Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 13 января 16:41

Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Альпендорф, Ваграйн , Флахау — Австрия Февраль 2020
24 28

После осенне-зимнего периода, проведенного в теплой Азии, судьба, слегка подправленная собственными руками, направляет меня в Альпы.

Каждый год, в конце января — начале февраля мы со взрослым сыном ездим кататься на лыжах. Многие горнолыжники, прикатавшись к одному месту, где их все устраивает, потом туда постоянно и ездят. Но мы не такие, каждый раз выбираемся в новое место. Хотя тенденция к успокоению просматривается — последние несколько лет катаемся в одной и той же стране, это Австрия. Но уж внутри Австрии не отказываем себе в постоянной перемене мест. Почему Австрия? На мой взгляд, это оптимальный выбор. Во-первых, это Альпы, а лучше Альп могут быть только Альпы. Да, Кавказ неплох, есть хорошие места в Восточной Европе, но совокупность всех факторов все же делает Альпы номером 1. Во-вторых, в Австрии в ходу немецкая собранность, педантичность и продуманность. Трассы, подъемники, кафе на склонах, четкая система указателей, все работает как часы. Возможно, в Германии «немецкая» характеристика курортов тоже на высоте, но, по сути, там всего один горнолыжный регион — Гармиш Партенкирхен, однако, близость к Мюнхену (а значит, толпы народа), низкое расположение и сравнительно небольшой ареал катания делают его менее привлекательным для нас. В-третьих, соотношение цена/качество в Австрии, как мне кажется, несколько лучше, чем в других альпийских странах. Мы несколько раз порывались поехать во Францию, но всё стопорилось на этапе выбора жилья. Либо дорогие отели, либо странноватые апарты без завтраков и сауны. А сауна, надо сказать, необходимое наше требование к отелю. Я давно заметил, насколько быстро проходит крепатура первых дней катания, если каждый вечер хорошенько пропариться. В Италии мы катались в Доломитах, все отлично, очень красиво и почти безупречно, но Австрия на пару процентов милее — чуть ниже цены, чуть ближе перелет, чуть лучше инфраструктура. Есть еще Швейцария, но там, увы, дороговато. В некотором смысле к Альпам можно отнести Словению, красивая, нет, ослепительно прекрасная страна, но она проигрывает по горнолыжным возможностям, да и уже катались мы там.

Итак, Австрия. Мы откатали в Майрхофене, Хинтертуксе, Ишгле, Заальбахе, Хинтерглемме, Зёльдене и в Обергурглях. Остается еще очень много достойных мест, но у каждого из оставшихся есть свои, НО: либо дороговато (Лех, Кицбюэль, Бад Гаштайн и др.), либо небольшой километраж трасс (Цель-ам-Зее, Капрун и пр.), либо неудобство трасс для сноубордистов (Санкт Антон), ведь я лыжник, а сын — сноубордист. Как-то летом в общении с нашими чешскими друзьями услышал про новое для себя место — Флахау, они ездят туда чуть ли не постоянно, очень нравится. Погрузился в изучении и удивился, что раньше мы его даже не рассматривали. Регион катания весьма обширен, скипасс действует на огромную зону под названием Ски Амаде, включающую курорты, до которых 50–70 км. У нас будет в аренде машина на весь срок, почему бы и не съездить в соседний Шладминг или даже в Бад Гаштайн? А бонусом — здесь находится один из лучших в Австрии термальных комплексов — термы Амаде. Единственным минусом можно назвать сравнительно низкое расположение, верхняя точка подъемников — 1980 м. Это грозит малым количеством снега в теплую зиму или в период ближе к концу зимы. Но мы едем в начале февраля, можно надеяться, что снег будет. Так что остановились на Флахау.

Раньше мы ездили через туроператора, но с прошлого года перешли на самостоятельный режим. Особенности такого режима в горнолыжном секторе отличаются от пляжных и иных путешествий тем, что отель надо бронировать очень и очень заранее. Уже в ноябре может быть поздно, лучше всего это делать в сентябре или раньше. Мы бронировали в начале октября, и то ощущали себя уцепившимися за последний вагон. Дело в том, что отели распродают номера туркомпаниям блоками, стандартный период — с субботы по субботу. В большинстве отелей просто невозможно забронировать место на нестандартное количество дней. А самостоятельная поездка хороша еще и тем, что можно приезжать с субботы по воскресенье, т. е. добавлять еще один день катания. Вот и приходится планировать всё за 4–5 месяцев до поездки.

С боями продравшись сквозь все трудности, забронировали неплохой отель рядом с главным подъемником, с сауной и завтраками. Купили билеты до Мюнхена, забронировали авто и начали ждать. Вернее, ждал лишь сын, мы же с женой отправились в Азию. Почти три азиатских месяца пролетели со скоростью реактивного самолета, вернулись в Москву 3 февраля и я приступил к подготовке к катанию, выезд через 5 дней. Помимо сбора в кучу всех горнолыжных вещей, необходима еще небольшая тренировка, я делаю приседания с целью подготовить ноги, именно на них ложится основная нагрузка при катании. Если ехать без предварительного прогона крепатуры (обычно она наступает на третий день после начала тренировок и держится дня три), то активную ее фазу придется поймать там, а кататься с болью в мышцах не очень приятно. Сауна помогает, однако, на сауну надейся, но и сам не плошай.

Своих лыж, ботинок и сноуборда у нас нет, это сознательная политика. Да, иметь свое дешевле и… и все, на этом плюсы кончаются, разве что можно утверждать, что свои ботинки гигиеничнее прокатных. Но на это я бы возразил тем, что подобрать «свои» ботинки — задача непростая, примерка при покупке иногда может дать ошибочное впечатление, что все отлично, а на склоне окажется, что спустя час давят тут или там. Когда берешь ботинки в аренду, выявленное неудобство решается быстрой заменой, то же и с лыжами, и со сноубордом, проходили. А уж какой огромный плюс — не возить все это с собой, не ждать багажа, не сталкиваться с тем, что выданная в прокат машина оказалась тесновата для всего этого такелажа. И т. д. и т. п. Но в этом вопросе единого подхода быть не может, кому как нравится.

И вот мы в Мюнхене. Идем в прокатную контору и там сталкиваемся с неожиданной проблемой. Машину бронировал один из нас, а рулить будет другой, непроницаемая тетушка за стойкой решительно отвергла такую возможность (главная преграда — страховка). ОК, давайте переиграем, говорим мы, права есть у обоих, пластиковые карты тоже, как нужно, так и сделаем. — Нет, отвечает фрау, — была ведь небольшая предоплата, она с одной карты, а водитель уже вписан другой. Короче, мы полчаса пытались как-то разрулить ситуацию, даже новую аренду сделать (можно, но цена у нее получалась 400 евро, против 150 прежних). Я зашел в интерет, стал искать новые предложения. Да, цена выросла, но в соседнем агентстве предлагалась машина за 200, ее мы в итоге и взяли, потеряв проплаченный в первом пункте задаток (что-то в районе 15 евро). Фрау отнеслась к процессу с полнейшим равнодушием. В итоге машина нам обошлась в 215 евро вместо ранее рассчитанных 150. Автомобильчик оказался маленьким Mitsubishi, уже и не помню модель, ранее про такую даже не слышал. Ну да ладно, едем в наш Флахау. Дорога большей частью знакома, можно ехать по максимуму, для этой машинки выше 150 уже не очень комфортно. Прибыли в темноте, парковка прямо у входа, вселились, успели поужинать в отельном ресторане. Наутро, щелкнув с балкона пейзаж, отправляемся в Интерспорт, пункт прямо рядом с подъемником.

Вид с балкона:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Фотоаппарат я с собой в поездку решил не брать, внизу снимать почти нечего, а в горах с ним неудобно, так что все снимки смартфоном.

В этих местах родился один из самых титулованных горнолыжников мира — Херман Майер, получивший прозвище Херминатор. И хоть место его рождения не сам городок Флахау, а соседний Альтенмаркт, именно во Флахау он впервые встал на лыжи, учился первым спортивным премудростям тоже здесь. Одна из здешних трасс носит его имя, есть во Флахау лыжная школа Хермана Майера, а неподалеку от главного подъемника Флахау ему стоит такой вот «памятник» (деревянный), вдали видны воздушные шары:

2
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

В пункте проката, а потом и на подъемниках столкнулись с непредвиденностью — ошарашивающе огромные толпы людей. На спусках народу не больше чем в других местах Альп, даже порой заметно меньше, но на первом и ключевых подъемниках на горе просто столпотворение. Я вечером полез гуглить, выяснилось, что приехали мы ровно на неделю школьных каникул. Вот же повезло… И чего я ранее не изучил этот вопрос?.. Ранее мы ездили либо в последнюю неделю января, либо в первую неделю февраля, на этот раз была вторая неделя февраля, а сравнительная близость крупного города — Зальцбурга — усугубляла проблему. Еще отягощающим фактором служило то, что спуск к главному подъемнику очень хорош, поэтому многие лыжники катаются почти только здесь, увеличивая нагрузку на главный подъемник. А первый день катания был еще и воскресеньем, что добавило количество приезжих.

Очередь в первый день:

1
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора
2
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Раскусив причину этих очередей, мы впоследствии уезжали подальше, там прекрасных спусков предостаточно. Впрочем, с понедельника людей везде стало поменьше. На склонах есть еще пара ключевых подъемников, которые не миновать при перемещении с одной зоны катания в другую, там тоже собирались очереди. Но те очереди были не больше аналогичных в других альпийских местах, минут на 5 максимум, а чаще всего в пределах одной минуты.

Склоны для начинающих и ленивых лыжников:

2
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Один из подъемников:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора
4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

На вершине в зоне Флахау:

Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Из Флахау к соседнему Ваграйну ведет трасса Летающий Моцарт с одноименным подъемником гондольного типа. Увы, подъемник староват, гондолы тесные и не очень удобные. В планах развития указано, что к концу 2020 года всё будет обновлено.

Летающий Моцарт и вид на Ваграйн:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Ранее Флахау и Ваграйн были отдельными регионами катания, связанными только ски-бусами, но не так давно появилась связующая канатная дорога G-Link, идущая с середины Летающего Моцарта до одного из склонов Ваграйна. В эту гондолу вмещается 130 человек.

Станция G-Link на Летающем Моцарте:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Ваграйн, вид из гондолы:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Гондола G-Link, взгляд со стороны склонов Ваграйна, сам Ваграйн справа внизу:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Трасса Летающий Моцарт очень хороша для спокойного катания — широкая, в меру крутая, окруженная прекрасными пейзажами. При желании на ней можно и хорошо разогнаться. Если подняться в зоне Флахау на самую высшую точку, то с нее можно без остановок съехать на начало Летающего Моцарта, вместе это будет очень длинный спуск, по памяти — около 10 км. Я разок спустился без остановок, очень увлекательно (в конце рассказа будет пара видео, один просто обзорно-катальный, другой нон-стоп спуск по Летающему Моцарту).

Начало черной трассы, дающей возможность влиться в трассу Летающий Моцарт:

1
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

При желании можно избежать черноты и объехать спуск слева по красной трассе. Из зоны Ваграйна легко по системе склонов-подъемников попасть в следующую зону, потом еще в одну, а там и добраться до конечной, это будут склоны городка Альпендорф.

Одна из вершин в зоне Флахау:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Вид со склонов Ваграйна, в кадре гондола, а также виден практически весь спуск Летающий Моцарт на противоположной стороне:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Один из спусков в Ваграйн:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

А это место уже ближе к Альпендорфу, здесь сходятся несколько достойных трасс:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

И еще в тех же краях:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Просто пейзажик, видно, как горная гряда терпит разрыв в одной из долин:

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Нам больше всего приглянулась черная трасса над зоной Альпендорфа, там было мало людей, объяснение чему — отсутствие кабинного подъемника, только бугель. Но оно окупалось прекрасным безлюдным спуском, на котором не было ни бугров, ни обледенелых участков.

4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

В Альпах облака иногда образуют этакие округлые «оладьи» с четко очерченными краями, которые зависают над вершинами и выглядят на небе как на сильно перередактированных снимках. Попытки их запечатлеть не приводят к нужному результату, глазами воспринимается намного интересней:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

Еще один из склонов:

3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора
3
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора
4
Флахау. Горные лыжи на родине Херминатора

С погодой нам повезло не очень, температура порой поднималась до +12 градусов. Как ни странно, просто тепло само по себе не мешало кататься (кроме того, что в отель добирались насквозь мокрыми), гораздо хуже было, когда пошел дождь. Иногда он превращался в мокрый снег, залепляя маску до состояния полной непрозрачности. Таких дней было два с половиной из семи. Если первый раз мы еще пытались кататься, то в другие 2 дня (они не шли подряд) ездили в еще одно прекрасное здешнее место — Термы Амаде.

Ранее мы бывали в термах Аквадом, что неподалеку от Зельдена. Там потрясающие геометрические формы строения, вписанного в окружающий пейзаж, бесспорно, по этому параметру Аквадом — лучшие термы в Австрии. Но Термы Амаде нам понравились еще больше, особенно своими саунами, их здесь штук 5–6, различных по своему назначению и исполнению. Еще есть турецкая баня, есть парная с кромешным сырым паром. Одна из саун даже имеет влагозащищенные акустические колонки, в другой пол представляет собой большой лоток, заполненный солью, есть сауны с температурой 95, есть 85, есть 75. Банщики раз в полчаса устраивают сеансы различных банных процедур с дразнящими названиями, запомнилась «витаминная бомба» — делают ароматный пар, а в перерыве раздают фрукты. Другая процедура включает в себя раздачу специального бодрящего кожу раствора, при третьей в сауне играет германская духоподъемная музыка, а банщик что-то рассказывает на немецком, не забывая поддавать ароматный пар. Есть купель с ледяной водой. Также можно после парилки просто поваляться в снегу. Имеется бассейн под открытым небом с термальной соленой водой, расположенный непосредственно в зоне саун. Напомню, в Австрии пребывание в саунах разрешено только в голом виде, поэтому термы имеют одну зону для семей и детишек, и другую, изолированную, для посетителей саун. Билет можно купить как только в «детскую» часть, так и в обе части вместе, отдельно в зону саун билетов нет. В общем, не знаю, кому как, но лично я, большой поклонник бань, получал здесь несказанное удовольствие. Особенно, учитывая непогоду и невозможность полноценного катания в эти дни.

Завершаю свой рассказ кратким обзором Флахау. Регион мало известен в России, русских на склонах мы почти не встречали, лишь однажды слышали русскую речь. Много скандинавов, голландцев и англичан, больше всего, естественно, германцев и австрийцев. Есть поляки и чехи.

Если очень коротко охарактеризовать склоны региона Флахау-Ваграйн-Альпендорф, то это прекрасное место для уверенных в своих силах, но избегающих экстрима лыжников и сноубордистов. Здесь мало черных трасс, но они есть, а парочка имеет весьма впечатляющую крутизну. Есть трасса этапа горнолыжного кубка мира. Большинство спусков красные, одни из них по своим параметрам близки к черным, другие к синим. Чисто синих трасс мало, в основном это траверсы и перегоны, есть учебные склоны, также есть пара сноупарков. Внетрассовое катание не очень развито, впрочем, вдали всегда можно видеть любителей целины, гадая при этом, как они попали на те недоступные склоны. Флахау можно отнести к местам, которые с первого знакомства могут не понравиться. Потом, день за днем, здесь нравится все больше и больше. По возвращении вообще не мог вспомнить, почему сначала не понравилось. Видимо, из-за очередей. Но это урок — в следующий раз надо внимательно изучить график школьных каникул перед бронированием конкретных дат. Можно еще упрекнуть Флахау в сравнительно низком расположении, отчего тут теплее, чем нужно. Но это, видимо, не столько вина региона, сколько слишком теплой прошедшей зимы.

В заключение пара видеороликов.

1. Просто катание в разных зонах, для желающих получить представление о возможностях и качестве тамошних трасс.

2. Спуск по трассе Летающий Моцарт (плюс добавочная верхняя трасса) без остановок.

Вот, наверное, и все.

Понимаю специфику горнолыжных отчетов, обычно они интересны лишь тем, кто сам горнолыжник.

Надеюсь, кому-нибудь пригодится.

Комментарии