Турист Sova Fir (Sova_Fir)
Sova Fir
была 26 мая 2023 17:07

Астурия — Испания Февраль 2020

Как бы объяснить, где находится Бесулло, или все же Бесуйо. Проще, конечно, Besullo. Ну да не суть. Эта самая астурийская деревня спрятана от глаз людских очень тщательно. От Овьедо на машине ехать примерно 1,5 часа по горам. Зато от нашего городка всего 40 минут езды. Правда тоже по горам. В местных путеводителях Бесулло значится как приход города Кангас-дель-Нарсея.

Бесулло. Земля кузнецов

И что там делать, спросите вы. А вот и обо всем по порядку.

Приехали мы в середине дня с мыслью погулять и испить послеполуденный кофий в местном баре. Стояла такая тишина и пустота, что, если бы ни дым из печных труб, то место вполне могло показаться забытым Богом и людьми. А какой же аромат стоял в деревне. Пахло дровами, камином, мне даже послышался запах жареных каштанов.

Бесулло. Земля кузнецов

Деревня маленькая, да удаленькая. И вот почему. Во-первых, здесь родился поэт и драматург Алехандро Касона. К своему стыду, только недавно узнала, что он написал «Деревья умирают стоя», любимую московскими тетрами пьесу. Здесь Касона родился, гонял мальчишкой по улицам, учился в местной школе и даже нашел вдохновение для пьесы «Дом с семью балконами» (так она переводится с испанского примитивно, литературного перевода не нашла, возможно «Деревья умирают стоя» и есть). Сам драматург назвал эти места «земным раем».

Бесулло. Земля кузнецов

В Бесулло драматургу есть памятник, и даже закрытый в феврале инфоцентр, где теоретически можно узнать побольше о нем, и наверняка должен быть музей, но мы не искали.

Еще одна примечательная изюминка Бесулло — кузнечное дело. Деревню в путеводителях именуют «Tierra de ferreiros», то есть «Земля кузнецов». Местные жители в 18 веке в основном работали за наковальнями. Делали гвозди, колеса, подковы, различные инструменты и предметы домашнего обихода, а потом все это продовали на еженедельных рынках в Кангас-дель-Нарсея.

Бесулло. Земля кузнецов

Кстати, за деревней находится старинная восстановленная кузница. К ней идет довольно хорошая дорога вдоль реки. Десять минут легким шагом и мы на месте.

Бесулло. Земля кузнецов

Летом сюда водят экскурсии, и кузница даже работает. Но мы сами с усами, посмотрели, что смогли, обошли вокруг двинули обратно в деревню.

Бесулло. Земля кузнецов

Во временя Римской империи где-то недалеко собирали воду для золотодобычи. Где-то возле Бесулло проходил «Золотой маршрут», если, конечно, google-переводчик не врет.

Обратно решили возвращаться той же дорогой, хотя была еще одна, но нужно было взбираться наверх. Поленились.

Бесулло. Земля кузнецов

Красота, природа и птицы поют.

Ну вот и настал момент для послеполуденного кофе. Нужно найти только традиционный испанский бар и вуаля. Такие есть в каждой деревне, была уверена я. Бара мы, конечно, не нашли, зато встретили местного жителя в деревянных башмаках. Он нам клюкой указал на место, где теоретически мы могли бы найти кофе, тогда мы задали второй вопрос:

— а картой можно оплатить?

На что милый с виду дедушка рассвирепел и сказал, что сроду карты не принимали и знать не знают, и слыхам не слыхивали.

Бесулло. Земля кузнецов

Ну да невелика печаль, подумала я. Вместо бара с кофе пойду к местной церкви, которая, конечно, тоже была закрыта. Но что интересное я вычитала уже дома.

В Бесулло был средневековый монастырь. И еще любопытно, что здесь располагалось первое протестантское сообщество в регионе Астурия, в 1871 году. И возле церкви Святого Мартина, если опять же верить google-переводчику, протестанты собирались для чтения и толкования Библии. А основоположником этих собраний были как раз кузнецы.

Невероятно атмосферным мне показался Бесулло. С одной стороны пустой и немного дикий. Зато представьте на минутку, что в домах топятся камины и печи, хозяйки пекут хлеб, ну или на крайний случай, тортилью какую готовят, или фабаду, зима все-таки.