Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 14:52

Торжок — Россия Май 2019

Маленьким русским городкам очень к лицу и осенний багрянец, и весеннее белоснежное кипение садов. Вот в такую весеннюю пору, в облаке майского черемухового благоухания, мы отправились в Торжок.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Летописи говорят, что славянское поселение при впадении ручья Здоровей в Тверцу существовало еще в X веке. Первое упоминание относится к 1015 году, когда сюда пришел Ефрем Новоторжский, будущий основатель Борисоглебского монастыря. Звалось то место Новый Торг, а жители и тогда, и по сей день именуют себя новоторами.

Архитектурный ансамбль центральных улиц переносит нас в былые времена. Здесь сохранилось много зданий конца XVIII - начала XIX века.

Место это было прибыльное — на пересечении водных и сухопутных торговых путей. Новоторжские купцы богатели на торговле хлебом с Новгородскими землями. А благодаря постройке Вышневолоцкой водной системы при Петре Первом, городок стал знатной речной гаванью. Более того, когда построили «государеву дорогу», соединившую Москву с Петербургом, горожане заделались еще и славными ямщиками.

Про золотное шитье.

Но есть в Торжке еще одно, уникальное, мастерство — золотошвейное. Оно появилось еще в XII веке. По крайней мере, так говорят археологи, изыскавшие древний клад, спрятанный в 1238 году, где были изделия, украшенные узорами с золотыми нитями.

Шитье золотыми и серебряными нитями отличается от обычного вышивания. Используется декоративная нить с содержанием от 5 до 8% драгоценного металла. Такую нить сложно продевать сквозь материю. Чаще всего золотошвеи пользуются старинным способом шитья «в прикреп», когда металлизированная нить просто крепится к ткани поперечными шелковыми или льняными нитями.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Другой ходовой способ шитья — «по карте» — на подкладке из бересты или картона. Вышивают много чего: головные уборы, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, праздничную одежду, предметы церковного обихода.

Золотошвейный промысел в Торжке знавал и расцветы и упадок. В XVII–XVIII веке вышивкой занимались практически в каждом доме. Например, в 1855 году, городские мастерицы не покладая рук вышивали костюмы для царской семьи, мундиры и платья для многочисленной свиты, участвовавшей в ритуале коронации Александра II. К концу XIX века золотошвейный ажиотаж поутих и, чтобы не забывать об уникальном ремесле, была открыта золотошвейная мастерская, а в 1911 году при ней создали музей, куда поместили образцы старинных вышивок. В советское время золотошвейная артель сохранялась — она вышивала военные знаки отличия и всевозможные элементы государственной символики. В частности, в Торжке родились костюмы к историческим фильмам — «Анна Каренина», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Война и мир»….

Сегодня древними рукодельными традициями владеет фабрика «Торжокские золотошвеи». Фабрика имеет Музей золотого шитья, а также магазин. Есть на что посмотреть.

Вот панно «Плодородие». Здесь женская фигура изображается как дерево с листьями, цветами и плодами — мол, символ жизни и продолжения рода.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Панно «Земля Новоторжская» вышивалось в 2015 году, к фестивалю Ганзейские дни. В центре панно — топографический план города XIX века с архитектурными достопримечательностями. Вверху герб Торжка с летящими голубями. Золотые голуби символизируют богатство города, а серебряные — гостеприимство. Есть еще красные ленточки на шеях голубей — они напоминают о многострадальной истории Торжка. По периметру панно вышиты сцены из жизни новоторов.

На панно «Нило-Столобенская Пустынь» вышит православный мужской монастырь, стоящий на острове Столобном, и фигура преподобного Нила.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Панно «Путешествие из Москвы в Петербург» рассказывает о поездке Александра Сергеевича Пушкина из Москвы в Петербург в карете через Торжок. Здесь поэт бывал проездом более 20 раз. На панно Пушкин путешествует в окружении героев собственных сказок. Очень похожее панно было подарено Владимиру Путину. Отличие лишь в том, что Пушкин едет в направлении — из Петербурга в Москву.

Панно «В семье единой» посвящено 60-летию образования СССР.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Среди музейных экспонатов есть мастерски выполненная вышивка — «Портрет Сталина» — с нетривиальной историей.

Из путеводителя:

Эта уникальная вышивка — подарок экскурсантки Радченко Ольги Петровны из Санкт-Петербурга. Она привезла в музей вышитый портрет Сталина и рассказала его историю.

Автор этой работы — родственница её мужа Радченко Раиса Терентьевна, окончившая институт благородных девиц. В Торжке она научилась профессионально вышивать, а затем вернулась на родину. Пережила Великую Отечественную войну и блокаду Ленинграда.

Предположительно в 1949 году, к 70-летию вождя, без заказа и особого на то разрешения, она вышила этот портрет. В то время подобное своеволие могло повлечь за собой серьёзные проблемы для всей семьи вышивальщицы. Были ещё некоторые моменты, усугубляющие ситуацию. На портрете у Сталина прямой взгляд — под любым углом будет казаться, что он смотрит прямо в глаза. Этот приём обычно используют при написании икон. Кроме того, если присмотреться внимательнее, то вокруг головы вождя можно разглядеть чуть заметный нимб. Если учесть время создание портрета, становится понятно, почему эту работу хранили в семье тайно, передавая из поколения в поколение, и не показывая посторонним.

Прожила Раиса Терентьевна 104 года. Она лично знала Сталина, её муж служил в КГБ. За всю жизнь они так и не решились обнародовать эту работу. Поэтому, спустя время, семья приняла решение подарить этот уникальный портрет музею золотного шитья в Торжке, потому как, именно здесь Раиса Терентьевна делала свои первые шаги в искусстве золотной вышивки.

В магазине можно купить сумки, кошельки, перчатки, вышитую одежду… Всего не перечислить, проще зайти на сайт с интернет-магазином — за покупками-подарками даже ездить не надо. В Торжке имеется еще «Музей Пояса». В нем хранится один-единственный экспонат — 12-ти метровый вышитый пояс. Красивый.

В конце декабря 2019 года музей «Торжокские золотошвеи» открылся после реконструкции в обновленной форме. В сегодняшние непростые времена, в рамках акции #лучшедома, музей можно посетить онлайн по ссылке

В продолжение пушкинской темы — в городе есть музей А. С. Пушкина.

Экспозиция посвящена разъездам А. С. Пушкина между Петербургом и Москвой, а также истории старинного почтового тракта, по которому он ездил. К сожалению, время работы музея не совпало с нашим графиком.

Мы лишь прогулялись по музейному дворику и запечатлели вывеску с картой пушкинских мест Тверской обрасти — «Пушкинское кольцо Верхневолжья». Думаю, что предлагаемые маршруты можно будет взять на вооружение при планировании будущих поездок.

И опять Пушкин:

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай,

(именно котлет)

И отправься налегке…

(Из письма-путеводителя, написанного другу С. А. Соболевскому)

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Попробовать знаменитых котлет, которые когда-то готовила Дарья Пожарская, можно во многих общепитовских заведениях Торжка.

В этом кафе мы не были – картинка приведена только для иллюстрации.

Вечером мы не стали выискивать, где бы поужинать, а прямиком направились в ресторан при забронированном отеле. Там мы и заказали те самые котлеты. Не знаю, насколько был соблюден оригинальный рецепт, но ужин нам понравился.

По берегам Тверцы.

Торжок вытянулся вдоль Тверцы — левого притока Волги. Как и в других старинных городках, река в Торжке является и исторической первоосновой, и эпицентром городской жизни. Мы прогулялись по обоим берегам.

Житель города кот.

Деревянные церкви у меня ассоциируются с Русским Севером и с этнографическими музеями, бережно сохраняющими старинные постройки, свезенные с разных мест. А вот Старо-Вознесенская церковь XVII века в Торжке стоит на своем исконном месте. Сейчас, в весеннюю пору, этот деревянный шедевр очень душевно смотрится на фоне цветущих вишен. Храм высотой 34 метра построен в 1653 году. Благодаря стародавнему консервирующему составу, церковь неплохо сохранилась. Говорят, что в храме есть несколько росписей XVIII века, но попасть туда можно только во время богослужений.

В одном из красивейших мест, на высоком берегу, раскинулся Борисоглебский монастырь, новоторжская святыня.

Днем его купола отражаются в водах Тверцы.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Монастырь был основан около 1038 г. одним из первых проповедников христианства на Руси, преподобным Ефремом Новоторжским.

Памятник Ефрему Новоторжскому. Голуби, парящие над памятником те самые, что изображены на гербе города.

Борисоглебскому монастырю за его тысячелетнюю историю изрядно перепало: то пожары, то междоусобные войны, то набеги монголо-татар, а то нашествие литовцев да поляков. В советское время здесь была пересыльная тюрьма, а затем лечебно-трудовой профилакторий. Теперь монастырь вернулся к Русской православной церкви.

Современный центральный собор монастыря, Борисоглебский, был возведен на месте первого каменного храма.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Автором проекта был местный уроженец Николай Александрович Львов, а первый камень в основание будущего храма собственноручно заложила императрица Екатерина II в. 1785 году.

Однако в монастыре сохранились более древние постройки, например, Введенская церковь, построенная аж в 1620 году.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Неподалеку стоит Свечная башня — в ней имелась библиотека и, говорят, что Карамзин собирал здесь материал для «Истории государства Российского».

Еще одно видное строение на территории комплекса — колокольня, она же надвратная церковь (1804 г.), спроектированная тем же Николаем Львовым. Наверху открыта смотровая площадка. Плата за вход небольшая. Поднимитесь, не пожалеете. Это, пожалуй, самое высокое сооружение в городе — высота со шпилем более 50 метров.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Сверху видно всё, включая дивные виды на реку, монастырь, окрестные улицы, да и весь город.

Михайло-Архангельский церковь (Благовещенская) 1742-1850 гг. Церковь была отлучена от православия в период с 1936 по 1946 год, когда здесь располагалась пекарня и склад. Но затем службы возобновились и до 1995 г. Благовещенская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.
Справа, за мостом видны купола Воскресенского девичьего монастыря, основанного в XVI веке. Нынешний архитектурный ансамбль монастыря создан в XVIII - XIX вв. При монастыре был приют и школа для девочек из бедных семей и сирот. Послушницы занимались рукодельными промыслами. Именно здесь появились первые мастерские по золотному шитью. В 1931 году монастырь был закрыт.

Когда-то в Торжке, на холме, был Кремль, но до наших дней дожили лишь оборонительные валы, да и то частично. Сейчас на кремлевском холме работает этнографический музей. Здесь же проходят городские фестивали и праздники.

Спасо-Преображенский собор (1822 г.), архитектор Карл Росси.
Входоиерусалимская церковь (1842 г.), архитектор И.Ф. Львов
Спасо-Преображенский собор (1822 г.), архитектор Карл Росси. Входоиерусалимская церковь (1842 г.), архитектор И.Ф. Львов

В пределах города, его левобережная и правобережная части связываются двумя мостами — автомобильным и пешеходным. Конечно, есть у мостов и другая привилегия — с них можно любоваться прекрасными видами реки и города.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Рядом с пешеходным мостом стоит Крестовоздвиженская ротонда-часовня, построенная по проекту Н. А. Львова в 1814 году. Согласно городской легенде, внутри часовни находился колодец с родниковой водой.

В 2004 году у часовни был открыт памятник Николаю Александровичу Львову (1753–1803). Он родился в селе Никольское, что в 18 км от Торжка. Но город и окрестности благодарны этому выдающемуся зодчему за множество замечательных местных построек. Львовское наследие есть и в других городах, и даже в обеих столицах. Львов был талантлив не только в архитектуре. Его помнят как инженера, историка, музыканта, поэта. Николай Александрович был собирателем народных песен. А еще он открыл месторождение каменного угля на Валдайской возвышенности. И этот список можно продолжать…

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Когда-то, на одном туристическом сайте, я узнала про удивительный Валунный мост работы Львова в усадьбе Василёво, что неподалеку от Торжка. И захотела его увидеть. Собственно этот мост и музей деревянного зодчества в Василёво и был основной целью нашей майской поездки по Тверской области.

После похода по городу, мы переночевали в отеле Торжок. Приведу мой отзыв на Букинге: Рекомендую для остановки по пути или для знакомства с городом и окрестностями.Прекрасный новый отель в центре города. До всех достопримечательностей легко добраться. В комплексе с отелем работает ресторан, вечером можно поужинать, попробовать местный специалитет — пожарские котлеты. Готовят хорошо, утром там подают завтрак — шведский стол. Наш номер располагался на мансарде, под крышей. В мае было комфортно, но нет кондиционера, и непонятно как там будет летом, в жаркое время.

А утром мы попрощались с отелем и отправились изучать окрестности.

Василёво и Прутня.

От центра Торжка до архитектурно-этнографического парка-музея «Василёво» около 8 километров.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Это бывшее поместье дальних родственников архитектора Николая Львова. От самой усадьбы сохранились двухэтажный флигель-оранжерея и мост.

Пяти-арочный валунный мост называют «каменной симфонией». Огромные валуны удерживаются вместе только под действием собственного веса.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

В старину по этому мосту проходила дорога из Торжка.

А еще этот мост называют «Чёртов мост». Говорят, что в старых путеводителях упоминался «Чёртов остров» на ручье, а позднее термин перекочевал на сам мост через этот ручей. Центральная арка моста служила для пропуска водного потока, а в других арках располагались вольеры для водоплавающих птиц.

В 1976–77 годах из различных мест Тверской области в Василёво были перевезены интересные деревянные сооружения: старинные храмы, жилые дома и хозяйственные постройки XVIII–XIX веков.

У ручья Здоровей, где живут новоторы
Валунный камень с крестами XVI века.

Музей привольно раскинулся на большой холмистой территории. Маршрутные тропинки проложены по приятным полянкам и опушкам, от одной старинной постройки к другой, с видом на изящные осиновые главки часовен и резные наличники патриархальных деревенских домов.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Можно просто бродить по ухоженному лесу или наблюдать за спокойным течением Тверцы.

После Василёво мы отправились в деревню Прутня. Эту точка маршрута возникла спонтанно, благодаря указателю «Прутня — 2 км» на выезде из Василёво. На машине, 2 км — это не расстояние. Поехали и не пожалели.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Погост Прутня — одно из древнейших поселений, известное с 10 века. Здесь Тверца пересекалась с сухопутной дорогой из Торжка в Новгород и Санкт-Петербург.

На погосте Прутня находится могила А. П. Керн.

Той самой Керн, которой Пушкин посвятил щемящие ностальгические строки «Я помню чудное мгновенье…». Похоронили Керн в Прутне рядом с церковью Воскресения Христова.

У ручья Здоровей, где живут новоторы

Другие фотографии из этой поездки можно посмотреть в альбоме Зелёный фейерверк мая.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия