Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Горки Ленинские — Россия Ноябрь 2016

Парк и музей-усадьба Горки Ленинские

Уверен, людям моего возраста это название знакомо. Здесь восстанавливал своё здоровье В. И. Ленин. В прежние годы людская тропа в Горки не зарастала. А что же в настоящем?…. Вот и я не знал, и потому вместе с другом решил проверить.

Посёлок Горки Ленинские примыкает к городу Видное. Добраться сюда можно на своей машине или на 439 автобусе от ст. м. Домодедовская. Он идёт около 20 минут.

Выходим из автобуса, не понимая куда идти, спрашиваем водителя. Парень родом из Средней Азии. Услышав про музей-заповедник, он по-ленински прямой рукой показывает маршрут.

Проходим через посёлок. На краю оного восстанавливается церковь. В советские годы храм был снесён под корень. По-другому не получилось бы — люди идут к Ленину, а тут на пути церковь.

Дабы попасть в парк, где расположена усадьба, необходимо приобрести билет. Просто парк стоит 50 руб., тогда как во все музеи — 400 руб.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Музей-заповедник начинает работу с 9 утра. Мы пришли в 10 ч. и оказались ноябрьским утром первыми посетителями. Приобретаем билеты, берём возле кассы схему парка и направляемся на осмотр.

Недалеко от входа здание Музея В. И. Ленина. Оно было построено в 1987 г. по проекту заслуженного архитектора Л. Н. Павлова, который назвал его «Мой Парфенон». Архитектурный образ здания, выполненного в форме куба, как символа вечности, внутренняя планировка экспозиционных залов, дизайн интерьеров являются сегодня памятником советской эпохи. Я бы назвал его последним памятником брежневской эпохи.

Мы же отправляемся дальше. В 10 ч. 30 мин. в историческом здании усадьбы должна начаться экскурсия для одиночных посетителей (в научно-культурный центр «МУЗЕЙ В. И. ЛЕНИНА» мы вернёмся чуть позже). Идём по дорожке. Совершаем остановку возле памятника героям ВОВ. Изучаем стенды с фотографиями знаменитых советских людей, а также старые советские плакаты.

Информационных щитов вдоль дорожки много.

Первое упоминание о Горках встречается в разъезжей грамоте московских писцов за 1542—1543 гг., где сообщается о поместье Гаврилы Спасителева. Род Спасителевых владел более 250 лет Вышними Горками и деревней Нижние Горки, протянувшейся вдоль Каширского тракта. Основатель рода, Саливатор — католический священник, прибывший в Москву в свите брата Софьи Палеолог. Он женился на красавице москвичке и принял православие. Случай небывалый. При крещении присутствовал сам Великий князь Иван III. Сальватор (в переводе с латинского «Спаситель») был пожалован селом.

В последующем усадьба часто меняла владельцев, переходя из рук в руки. Владимир Ильич приехал сюда впервые 25 сентября 1918 г. для прохождения лечения после ранения.

На первых порах в Горках он бывал наездами, как правило, в выходные дни. За всё время Ленин создал здесь около 900 различных произведений. Тот факт, что Горки оказались связаны с его жизнью, спас усадьбу от разорения. Именно в Горках сделана знаменитая фотография, где В. И. Ленин сидит на скамейке рядом с И. В. Сталиным.

(Фото из интернета)

Чуть в стороне за лесом шумит Каширское шоссе. Здесь же в парке тишина и идиллия. Идём-бредём по дорожке в гордом одиночестве. Голый лес и покрытое снегом поле навевают есенинскую грусть. Осень — время подведения итогов. «Как я провёл этим летом?» (это фильм, читатель, не придирайся). В голове крутятся эпизоды советского прошлого: вспоминаем, обсуждаем, иногда слегка спорим.

На пути появилось жёлтое трёхэтажное здание. Возле него, как атрибут современной жизни, Мерседес с тремя семёрками на номере. Смотрю схемку — нет, это не усадьба — это гостиница. Желающие могут сюда приехать и провести на территории парка несколько дней.

Логичен вопрос — кто сюда приезжает? Забегая вперёд, скажу, что люди Горки посещают. Информационные указатели продублированы на русском, на английском и… китайскими иероглифами.

Впереди обрисовались забор и ворота. Подходим ближе. Навстречу нам, вызывая лёгкое недоумение, появляются мужчина и женщина, одетые по стилю столетней давности. Я не растерявшись, достаю фотоаппарат, одномоментно спрашивая разрешения на съёмку. За современников Ленина отвечает чуть поотставший крайне недружелюбный тип — уже наш современник.

— Только быстрее. У нас времени нет.

Судя по тону, он явно забыл вставить пару блатных словечек или чего-то ещё эдакое. Соответственно, что это за люди и почему они так одеты, выяснять я не стал. Направляю на незнакомцев объектив, щёлкаю кнопкой, и мы расходимся в разные стороны, словно буржуи и пролетарии.

Помню, как то раз Жириновский сказал, что каждые 10 лет у нас меняется страна. Целиком и полностью согласен. Более того, изменения, порой пусть и незаметные, находят отражение во многом.

До отмены крепостного права во всяком поместье разбивался плодовый сад, служивший как для украшения, так и для потребностей владельца усадьбы. Причем в урожайные годы избыток фруктов продавался в ближайшие города. С 1861 по конец 1880-х годов никакого хозяйства в имении не велось.

Парк постепенно зарастал, правда, сохранялись дорожки между аллейными рядами деревьев. Ни беседок, ни цветников не было. Весь верхний парк с трех сторон окружала канава. Сад в то время был запущен, полуодичавший.

Новый владелец усадьбы Прокофьев расчищает парк, удаляет старые вишни и засаживает почти весь сад яблонями уже в культурном рядовом порядке, строит небольшую оранжерею.

В настоящем яблони в усадьбе растут, но, конечно уже не прокофьевские.

Пред нами возникают три здания. Жилой комплекс, как и сад, появились в XVIII веке. На рубеже XVIII–XIX веков когда усадьба перешла к Дурасовым, её застройка была полностью обновлена.

До начала экскурсии ещё остаётся время, поэтому просто гуляем, с разных сторон осматривая господский особняк и два флигеля. В прежние времена Горки часто показывали по телевизору. Помню множество фильмов про Ленина, где машина подъезжает к главному корпусу усадьбы.

Мне представлялось, что в настоящем здесь царит разруха. Приятно было осознать свою ошибку. За музеем-усадьбой следят — расчищенные дорожки и аккуратные фасады это подтверждают. Обходим главный корпус с другой стороны. Его окна смотрят на довольно просторную лужайку, чуть далее огороженную от старого парка молодыми деревьями.

По классическому варианту парка, по центру от главного здания должна уходить главная аллея. Засаженная липами, она оказалась чуть в стороне. Причина этого проста. Прямо напротив господского дома в лесу расположены курганы вятичей. Тысячу лет назад этот народ составлял основное население здешних земель.

Все владельцы усадьбы проявляли по отношению к курганам почтение. Никто из хозяев курганы не тронул. В начале прошлого века археологи курганы изучали. Их количество составило не 30, как считалось ранее и как видно на глаз, а аж целых 45. Главное здание стоит на поселении 11–13 веков.

Курганы расположены на площади немногим более 1 га в самом красивом месте парка — липовой роще. Центр могильника — высокий курган, на вершину которого ведет дорожка «улитка», а венчает его 300-летняя липа.

Во время раскопок в курганной группе при усадьбе Горки в 1912 году преподавателем истории московской гимназии, членом Императорского Археологического общества И. К. Линдеманом был найден набор предметов. В настоящее время эта коллекция хранится в фондах Государственного Исторического музея в Москве. Она включает височные кольца, хрустальные и стеклянные шарообразные бусы, решетчатые перстни, пластинчатые браслеты.

В мужских погребениях можно обнаружить ножи, мечи, орудия труда и т. п. Как в мужских, так и в женских погребениях много глиняных сосудов.

Время прогулки заканчивается. Заходим в здание усадьбы.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

В большом зале мы совершенно одни. Одеваем бахилы, тут открывается дверь и нас приглашают на экскурсию. Раздеваемся в гардеробе.

Рядом на столике большая толстая книга, оформленная в стиле сочинений В. И. Ленина. Открываю, а это оказывается книга отзывов. Полистал, почитал — есть множество английских текстов, французских, испанских и конечно же китайских. На русском все отзывы доброжелательные.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Исключение составляют две странички, где люди жаловались на неочищенные от снега дорожки. Экскурсовод, представившись и познакомившись с нами, приглашает следовать за ней. Мы в небольшой комнатке, где главными предметами экспозиции являются маленький столик и три старых телефона.

По словам экскурсовода, телефоны исправны, все они находились в усадьбе, когда здесь жил Ленин. Наличие связи определило выбор Горок в качестве санатория. На столе под стеклом ленинская записка, где он жалуется одному из наркомов на отвратительное качество связи.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

В начале прошлого века телефоны были не у всех. Горки от Москвы находились достаточно далеко. Так как же так вышло, что усадьба оказалась оборудована телефоном? И не только телефоном, но ещё и системой батарейного отопления?

Всё просто — в прежние годы Горки принадлежали Зинаиде Морозовой. Она была женщиной светской и весьма практичной. Усадьбу Горки она обустроила со вкусом. Это чувствуешь сразу в зале, где прибывшие гости сидя на диванах, ждали выхода хозяйки.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Зиновия Григорьевна Зимина родилась в купеческой старообрядческой семье, получила домашнее воспитание, увлекалась музыкой и театром.

В семнадцать лет родители выдали её замуж за Сергея Викуловича Морозова (1860–1921), который принадлежал к линии «Викуловичей» известной купеческой семьи. Знакомство Зинаиды Григорьевны с Саввой Тимофеевичем Морозовым случилось во время её первого венчания, на котором он присутствовал в качестве родственника жениха — он приходился Сергею Викуловичу двоюродным дядей.

Далее случилось невероятное — Савва отбил жену у своего родственника.

Для родителей Саввы, и до того выступавших против связи с «разводкой», эта новость была «как гром среди ясного неба». Женитьба на разведённой у старообрядцев считалась «грехом и позором», бросавшим тень не только на новобрачных, но и их родственников.

По воспоминаниям современников, у Саввы с годами начала развиваться душевная болезнь, и посему его загадочная смерь в мае 1905 года была объявлена самоубийством.

По духовному завещанию Морозова Зинаида Григорьевна получила основную часть наследства. Через два года она вновь вышла замуж. Третьим мужем Зинаиды стал московский градоначальник генерал-майор свиты Его Императорского Величества Анатолий Анатольевич Рейнбот.

В результате ревизии Московского градоначальства сенатором Н. П. Гариным Рейнбот был уличен в финансовых злоупотреблениях и 11 декабря 1907 года отчислен от должности градоначальника, а 12 ноября 1908 года уволен от службы по прошению с мундиром.

В 1911 г. Рейнбота судили, но суд его оправдал. Правда это случилось уже позже, тогда как в 1909 году Зинаида Григорьевна продала дом на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому и приобрела имение «Горки».

В 1916 г. Зинаида Григорьвна с Анатолием Анатольевичем развелась. После революции её имущество было национализировано.

В советские годы побывать в Горках мне не довелось. Теперь же, экскурсоводы спрашивают посетителей, на что сделать основной акцент рассказа, на Морозову (во время Первой-мировой войны сменила немецкую фамилию Рейнбот на Резвая) или на Ленина. История переплелась здесь самым удивительным образом.

В столовой выставлена посуда, принадлежавшая Рейнботам. Резная деревянная мебель, диван с зеркалом, дорогие часы — всё это с образом Ленина как-то не особо связывается.

По словам гида, находясь в Горках, Ильич попросил зачехлить мебель, оставив для жизни самое необходимое. Ленина навещали гости и от всей этой роскоши перед людьми ему было неловко.

А ходоки в Горки действительно приходили. В соседней маленькой комнате можно видеть подарки, которые дарили люди Ленину. Интересен деревянный набор для письма. Любопытны резные табуретки, созданные мастерами Самарканда.

Продолжая осмотр усадьбы, переходим в библиотеку. Собранные здесь книги принадлежали не Ленину, а Рейнботу. В настоящем многие из представленных авторов известны лишь узкому кругу специалистов, но, что особенно интересно — труды Ленина там есть. Если верить музейщикам (музей открыли в 1949 г.), Рейнбот своего политического врага читал.

Стоит отметить, что в годы Первой-мировой войны генеральское звание А. А. Рейнботу вернут. Он будет воевать на фронте. В гражданскую примкнёт к белым и погибнет в 1920 году.

Мы же переходим в зимний сад. Огромные окна создают эффект единения с улицей. Столь большие рамы и стёкла были сделаны по специальному заказу.

По желанию Морозовой главный дом был подвергнут перестройке. Реконструкцию по некоторым предположениям также выполнял архитектор Ф. О. Шехтель. К дому были пристроены зимний сад и большая летняя терраса. Для обстановки сюда были доставлены вещи из проданного дома, а также мебель и картины из Покровского-Рубцова имения перешедшего, к старшему сыну Тимофею.

Если первый этаж дома сохранил морозовский дух, то второй можно назвать Ленинским.

Стоит напомнить, Ленин пережил несколько покушений. Уже 1 января 1918 происходит первое неудачное покушение на Ленина, в котором был ранен Фридрих Платтен.

Когда они выезжали из Смольного, вдруг началась стрельба. Швейцарский коммунист Фридрих Платтен пригнул голову вождя вниз, а сам получил ранение в руку.

Интересный момент, большевики только-только пришли к власти. С кадрами были проблемы, но следствие провести они сумели. Как выяснилось, стреляли офицеры. Стрелки не были осуждены, предпочтя отправиться на фронт. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Через несколько лет находившийся в эмиграции князь Шаховской И. Д. объявляет, что организатором покушения был он, и выделил на эти цели пятьсот тысяч рублей.

Через две недели сорвалось второе покушение. На приём к Бонч-Бруевичу М. Д. является с повинной солдат Спиридонов, заявивший, что он участвует в заговоре «Союза георгиевских кавалеров», и получил задание ликвидировать Ленина.

В ночь на 22 января ВЧК арестовывает заговорщиков в доме 14 на Захарьевской улице, в квартире «гражданки Саловой», однако затем их всех по личной просьбе отправляют на фронт. По крайней мере двое из заговорщиков, Зинкевич и Некрасов, впоследствии присоединяются к «белым» армиям.

Вот как тогда было всё просто:

— Даю слово не воевать против Советской власти!

— Товарищ, мы тебе верим!

Самое знаменитое покушение состоялось уже в Москве 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. По мнению научных сотрудников Ленинского центра — стреляла именно Ф.Каплан. Пули были пропитаны ядом, но он не подействовал.

Ленин сразу после покушения находился без сознания; врачи обнаружили у него опасное ранение в шею под челюстью, кровь попала в лёгкое. Вторая пуля попала ему в руку, а третья — в женщину, разговаривавшую с Лениным в момент начала выстрелов.

Политическая ситуация на тот момент была сложной. Пули из тела вождя решили не вынимать. Застрявшая в шее, давила на аорту, со временем подорвав здоровье В. И. Ленина.

6 января 1919 года, около 17 часов, состоялось знаменитое ограбление Ленина. Его машина была остановлена бандитами, главарём которых являлся некто Кошельков.

Обыскав всех, бандиты отобрали у Ленина документы и пистолет системы «Браунинг», после чего уехали на машине. По дороге Кошельков наконец посмотрел документы, и сказал своим соучастникам, чтобы те поворачивали обратно, решив взять Ленина в заложники, чтобы обменять его на заключённых Бутырской тюрьмы.

Вернувшись обратно, бандиты попытались найти Ленина, но не смогли и уехали, вскоре бросив машину. Ленин с сестрой, Гиль и Чабанов добрались до Сокольнического райсовета, закрытого ввиду праздника. Гиль доложил по телефону заместителю председателя ВЧК Я. Петерсу, и бандитов немедленно начали искать. Брошенная машина была найдена на Хамовнической набережной примерно через час, но поймать Кошелькова с соучастниками не удалось. На них был объявлен розыск.

Этот эпизод был описан самим Лениным в работе «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» как пример того, что вождь революционного пролетариата не должен без необходимости рисковать своей жизнью, оказывая сопротивление напавшим на него бандитам — гораздо разумнее подчиниться их требованиям, отдать им автомобиль, а затем поручить их розыск компетентным органам.

В последующем, грабя и убивая, Кошельков неоднократно уходил от преследования. Но когда был арестован его информатор в МЧК, прятаться стало сложнее. 26 июля 1919 г. бандиты попали в засаду и были убиты.

В мае 1922 г. у Ленина случился первый инсульт, который вывел его из строя на несколько месяцев. В декабре после второго у Ильича отнялась правая рука. После этого лестницу в Горках оборудовали дополнительными перилами, чтобы Ленин при подъёме и при спуске держался левой рукой.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Расположение комнат второго этажа идёт по кругу. В первой интересны картины. Они были Ленину подарены. Далее посетители проходят через мужскую ванную. Не уверен, что во времена Ленина она не была ничем огорожена. Ходить через ванную, это как-то не правильно. В любом случае впечатлила сантехника. Мощные краны были выписаны из Германии.

Переходим далее в Ленинский кабинет.

Когда после первого инсульта Ленин вернулся к делам, он был явно встревожен тем, что Сталин исподволь уже укрепил и власть, и авторитет своего поста, да и свое собственное положение; он впервые оказался ведущей фигурой в партии. Ленину не понравилось ни первое, ни второе.

Считается, что Владимир Ильич был сильно озабочен ростом бюрократической тенденции в государстве и в партии; он стал испытывать сильное недоверие к Сталину. Через несколько дней после второго инсульта, обуреваемый беспокойными предчувствиями, Ленин продиктовал свое «завещание».

Знаменитое «Письмо к съезду» было написано предположительно в этой комнате.

Ленин начал с опасности раскола между «двумя классами» — рабочими и трудовым крестьянством, на чей союз опиралась деятельность партии. Но эту опасность он видел в отдаленном будущем. В «ближайшем будущем» он предвидел угрозу раскола между членами Центрального Комитета; большую опасность такого раскола он видел в отношениях, которые сложились между Сталиным и Троцким.

Владимир Ильич боролся с болезнью и старался не раскисать. Он научился писать левой рукой. Когда ему становилось трудно, он отдыхал прямо в кабинете. Для этих целей была уставлена кровать с ширмой.

Увидеть Ленина, получить совет, либо заручиться его поддержкой, желали многие. В марте 1923 г. в Горки приехал Сталин. Надежда Константиновна не пустила его к Ленину, сославшись на плохое самочувствие Ильича. Сталин ответил в грубой форме, оскорбив Крупскую. Узнав об этом, Ленин написал Сталину письмо, разорвав «дружеские отношения».

Через три дня у Ильича случился третий инсульт, положивший конец его активной жизни. Ленин умер в Горках 21.01.1924 г. По словам экскурсовода, интерьер той комнаты восстановлен с детальной точностью. В углу маленькая кровать на которой прошли его последние минуты. Рядом на столе посмертная маска, где обращает на себя внимание правая нерабочая рука.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Зал, где было выставлено тело Ленина, долгое время в музее так и оставался траурным.

22 января в Горках незамедлительно собрались соратники Ильича. Не было лишь Троцкого, проходившего лечение в одном из сухумских санаториев. Когда Лев Давыдович вернулся в Москву, расклад сил изменился не в его пользу.

В декабре 1923 г. Ленина посетила делегация рабочих с одной из ногинских фабрик. Люди честно и искренне интересовались здоровьем вождя.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

22 января на следующий день после смерти в Ногинске появился первый официальный памятник Ленину.

По воспоминаниям очевидцев, в те январские дни стоял мороз. Местные крестьяне, пробиваясь через сугробы, доставили тело Ленина на станцию. Весть о его смерти в мгновение ока разлетелась по стране. На старой кинохронике можно видеть, как люди стоят на морозе, отдавая почести траурному поезду. Паровоз, доставивший тело вождя в Москву, в настоящий момент стал музейным экспонатом.

Мы же, завершая экскурсию по дому, вновь проходим через ванную, теперь уже через женскую. Здесь интересны расписной туалетный столик и на первый взгляд вполне обычная раковина.

По словам гида, привычного слива она не имела. Когда раковина наполнялась, срабатывал клапан и подача воды прекращалась. Человек умывался не проточной водой, а из наполненной раковины. Когда процедура заканчивалась, нужно было перевернуть тазик, и вода сливалась. Любопытная конструкция!

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Здесь невольно вспоминается хозяйка имения — Зинаида Морозова. По всей видимости, подобную раковину, как и саму ванную, Зинаида Григорьевна установила для себя. Стоит напомнить, что водопровод и электричество в начале прошлого века являлись признаком особой успешности и благополучия. Судьба женщины необычна.

Много сил и средств Зинаида Григорьевна посвятила благотворительной деятельности: устраивала благотворительные концерты, приёмы, вербные базары, участвовала в деятельности благотворительных комитетов.

Ей нравилось «выходить в свет», участвовать в многолюдных мероприятиях — балах, приемах, благотворительных концертах, причём стремление быть первой не раз ставило её мужа в неловкое положение.

Так в 1896 году во время Нижегородской Всероссийской выставки, которую посетила императорская чета, шлейф Зинаиды Григорьевны оказался длиннее, чем у императрицы Александры Федоровны, что являлось серьезным нарушением этикета.

В 1918 г. усадьбу Горки у Морозовой отбирают, как и заводы на Урале, как и вклады, как и особняки. Зинаида Григорьевна постепенно распродаёт все свои украшения. Из Москвы она переезжает в частный дом в Ильинское.

И тем не менее друзья у неё остаются — друзья её не бросили. Её второй муж Савва Морозов спонсировал большевиков. Возможно именно поэтому Морозова избежала ареста. Более того — в 1927 г. ей была назначена пенсия в 120 рублей, благодаря поддержке В. И. Немировича -Данченко, за вклад её супруга в создание театра.

Последние годы Зинаида Григорьевна находила успокоение в разведении цветов и в вязании. Она скончалась в 1947 году.

Некогда знатную и богатую москвичку похоронили на кладбище в Быково, на котором впоследствии построили аэродром. Младший сын Морозовых, вернувшись из ссылки, взял горсть земли с уничтоженного сельского погоста и перенёс в Морозовскую усыпальницу на старообрядческом Рогожском кладбище столицы. Рядом с могилой первого любимого мужа. Отметим, что усыпальницу Морозовых, где был похоронен Савва, большевики не тронули.

Наша экскурсия по дому закончена. Благодарим гида и собираемся на выход. Однако, нет, женщина предлагает, проследовать в гараж. По ходу замечаю старорежимного полицейского. Шинель подпоясана ремнём, на котором болтается жиденькая кобура.

Как выясняется из разговора, в Горках постоянно крутятся киношники. Вот и сейчас здесь идут съёмки сериала Анна-Детективъ.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Жаль, но я не видел ни одной серии. Одетый под полицейского актёр мне позировал, а кто он? как его фамилия? спросить не догадался.

Киношники, навесив табличек и вывесок, используют Ленинский гараж в качестве полицейской части. Работники музея за артистами внимательно наблюдают, дабы никто ничего лишнего не трогал и ничего не сломал.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Впрочем, когда мы вошли в гараж, за нами также присматривал охранник. По-сути это правильно, ибо экспонаты здесь воистину бесценные. В углу старая лодка на которой Ленин катался по пруду и по Пахре. Работая вёслами, Ильич пытался разрабатывать руку.

Здесь же инвалидная коляска с ручным управлением. Её заказали специально из Англии. Но, так как правая рука у Ленина была не рабочей, коляска особо не пригодилась.

Сохранились сани, на которых Ленин катался зимой. Однако самым главным экспонатом является диковинный автомобиль Rolls-Royce «Silver Ghost». Он был куплен в Англии в 1922 году для правительственного гаража.

Первоначально это был «обычный» автомобиль на четырех колесах. В России на Путиловском заводе в Петрограде он был переделан: ходовую часть шасси поставили на гусеницы, а на передние колеса закрепили лыжи. Машина идеально подходила для поездок зимой. На этом автомобиле В. И. Ленин приезжал из Москвы в Горки, совершал прогулки по Подмосковью.

Благодаря тому, что после смерти Ленина машина осталась в Горках и она практически не эксплуатировалась, все детали в ней — от резиновых гусениц до брезентового тента — «родные». Это единственный в мире Rolls-Royce на полугусеничном ходу.

После осмотра гаража, благодарим экскурсовода за интересный рассказ и отправляемся дальше.

Кабинет и музей-квартира В. И. Ленина в Кремле

Недалеко от гаража установлен памятник. На монументе представлено, как скорбящие люди несут почившего В. И. Ленина. Выпавший снег покрыл тело, отчего создаётся полная иллюзия, будто оно завёрнуто в саван.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Идём по дорожке в направлении музея-квартиры. На территории музея-заповедника есть музей крестьянского быта. Из-за недостатка времени мы туда не попали.

Мне вспомнился мой приятель, прадед которого в начале 20-х прошлого века жил в близлежащем селе — ему довелось несколько раз разговаривать с Лениным.

Конечно подобные воспоминания весьма условны. Власти вычищали любую мысль порочащую Ильича, как Библию от апокрифов. Люди привыкали к обожествлению вождя мирового пролетариата. О плохом никто не мог даже помыслить. И тем не менее друг рассказывал, что Ленин прадеда спрашивал, что вы думаете по этому поводу, как оцениваете этот закон, другой, третий…

Ленин разговаривал на вполне доступном языке, и не только говорил сам, но ещё и внимательно слушал. Можно ли в это верить?

Приведу интересную историю, которую поведал мне мой друг Слава. В середине 70-х годов прошлого века, дедушка Славы, проживавший в Оренбурге, написал письмо Косыгину следующего содержания.

«Я активный участник революции, проливал свою кровь за дело Ленина, воевал в Красной Армии в Гражданскую войну. В таком-то году служил в такой-то части, отличился в таких и таких боевых действиях, командиром был такой-то офицер, далее часть была такая-то и т. д. На данный момент нуждаюсь в деньгах. Пенсии мне не хватает. Прошу учесть мои заслуги, повысив размер пенсии».

Через два месяца пришёл по почте вежливый ответ:

«Уважаемый пенсионер! Воинские части, которые Вы перечисляете, принадлежали Белой Армии. В настоящее время нет возможности для увеличения Вашей пенсии».

Старый дед, подвергаясь пропаганде, забыл, за кого он воевал. Вот и спрашивается, можно ли целиком и полностью в исторических вопросах полагаться на воспоминания очевидцев? Я в этом не уверен. Но в то, что Ленин, общаясь в Горках с крестьянами, проявлял к ним искренний интерес, верить хочется.

Перед нами мощным несгибаемым утёсом предстаёт памятник Ленина. За ним чуть сбоку музейный комплекс. В 19-ом веке на территории Горок появились купеческие дачи. От здания усадьбы это место достаточно далеко, но, в любом случае, расположено оно на территории парка.

Бывал ли здесь Ленин? Думаю, да, побродить по парку он любил.

Заходим внутрь. Показываем билеты. Раздеваемся в гардеробе. Далее появляется совсем молоденькая девочка экскурсовод. Для нас для двоих, она с радостью начинает экскурсию.

После того как Ельцин в 1994 г. выкинул из Кремля музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле», музейщики какое-то время находились в растерянности.

Открытый в 1955 г., он был одним из самых посещаемых ленинских музеев. Расположенный в здании бывшего Сената, построенном во второй половине XVIII в. русским архитектором Матвеем Казаковым, музей соседствовал с помещениями Правительства СССР, что создавало специфические условия его посещения. Тем не менее, до начала 1990-х годов в нем побывало более двух миллионов человек.

Различные музеи предлагали взять те или иные вещи. Устроители фондов были категорически против. Раздать по частям единую экспозицию, это значит нарушить целостность и навсегда её потерять. Выход нашёлся. Перебравшись в Горки, музей сохранил под единым началом все элементы экспозиции. И тем не менее, переходя из зала в зал, невольно ощущаешь раздробленность.

Первое, что видит посетитель, это личные вещи вождя. На стенде за стеклом ружьё с патронами, фотоаппарат, ручка, фигурки старых китайских шахмат. Экспозицию дополняют большие фотографии.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Заходим в самый большой зал. Он представляет собой зал заседаний Совнаркома. Если не знать, что музей сюда переехал, в этом случае всё выглядит вполне правдоподобно. Ленин, как и подобает председателю, сидел во главе стола. Чуть в стороне музейщики выставили «ленинский» стул, отличающийся от остальных простотой дизайна.

Безусловно это лишь инсталляция, которая призвана создать нужный образ. Исторические реалии от мифов отличаются самым коренным образом — и тем не менее мифы необходимы, как в религии, так и в самой жизни. Поговорим об этом потом.

Процитирую отрывок из речи Хрущева на XX съезде партии:

При жизни Ленина съезды партии проводились регулярно, на каждом крутом повороте в развитии партии и страны Ленин считал прежде всего необходимым широкое обсуждение партией коренных вопросов внутренней и внешней политики, партийного и государственного строительства.

Весьма характерно, что свои последние статьи, письма и заметки Ленин адресовал именно партийному съезду, как высшему органу партии. От съезда к съезду Центральный Комитет партии выступал как высокоавторитетный коллектив руководителей, строго соблюдающий принципы партии и проводящий в жизнь ее политику.

Направляемся в Ленинский кабинет и попадаем в библиотеку, где обилие книг просто-таки зашкаливает. Мне неоднократно приходилось слышать, что В. И. Ленин книги читал очень быстро, но при этом многое из прочитанного мог процитировать. В настоящий момент в библиотеке развёрнута экспозиция первых прижизненных портретов В. И. Ульянова.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

По воспоминаниям современников, Ленин, выступая где-либо, своим напором захватывал аудиторию. В некоторых случаях он ходил вдоль трибуны, рассказывая. В какой-то из моментов он поднял руку вперёд. Художник Бродский зарисовал его в этой позе, которая позже стала в изображении Ленина классической.

Мне вспомнился один рисунок, который я видел в детстве. Ленин что-то рисует на листочке, а внизу него дети. Они пытаются заглянуть в его тетрадку, но из-за роста им не видно.

Вот и спрашивается, как развивалась бы страна, если бы Ленин пожил подольше? Как известно, марксизм многое почерпнул от социалистов-утопистов.

Советская школа делала удар в учебниках на народные восстания. Дескать, народ стремился к свободе и Ленин её дал. В действительности восстания Болотникова, Разина и Пугачёва подразумевали собой возведение на трон доброго царя. По-большому счёту их идея была проста — ты слезь, а я сяду.

Так откуда же почерпнули социалисты-утописты свои идеи?

Всё новое это хорошо забытое старое. Виднейшие мыслители западного мира с самых древних времён пытались найти путь к справедливому (по их мнению) построению общества. У Платона (427–347 гг. до н. э.) есть трактат «Политика или государство». Внёс вклад в развитие подобных мыслей и Аристотель (384–322 гг. до н. э.), отвергавший накопление денег и обогащение за счет спекуляции и ростовщичества.

Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткой» и «пространной» — первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978–1054 гг.) и его приемниках. Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства.

Многое пришло с Востока! В 5–6 веке в Иране возникло религиозно-философское учение под названием маздакизм. Оно пользовалось особой популярностью у бедноты. Идеологом стал манихейский жрец Маздак. Его идеи базировались на ещё более древнем учении — манихействе. Маздакизм являлся неким подобием коммунистической доктрины. Его последователи придерживались идей о равенстве имущества, и о борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом.

Маздакитское движение было поддержано царём Сасанидского государства Кавадом I, стремившимся использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и зороастрийского жречества. В последующем, после целого ряда политических событий, царь дистанцировался от Маздака. В 528 году во время религиозного диспута Маздак, верхушка его секты, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой.

С 1337 по 1381 гг. на территории Ирана существовало загадочное государство сербедаров. Его второе название — государство висельников. Сербедарары это народное шиитское движение, вспыхнувшее в ответ на несправедливость суннитских властей. Об этом периоде истории мало что известно.

Беднота пришла к власти, скинув султана и отменив сословия. Правителем государства мог стать любой гражданин — независимо от материального состояния. Правителя избирало собрание. Столицей государства висельников являлся город Серзевад. Он находится на северо-востоке Ирана, в провинции Хорасан-Резави.

Движение сербедаров набирало силу! В 1365—1366 гг. к восстанию подключился Самарканд, где сербедары конфисковывали имущество у богатых, передавая его бедным. Однако в Самарканде их восстание было подавлено. Позже, в 1381 г. государство висельников разгромил Тимур. В 1381 и 1405 гг. сербедары вновь поднимались на борьбу, но оба раза потерпели поражение.

Затрудняюсь дать определение многим почившим в веках государствам Двуречья, граждане которых вели совместное храмовое хозяйство.

В XXII в. до Р. Х. Месопотамию объединил Урук. Верхушку составили царь и бюрократия, но обработка земли велась силами государства.

Государственное сельское хозяйство было основано почти исключительно на непосредственной обработке земли партиями рабочих, находившихся на постоянном довольствии государства. Группы рабочих по 10–20 человек трудились на полях круглый год. Рабочие передавались от одного надзирателя к другому, перебрасывались с одного участка на другой или даже в другой город, или направлялись на подсобные работы в мастерские.

Существовали нормы выработки, и было введено понятие выработанных «человекодней». От выработки рабочих зависели нормы выдачи продовольствия. Начальники партий получали с центральных складов на время работы посевное зерно, рабочих быков и ослов, плуги, мотыги и другое оборудование.

Такая же система существовала в животноводстве. Торговля, как и ремесло, составляла почти исключительно монополию государства. В государстве эпохи династии Ура материальное неравенство было исключительно велико. Нормы довольствия администрации в 10–20, а то и больше раз превышали паек рабочего.

В Китае интересен трактат «Гуань-цзы», принадлежащий перу неизвестных авторов (IV—III вв. до н. э.).

Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян предлагалось изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.

Заботу об улучшении благосостояния народа авторы трактата возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий.

В настоящий момент можно щёлкнуть кнопкой мышки, и выпадет любая информация. Моё же мнение, что Ленин, читая книги, многие исторические моменты знал и очень хорошо понимал. Именно поэтому у него был чёткий план построения государства.

Переходим в Ленинский кабинет. Посетители, ожидая очереди на приём к председателю Совнаркома, коротали время в приёмной на маленьком кожаном диване. Над ним портреты Маркса и Халтурина. Рядом книжный шкаф, опять-таки наполненный книгами.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Главный экспонат или правильнее экспонаты — это стол, за которым работал В. И. Ленин, простенький стул, за которым он сидел; зато посетители усаживались в мягкие и удобные чёрные кресла. Глядя на стол с зелёным сукном, мне невольно вспомнился К.Хабенский, сыгравший в фильме «Есенин» Л. Д. Троцкого. Несколько эпизодов были отсняты здесь.

Часы в кабинете Владимира Ильича показывают четверть девятого. Это вечер 12 декабря 1922 г. В тот день, уступая настояниям врачей, требовавших отъезда из Москвы на длительный отдых, он согласился уехать в Горки. 12 декабря 1922 г. был последним днем работы В. И. Ленина в Кремле.

В своё время нам всем твердили о преемственности Ленинской политики партии. Теперь же, когда можно и нужно подводить итоги, начинаешь что-то где-то искать, читать, сравнивать и понимаешь, что у большевиков сменилось несколько команд, при этом многое так и осталось белым пятном.

Брестский мир? Как его оценить с исторической точки зрения? Вот уж воистину белое пятно! Объективным быть трудно, так как до сих пор нет полноценной информации. Многие документы о переговорах с немцами до сих пор засекречены.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Или ещё пример. 7 июля 1917 г. Временное правительство отдало приказ об аресте Ленина и Зиновьева. Ильич спрятался недалеко от станции Разлив в доме рабочего-большевика Емельянова. Многие руководители ЦК ушли в подполье.

А Сталин? Почему Временное правительство не отдало приказа о его аресте? Выходит, недооценили значение этой фигуры? Отметим, что в Советах большевики оставались.

Сталин выступил на подпольном VI съезде РСДРП(б) (3 август 1917) с отчётным докладом ЦК. Съезд констатировал, что со времени своей апрельской конференции число местных организаций партии выросло с 78 до 162, а численность большевиков возросла с 100 до 240 тысяч.

Через 2 дня на заседании ЦК РСДРП(б) Сталин был избран членом узкого состава Центрального комитета. Ленин в Петербурге появился в начале октября и лишь 10 числа принял участие в заседании ЦК. Таким образом получается, партией с середины лета до октября руководил Сталин? Как руководил? Где был и что делал? Возьмём Корниловский мятеж. Основные события разыгрались в конце августа.

Помощь в подавлении выступления правительству предложили Советы. Временное правительство было вынуждено прибегнуть к услугам большевистских агитаторов для контакта с восставшими частями и раздать оружие петроградским рабочим, начавшим формировать отряды собственного ополчения — Красной гвардии.

После подавления мятежа позиции большевиков резко усилились. Но кто ими в этот момент руководил? Получается — Сталин.

А как произошёл захват власти? По сути, если бы большевики не воспользовались моментом, к власти пришли бы правые радикалы. По свидетельству историков Милюков, Родзянко и генерал Алексеев после подавления Корниловского мятежа готовились к реваншу. В некотором роде Октябрьскую революцию можно считать чудом.

Вот что заявил с трибуны съезда Хрущёв:

«В дни, предшествовавшие Октябрьской революции, два члена ЦК партии большевиков — Каменев и Зиновьев выступили против ленинского плана вооруженного восстания. Более того, 18 октября в меньшевистской газете «Новая жизнь» они опубликовали свое заявление о подготовке большевиками восстания и о том, что они считают восстание авантюрой.

Каменев и Зиновьев раскрыли тем самым перед врагами решение ЦК о восстании, об организации этого восстания в ближайшее время.

Это было изменой делу партии, делу революции. В. И. Ленин в связи с этим писал: «Каменев и Зиновьев выдали Родзянке и Керенскому решение ЦК своей партии о вооруженном восстании…»

В дополнение ко всему теперь выясняется, что Ленин, дабы придать своим сторонникам уверенности, заявил им о скорых революциях в Германии и в Италии. Окрылённые соратники поверили, вышли из подполья и взяли власть. Но этого было мало — власть нужно было удержать. Сделать это можно было лишь переподчинив армию. Подобное, сместив командующего Ставкой генерала Духонина, удалось совершить через две недели.

Стоит заметить, что в последующем на примере Октябрьской революции правые силы с прокоммунистическими партиями не церемонились. Коммунистов либо сразу сажали, либо уничтожали физически. Так было в Германии в 1933 г., в Испании 1936—1939 гг., в Индонезии 1965 г., в Чили 1973 г.

На стенах кабинета висят две карты. Первая карта России.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

На второй Кавказ, где карандашом разграничены территории различных народов. По карте видно сколь огромное значение Кавказу и его народам придавали большевики и в частности В. И. Ленин. В прежние времена карты были закреплены на особом устройстве, с помощью которого их можно было менять. В настоящем система не работает.

В 29 декабря 1922 г. был образован СССР. Сталин нарком по делам национальностей до этого выдвигал план декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР. Однако был принят Ленинский вариант союзного федеративного государства. Формально он давал будущим республикам суверенитет.

Вот тут интересно! Напомню, первоначально у части большевиков существовал план мировой революции. Россия им была нужна как трамплин. Будут дальше происходить революции в различных странах и они, прибавляя к себе слово Социалистическая (ий), начнут присоединяться к СССР.

Версия довольно правдоподобная, если учесть что с июня 1920 по сентябрь 1921 г. на территории Ирана существовала Гилянская Советская Социалистическая Республика. Была и Венгерская Советская Республика (21 марта — 6 августа 1919 г.)

Ленин хоть и приехал в Россию в опломбированном вагоне, но немецкой марионеткой не являлся. Более того, Германия сама едва-едва не стала Советской. Вспомним Бременскую Советскую Республику (10 января 1919 по 9 февраля 1919 г.), а также Баварскую Советскую Республику (6 апреля по 3 мая 1919 г.)

Логично предположить, что большевики подписывая Брестский мир, считали его мерой временной, держа в голове курс на революцию в Европе, а в последующем, когда движение захлебнулось, планировали реванш. Вариант союзного федеративного государств давал возможность из него не только выходить, но и что-то присоединять.

Но если это так, почему взяли и позорно слили Гилян? Вот бы кто объяснил. На данный момент в исторической мозаике не хватает многих элементов. Что-то добавляется, картинка меняется, но ясной и понятной никак не становится.

Осмотрев кабинет, идём к Ленину на квартиру и попадаем в прихожую. Переехав в Москву, В. И. Ленин поселился в Кремле. Отсюда ему было проще руководить страной. Соответственно, вся та мебель, которой пользовались руководители партии (Ленин жил в Кремле не один), ранее кому-то принадлежала.

С достоверной точностью, как в Кремле, воссоздать квартиру Ленина не удалось. И тем не менее мы видим вешалку, которой пользовались Владимир Ильич и Надежда Константиновна, телефонный столик и сами телефоны. Ленин и Крупская часто переезжали, поэтому их личными вещами можно назвать лишь два сундука.

Просторная комната с большим окном воссоздаёт интерьер гостиной.

Старшая сестра Ленина Анна Ильинична Елизарова-Ульянова после смерти мужа жила в семье брата. О ней напоминает пианино, играя на котором, она напоминала Владимиру Ильичу об их матери. В семье Ульяновых дети с самого юного возраста были приучены Марией Александровной к музыке.

Чуть в стороне от пианино чернеет кожаный диван, на который был положен Ленин после ранения.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Сколько комнат было в квартире Ленина в Кремле, сказать по-правде я так и не понял. В любом случае, столовая у Ильича была, как и отдельная комната для отдыха. Его кресло, столик, настольная лампа — мебель того времени довольно типична и знакома, в главную очередь по фильмам.

По словам нашего экскурсовода, Владимир Ильич и Надежда Константиновна спали в разных комнатах. У Крупской на столе фотографии. Среди них корешок её партбилета, в который вставлено фото Инессы Фёдоровны Арманд. На внутренней стороне по диагонали стихи.

По всей видимости они написаны самой Инессой. Арманд, имея псевдоним Елена Блонина, занималась литераторством. С женой Ленина она дружила. Жаль, но прочитать что же написала Инесса на партбилете Крупской мне не довелось.

Отметим, что у Анны Ильиничны также имелось своё жизненное пространство. После смерти Ленина она взяла на воспитание ребёнка — будущего президента Китайской Республики (1978–1988).

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Николай Владимирович Елизаров (Цзян Цзинго) (1910–1988), старший сын Чан Кайши. На фоне всё укреплявшихся отношений между Китаем и Советским Союзом, его отправили учиться в Москву, где он некоторое время жил у старшей сестры Ленина, Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой, фамилию которой «Елизаров» он и взял.

Больше всего в её комнате меня поразила вышитая картинка какого-то фараона. Судя по ней, египетские сувениры за 100 лет особо сильно не изменились. Кстати, до Первой-Мировой войны россияне Египет посещали достаточно часто. Интересно, кто подарил сестре Ленина вышитого фараона? Увы, этого я не выяснил.

Как и в кабинете, Ленин держал на квартире большую библиотеку. В свободное от работы время он опять-таки что-то читал и изучал.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Если верить нашему экскурсоводу, никаких горничных, экономок и кухарок у Ленина не было. На так называемой кухне выставлена посуда, которой пользовался Ленин, или вернее на которой готовила пищу Надежда Константиновна. На одной из кастрюль заплатка.

Мало кто помнит про такую профессию как лудильщик посуды. Если верить устроителям экспозиции, Крупская отдавала прохудившуюся посуду в ремонт.

Благодаря музею, как настоящую диковинку мы можем разглядывать предметы кухонного быта сто летней давности: английское приспособление для чистки яблока, сковородку для яичницы и машинку для нарезания колбасы.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Однако тут возникает вопрос. Кто пользовался всеми этими вещами до Ильича? Буржуи, определённо буржуи. Кто такие? Как сложилась их судьба? История об этом умалчивает.

Благодарим девушку экскурсовода за рассказ. Одеваемся. Вновь бредём по парку.

Мне невольно вспомнилось, как к Путину лет 10–12 назад, во время его визита в Грецию, обратилась графиня. Женщина представилась, объяснив, что имеет полный пакет документов на один из особняков в центре Москвы. Графиня просила вернуть ей недвижимость.

Президент России графине отказал. И тут возникает очередной вопрос. Если нынешние власти так любят клеймит большевиков — так верните тогда правнукам национализированную собственность? Не возвращают?! Тогда признайте, что большевики нарезая под коммуналки особняки и десятикомнатные квартиры, действовали правильно? Не признают?!

Двигаясь в направлении научного-центра, проходим в парке мимо каких-то непонятных каменных изваяний. Рядом возвышается ещё более непонятная деревянная конструкция с крутильными барабанами и с чем-то типа колодезного журавля.

Позже нам объяснили, что всё это является декорацией к какому-то фильму. В Горках кино по временному сюжету снимают самое разное. Но узнали мы об этом лишь через некоторое время, перед этим основательно поломав голову.

Хмурый ноябрьский день, так и не разгулявшись, стремился как можно быстрее передать свои права ночи. Казалось, что серая безрадостная пятница, дабы скорее начать пропивать нажитое не ею имущество, миллионами и миллиардами невидимых частиц стремилась сдавить, вжать, затолкать в землю белое несгибаемое здание, составленное из нескольких кубов.

Возможно, если бы кубы стояли по отдельности, всё давным-давно бы распалось. Однако, нет, прижатые друг к другу, они успешно противостоят безликому настоящему.

Подобное весьма символично — здание является научно-культурным центром «Музей В. И. Ленина». Это последний построенный в СССР музей в честь вождя мирового пролетариата. Время над ним, как и над идеями Ленина, власти не имеет!

Научно-культурный центр «Музей В. И. Ленина»

Кубическое здание, по нынешним меркам слегка несуразное, напоминает о брежневских временах. Хотя, почему несуразное? В подобном стиле в крупных городах строились дворцы пионеров.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Мне попалась брошюрка ушедшей эпохи, где автор в восторженных тонах восхвалял Кремлёвский дворец съездов. В искусстве нет чёткого понятия красоты — всё по своим местам расставляет время.

Заходим в музей. Из посетителей, к бывшему советскому вождю пришли только мы. Как далее выяснилось, музей предоставляет территорию под выставки и под экспозиции. Люди сюда наведываются, но идут они, как правило, не к Ленину. Мы же поднимаемся по лестнице на второй этаж.

Низкий нависающий потолок, символизируя траур, сжимает пространство. Из узкого суетного бытия посетитель обращает взор вверх — на В. И. Ленина. Беломраморный памятник вождю, обрамлённый красным потолочным нимбом, создаёт атмосферу торжественности.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Мы в первом зале. Он круглый. Монумент Ленина посредине, в то время как справа, слева и сзади — везде на стенах выбиты Ленинские фразы. Другие залы оформлены примерно в таком же стиле. Можно представить, как в прошлом множество гидов, учителей, комсомольцев и других старших товарищей, что-то рассказывали здесь пионерам, брали от них клятвы, в зависимости от темы переходя с полушёпота на звенящий баритон.

— Ребята, посмотрите, на фотографии Надежда Константиновна. Это она выступает в 1919 г. перед бойцами одного из полков, который сразу после этого отправился на фронт!

— Это Владимир Ильич проводит совещание.

— А это он с Надеждой Константиновной, со своей сестрой и с её детьми в Горках.

Горки Ленинские: парк, история, музей, размышления

Представляю, как от соприкосновения со святыней наполнялись радостью детские сердца. Но это всё в прошлом. В настоящем пустые залы музея символизируют не Ленина и не его идеи, а рухнувшую идеологию.

Уж больно всё здесь эдакое бездушное и казённое. Именно такая неповоротливая сусловская пропаганда, в изменившемся мире, с треском проиграла борьбу за умы.

Постараемся разобраться, кем и чем являлся Ленин для граждан СССР?!

После смерти Сталина, после развенчания его культа личности, в стране был взят курс на возвращение ленинского наследия. Памятники Сталина стали сносить, везде и всюду устанавливая монументы Ленину.

Напомню читателю, про лужёную посуду и про довольно скромную обстановку на квартире Ленина в Кремле. Ленин умер в 1924, тогда как музей квартира открылся в 1955 г. Не поняли? Вот и я наверно тоже витал бы в облаках, если бы не узнал про интересную старушку. Лично я знаком с ней не был, но источнику информации доверяю на 1000%.

Женщина жила в высотке на Баррикадной. Её двухкомнатная квартира была набита всевозможным царским барахлом: какие-то царские сумочки, вышитые золотыми нитями и принадлежавшие чуть ли не Екатерине Второй, царская кровать, аналогичная посуда, столовые приборы, шторы с вензелями…. Чего у неё только не было…. Каждая вещица буквально кричала о своём царском происхождении.

Кто приходил, а пускала она естественно не всех подряд, попадал буквально в музей. Старушка с удовольствием рассказывала историю своих вещей-экспонатов. Исключение составлял особый сундук. Женщина его показывала, говорила, что он из Кремля, но что внутри, про то она не распространялась.

История её богатств обстояла следующим образом.

Будучи совсем юной девочкой, она вместе с папенькой старым большевиком жила непосредственно в Кремле. Проклятый царизм капитулировал и новые власти примерялись к тронам и креслам. Жили они в Кремле совсем недолго, быстренько получив более просторную квартиру.

Надо отметить, что всё то, что находилось в Кремле, через какое-то время было пересчитано и пронумеровано, но произошло это чуть позже. Папенька же сумел основательно прибарахлиться. Назвав при переезде всё это своей собственностью, царских вещей он умыкнул предостаточно.

Девочка оказалась сообразительной и от папеньки много чего сумела перенять. Мужей меняла как перчатки. Осенью 1941 г. со всем своим барахлом эвакуировалась из Москвы одной из первых. В башкирской деревне ей был предоставлен просторный дом, хозяева которого были выселены в сени.

По прошествии лет женщина рассказывала об этом вполне открыто, никого и ничего не стесняясь и даже хвастаясь своим умением везде и всюду устроиться.

Вот и спрашивается, можно ли в настоящем понять, как жил В. И. Ленин? Тут возникает другой вопрос, зачем выпрыгивать за рамки официальной истории? Так ли уж важно знать детали его личной жизни? Не лучше ли изучать наследие Ленина в виде выполненных проектов?

Нет, не лучше, ибо большинству людей интересней и понятней копаться в личной жизни.

Помню, как в перестройку, когда горбачёвские власти саботировали продовольственное снабжение крупных городов, газеты периодически смаковали меню Ленина в Шушенском. Упоминание парного молока, сметаны, и творога, вдруг ставших дефицитом, действовало на мозги в нужном направлении. Народ приходил к умозаключению, что виноват в его нынешних бедах именно Ленин, съевший все продукты 90 лет тому назад.

Нет, я не знаю в деталях, на каких простынях спал Ленин и из какой посуды он ел. Но я понимаю, что, дабы создать правильный образ, нужны не только правильные инсталляции. В случае с Лениным мы видим, что после его смерти была проделана титаническая работа сформировавшая миф. Тот огромный красный нимб, что висит над Лениным в здешнем музее, вовсе не случаен.

После разгрома религии Ульянов-Ленин заменил собой Христа, а на место Сергия Радонежского и Серафим Саровского, пришли красные святые — Зоя Космодемьянская и Павка Корчагин. Развенчали красный пантеон — рухнуло государство.

Вот и получается, если государство берёт курс на так называемый «вождизм» — личная жизнь вождя должна быть либо засекречена, либо со всех сторон информационно поддержана. Во втором случае действуют особо тонкие правила. Если при игре в пьяницу шестёрка берёт туза, то здесь девочка гимнастка может запросто подорвать имидж Самого. И это не только в России. Прошедшие выборы Трамп — Клинтон, где обсуждались по-большей части не политические и экономические программы кандидатов, а всевозможные скандалы, подобное подтвердили.

Таким образом, подводя итог, невольно напрашивается вопрос, кто и когда решил поместить Ленина в мавзолей, выставив тело для вечного прощания-почитания? Курс на святость был чётким и грамотно продуманным. Ни у Маркса, ни у Энгельса нет каких-либо упоминаний о обожествлении вождей? Более того, некоторые страны соцлагеря, перенимая опыт СССР, понастроили свои мавзолеи.

В советское время Красная площадь стала неким подобием Иерусалима. Увидеть Ленина, поклониться ему, считал своим долгом практически каждый. С чем это можно сравнить? Вспоминается Древний Египет с его культом бальзамирования фараонов, возникает и некая ассоциация с мусульманами. После разделения на суннитов и шиитов, у последних образовались свои святыни — Наджаф и Кербела, куда шииты стали совершать малый хадж, дабы не пересекаться с суннитами.

Смею предположить, существует некая тайная концепция построения религий, а также концепции управления обществом.

11 января 1921 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление о создании Института К. Маркса и Ф. Энгельса) в научно-исследовательский Институт Маркса и Энгельса, который существовал сначала как автономное учреждение при Социалистической академии, а с 1 июня 1922 года стал самостоятельным учреждением при ВЦИК РСФСР.

31 марта 1923 года пленум МК РКП(б) принял решение о создании Института Ленина.

Ленин ещё жив, но уже понятно, что он тяжело болен. И тут создаётся Институт Ленина? Зачем? С какой целью? По-большому счёту ни Ленин, ни Сталин сами себе никакого культа не создавали. Народ потеряв царя, потеряв Христа, нуждался в каком-то новом понятном образе.

На подобное существовал социальный заказ. Вспомним, что первые памятники Ленину стали появляться едва ли не при его жизни. Идея была подхвачена. Красной нитью она проходит через всю советскую историю.

3 ноября 1931 года решением Президиума ЦИК СССР Институт Ленина был объединен с Институтом К. Маркса и Ф. Энгельса, создан Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б) (ИМЭЛ). В ноябре 1991 года, неоднократно менявший название Институт прекратил своё существование.

На его основе был создан Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), который в 2001 году был преобразован в Институт комплексных социальных исследований РАН, а в 2005 году — присоединён к Институту социологии.

Что такое социология? Наука изучающая общество — и если она его изучает, она же знает о потребностях человека, о его желаниях и о его последующей реакции на те или иные события. Одним словом, социология — наука управления обществом.

А как легче всего управлять человеком? В настоящем через СМИ, в прошлом через религию.

Возьмём ислам. Нет, ислам мы никак не возьмём. Критика Корана запрещена. Враги ислама стараются всячески муссировать образ Мухаммеда, высмеивая его личную жизнь. Мы же, размышляя, но ни коим разом не касаясь ни Мухаммеда, ни его учения, отметим, что Его образ, дошедший до нашего времени, был сформирован не Им самим, а людьми Его окружения.

Вот и спрашивается, что будет если появится группа авторитетных историков-суннитов, которые начнут с достоверной точностью уверять, что то и это, дошедшее до нас, было записано со слов Аиши (молодая и самая любимая жена) неправильно? При массированной информационной поддержке подобные действия приведут к разрушению ислама. Правоверные это понимают, и посему упреждающие действия принимают.

Отметим, что для верующего человека не важны какие-либо исторические факты и даты. Если верующий человек уверовал, что апостол Андрей был не только в Киеве, но дошёл ещё и до Валаама — значит так оно и есть.

И тем не менее в душе каждого верующего существует грешная сомневающаяся частичка. И именно эта гадкая малюсенькая мозговая извилина автора сомневается в подлинности Даров Волхвов? Она же нашёптывает про бесконечное множество кусочков Животворящего Креста…

Пусть Христос сын Всевышнего! Однако дальнейшая христианская доктрина прошла довольно сложный путь уже без участия самого Христа. А всегда ли церковь, действующая от Его имени, была права? Если да, то как объяснить сожжение учёных, утверждавших, что Земля круглая?

Мы некоторым образом отошли от темы, и тем не менее мы в теме. Кто-то верит в учение Пророка, кто-то поклоняется Христу, кто-то Будде, а кто-то, отлучённый от традиционных религий, верил в советские годы в абсолютно безгрешного, самого человечного человека дедушку Ленина.

А что будет, если религиозные деятели вдруг разрешат муссировать, или сами подкинут для обсуждения, сложные религиозные моменты? Ответ прост — они самоуничтожат свои религии. Примерно так и была демонтирована вера в дедушку Ленина.

Поднимите позднюю перестроечную прессу — она вся работала на развенчание культа, вначале Сталина, далее Зои Космодемьянской и Александра Матросова, после взялись уже за Ленина. Нет, памятники ему в России до сих пор стоят, но это просто монументы — красными святынями они уже не являются. В то же время большая часть нынешней российской пропагандистской машины является дочкой или внучкой пропаганды советской.

Вернёмся в музей. Как я уже писал, его территории сдаются под различные выставки.

Мы посетили экспозицию Людмилы Зыкиной. Посмотрели её фотографии, личные вещи и сценические платья. В своё время белокаменный Кремль был построен из здешнего камня, добывавшегося в карьерах неподалёку. Одна из экспозиций как раз об этом и рассказывала.

Во время войны 1812 года в Горки наведывались наполеоновские банды. Музейщики посвятили этому несколько стендов нижнего этажа. Рядом располагалась выставка рисунков, представлявших советскую эпоху.

Вот таким мне запомнился музейный комплекс и парк Горки Ленинские.

В заключении хочется сказать следующее. Как множество других детей, я был октябрёнком, пионером и комсомольцем. Я верил в непогрешимость Ленина и его политики. Да, это был миф! Но всё же, дедушка Ленин, спасибо тебе за моё счастливое детство!