Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:38
Мы будем путешествовать!

Ментон, Эз, Рокебрюн — Кап-Мартен — Франция Сентябрь 2019

Это был совершенно волшебный день в череде не менее волшебной недели (точнее — восьми дней) на Лазурном Берегу. Наша база была в Каннах, а оттуда мы совершали вылазки выезды вдоль побережья и немного вглубь Прованса.

Сегодня нас ждали три сказочно-нереальных городка, которых и городками трудно назвать — райские деревни.

Начали с самого крупного — аж 30 тысяч жителей, и самого дальнего от нашего места проживания — с Ментона, который расположен на самой границе с Италией. Даже в языке местных жителей (а у них свой диалект «провансаль — нисар») явно звучит лигурийский диалект. Из Ментона в Италию можно сходить пешком. Это самый теплый и солнечный курорт Лазурного Берега, в городке 316 солнечных дней в году! Видимо, именно поэтому, в Ментоне самый высокий возраст жителей — сюда стекаются богатые пенсионеры. Их можно понять. А называются местные жители — ментонаски.

Три райских места за один день

Ментон (кстати, можно — Ментона) долгие годы относился вовсе не к Франции, а к Княжеству Монако. С 1848 года до 1860 они были, по сути, «ничьи», а в 1860 жители сами высказались за присоединение к Франции. Интересно, сейчас сожалеют об этом?

И, как только он стал французским, сюда рванули англичане. Доктор Джеймс Беннет написал трактат о пользе местного климата для больных туберкулезом.

Тогда же, в 19 веке, Ментон полюбился российским отдыхающим. Именно здесь, «в апельсиново-пальмово-синей» Ментоне был написан «Дар» Владимиром Набоковым, а Александр Грин замыслил «Алые паруса». Что ж, глядя на море, можно представить себе девушку на берегу… сейчас, все больше, такие Ассоли:

Три райских места за один день

Девиз города звучит так: «Мой город-сад» — «Ma ville est un Jardin». Интересно, только я при этих словах вспоминаю Маяковского? Его: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…« — это о моем Новокузнецке, у нас это надпись огромными буквами была выбита на одной из главных площадей. Ну, Новокузнецк трудно назвать садом, а вот Ментон — по Французской шкале «Цветочности» (такая, действительно, есть) имеет высший балл! А, помимо цветов, Ментон славится цитрусами — собственно, это главное, чем он славится. По легенде, Ева сорвала лимон в райском саду, и закопала его там, где позже возник город Ментон. Каждый год в Ментоне проходит фестиваль цитрусовых, о нем можно отдельный рассказ писать.

Мы запарковались на центральной улице — набережной Наполеона Третьего, которая пересекает весь город, отделяя его от моря, возле музея Жана Кокто. Это был уникальный человек — писатель, художник, кинорежиссер, драматург, поэт. Любитель кошек, мужчин и опиума. Он говорил про опиум, что «опиум не переносит халтурщиков и нетерпеливых». Про кошек: «Я люблю кошек больше, чем собак, хотя бы потому, что не бывает полицейских котов». Про его любимых мужчин написана не одна книга, но самая большая любовь всей его жизни был, несомненно, Жан Марэ. Изначально музей Кокто был в здании Бастиона — о нем чуть позже, но недавно было построено новое здание — совершенно сюрреалистичное, по проекту итальянского архитектора Руди Рикотти.

Три райских места за один день

И мы начинаем подъем к Базилике, узкими улочками Старого города. Вариантов подъема два, оба отмечены стрелочками. Интересно чередуются краски моря, неба и старинных домов — от пастельно акварельного до нереально яркого.

Не удивительно, что среди городов — побратимов Ментона есть Сочи, Монтре, Баден-Баден, Намюр, Лагуна-Бич, Напфлион, Валенсия. Не Магадан и Норильск.

Примерно на середине подъема — отличная смотровая площадка, вторая — на площади перед Базиликой:

Три райских места за один день

И вот мы у цели — на площади перед собором Святого Михаила с барочным фасадом. Храм заложили в начале 17 века, по указанию епископа Шпинола фон Винтимилия, но случились финансовые проблемы (случалось у них когда-то) и стройка началась лишь к середине века. Церковь известна своим внутренним убранством, но сколько лет езжу — ни разу не сделала фотографии, там то свадьба, то крестины, то похороны — весь цикл… А еще в нем проходят фестивали камерной музыки. На фасаде три скульптуры — Святой Михаил, Святой Рох (к нему можно обращаться по поводу окончания пандемии — он от чумы защищает) и Святой Мориц. В 1999 году Папа Римский Иоанн Павел Второй объявил церковь базиликой. К церкви примыкает башня — Кампанила, начала 18 века.

В нескольких ступенях от церкви — Часовня «Кающихся в белом». Ее фасад с фризами и лепниной из белого и абрикосового мрамора смотрится очень нарядно.

Площадь перед обеими церквями называется Площадь Паперти Сен Мишель. Двор выложен выпуклой каменной мозаикой, на нем не только орнаменты, но и герб Гримальди. Представитель именно этой семьи в 1675 году открывал храм — это был принц Людвиг Первый. Если походить здесь босиком — получается отличный массаж стоп.

Три райских места за один день

Не люблю ходить в обе стороны одной и той же дорогой, поэтому мы делаем круг, и возвращаемся в город вторым путем.

Интересно, я езжу сюда ежегодно, и все равно, как истинная «туристка», зависаю перед витринами. Постоянно хочется что-нибудь приобрести, вспоминаю шутку перестроечных времен какой-то КВН-овской команды: «Выйти на мировой рынок и что-нибудь там купить».

Три райских места за один день

От покупки лимонных ликера, мыла и джема удержаться невозможно.

Для любителей — есть и рынок старья антикварных вещей. Говорят, там можно найти интересные вещицы, но меня такие рынки утомляют, я их не люблю.

Три райских места за один день

А на главной административной площади Ментона даже взрослые катаются на карусели и едят мороженое. Здесь же расположена Ратуша, Зал Бракосочетаний в которой оформлен все тем же Жаном Кокто.

Пора ехать дальше (точнее — ближе, мы начали с самой дальней от Канн точки — на сегодняшний день). По пути к парковке выходим к Бастиону 16 века, построенному князьями Монако — музею Жана Кокто, созданному самим автором. Помимо картин, рисунков, гобеленов, керамики, фотографий, стихов, и ковров, выделяется необычная серия, «Возлюбленные», это портреты любовников Кокто.

Жан Кокто стал последним Великим Магистром «Приората Сиона». Он является автором знаменитой «Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (эскиза к ней).

Три райских места за один день

Купаться мы не останемся, хотя на пляже полно людей. Фото без отдыхающих — утро. Пляжи каменистые, за редким исключением — с привозным песком. Да и прямо возле дороги — для меня — сомнительное удовольствие.

В слайд-шоу двух следующих деревень я оспользовала фото из двух разных поездок, очень хотелось показать разные цвета неба и моря. Там, где кактусы замотаны — январь, остальные — сентябрь.

Отправляемся дальше, и следующая наша остановка — Крепость Рокбрюн. Мы предполагаем, что остановимся только для фотопаузы, на смотровой площадке, а в деревню не поедем.

Рокбрюн переводится, как «каменное гнездо» — действительно, похоже. Построили его в 8 веке, для защиты от сарацин. а в 10 веке был построен замок на высокой скале, графом Вентимилья. На сегодняшний день — это одна из немногих построек Каролингской эпохи. Через 300 лет крепость укрепили — достроили башню со стенами толщиной в 3 метра. И в течении семи веков он перестраивался своими хозяевами — Гримальди — бесконечно. Владелец, приобретший замок в 20 веке, англичанин Уильям Интрем, еще раз модернизировал постройку — добавил башню. Крепость нависает над морем, находясь на скале, на 250 метров выше самой деревни. Ну, и виды соответственно прекрасные — с одной стороны Монако, с другой — мыс Кап Мартин.

Три райских места за один день

На смотровой площадке два ресторана, один из которых прилеплен к крепости — рядом скульптура, с которой фотографируются все, проявляя «фантазию», пытаясь ее повторить. У меня не очень получилось…

Дворики совершенно игрушечные, как будто здесь живут гномики из сказки.

Три райских места за один день

В одном из ресторанов проходила свадьба, представленные автомобили порадовали — от ретро до супер современных.

Порадовали горшочки с цветами — в чем не откажешь французам — в умении декорировать. Эстеты!

Три райских места за один день

Самый идеальный вариант прогулки — спускаться вниз, в деревню, пешком. Как-то раз я это проделала, но не в эту поездку. Сама крепость лучше всего тоже видна с этой, спускающейся вниз тропинки. Стены крепости совершенно непробиваемы, их толщина 2–4 метра.

Когда спускаешься пешком, отличные виды открываются и вниз, и наверх — на гору Анжель. Занимает этот спуск около часа.

Три райских места за один день

Не удержалась, и мы подъехали в деревне Рокбрюн Вилладж к несколько тысячелетней Оливе, которая, тем не менее — ежегодно, плодоносит.

Нам пора ехать в третью, последнюю точку из нашего сегодняшнего плана — в городок Эз, в котором пребывают в абсолютном раю 2600 жителей. Эз присоединился к франции в 1860 году, голосовало 133 человека — единогласно!

Возле туристического бюро, на площади Шарля де Голля, есть удобная большая парковка, откуда мы и начинаем подъем в рай город, проходя мимо местной Мэрии «Тропой философов». Именно здесь, гуляя по этой тропинке, Ницше придумывал свой фундаментальный труд «Так говорил Заратустра». Что интересно, это мы знаем это произведение под таким названием, а сам Ницше называл его «Пятое Евангелие». Скромно и со вкусом.

Три райских места за один день

С площадки перед входом в деревню открываются виды на двор пятизвездочного отеля, мимо которого мы прошли во время подъема. По всему двору расставлены скульптурки зверей.

В Средневековье, вход в деревню состоял из подъемного моста и целой анфилады ворот, хотя, как мне кажется, само расположение деревни таково, что сюда никакие завоеватели не вскарабкались бы!

Три райских места за один день

Герб Эза, находящийся возле входа в деревню, Птица — Феникс, сидящая на кости. Вокруг птицы — листья инжира. Герб установлен на тибличке из отполированной до блеска лавы. Девиз на гербе гласит: «Умирая, возраждаюсь». Рядом — изображение Богини Изиды, которая, предположительно и дала название городу.

Весь городок устремлен вверх. По какой бы улице вы не пошли — заблудиться невозможно. Бесконечные арочки, ступеньки, дворики.

Три райских места за один день

Мы выходим к местной церкви Нотр Дам-де л, Асомьсьон — Вознесения Богоматери. Она была построена в конце 18 века, в Просвещенную Эпоху. При этом внутри — настоящее барокко. Церковь зального типа — однонефная, в ней смешаны христианские символы с египетскими мотивами (18 раз Бог представлен в виде Солнца). При церкви кладбище, на нем есть интересная могила французского юмориста Франси Бланша, на могиле надпись: «Дайте поспать, я для того и жил…»

По этим улочкам можно бродить бесконечно, не боясь заблудиться — по всему городку установлены стрелки-указатели к главным достопримечательностям.

Три райских места за один день

А самая главная достопримечательность деревни Эз — это «Сад Суккулентов», обустроенный в «Шато Эза». Замок был построен во 12 веке, но многократно перестраивался.

Подробный отчет о парке кактусов здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/ze/parks/30451/responses/6204

В слайд-шоу фото, которые остались от отзыва, не вошли туда:

Три райских места за один день

Я вообще очень люблю кактусы, а уж цветущие — промто обожаю. Для меня это растение — символ воли к жизни — растет в местах, непригодных к жизни, без воды. За многие годы их листья превратились в шипы, которые впитывают влагу, которая содержится в воздухе. Его корень крепит его к грунту, а боковые корешки собирают влагу с поверхности земли, скапливающуся по ночам. Уникальное растение.

Виды оттуда бесподобные, здесь тоже только те, которые не вошли в отзыв: