблок одно другого краше.

Не вывалилось. Но я вот читала, что в Холбав фототуры возят. Так что если кому интересно, поройте сеть на предмет. А у меня вышло то, что вышло. А не показать не могла, т. к. сел этих в базе Туристера нет, да и вообще в сети про них не густо, а про Моечу-де-Сус только рекламы гостиниц на несколько страниц.