Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Индия. Гоа. Морджим. Полная перезагрузка. Проверено на себе (10-22 марта 2020). Часть 3

Морджим — Индия Март 2020

Отзыв об отеле «Morjim Hermitage» 2*

Часть 1
Часть 2

НАСЛАЖДЕНИЕ

Гоа. Море. Буйство зелени. Бесконечные пляжи. И потрясающие закаты.

Что такое счастье? Счастье — это Гоа. Индийский океан. Ходить по прибою. Вдыхать ветер. И чувствовать себя ребенком.

Солнце — шарик, солнце — мячик у меня в руках.

Золотисто-абрикосовые, розово-сиреневые, смешанные с глубоко-синим, украшенные белопенными кружевами, — это все они, чарующие закаты Гоа. Великолепный сансет. Ежевечернее волшебство. Море — океан. Шумящий, грохочущий, теплый-теплый. Ветер — путающийся в волосах, сумасшедший и горячий. Бесконечная прибрежная полоса, гладкая, как зеркало: ходить — не переходить, не находиться. И золото — дорожка по волнам, и отражение закатных лучей в обласканном морской волной упругом утрамбованном песке. Отель в джунглях и пальмы над головой. Наша гора, похожая на сказочного дракона. Рыжая гоанская земля — дорога к поселку. Прогулки по пляжу. Коровы. Собаки. Омлет масала. И песни группы «Элизиум» из смартфона, под которые я танцевала в номере. И пела на пляже, там, на стрелке, где Чапора впадает в море. Наверное, я повторяюсь. Но постоянно мыслями возвращаюсь туда, где все было так хорошо, беспечно, весело. В мой маленький трешовый уголочек счастья.

Гоа — это любовь.

Любовь к самому Гоа.

Любовь друг к другу.

Там действительно какая-то нереальная атмосфера в стиле хиппи. Дружелюбие, доброжелательность, позитив. Совершенно незнакомые люди сразу же начинают общаться так, будто были знакомы всю жизнь. Помогут, подскажут, никогда не откажут в помощи или просьбе. Это потрясающе. Это так не похоже на то, что мы наблюдаем в привычном нам мире. Здесь люди улыбаются. Друг другу. Морю. Солнцу. Пальмам. Собакам и коровам. Просто так — потому что сегодня день чудесный.

И, конечно же, Гоа (если у вас получилась с ним взаимная любовь) — это идеальное место для того, чтобы просто побыть друг с другом. Вот так, убежав от всех, от всего мира, словно на необитаемом острове (о, прекрасные широченные пляжи Морджима!). Только вдвоем. И чтобы вокруг — такая красотища: бушующие волны, бесконечность песчаных просторов, буйная тропическая зелень. И мы. Идиллия!

Гоа — журнальная картинка без лишнего пафоса. Место, где река Чапора встречается с морем. Здесь практически совсем нет людей. Морджим — рай для интроверта. Когда уходили в последний день, я махала нашей горе шляпой. Мы должны сюда обязательно вернуться!

ЗВЕРИ МОРДЖИМА

Без чего (точнее, кого) нельзя представить Индию, в частности, Гоа? Конечно, без славных обитателей городов и побережья — коров и собак.

Корова в Индии — священное животное. А, значит, неприкасаемое. Может ходить, где угодно, хоть по проезжей части. Коровки в Морджиме необычные. Белые, рыжие, шоколадные, но все — очень миниатюрные. Только у быков (точнее, буйволов) огромные рога. Коровы здесь флегматичные до невозможности.

Предпочитают бродить по помойкам (классическая фотография гоанского треша, как отражение всей индийской жизни).

Бродят по улицам поселка, пасутся на лужайках и по окраинам пляжей. Впрочем, увидеть коровку можно и на территории отеля или у пляжного шека. Ничего необычного — свободный такой выпас. Корова в Индии — это живое олицетворение свободы.

Вторые по многочисленности представители гоанской фауны — это собаки. Разноцветные, поджарые, тощенькие, похожие друг на друга. Впрочем, к концу отдыха я уже была уверена, что различаю всех наших пляжных собак по мордам. Наше знакомство с собаками Морджима состоялось не особо гладко. Пошли не той дорогой в поселок, так нас облаяла стая собачек, а один, особо резвый, даже прыгал на ноги. Возможно, мы просто заперлись на частную территорию. Но скорей всего молодой песик только хотел с нами поиграть, а мы его намерений не поняли. Тут надо сказать, что хотя я и люблю животных, но собак с детства боюсь. Так что это был очередной элемент преодоления — еще одного своего страха. Впрочем, собаки в Морджиме очень мирные и дружелюбные. Бродят небольшими стайками, гавкают только на своих соплеменников, если те зайдут на территорию «их» отрезка пляжа.

Собаки Морджима — настоящие курортники. Они даже любят купаться в море (первый раз такое вижу!). Вот заходят в воду и стоят, пока прибой обмывает их короткошерстные шубки. А потом валяются по песку. Или спят под лежаками отдыхающих. Несколько собак постоянно бегали под балконом нашего номера, а кто-то даже ночевал у нас на этаже. Еще песики любили заглядывать в столовую, лежали под ногами постояльцев на ресепшене и просто бродили «хвостиком» за гостями.

Кто еще? Смешные белые птицы на длинных ногах — цапли.

Крошечные крабики, рисующие на песке узоры — мандалы и юрко прячущиеся в свои маленькие норки.

В последний день увидели, как местные ребятишки нашли где-то змею, играли с ней палочкой.

Еще можно вспомнить невидимых птиц, под щебет которых мы просыпались каждое утро. И шустрых бурундуков, живущих на территории отеля. И свинюшку, которая также периодически появлялась под нашим балконом. А вот кошек мы практически не видели. Только пару раз, и то они исчезали так быстро, что я даже не успевала достать фотоаппарат.

В общем, Морджим — такое полнейшее единение с природой. Только поначалу все это кажется дикостью, и ты думаешь: нет, я слишком горожанка, это не для меня. Но уже через пару-тройку дней уже воспринимаешь все как должное. А сейчас, уже по приезду, скучаешь по всему этому гоанскому зоопарку, особенно по коровкам и собачкам. Правда, ведь, зашкаливающая мимимишность!

САНСЕТЫ

Сансеты — это своеобразная традиция Гоа. Наш Морджим — не исключение. В 7-м часу вечера все дружно выходят на пляж. Располагаются на лежаках или прямо на песке, ходят по линии прибоя, купаются, фотографируются. Но всех этих людей объединяет одна цель — они ждут сансет. Настоящее гоанское чудо — заход солнца, прощание с минувшим днем. Зрелище — удивительное, прекрасное, завораживающее. Да, наверное, гоанские закаты не слишком отличаются от других закатов в южных странах. Но есть в них какая-то особая, необъяснимая магия. Впрочем, Индия — мистическая страна. Вот и закат здесь — не просто ежедневный заход солнца, а сансет. Волшебное по своему звучанию слово, похожее на заклинание. После моего выздоровления мы, поддерживая всеобщую гоанскую традицию, ежедневно ходили на сансет. И каждый раз, оставаясь все таким же шикарным, сансет радовал нас новыми красками. Можете мне не верить, но сансет в Гоа каждый день разный.

В первый раз мы не успели. Пришли на пляж, когда солнце уже утонуло в море, оставив лишь разлитое по волнам золото и розово-сиреневые тени на высоком индийском небе. Некое чудное умиротворение было разлито в воздухе, словно папа-Гоа тихо напевал своим детям колыбельную. Или мне это лишь чудилось в шуме набегающего прибоя?

На следующий день мы были на пляже уже в 6 вечера. Чтобы наверняка. И, наконец, увидели! Его, настоящее гоанское чудо, то, ради чего стоит непременно приехать в Индию. Магический сансет!

Огромный сияющий диск золотой монетой катился по прозрачно-синему небосклону. По волнам бежала золотистая дорожка.

По мере того, как солнце приближалось к линии горизонта, оно превращалось в большой малиновый шар, от которого исходило розоватое сияние.

И снова небо окрашивалось в нежно-сиреневые цвета, а по воде разливались оранжевые и персиковые краски.

Еще несколько мгновений — и диск скрылся в волнах, оставив нам на память чудесный голубой вечер, разбавленный розоватыми бликами. Красиво, божечки, как же это было красиво! Еще чуть-чуть — и черная гоанская ночь с тонким полумесяцем и далекими крапинками звезд полноправно вступит в свои права.

Но у нас еще есть несколько минут, чтобы насладиться чарующим вечером.

Еще один вечер, и еще один сансет. Море бушует, катит волны, окутывает берег кружевом белой пены.

И солнце, огромное гоанское солнце начинает свой ежевечерний танец. Последний звонок. Занавес синего неба раздернут, на сцене — прима гоанского театра. Люди, сморите! И люди смотрели, и фотографировали на фотоаппараты и смартфоны. И каждому хотелось поймать эту гигантскую каплю расплавленного золота в свою ладонь.

Две дамы из нашего отеля, заметив наши неуклюжие попытки сделать селфи на фоне сансета, предложили свою помощь. Так у нас появилось несколько снимков. Но фотографии, конечно, не передают ни размеров солнца, ни яркость красок, ни зачарованности самого действа. Это надо видеть. Быть там. Чувствовать. И чтобы сердце сжималось от восторга. И на глазах выступали слезы. Сансет! Вы должны, вы просто обязаны побывать в Гоа, чтобы увидеть и прочувствовать этот восторг!

Сегодня, 19 марта, к вечеру на море начался шторм. Адский ветер, сумасшедшие волны, выгибающие свои сизые гладкие спины. Вода прибыла. Море действительно наступало. И там, где мы еще утром спокойно оставляли вещи и даже раскладывали свои полотенчики, играли беленькие барашки прибоя. Еще немножко — и море подберется к лежакам пляжных шеков. А вдруг еще дальше? Хорошо, что у нас самый дальний корпус. А потом был сансет. Огромное солнце садилось прямо в море. Золотисто-черный пейзаж — грозная картина мира, апокалиптическая, пугающая. Красный шар, погружающийся в океан. Медленно. Неизбежно. Вот уже осталась лишь половина солнца. Пара мгновений — и только точка-макушка. Еще миг — и лишь воспоминания в стыдливо-розовых небесах. Сансет в шторм — это просто какой-то треш, это настоящее сумасшествие!

И, наверное, именно в этот момент, я, наконец, осознала весь ужас захватившей мир ситуации. То, что из нашего солнечного Гоа казалось «искусственно созданной паникой» и «всеобщей истерией», внезапно приобрело отчетливые очертания. И невольно подумалось: сама Природа мстит неразумному человечеству. И оно, человечество, безусловно, этого заслуживает. Никого из нас не будет. Но останутся эти пустынные пляжи. И бушующее море. И непревзойденные гоанские сансеты. Не будет никого. И лишь каждый вечер огромное южное солнце будет совершать свой традиционный ритуал, опускаясь за линию горизонта. Для того чтобы на утро вновь появиться на небосклоне. Но ведь если наступит утро, значит, не все так плохо, значит, есть надежда. Правда?

А на следующий вечер снова был очередной сансет. Очень нежный. Спокойный. Красивый. Капля золота в синеве. Искрящаяся дорожка на волнах. Незаметно пейзаж окрашивается в золотисто-бордовые тона. Солнце тонет. И снова — на плечах шаль сиренево-розового вечера.

Прелестный сансет! И, видимо, последний (кто знает, что там с этими рейсами творится?). На сансете были люди. Мало, но они были. Люди, дети, вечные собаки.

А я смотрела на солнце и говорила ему: «Солнце! Гоанское солнце! Ты такое большое, такое горячее. Солнце, помоги нам, всему миру победить эту заразу. Испепели ее, как ты можешь. Выжги дотла. Помоги нам, большое гоанское солнце!». И солнце благосклонно улыбалось в ответ. Я верила, что оно нам поможет. Каждый раз, когда я вижу это потрясающее зрелище — прекрасный гоанский сансет — я обретаю уверенность, что все будет хорошо. К тому же, мы сегодня ходили в поселок за сувенирами и я, наконец-то, купила слона! Слон — к счастью. А, значит, все будет хорошо!

21 марта. И, все-таки, мы увидели его, наш действительно прощальный гоанский сансет. Спасибо за поздний вылет и трансфер в 8 вечера. Пришли заранее. Люди были. Скорей всего, зимовщики. Много индийцев. А солнце все не хотело заходить. Позволяло собой любоваться.

Муж купался в грозных волнах. Купание в сансет — его любимое занятие. Сказала ему: «Купайся! Купайся, как в последний раз». Ведь неизвестно, когда мы еще увидим море. Когда вообще получим возможность хоть куда-то съездить.

Я ходила по линии прибоя — какое же это наслаждение! Мы бродили вдвоем по горячим волнам, держась за руки. Пейзажи менялись на глазах: графично-черный, золотой, голубой, оранжевый.

Мы уходили. Последний взгляд на море. Сизо-синяя бескрайность. На голубом небе — персиковая полоска, след, оставшийся от солнца. Таким я запомню тебя, наш последний гоанский сансет!..

ПОСЛЕДНИЙ СЕЗОН

20 марта стало отчетливо ясно, что положение с к-вирусом очень серьезно. Во всем мире. Это мы в своем чудном маленьком мирке под названием Гоа этого раньше не замечали. Сегодня на пляже уже все сотрудники были в масках. В поселке — тоже. И работники кафе с магазинами, и обычные прохожие. Начались переносы и отмены рейсов. Моя нервная система вновь начала сбоить — то волшебное умиротворение, данное мне доктором Гоа, готово было исчезнуть. Людей увозили. Работники отеля прибирали номера, закрывали домики на ключ. А по спине предательски полз скользкий холодок нарастающего ужаса. Что нас ждет дальше? Это мы здесь, я уверена, чистые. Мы мыли руки через каждые 5 минут, мы по 5 раз в день мылись в душе, мы все без конца протирали спиртовыми салфетками. Мы сознательно ограничили все контакты (только общались со своими соседями — молодой парой и перекидывались парой слов с остальными постояльцами). Мы не ездили на экскурсии, чтобы избежать мест массового скопления людей (да и куда-то ехать по такой жаре — сомнительное удовольствие). Мы не ходили в кафе, не сидели вечерами в шеках.

Тревога появилась не только на лицах гостей, ожидающих своего рейса, но и на лицах местного населения. Такие милые и всегда улыбающиеся сотрудники отеля стали какими-то напряженными. Кажется, они боялись нас, русских — у нас в стране к-вирус набирал обороты, в отличие от Индии (на тот момент). На пляже парень-зимовщик сказал, что готовится всеобщая эвакуация, 22 марта будет последний рейс, и в тот же день в Гоа будет объявлен комендантский час.

Я шла по отельной дорожке в свой корпус и чуть ли не плакала. Милый, зеленый, солнечный Гоа, неужели тебя закроют? И никто больше не будет наслаждаться этими высоченными свечками-пальмами, и этой чудесной растительностью, этим бушующим морем — грозной, но такой прекрасной стихией. Никто не будет ходить по этим замечательным дорожкам и сидеть вечерами на ресепшене, ловя ускользающий wi-fi. Замолчит музыка в шеках. Ни к кому больше не подойдет этот смешной торговец с предложением: «Купи слона!». Мы его слона (ручная работа!) так и не купили, даже о цене постеснялись спросить. Пообещали, что купим завтра. А на завтра и на следующий день, завидев парня, убегали с пляжа. И только смеялись друг с другом, повторяя забавную фразу: «Купи слона!». И никогда никто из будущих отдыхающих не услышит приглашение веселого официанта из соседнего шека, мимо которого мы шли на пляж у Чапоры: «Привет, брат! Заходи! Королевские креветки! 300 рупий! Большая порция! Very big!». К нему в шек мы тоже так и не зашли, потому что на пляж деньги не брали. Мне было так жалко милый, уютный Гоа, что я даже забыла, что у нас в городе есть уже один выявленный случай к-вируса, и эта «выявленная» 5 дней после приезда из-за границы шаталась по городу и, леший знает, скольких уже успела заразить. Господи, я стала ловить себя на мысли, что начинаю пользоваться терминологией из каких-то апокалиптических фильмов.

Я жалела безумно Гоа, который к тому моменту уже успела горячо полюбить. Жалела наш милый отель в джунглях, с таким чудесным расположением — рядом с морем. И маленьких индусов — таких крошечных, что даже мне с моим ростом «гном в прыжке» они казались очень маленькими. Мне было жалко даже муравьев, периодически появлявшихся в унитазе нашего номера.

На следующий день, 21 марта, стало еще грустнее. Работники шеков разбирали свои кафе, уносили лежаки. В поселке, куда мы решили сходить за сувенирами, почти все оказалось закрытым — магазины, общепит. Чудом нашли фруктовую палатку, купили фруктов, а на стихийном рыночке — еще слонов. Все это напоминало закрытие сезона — дело, в общем-то, обычное (сами в октябре в Адлер ездили, знаем). Но в воздухе витало что-то такое, грустное, безысходное, совершенно не свойственное веселому и беспечному Гоа, что сразу становилось понятно: это просто конец. И неизвестно, каким будет для Гоа будущее.

Отель опустел. Сначала по территории хозяевами бегали собаки. Потом куда-то делись и они. Нас забирали самыми последними. 4 человека с последнего рейса Гоа — Москва… А я вспоминала, как махала золотому солнцу рукой. Гоа, я непременно вернусь. Я обещаю!

Перенесенный на 10 часов назад рейс. Не страшно — с этими отменами и переносами у нас еще все удачно сложилось. Кому-то отдых продлевали, пересаживая на самолеты, улетающие 22 марта. А тех, кто прилетел недавно («впрыгнул в последний эшелон», успел до отмены электронных виз), наоборот увозили первыми, лишив людей половины оплаченного тура. Нет, определенно нам повезло — отдохнули по путевке «от» и «до». Потом будет трансфер и туристы из других (не пляжных) отелей — в масках. Бесконечное кружение по узеньким улочкам Гоа с какими-то стремными гостиницами — ощущение, что ездим по одному и тому же месту. Минут 30 ждали туристов, которые, как оказалось, уехали в аэропорт на такси. Мчали по ночному городу и автострадам. Я дергалась — время на часах неумолимо приближалось к началу регистрации на рейс. Приехали. Когда она, регистрация эта, уже началась. Знаменитая индийская неспешность, будь она неладна!

Военные со списками улетающих при входе в аэропорт. Очередь на регистрацию. И опять все, практически все в масках. Кадры из апокалипсического фильма. И уже стойкое ощущение — все, что творится в мире, это правда. А, еще зажигалки отбирали. И аккумуляторы с батарейками нужно было в ручную кладь. Все судорожно начали выворачивать карманы и рыться в чемоданах. Мы тоже, но фонарик в багажной сумке так и не нашли. Служба контроля багажа (если такая у них есть) — тоже. Зал вылета милый. Прикольная скульптура с рыбаками при входе. Под потолком — огромный вентилятор. Для меня Индия — это страна вентиляторов. Да, я уже снова способна шутить.

В самолете (ночной рейс) — завтрак с зеленым омлетом, странным картофелем и вкусными колбасками. Салат из кукурузы (хороший), 2 булочки, 2 печененки, коробочка то ли масла, то ли плавленого сыра «Президент». Чай (кофе). Есть почему-то хочется ужасно. Впрочем, понятно, все неясности закончились, мы летим домой. Командир экипажа говорит: «Дамы и господа, мы выполняем последний рейс…». Потом, видимо, сообразив, как это звучит, виновато добавляет: «…в этом сезоне».

В Домодедово (все-таки, в него прилетаем, а то нам 3 раза аэропорт прилета меняли) нас просто подвозят к отдельному выходу. Температуру не меряют, анкеты заполнять не заставляют. Люди в костюмах биологической защиты, видимо, для устрашения. Трансфер — помимо нас, в машине еще 6 человек, вот откуда они прилетели? А как же контроль, безопасность? Уже дома нам с мужем приходят сообщения от руководства: до работы нас не допускают, надо брать больничный. В понедельник вызываем врача. К нам никто не приходит, больничный открывают, обещают навестить на 10 день, сделать тест на к-вирус. Все, мы на 2 недели на карантине…

* * *

Я разбираю, редактирую фотографии. Что-то пишу по своим воспоминаниям и постам ВК. Карантин… Самоизоляция… В общем-то, почти, что мечта интроверта. Я давно не была такой спокойной и уравновешенной (хотя, возможно, это заслуга Индии). Я не устаю, не нервничаю. Полностью избавилась от своей бесконечной астении и прочих загонок.

С балкона (он выходит на южную сторону) вечером можно видеть заходящее солнце. Почти сансет. А если закрыть глаза… Я закрываю и вижу огромный ало-золотистый диск гоанского солнца, плавно опускающийся в сизые бушующие волны океана. Я ощущаю теплый южный ветер. Я слышу шелест жестких пальмовых листьев над головой. Мне кажется, что я хожу по упругой линии прибоя длиной в бесконечность. И в эти мгновения отчетливо понимаю: колесо сансары продолжает свое вращение. А, значит, все будет хорошо. Непременно. Когда-нибудь точно будет.