Турист Lena Svensson (lenasven)
Lena Svensson
была 8 июля 2023 11:36

Хошимин — Вьетнам Январь 2020

Отдыхая на острове Фукуок, мы все же решили не встречать Китайский (вьетнамский) Новый, 2020-й год там. Решили, что будет веселее и памятнее встретить его в большом городе, в Хошимине. Полетели в южную столицу Вьетнама с группой туристов от турецкой фирмы Anex tour, предвкушая интересное путешествие

И оно состоялось.

Как только самолет приземлился в аэропорту Хошимина, мы сразу поехали на автобусе знакомиться с городом. Хошимин — крупнейший город Вьетнама (8 млн) и его признанная экономическая столица. Возник в 17-м веке, назывался Прей-Нокор и был крупнейшим портом Камбоджи. После захвата этих территорий французами (19 век) стал столицей Французского Индокитая, потом, в 20-м веке, переименовали город, дав ему красивое название Сайгон, по имени реки, которая своими рукавами-каналами, словно артериями, опутала город. Вот один из них

Хошимин и партизанский след

Длина реки — 256 км. Очень популярны вечерние прогулки на корабликах по реке.

Мы и думали, что вот так, за вечерним ужином на кораблике, любуясь видами города с реки и ошеломительными фейерверками мы и встретим Новый, 2020-й год. Раскатали губы, как говорится… Но не буду забегать вперед.

Итак, еще не вечер и мы любуемся архитектурой Сайгона. Под"ехали к Собору Сайгонской Богоматери (Нотр-дам де Сайгон)

Хошимин и партизанский след

Собор был построен в романском стиле в 1880 году. Все строительные материалы были привезены из Франции. Красивое здание, но опутано строительными лесами по бокам, т. к. закрыто на реконструкцию, и когда она закончится, неизвестно, поэтому внутрь здания мы не попали. Совсем рядом, в пешей доступности, там есть Центральный почтамт, тоже историческое здание

Направились к нему, к этому красивому сооружению колониальной архитектуры 19 века

Хошимин и партизанский след

И внутрь зашли (почтамт работающий)

правда, телефонные кабинки нынче не работают, но мы зато отправили настоящие открытки с марками родственникам и друзьям в разные страны. Это так удивительно было. Например, в Швеции нет почтамтов сейчас, есть только в супермаркетах (и то не во всех) почтовые отделения.

В Хошимине есть и свой Оперный театр, который тоже построили французы в начале 19 века (фото из инета)

Хошимин и партизанский след

Через сто лет была проведена масштабная реконструкция, которая полностью изменила внутренний и внешний облик театра.

Вообще южная столица Вьетнама очень разнолика: здесь и постройки в стиле колониальной архитектуры, и азиатской архитектуры

Хошимин и партизанский след
и простые дома, в которых живут сейчас вьетнамцы

А они очень странные, на наш, европейский, взгляд. Это невысокие, в 3–4 этажа, узкие дома, где проход — из комнаты в комнату, вагончиком; где кухни меньше, чем в наших хрущевках были. Вьетнамцы не имеют традиции готовить дома еду.

Вообще во Вьетнаме все узкое, как мне показалось, — узкие дороги, узкие дома, узкие кухни, узкие (в смысле маленькие, щупленькие) люди и много-много узких байков на вьетнамских дорогах.

После небольшой экскурсии по Хошимину и плотного обеда в центре города мы отправились на автобусе к знаменитым туннелям Кучи, что находятся в уезде Кучи на северо-западе Хошимина

Хошимин и партизанский след

Эти туннели — целая система подземных лабиринтов, переходов и помещений для жизни там в военных условиях и ведения партизанской войны против армии США (фото из инета)

Вьетнамские партизаны воевали с американцами десять лет (1965–75 гг). Американцы проиграли и ушли из Вьетнама.

Туннели Кучи находятся на 3-х уровнях, где глубина 1-го уровня — 1,5–3 метра, 2-го уровня — 5–6 метров, а третьего — 12–15 метров. Ширина этих туннелей — 60–120 см, а высота — 80–160 см. Размеры люков, закрывающих входы в туннель, — 30–40 см, а общая протяженность туннелей — 250 км.

Сегодня можно посетить только два участка туннелей, которые после реставрации, это — в районах деревень Бендуок и Бендинь. На территории туннеля Бендуок нынче располагается выставка американской техники

Хошимин и партизанский след

и боеприпасов того времени. Здесь же можно увидеть несущие смерть ловушки, которые применяли вьетнамцы

Постройки с соломенными крышами и брезентом среди джунглей — это прототипы внутренних помещений подземного города

Эти постройки — штаб командующего, операционная, комната отдыха, кухня.

Это все — макеты и нужны они, чтобы понять, в каких тяжелейших условиях жили и воевали партизаны годами, заглянуть в суровые их будни. Рядом с этими макетами — реалистичные инсталляции с фигурами людей

Туннели Кучи — это часть огромного исторического комплекса, в который входят музей, тир, туристические об"екты — 4Д кинозал, рестораны, магазины и т. д. В кинозале мы смотрели фильм, снятый в 70-х годах прошлого века. Тяжелый фильм, скажу я вам. Сколько надо было иметь мужества и смекалки, чтобы противостоять целой армии врага.

Мы шли по джунглям и пытались найти под ногами вход в туннель. Сложно, однако, но наш гид Елена нашла и показала нам замаскированный люк

Хошимин и партизанский след

Можно и самому попробовать спуститься.

Вообще спуск в туннель — это как раз то, зачем сюда едут туристы. На себе испробовать все «прелести» передвижения там, по лабиринтам.

Так что, одевайтесь соответственно моменту, событию. Я оделась неправильно, изначально держа в мыслях только встречу Нового года в Хошимине, но никак не спуск в туннели Кучи. Так хотя бы спортивную одежду и обувь взяла с собой в рюкзачке! Нет, и этого не сделала, а посему под землю не спускалась.

Но спускался мой муж. И когда снова вышел на свет Божий, на его лице было написано все

Хошимин и партизанский след

Рассказал, что передвигаться под землей было очень нелегко, а если человек полный и рослый, то и вообще лучше не спускаться вниз.

И это, кстати, даже после того, как при реставрации туннелей расширили 200 м их, специально для неминиатюрных туристов, желающих пройтись под землей. Мы же сильно разнимся с вьетнамцами комплекцией. Там, под землей, увеличили высоту и ширину проходов, провели освещение, оборудовали дополнительные запасные выходы.

Муж рассказал, что в туннелях жарко и душно. Передвигался он сильно согнувшись. И, как он сказал, понял на своей шкуре, в каких тяжелейших условиях не только жили, но и воевали вьетнамцы.

Мы не останавливались там перекусить в кафе. Но, говорят, там можно попробовать именно ту пищу, которой питались партизаны, — бобы, вареные корни маниока, арахис.

А еще можно там пострелять в тире из советского автомата АК-47 и американских пулеметов М-60 и Браунинга М-30, если кто хочет

Хошимин и партизанский след

Если надо, работники тира помогут зарядить автомат и дадут наушники. Из нашей группы желающие были. И вообще выстрелы там не смолкали, столько было желающих пострелять.

Мы посетили там мастерскую, где делали сандалии из автопокрышек. Такие были у партизан

Также пекарню, где готовили рисовые лепешки

Хошимин и партизанский след

Тут еще надо рассказать о туннелях Кучи вот что, самые первые туннели появились аж в 1939 году еще при французских колонизаторах. Крестьяне прятали там продовольствие и оружие.

Почва там глинистая и постепенно был создан целый город под землей при помощи кирок и мотыг. Землю выносили на поверхность большими корзинами и высыпали в реку и на поля, а также в воронки от бомб, чтобы замести следы строительства туннелей. Работали ночами.

Вентиляция в туннелях была примитивная, но действенная: бамбуковые трубки выводили наружу и маскировали их под гнезда термитов. Были и подземные колодцы с питьевой водой. Они располагались очень глубоко и врагам отравить воду было невозможно.

Туннели были зигзагообразными, многие лазы — с перекрытиями и задвижками. Так защищали себя партизаны от американских пехотинцев. Собак-ищеек сбивали со следа жгучим вьетнамским перцем. А уж ловушки и засады не давали американцам выжить

Хошимин и партизанский след

И от плотных ковровых бомбардировок туннели защищали партизан. Что только ни применяли американцы: газ, химоружие, напалм, постоянные бомбардировки, но Кучи так и остались непокоренными. Вьетнамские партизаны сбили около 300 самолетов и вертолетов противника, убили 23 тысячи захватчиков.

Что там натворили американские военные? Они убили десятки тысяч партизан и уничтожили 20 тысяч га полей и лесов вместе с живностью. Жгли напалмом. Диких слонов, тигров и других животных в лесах Вьетнама больше нет.

После поездки к туннелям Кучи вернулись обратно в Хошимин и все, радостные, ждали, что гид Елена об"явит нам время сбора и празднования Китайского (вьетнамского) Нового года с ужином, вином, салютом, фейерверками, но… нарисовалось большое НО.

Как оказалось, в праздничные дни мало кто из вьетнамцев работает и как раз работники того парохода, на котором мы должны были плыть по реке Сайгон, отдыхали. Люди из нашей группы долго не могли придти в себя от такого пролета. Все ж ехали в Хошимин за этим в первую очередь. И даже уже на обратной дороге на остров Фукуок, в самолете, наши мужики говорили о том, что надо писать в эту турецкую турфирму Anex Tour и возвращать свои деньги за их недовыполненные пункты программы. Не знаю, чем там все закончилось, но нам с мужем деньги никто не вернул, наверное, другим тоже.

Итак, вечером, после туннелей Кучи мы были предоставлены сами себе. Куда ехать? Конечно, в самый центр города. Отдохнув немного в отеле и приведя себя в порядок, вызвали такси. На улицах Хошимина было просто байковое столпотворение!

Хошимин и партизанский след

Восседали на одном маленьком байке даже по 4 человека. Вьетнамцы ехали в центр на празднование НГ.

Кстати, Новый год во Вьетнаме отмечают несколько раз в году — с 31 декабря на 1 января, для туристов; вьетнамский Новый год (Тет) и Рождество католическое и православное тоже не забывают отметить. Вьетнамский НГ совпадает с китайским НГ и отмечают его в течение недели. Это нефиксированная дата: каждый год дата меняется и бывает в какой-то из дней между 21 января и 21 февраля. В 2020 году Тет начался 25 января.

НГ, этот праздник, принесли сюда китайцы около 40 года н. э., когда правили этой землей. Новый год, как и везде в мире, — семейный праздник и его стараются отметить в кругу семьи. И, удивительное дело, на туристах мало кто хочет заработать в это время. Расскажу немного об этом празднике.

Лунный Новый год — общенациональный праздник и раньше он проводился между уборкой урожая и посевом следующих культур. Сейчас вьетнамский Тет — это украшенные красным желтые цветущие деревья Хой Май. Считается, это дерево несет благополучие семье

Хошимин и партизанский след

И еще считается, что желтый и красный цвета несут удачу. В этом уверены местные жители. И на их национальном флаге, кстати, тоже — только красный и желтый цветa.

Вьетнамцы также очень заботятся о родовом алтаре, особенно перед Новым годом. Алтарь украшают различными фруктами, другой едой. Это — жертвоприношения предкам. Причем, алтари стоят здесь как дома, так и на работе. Вот этот был в фойе нашего отеля

Хошимин и партизанский след

У вьетнамцев принято покупать новую одежду, обувь к Новому году, а также важно избавиться от долгов и помириться с близкими, если была ссора. Вьетнамцы, как и мы, любят дарить подарки на Новый год. 7 дней они празднуют, ходят в гости к друг другу, сами принимают гостей, обмениваются подарками. Но большие столы накрываются чаще в ресторанах. Мы видели в своем ресторане, где ужинали, несколько таких больших вьетнамских семей, пришедших на праздничный ужин туда.

7-й день празднества заканчивается шествием красно-желтых «драконов» по улицам городов. Драконов я видела на китайский Новый год в Сингапуре в 2014-м. Там, конечно, с размахом встречают НГ. В Хошимине мы были в 1-й день Нового года. И после ужина пошли гулять по пешеходной улице Нгуен Хюэ

Хошимин и партизанский след

Там была уйма народа, красиво разодетых детей. Многие были в национальных одеждах аозай

Все так празднично и красиво было вокруг. Мы долго гуляли по улицам Хошимина

Хотели попасть на верхотуру финансовой башни Bitexco. Там есть смотровая площадка Saigon Sky Deck. Не получилось.

И направились к самому высокому небоскребу ЮВА, не только Хошимина — к Landmark 81. Там, на трех последних этажах, тоже есть смотровые площадки. Так ведь такую сумму заломили за проход туда и фотографирование города сверху! Мы с мужем отступили.

И не солоно хлебавши пошли бродить дальше по городу

Хошимин и партизанский след
В конце концов кружение вокруг этих небоскребов нам надоело и мы зашли в бар на первом этаже небоскреба. Там познакомились и пообщались с двумя вьетнамками, хорошо говорящими на английском и работающими в одном из финансовых центров Хошимина.

Не стали мы ждать фейерверков и наступления НГ, т. к. устали и надо было выспаться. Pано утром следующего дня должны были ехать с нашей группой к дельте реки Меконг. Конечно, если бы мы были на пароходе на реке Сайгон, то, думаю, встретили бы Новый год там со всем размахом и всей стойкостью. А тут устали бродить одни по городу, сели в такси и уехали к своему отелю спать. Скомканной получилась встреча китайского Нового, 2020-го года во Вьетнаме, однако.