Турист Мар-та (Mar-ta)
Мар-та
была вчера 21:32

Норвегия Июль 2019

Норвегия всегда была в конце списка моих мечтаний из-за дороговизны.

Но с развитием авторского, частного туризма стали появляться приемлемые варианты. Норвегию стали активно презентовать из Санкт-Петербурга, собирая небольшое количество народу в микроавтобусы.

Именно на такой тур в интернете я и натолкнулась. Отсутствие авиаперелетов, ночевки в палатках, самостоятельное питание делали его относительно дешевым. Еще одним плюсом был нестандартный маршрут с обозрением природных красот и посещением основных туристических городов. Да, он предполагал трекинги, но в их списке не было безумных восхождений к Языку Троллей или к Кафедре Проповедника, о сложности которых написано много ужасов.

Все сложилось, и небольшая команда из семи бывалых туристов, инструктора и водителя помчалась в сторону Финляндии, в порт Турку. Наконец-то я увижу это модное круизное судно, на котором уже пол России провели ночь в обжорстве и разгуле! А пока слева и справа однообразная картина густых лесов, речушек и озер.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Таможенные формальности соблюдены, и вот мы стоим в пассажирском терминале Silja Line в ожидании парома. Как же грациозно, эффектно он появляется из-за острова, медленно превращаясь из маленького суденышка в двенадцатипалубного красавца!

Весь процесс выгрузки и загрузки просто завораживает.

Для меня этот паром был таким всплеском эмоций! Мы, как дети, бегали по палубам, исследуя все закоулки этого плавучего роскошного гиганта. Разрекламированный шведский стол в наш кошелек не вместился, и мы скромно (по меркам европейцев) отужинали, взяв в ресторанчике одну порцию чего-то на двоих.

И снова бегом на палубы, любоваться «проплывающими» мимо Аландскими островами и темнеющим морем, отраженном в слоистых облаках. Удивительный закат!

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Немного вздремнув, ранним утром несемся на безлюдную верхнюю палубу встречать рассвет и приветствовать недружелюбную Швецию.

Процедура выгрузки с парома затянулась в виду проверки всех водителей на алкоголь. А мы трезвы и голодны. Не заезжая в Стокгольм, помчались в сторону Осло, выбирая по пути уютное местечко для перекуса. Друзья, здесь кругом только уютные и симпатичные места, обустроенные всем необходимым для отдыха. Вот и одно из них, у озера.

Периодически накрапывает дождь.

Въезжаем в столицу Норвегии, где запланировано знакомство с основными достопримечательностями города. В темпе гуляем по необычному зданию Оперного театра, напоминающему огромный белый айсберг, по безлюдным улицам добираемся до старинной крепости Акерсхус,

далее рулим на набережную к Городской ратуши, в здании которой проходит ежегодная церемония вручения Нобелевской премии мира.

В строго отведенное время успели взглянуть на здание Парламента Норвегии, Королевский дворец, и в заключение, вконец обессиленные и обезвоженные, проползли по парку Вигеланда среди 227 неодетых скульптур.

На ночь останавливаемся на берегу маленького озерца, подарившего нам еще один волшебный закат.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Мы в губернии Телемарк, Всем, кто дружит с лыжами, это слово знакомо, как особый стиль передвижения на них.

Приключение сегодняшнего дня — подъем на гору Гаустотоппен. Нет, нет, снежных вершин там нет, и спуска на лыжах не будет. Ее высота всего 1880 метров. По дороге останавливаемся у одной из самых знаменитых деревянных церквей в Норвегии — ставкирки Heddal Stave Church. Эта уникальная каркасная церковь с тройным нефом является памятником средневекового скандинавского зодчества.

Прибыли к подножью горы. С трудом паркуем машину под натиском ледяного ветра. Инструктор дает команду переодеться. Девчонки стали облачаться в туристическую походную одежду, трекинговую обувь, и тут я поняла, что это не совсем мой тур. Из профессиональной экипировки у меня были только … палки и подпопник! Когда меня увидел инструктор, он не смог сдержать удивления, и предложил мне не испытывать судьбу и остаться в машине. Но в этот момент из этой самой машины появляется наш единственный мужчина в спортивном трикотажном костюме фасона советских времен, а на ногах у него …литые синие сланцы. Инструктор вошел в ступор, а я высоко поднялась в собственных глазах. Я твердо решила брать заданную высоту, ну, или, сколько возьму.

Сначала подъем был плавный и сносный, но дальше все осложнялось шаткими острыми камнями под ногами на крутых склонах и сумасшедшим ветром. С каждым метром вверх открывались все новые горизонты восточной Норвегии с голубыми озерами, зелеными холмами, горными вершинами.

Длина трека в одну сторону 5 км, перепад высоты 660 м. Группа ушла вперед, а я, чтобы передохнуть, принималась усиленно снимать лишайники на камнях, травиночки, цветочки, раздражая инструктора. Мимо легко пробегали маленькие дети с родителями, и от этого мне становилось еще не комфортней.

Понимая, что моих сил не хватит добраться до пика, с середины пути я решила вернуться и дожидаться группу в машине.

А в это время наш мужчина в сланцах первым поднялся на вершину, погулял по гребню и спустился вниз, где я уже успела устать от ожидания.

После сегодняшней разминки мы спустились на машине в долину Вестфьорддален, где спрятался городок Рьюкан. Ущелье настолько узкое, что солнечные лучи не попадают на его улочки, и ученые придумали освещать город с помощью огромных зеркал.

К вечеру прибыли в небольшой кемпинг в местечке Åmot. Под надоедливым дождем поставили палатки, сходили в душ, приготовили ужин, и, уставшие, завалились спать. Этот кемпинг я назвала Дождливый.

Мы покидаем восточную Норвегию и отправляемся в регион фьордов. Именно чарующая красота этих узких извилистых заливов с высокими скальными берегами заманивает в Норвегию миллионы туристов.

Двигаемся вдоль горного залива к городку Одда. Дорога готовит нам несколько зрелищных сюрпризов в виде низвергающихся с высот ущелья потоков гремящей воды. Самым роскошным был водопад Лотефоссен.

Огибаем залив, на прощанье он блеснул нам бирюзой в лучах выглянувшего солнца, и углубляемся в небольшое ущелье, откуда начнем запланированный подъем к леднику Фолгефонн.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Тут стоит поподробней познакомить вас с командой. Помимо инструктора и водителя нас 6 барышень (3 молоденьких и 3 повзрослей) и один мужчина, как вы поняли, тот самый, в сланцах. Все они, кроме меня, с огромным багажом походов и трекингов. Главное для них — идти, для меня — смотреть. Неувязочка.

Путь в 9 км и подъем на 1 км вызвал у меня сомнение. Погода — тоска: ветрище, дождище, холодище. Народ экипируется в соответствующие слои. Я достала свой — дождевик, наш скороход сменил сланцы на резиновые сапоги, а у инструктора на лице вновь появилось немое удивление.

Дан старт, и пока я пристегивала фотоаппарат на пояс, моих ходоков и «след простыл». Ладно, думаю, сколько смогу, столько и пройду. Но подъем оказался довольно крутым, и частенько возможным только с помощью веревок, проброшенных здесь. Камни скользкие, под ногами потоки воды, хоть дождь и поумерил свой пыл.

Видимо мои руки оказались куда сильнее ног, и вскоре я нагнала мою команду и пошла в первых рядах, успевая делать снимки для иногда попадающихся на маршруте путников. Инструктор был снова, но уже приятно удивлен. На сам ледник из-за непогоды мы не пошли, запечатлели себя на его фоне, передохнули и стали собираться в обратный нелегкий пятикилометровый путь.

А в это время наш скороход в волшебных сапогах сбегал на ледник, вернулся к нам, хлебнул чайку и спустился вниз. Когда мы вернулись к машине, он с водителем уже ставил кухонную палатку и разжигал примус.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

После скромного обеда. довольные сегодняшним подвигом, мы двигаемся на встречу с первым фьордом, называемым простенько — Хардангерфьорд. Он входит в тройку самых больших фьордов мира (113 км). На самом его кончике мокнет городок Одда.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

В ожидании переправы решили прогуляться по его улочкам, намытым до блеска бесконечными дождями. Поглазели на витрины, поудивлялись на ценники. Тихий, безлюдный, пасмурный. И только яркие, разноцветные, аккуратные домики придавали оптимизма.

Наконец показался паром, больше напоминающий огромного кашалота. Изрыгнув на берег машины и людей, слегка передохнув, он заглотил очередную партию транспорта и нас, и поплыл по знакомому маршруту. Внутри него можно вполне комфортно, с чашечкой кофе, укрыться от непогоды.

Королевство Норвегия, страна с высоким качеством жизни в большей мере благодаря экспорту энергоресурсов. 3% доходов от нефтепереработки она расходует на строительство и благоустройство дорог, социальные, экологические программы. Я это к тому, что мы давно не видим света белого за окнами машины, а снова и снова ныряем в бесконечную череду тоннелей. По всей стране их прорубили примерно 900. Самый длинный протяженностью в 24,5 км. В нашем списке рекорд пока 11,5 км.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Ненадолго выбрались на открытое пространство, и Норвегия тут же дарит нам очередную пейзажную картинку с водопадом. Имечко ему Steinsdalsfossen.

К вечеру устраиваемся в кемпинге, который я назвала Болотный. Сухих мест не было. Палатки ставили на лужайке привычно под дождем прямо в лужи. Ночью, переворачиваясь с боку на бок, сначала раздавалось громкое хлюпанье, а потом истерический смех.

Тоннели, паромы, опять тоннели, и вот мы в Бергене на берегу Северного моря, в культурной столице Норвегии. Мы посвящаем ему целый день. А день выдался не дождливый, а потом и вовсе солнечный, что очень редко случается в этих краях. Машину оставили в порту, где у причалов возвышались, словно небоскребы, круизные суда, выпустившие в город толпы шумных туристов.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

Вооружившись картами Бергена, мы разбились на пары — тройки, и разошлись по своим маршрутам. Я заполучила в пару прелестную спортивную барышню, фанатку горных лыж, велосипеда, тенниса. Вкус и чувство прекрасного также не обошли ее стороной. Мы стояли на знаменитой бергенской улице Брюгген. Открыточные фасады ее разноцветных домиков известны всему миру. Я глазела вокруг, удивлялась, и вопрошала: неужели я здесь? И сама себе ответила: — «Главное, очень захотеть!»

Для того, чтобы охватить взглядом всю панораму Ганзейской набережной, мы перешли на другую сторону залива Ваген, насладились главным видом туристического Бергена на фоне живописных холмов, а потом вернулись в самое оживленное место в городе — рыбный рынок. Обалдели не только от разнообразия предлагаемой морской фауны, но и от тамошних цен.

Но аппетит уже было не утихомирить. Более доступного варианта, чем Макдональдс, не нашли. Пока жевали знакомую пищу, запланировали подъем на гору Ульрикен, откуда открывается панорамный обзор на город, залив и окружающие его холмы. Но подойдя к фуникулеру, увидели нескончаемую очередь, а подниматься пешком, это трата сил и двух часов времени.

Берген очарователен! Солнце расцветило его атмосферные улочки, романтичные дворики.

В неспешной прогулке мы добрели до озера в самом центре города, поднялись к храму Святого Йоханеса, задержались у театра Национальная сцена, где в течение шести лет пост режиссёра занимал известный и у нас драматург Генрик Ибсен, спустились к церкви Святой Марии.

А закончили свое знакомство с Бергеном в баре, где смущаясь, на худшем английском пытались объяснить бармену, какое пиво нам нужно. Он выждал паузу, и на хорошем русском предложил лучшее. Да, пиво не плохое, но на эти деньги в Воронеже мы выпили бы бутылку хорошего коньяка. Больше мы не экспериментировали.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

А в это время наш скороход в волшебных сланцах забрался на ту самую гору, осмотрел город с высоты, потом погулял по улочкам, запечатлев на камеру все его интересности, и поджидал нас в условленном месте в назначенное время.

Взгляд на Норвегию с тропы. Часть 1.

К вечеру перемещаемся в сторону городка Voss, где и заночуем в кемпинге, который я назвала Ромашковый.

Дальше будет еще интересней.