Турист Евгений и Елена Хотулевы (jonesmsu)

По Грузии на авто

Грузия Октябрь 2018

Впечатления о поездке по Грузии 31 октября — 10 ноября 2018 года

Общая концепция поездки

Мы планировали семейную поездку на 12 дней на осенние каникулы + неделя после. Двое взрослых и трое детей 15, 11 и 2 лет.

От поездки на берег моря после раздумий решили отказаться. Расстояние от Тбилиси до Батуми по дороге более 450 км, что «съело» бы два дня на дорогу. В итоге общая концепция стала такая: первая условная треть времени — в Тбилиси с дневной поездкой по Военно-грузинской дороге, вторая треть на машине в горных районах в центральной части Грузии (Боржоми и окрестности), третья — в Кахетии — винном равнинном регионе в востоку от столицы (Телави, Сигнахи). По большей части дневные программы были уличные, но на случай плохой погоды в какие-то дни наметили примерный План-Б, включавший крытые места, где можно было бы интересно провести время.

У одного из сыновей на поездку попадал день рождения. Поэтому попытались искать баланс между достопримечательностями и развлечениями, не сильно перегружая все длительными переездами.

Так как был маленький ребенок, то все переезды планировали на время сна в середине дня или после 19–00, когда в это время года было уже темно.

Этот обзор мы писали, чтобы спустя какое-то время возвращать впечатления о поездке. Поэтому там немного исторической информации и пересказов путеводителей, которых в огромном количестве можно найти в сети. С другой стороны, много эмоциональных комментариев, которые, конечно же, все очень субъективные.

Схема передвижения по Грузии (ссылка на карту Google)

День 1. Тбилиси. Прибытие

Поселились в апартаментах. Жилой дом рядом с центральной улицей Ш.Руставелли, в 500 метрах от площади свободы и Старого города. Хотя в аэропорту нас встречали с табличкой «Vip panorama», из окон квартиры были видны только соседние дома и немного храм Самеба на другом берегу реки Куры. Списали это на стеб. В остальном апартаменты отличные, с просторной гостиной и 2-мя спальнями, все остались довольны.

После заселения посмотреть обстоятельно ничего уже не успевали, потому что быстро темнело. И мы решили просто прогуляться по ночным окрестностям вдоль Ш.Руставелли и найти кафе для ужина. Прочитали в Трипэдвайзере про Дом хинкали (ссылка на Khinkali House Rustaveli), догуляли до него, но это оказалось шумное место с кучей народа и громкой живой музыкой. Нам с малышом это не очень подходило. Зашли на смотровую площадку с огромным велосипедом, в темноте оттуда вид не очень живописный, но другой берег реки виден.

Угулявшись, «приземлились» в японском ресторане. В целом остались довольны, но сделали вывод, что японская еда в Тбилиси — это экзотика, поэтому цены выше средних, а грузинские представления о японской кухне отличаются от российских.

Ночной проспект Шоты Руставели

День 2. День рождения сына

Это был день рождения среднего сына. Мы заранее спланировали развлекательную программу, которая будет по душе в первую очередь для него. Итак, с утра, порадовав Андрея подарками, мы выдвинулись в сторону горы Мтацминда, где находится развлекательный парк с аттракционами. Пешком от нашего дома до нижней станции фуникулера — 10 минут вверх на гору. Там касса, которая продает пластиковые карточки для подъема на фуникулере. Они же используются для оплаты аттракционов. То есть билетов как таковых нет, а вместо них универсальная пластиковая карта. Положить на карточку можно сколь угодно денег и тратить их на все кроме еды. Прискорбно, что вернуть остаток денег нельзя. И сдать карту, получив небольшой залог, тоже нельзя. Привезли их домой как сувениры. В кассу была довольно большая очередь (минут на 30). Люди рассказывали лайфхак, что эти карточки вроде бы можно купить где-то еще в городе, и тогда стоять в очереди не надо. Поверили, хотя пока стояли, много таких мудрых пескарей как-то не заметили.

Фуникулер стоит 3 лари с человека в одну сторону, а если еще выходить на промежуточной остановке с пантеоном, то еще 3 лари. Из аттракционов мы покатались на колесе обозрения, зашли в какую-то конструкцию с кабинками и страшными декорациями вокруг, а еще посетили контактный зоопарк. Значительная часть этого парка предполагает водные развлечения, которые 31-го октября, в плюс 12 градусов, уже были законсервированы на зиму. Там же, около фуникулера, есть целый ресторанный комплекс с огромной смотровой площадкой и живописной панорамой. Там мы и зависли на обед. Было вкусно, в меню есть и хинкали, и хачапури, и шашлыки.

Вторым пунктом праздничной программы в этот день у нас был кулинарный мастер-класс грузинской кухни. Мы еще в Москве выбрали кулинарную студию «Карамель» (ссылка на страницу FB), связались с Асей, хозяйкой студии, обсудили меню блюд, которые мы хотим научиться готовить, и накануне перевели предоплату для покупки всех необходимых продуктов. Мы выбрали приготовление хинкали, хачапури по-имеретински, грибов с сыром и овощного салата с орехами и сванской солью. Ася оказалась очень приятной хозяйкой, гостеприимной, приветливой, душевной. Со всей обстоятельностью она научила нас грузинским хитростям, накрыла нами же приготовленный праздничный стол, а еще угостила взрослых домашним вином. Ну, а сыну достался еще маленький вкусный тортик, который он стрескал за две минуты, тщательно облизав свечку.

После такого кулинарного удовольствия мы упаковали излишки блюд, еле доехали до дома (4 лари) и улеглись спать.

Виды со смотровой площадки на горе Мтацминда
Колесо обозрения на горе Мтацминда
Колесо обозрения на горе Мтацминда, но по-другому
Тбилисские улочки
Результаты мастер-класса в кулинарной студии «Карамель»

День 3. Мцхета и старый Тбилиси

На этот день мы запланировали две экскурсии: по старому городу и в Мцхету. Еще из Москвы мы нашли экскурсовода, который был согласен организовать вместительную машину с водителем и посвятить нам весь день. В 10 часов утра, позавтракав вчерашними хинкали и хачапури, тронулись в путь.

Экскурсовод Татьяна предложила в первой половине дня поехать в Мцхету — древнюю столицу грузинского царства. Поселение в этом месте существовало еще до нашей эры, с этим местом связаны события по приходу в Грузию христианства в IV веке. В VI веке столица постепенно переехала в Тбилиси, а в VIII веке город был основательно и окончательно разрушен. Сейчас это одно- и двухэтажное село с населением около 10 тыс. человек.

Маршрут — стандартный туристический — храм Джавари на горе с хрестоматийным видом сверху на слияние рек Арагви и Куры и на всю небольшую Мцхету. Потом — собор Светисховели и еще один маленький храм в самой Мцхете. Помимо видов с годы впечатляет также количество реликвий, которые бережно были сохранены в храмах. Но, конечно, этот город стал настолько «туристическим», с длиннющими вереницами сувенирных лавок, кафешек, развалов с чурчхелой и другими местными вкусностями, что было тяжеловато проникнуться величием и исторической значимостью этих мест.

К обеду мы вернулись домой, перекусили сами и дали возможность нашему младшему путешественнику немного поспать. В 16.30 снова встретились с экскурсоводом около нижней станции канатной дороги в парке Рике для прогулки по Старому городу. Для начала мы поднялись по канатке к крепости Нарикала и монументу Мать-Грузия.

Монумент, конечно, на любителя, сделан в духе советского стремления к масштабности и торжественности. Но идею передает. Для тех, кто приходит в Грузию с войной, в одной руке припасен кинжал, а для мирных гостей в другой руке — сосуд с вином. От монумента вниз идет многоступенчатая дорога с шикарными видовыми площадками, откуда можно рассмотреть практически все достопримечательности города: и река, и дворец президента Грузии, и парк Рике, и «Трубы», и Мост мира, и серные бани… Ну и сами живописные крыши старого города с заманчивыми столиками на крыше тоже. Здорово, наверное, летними вечерами потягивать вино, сидя на такой вот крыше в самом сердце Грузии. Периодически останавливаясь для фото, мы спустились по ступенькам в квартал серных бань. Запах около них характерный, не перепутать. И необычные шарообразные куполы, часть которых, как говорят, и Пушкина застали. Рядом Тбилисский каньон с водопадом и небольшой речкой. Над ней эффектный обрыв с нависающими деревянными домиками и типичными для старого города резными балкончиками. Это место нам очень понравилось.

Дальше мы двинулись по улочками Старого города в направлении Моста мира. К тому времени уже почти стемнело, и везде зажглось освещение. Мост с подсветкой смотрится очень эффектно.

Нашей целью было попасть к 19.00 к театру марионеток Резо Габриадзе (ссылка на официальный сайт). Ежедневно там проходит мини-представление, которое пользуется вниманием у туристов. Само здание очень необычное, поизучать его при свете дня интересно. Но специально бежать к представлению, по нашему мнению, не стоит, если только не стоит задача «зачекиниться» и отметиться для галочки; слишком коротенький выход кукол, занимает 3 минуты, и искушенный путешественник может остаться разочарованным.

К этому времени мы уже порядком выдохлись и проголодались, и экскурсовод проводила нас мимо памятников скоморохам и фонарщику вдоль сохранившейся части крепостной стены к площади Свободы. Там мы расстались, и пошли в кафе Вельяминов. Было вкусно и сытно. А еще двое мужчин с соседнего столика настоятельно угощали нас хинкали, пока нам не принесли заказанные блюда. А мы и не отказались.

Храм Джавари рядом с Мцхетой
Вид на храм Джавари из центра Мцхеты
Современная концепция развития Старого Тбилиси – Мост Мира и недостроенный культурный центра («трубы»)
Живописное кафе на одной из крыш в старом городе
Грузинский дворик
Театр марионеток Резо Габриадзе

День 4. Военно-Грузинская дорога

Этот день мы решили посвятить поездке по Военно-грузинской дороге. Это дорога, которая идет от Тбилиси на север к границе с Россией и далее на Владикавказ. На этой дороге находится единственный автомобильный пункт пропуска, и кто въезжает в Грузию на своем авто, попадает как раз туда. Мы поехали с другой стороны.

Утром мы получили к подъезду большую и мощную арендованную машину, погрузили в нее перекус и теплые вещи и направились на выезд из Тбилиси. По пути мы еще планировали заехать на рынок в районе Didube, прикупить фруктов и чурчхелы в дорогу, но категорически не нашли парковки около рынка и решили оставить эту затею, чтобы не тратить ценное время.

Путь наш лежал мимо уже знакомой Мцхеты, и первую остановку мы сделали на озере Базалети. По путеводителю, это горное озеро с красивой легендой про утонувшего в нем и всплывшего потом в колодце быка. Озеро большое и ни разу не туристическое. По факту оно не произвело на нас особого впечатления. Может, потому что горы там не такие уж и высокие, а может из-за мусора и закаканных коровами берегов.

Дальше мы двинулись к замку Анаури на берегу Живаньского водохранилища. Само водохранилище начинается вдоль дороги за 5 км до замка, высокой плотиной в ущелье и выглядит очень эффектно: по бокам осеннее-багровые горы, а внизу бирюзовая вода. В ноябре уровень воды был низкий, а в сезон высокой воды наверное в этом месте еще красивее. Хотя говорят, что последние несколько лет воды стало сильно меньше, и до замка она не доходит. Поэтому живописные фото из путеводителей, видимо, не вполне свежие. Тем не менее, замок нам понравился и своим расположением, и возможностью полазить по территории, и аурой живой истории в нем.

Тут мы срочно захотели есть и остановились через километр в кафешке. Наверное, везде в Грузии умеют отлично готовить хачапури, хинкали и харчо. Да еще и подают внушительными порциями. Например, мы попросили пол-порции хлеба, и нам принесли целую корзинку с верхом нарезаного лаваша.

Через пару десятков километров начинается подъем по серпантину в сторону Гудаури и Арки Дружбы народов. Ущелье, по которому проложена военно-грузинская дорога, располагается вдоль реки Арагви. По пути горы становятся все более высокие и живописные, за склоны цепляются редкие маленькие жилые домики, пасутся коровы и телята. Иногда замечали, как с гор пастухи гонят вниз стада овец. Издалека выглядит, как будто белое облако медленно стекает по склону. Еще одна наша остановка была в селе Пасанаури, где реки Черная и Белая Арагви сливаются вместе. Картина очень необычная: одна река мутная, а другая — с чистой водой — вливаются в единое русло. В месте слияния рек есть небольшая стоянка, где можно запарковаться и погулять-размяться.

Дальше — выше и холоднее. Цифры на термометре автомобиля постепенно сползают с 15 градусов сначала до 5, а потом и к 0. Главный грузинский горнолыжный курорт Гудаури предстал перед нами в свое межсезонье. Туристов смотреть горы и виды уже нет, а снега и желающих кататься на горных лыжах еще нет. О том, что это масштабный горнолыжный курорт, говорит только большое количество многоэтажных гостиниц и кафе. Многие гостиницы перестраиваются, ремонтируются и приводятся в порядок перед зимним наплывом гостей.

После Гудаури рядом с дорогой стоит Арка Дружбы народов со смотровой площадкой, построенная в 1983 году и оформленная З.Церетели. Однако нам не повезло: при температуре около нуля небо было затянуло тяжелыми облаками. В это молоко мы и въехали не доезжая Гудаури. А потом пошел мокрый снег, видимость сократилась максимально, поэтому саму Арку в густом тумане мы чуть не проехали мимо, опознав ее только по пустым торговым лоткам около дороги. Вид с нее, как и саму арку, полностью скрывал густой туман. Так что пришлось принять на веру красочные снимки, на которых в ясную погоду в этом месте красиво и эффектно. Позже дети про арку не вспомнили, но хорошо запомнили, как мы кормили местных собак остатками завернутого обеда. Арка прошла — собаки остались.

Начинало темнеть и подмораживать, и мы поехали обратно. Нам показалось, что обратная дорога намного длиннее. В Тбилиси мы въехали уже после 8 часов вечера, малость утомленные зигзагами на заснеженных горных перевалах на чужом авто на летней резине.

Рефлексируя уже позже впечатления, мы этот день списали в «брак». Забегая вперед, можем сказать, что в сравнении с горами и ущельями в районе Боржоми Военно-грузинская дорога явно проигрывает. Поэтому, ехать в эту сторону имеет смысл, только если направляться смотреть достопримечательности около Степанцминды. Ну, а если в Грузию ехать из России на машине, то проехать по ней придется в любом случае, так как это единственный автомобильный путь.

Берега Живаньского водохранилища
Замок Анаури в сезон отлива
И замок Анаури внутри
Замок Анаури снаружи
Подходы к Арке Дружбы Народов в межсезонье
Арка Дружбы народов

День 5. Сухой мост, блошиный рынок и дорога в Боржоми

На этот день во время детского сна был запланирован переезд в Боржоми с возможным заездом по пути в Гори — историческую родину вождя И. В. Сталина (все-таки в семье два подростка, изучающих в школе историю).

В первой половине дня решили посетить блошиный рынок около Сухого моста. Это оказалась довольно значительных размеров барахолка, причем довольно интересных и часто раритетных вещей времен СССР. Наверное там здорово закупаться коллекционерам и тем, кто решил организовать кафе с советским интерьером. Всевозможные пластинки, телефоны, детские игрушки, много хрусталя и посуды. Есть даже граммофоны. Сухой мост — это также местный вернисаж картин, похожий на московский вернисаж около ЦДХ. Мы встретили очень красивые вещи, которыми можно любоваться. Но покупать что-либо мы целью не ставили.

Далее прогулялись мимо Дома юстиции (он же «дом с грибами» — один из нескольких футуристических архитектурных проектов, преобразивших облик древнего Тбилиси) и по тбилисским дворикам. Перекусив и заглянув в торговый центр в районе Площади свободы, к середине дня мы были готовы стартовать в сторону Боржоми, где у нас предполагалась следующая ночевка. Дорога в этом направлении хорошая, так как это важная транспортная артерия страны. Часть пути — автобан с разрешенной скоростью 110 км, который далее уходит в Боржомское ущелье до самого города.

Ущелье очень живописное: то тут, то там в горах или около дороги видны развалины замков или крепостей. Жаль, что мы ехали уже вечером, в темноте не было возможности их исследовать. То есть мужская часть группы попытала счастья и полезла в сумерках делать селфи на необустроенные развалины. Но стемнело стремительно, и сползать обратно с фонариками было долго и очень небезопасно.

В Боржоми мы заселились уже поздно вечером, в уютную гостиницу «Олд Боржоми». Сам город в это время суток показался нам настолько провинциальным, пустынным и непривлекательным, что мы задумались, не будет ли скучно провести тут целый день, и не стоит ли перепланировать график.

Блошиный рынок в районе Сухого моста
Вернисаж картин рядом с Сухим мостом
По Грузии на авто

День 6. Боржоми, дорога в Ахалцихе

А наутро все поменялось… Выглянуло солнце, осветило прилегающие к Боржоми горы. Мы пошли гулять в сторону городского парка и поняли всю прелесть этого места. От входа в парк в гору можно подняться на канатной дороге, оттуда открывается шикарный вид на весь город. Там мы познакомились с пожилым мужчиной, которого наши сыновья в последствии назвали самым интересным знакомством в Грузии. Он рассказал, как в советские времена был ведущим специалистом по постройке канатных дорог по всему Союзу. Он перечислял города России, в которых запускал канатки, и мы понимали, как слабо знаем собственную страну… Теперь он начальник Боржомской канатной дороги.

С верхней точки можно вернуться в парк пешком по дорожкам, съехать на машинках с водителем или спуститься по канатке обратно. Прогулочная тропа парка вытянула по ущелью вдоль реки Боржомка. Местный бессменный экскурсовод Михаил, который, как рассказал, работает здесь с 1974 года, рассказал про историю целебной воды, про знаменитостей, отдыхавших в этих местах. про мостики, построенные по технологиям Эйфелевой башни и про современное производство Боржоми, которое находится недалеко за холмом.

Сам парк приятен как взрослым, так и детям, для которых здесь и паровозики, и тарзанки, и другие виды развлечений. В конце маршрута, в 3,5 километрах от входа в парк находятся серные источники с теплой водой (37 градусов), в которых можно полежать в любое время года. Туда мы уже не успевали дойти, хотя и захватили с собой плавки и полотенца.

На обратном пути мы вкусно и недорого (как практически в любом кафе в Грузии) покушали, закупились характерными для Боржоми сувенирами (теплые мохеровые шарфы) и тронулись в следующий пункт нашего маршрута — город Ахалцихе.

Стартовали около 16 часов, рассчитывая по пути заехать в дом Романовых, который рекомендовал экскурсовод из парка Боржоми. Дом расположен на территории не то санатория, не то базы отдыха. Фото в сети красивые. Но просто так к нему через территорию не попасть, а надо пробираться хитростями и уловками. Мы проехали въезд на территорию мы с трассы, и коллективно решили время не тратить.

Зато засветло заехали в Зеленый монастырь. Это небольшой очень старый и почитаемый Читахэвский монастырь Святого Георгия, расположенный в 7 километрах за Боржоми. К нему нужно свернуть с дороги и проехать примерно 2 километра вдоль ручья по очень живописному ущелью из сказок про троллей, покрытому плотным лесом и мхами. В сумерках картина из окна машины выглядела очень мистически.

Монастырь — одно из мест, где мы послушали совершенно удивительное пение-многоголосье. Но дорога к монастырю впечатлила больше чем сам монастырь, наверное потому что мы осматривали религиозные достопримечательности без понимания сути и деталей. Если бы время позволяло, то приятно было бы не спеша прогуляться от дороги без коляски и пофотографировать. Экскурсионные группы так и делают.

Путь в Ахалцихе занял около часа. Приехали, как обычно, в темноте, и уже издалека обратили внимание на замок Рабати, который отлично освещается. Наш гостевой дом Light House располагался прямо у его подножья. Мы были приятно удивлены гостеприимством хозяев, которые принесли нам вазу с собственными яблоками и бокалы домашнего вина. Вот никогда в России мы такого не встречали! После этого мы почти сразу улеглись спать.

Боржомская канатная дорога
Речка Боржомка
Железнодорожный вокзал в Боржоми
Развалины древних укреплений на закате дня

День 7. Вардзия

Утром нас ждал обильный и с заботой приготовленный завтрак. И Вардзия, куда мы планировали добраться, несмотря на любую погоду. Вардзия — это огромный скальный город, одна из визитных карточек туристической Грузии.

История места довольно обидная. Давным-давно, чтобы укрываться от нашествий, в туфовой скале был вырублен город с жилыми помещениями, хранилищами, залами для трапез и совещаний. Считается, что основное строительство шло при царице Тамаре. Позже город был передан монахам, которые занимались здесь не только духовной деятельностью, но и писали и переписывали книги. В городе появилась большая библиотека.

Масштаб стройки огромный. Во времена расцвета город насчитывал до 13 этажей и тянулся в скалах больше чем на километр. Был сделан водопровод, по которому вода шла из горного озера, расположенного неподалеку. Но перестарались… В 13 веке случилось землетрясение, и внешняя стена почти всего города, ослабленная тоннелями и пещерами, попросту отвалилась и упала вниз, обнажив внутренние комнаты. В общем нехорошо получилось.

В настоящее время комплекс — это частично музей, а частично действующий мужской монастырь. В него вход для туристов закрыт.

Дорога в скальный город — комфортная, асфальтированная, идет по ущелью вдоль реки Куры (той же что и в Тбилиси), живописных склонов гор с коровами, овцами, развалинами старинных укреплений. По пути мы миновали красиво расположенный замок Хертвиси у слияния рек Куры и Паравани, но побоялись делать там остановку, чтобы не потерять драгоценное время светового дня. После того как проехали перевал, Вардзия, расположенная на отвесной скале, открылась нам с трассы во всей красе.

Конечно же, осмотр города — дело небыстрое. От стоянки можно либо подняться метров 500 к началу маршрута пешком, либо заплатить 4 лари с носа за маршрутку. Мы предпочли второе, и не пожалели. Масштабы даже сохранившейся и открытой для осмотра Вардзии поражают. И ступеньки, ступеньки, ступеньки. Бродить по ним можно полдня.

Когда мы планировали поездку в Вардзию, то нашли мало информации о посещении ее с маленькими детьми. Пускают внутрь всех. Но по факту можем уверенно сказать, что детям лет до 6-ти там делать категорически нечего. Это очень утомительно и довольно опасно. Город состоит из ступенек. Хотя везде есть перила, проходы не всегда удобные, узкие, а иногда очень крутые, с одной стороны прохода часто обрыв, потолки в пещерах низкие, много приходится ходить согнувшись. Вобщем, смотрим фото и представляем, как детям неинтересно, а родителям реальный стресс.

Выбравшись (в прямом смысле) из Вардзии, мы проехали дальше около 2-х километров по дороге до бассейна с серным источником. Это, конечно, удивительное место. Из земли торчит труба, из которой фонтаном с глубины 1,5 километра бьет горячая вода. Рядом на берегу реки стоит ангар, покрытый ржавой крышей. Внутри — небольшой бассейн, температура в котором 37 градусов.

Сначала у нас были сомнения, все-таки температура воздуха снаружи +8 и условий для переодевания никаких нет. Раздевалка расположена внутри и выглядит как перегородка со скамейкой и крючками на стене, за которой не светясь труселями может поместиться 2 человека. Но так как кроме нас никого не было, мы решились и залезли в резервуар. Даму отправили за перегородку, мужская часть переоделась прямо на полу около воды.

Служитель включил нам освещение. Освещение выглядит как легковой автомобиль около двери, работающий как генератор. Быстро залезть не получается — вода сначала кажется довольно горячей. Но к температуре и едкому запаху серы быстро привыкаешь, и уже через пару минут кайфуешь в скользких на ощупь парах воды. После этого тело долго сохраняет заряд тепла и не мерзнет при прохладной погоде. Короче, кайф, несмотря на ржавые гвозди, блеклую лампочку и гнилую скамейку.

После такого приключения мы вкусно поели в кафе на стоянке Вардзии и поехали обратно в Ахалцихе. По дороге заметили несколько похожих комплексов поменьше. В один скальный город (Vanis Kvabebi), расположенный в 3 километрах до Вардзии, даже попытались заехать, но охранник сказал, что произошел обвал и место закрыто для посещения туристами.

Скальный город Вардзия с высоты птичьего полета
Вид долины из Вардзии
Облагороженные тоннели на туристическом маршруте в скальном городе
Бассейн с водой из серного источника недалеко от Вардзии

День 8. Ахалцихе. Рабат

День благополучно начался таким же гостеприимным завтраком, и мы довольные двинулись исследовать крепость Рабат. Или Рабати… Или Ахалцихе. В каких-либо значимых исторических битвах или других событиях крепость не участвовала, многократно переходила из рук в руки туркам, русским и кому-то еще…

На сегодняшний день крепость — это преимущественно «новодел». Она была перестроена в 2012 году в рамках государственной программы развития туризма в стране. Субъективно отметим, что сделали качественно. Но наши впечатления по послевкусию разделились. С одной стороны приятно погулять, посмотреть на красивые панорамы и окрестные холмы, и даже ЗАГС внутри есть. С другой стороны, замок «мертвый» и для любителей духа истории никакой ценности не представляет.

Далее нас ждал длинный переезд в Кахетию. Для этого нужно было вернуться в Тбилиси и потом поехать в противоположную сторону. Навигатор пугал нас 7-часовым переездом, поэтому решили выехать засветло, чтобы часть дороги наш малыш поспал в машине. Таким образом, мы с удовольствием полюбовались красотами ущелья, проехали мимо уже знакомого нам уютного Боржоми, выехали на автобан и довольно быстро добрались до Мцхеты и Тбилиси. Там по окружной дороге обогнули город и направились в Телави.

Дорогу в этот город карта предлагала либо ровную, но длинная S5+42, либо покороче, но извилистую 38. Мы уже хотели быстрее достигнуть цели и поехали вторым путем. Пришлось, конечно, покрутиться по извилистому пути в ночи, но недолго. И к вечеру мы заселились в наш новый гостевой дом «София».

Крепость Рабат, возвышающаяся над городом Ахалцихе
Горные районы Грузии

День 9. Телави и окрестности

Телави находится в Кахетии — равнинном регионе Грузии, который славится виноделием. Основная туристическая активность в этом регионе — слоняться по винодельням и пробовать все что предлагают. Предлагают много, а если денег не жалеть, то еще и вкусно. Винодельни и дегустационные залы нанесены на дорожные указатели и приравнены к историческим достопримечательностям. У нас интерес был больше спортивный, так как трое детей были непьющими, а пьющий был за рулем.

Вторая туристическая активность — показывать места, где снимался советский фильм «Мимино». Третья активность — городской рынок. Для жителей больших городов такие рынки все больше попадают в категорию экзотики.

С утра хозяйка гостевого дома рассказала, что в этот день 7 ноября в Телави праздник, посвященный Геворгу — непризнанному историческому правителю, и рекомендовала прогуляться по центру города, чтобы поучаствовать в праздничных мероприятиях. Тут мы растерялись, так как в сети нашли более 20 грузинских царей-Георгиев, но не нашли ни одного Геворга-правителя. Также узнали про день Святого великомученика Георгия Победоносца, который является в Грузии самым почитаемым святым. Но праздник этот 23 ноября. Переспросить постеснялись и списали все на нашу историческую безграмотность.

Действительно, в центре города, вокруг крепостной стены, за ночь появилась сцена и много детских развлечений. Но по факту это было скопление торговцев сладкой ватой, попкорном и яркими бренчалками, а также вереница батутов, машинок и других развлечений для детворы. Спустя короткое время мы ретировались с этого праздника и решили вернуться к вечернему концерту. Поехали в сторону рекомендованного дегустационного зала Шуми.

Хозяйство находится прямо около дороги, хорошо видны огромные бродильные башни. Проходят экскурсии по производству вин разных марок и хранилищам, предлагается дегустация и, конечно же, продается вино. Территория очень симпатичная, разбит садик с ландшафтным дизайном, высажены «клумбы» с сортами винограда, с которыми работают в хозяйстве. К сожалению, на саму экскурсию мы не попали: пока ждали возвращения нашего малыша из тихого часа, все закрылось. Вернувшись в Телави, мы обнаружили, что праздничный концерт также недавно закончился, а все столики в полюбившемся нам кафе «Браво» заняты. Ну бывает же такая невезуха по всем фронтам.

Телави – столица виноделия
Городской рынок в Телави

День 10. Кварели

Утром снова светило солнце и призывало нас продолжить путешествие. В этот день мы запланировали поездку в третий по величине город Кахетии — Кварели. Дорога туда — характерная для этого региона: по обеим сторонам равнинного шоссе тянутся вдаль виноградники и плодовые сады. Виноград уже собран, причем довольно тщательно, только кое-где есть небольшие грозди ягод, уже тронутых ночными морозами. На некоторых виноградниках ведутся работы по подготовке к следующему сезону: лозу подвязывают и обрезают. По обочинам и вдали бродят коровы и стада овец. В целом можно сказать, что в ноябре уже наступает сельскохозяйственное затишье.

Примерно на половине пути к Кварели рядом с дорогой располагается замок Греми. Он величественно возвышается над дорогой на высокой скале. Замок поздний по сравнению с другими историческими сооружениями Грузии — 15 век. В отдалении восстановлена часть городского квартала того времени. В сам замок нужно подниматься по ступеням, да и внутри все помещения соединены ступенями. Мы попросили экскурсию, полазили с экскурсоводом внутри и узнали ряд интересных фактов об этом месте. Да и в целом Греми произвел приятное впечатление «живого» места, которое хранит память интересных событий и судеб, увиденных на своем веку.

Следующей нашей остановкой был знаменитый винный погреб крупной винодельческой компании Хареба (ссылка на официальный сайт компании). Перед входом располагается облагороженный садик с фонтанчиками и кафе. Производства вина в этом месте нет, зато хранилища-тоннели тянутся в горе на 8 километров.

Строилось все это в послевоенное время Метростроем как бомбоубежище. Но пока строили, ситуация изменилась, и потребность отпала. Вот и переделали сооружение под винные хранилища, так как температура и влажность более чем подходящие.

Место, судя по всему, раскрученное, и принимает туристов потоком нон-стоп. Экскурсионная часть тоннеля — метров триста, остальное — секрет и замок. В тоннеле расположен и дегустационный зал, где можно попробовать несколько вин и на выходе в магазинчике прикупить понравившиеся. Не все вина нам показались вкусными, но пару бутылок мы-таки приобрели.

Но нам хотелось больше посмотреть на производство вина, чем на его хранение. Поэтому мы поехали в сам город Кварели на производство Киндзмараули. И как раз успели на последнюю вечернюю групповую экскурсию. Производство оказалось очень компактным, но, несмотря на это, — разнообразным. В одном помещении в глиняных квеврях бродят будущие сухие вина, изготовляемые по «традиционной грузинской технологии» (так нам было многократно рассказано). В другом помещении — большие конусообразные металлические бродильные колонны. Их экскурсовод слегка презрительно называл «европейской технологией». Рядом — хранилище с бочками и бутылками. И есть интересная услуга — можно купить вино и оставить его в этом хранилище за небольшую плату. Лет через 10 оно станет вкуснее, и будет повод вернуться. Конечно, не обошлось и без дегустационного зала и магазина. Мало кто из туристов выходит из таких мест с пустыми руками.

Тем временем давно стемнело, и мы тронулись в обратный путь, в Телави.

Виноградники поздней осенью
Замок Греми
Обилие хурмы рядом с замком Греми
Тоннельный винный погреб компании Хареба
Туристическая активность в винном погребе компании Хареба
Погреб небольшой семейной винодельни. В полу закопаны глиняные кувшины «квеври» с бродящим вином последнего урожая
Бродильные цеха на производстве Киндзмараули
Живописный вход на производство Киндзмараули

День 11. Сигнахи

В этот день мы попрощались с нашей уютной гостиницей и поехали в Сигнахи. Ожидания у нас были высокие. Ведь если верить написанному, то нас ожидал город любви. И погода располагала — солнечное безоблачное небо, вокруг виноградники, деревни с плодовыми деревьями и свисающей на дорогу зрелой хурмой.

По обочинам местные жители продают яблоки, мандарины, хурму, орехи и картошку ведрами, стоят легковушки, битком забитые капустой и тыквами. Также встречаются палатки, в которых продают свежее мясо.

Но из придорожной еды нашим фаворитом уже несколько дней был лаваш — местный шоти, который продают в каждой деревне в пекарнях около магазинов. Горячий, только из печи, с хрустящей корочкой. Мы быстро поняли, почему жители деревень покупают сразу по охапке таких шоти. К концу поездки мы тоже покупали охапками, но в разных местах, чтобы можно было сравнивать. «Лаваш-спорт» мы рекомендуем. Несмотря на очень простую технологию, у всех лепешек вкус разный, и дегустация получается не менее интересной по сравнению с вином.

Через час мы уже подъезжали к Сигнахи, но осмотр решили начать с монастыря Бодбе. Он находится еще выше в гору, в 2-х километрах от городка. Место это намоленное, и в монастырь даже организуются специальные паломнические поездки. Здесь жила и похоронена Святая Нино, от которой исчисляется история христианства в Грузии. Центральное место монастыря — маленькая церковь, где расположена ее могила. Рядом находится еще одна церковь, которая построена недавно и до сих пор еще не выглядит законченной.

После монастыря мы уже искали стоянку в Сигнахи. Весь центр города вымощен плиткой, является относительно пешеходным, потому что проезд для машин также открыт. В те дни нам без труда удалось оставить машину прямо на площади перед городской мэрией и рядом с музеем Нико Пиросмани. Но сложно представить, какое столпотворение машин и людей бывает здесь в высокий сезон!

Городок совсем небольшой и «туристический» от головы до пяток за счет очень красивого расположения: на горном склоне над долиной. Одно из исторических сооружений это длинная крепостная стена, которая хорошо сохранилась. Окружает она непонятно что, так как в центре находится глубокий овраг. Почти все остальное это творение маркетологов: подкрашено, ухожено и снабжено красивыми легендами.

Мы спокойно пешком с коляской прошли всю привлекательную туристическую часть. Сначала взобрались на башню крепостной стены, полюбовались видами Алазанской долины, удивились длине и причудливой форме самой стены, плохо похожей на укрепление города. Потом прикупили бутылку Ice Wine в одной из нескольких виноделен города — Okro’s Wines (ссылка на описание). Стоит такое вино существенно дешевле чем в Австрии, где мы его пробовали в первый раз — 55 лари, но по вкусу не уступает. Винодельня похожа на семейное предприятие и очень компактная — в доме расположено производство, погреба с вкопанными кувшинами, хранилище, дегустационный зал.

Позже вернулись в центр города. На центральной площади Давида Строителя развернута продажа сувенирной продукции: фруктовой пастилы, валяных и вязанных вещей, специй и чурчхелы, а также ждали посетителей несколько пустых кафе. На возвышении стоит краеведческий музей с выставкой работ Нико Пиросмани. Зашли туда из дилетантского интереса к творчеству знаменитого грузинского художника, о котором нам только ленивый не рассказывал (как художник влюбился в заезжую актрису Маргариту, продал все что у него было, купил в знак внимания розы, но из этого ничего не вышло, а позже эта история, благодаря Андрею Вознесенскому легла в основу стихов песни «Миллион алых роз», которая в исполнении Аллы Пугачевой стала одной из самых популярных песен советского времени). Выставка состоит из 15 картин и в целом отражает стиль его живописи. Ну, мягко скажем, мы не были и не стали поклонниками искусства.

Уже в сумерках мы добрались до маленькой церкви Святого Стефана, которая была спрятана прямо внутри крепостной башни. Говорят, она является самой высокой обзорной точкой в Сигнахи, мы же смогли полюбоваться на луну и огни засыпающего города. Уезжали мы из Сигнахи в Уджарму поближе к аэропорту.

Виды на Сигнахи – грузинский город любви
Виды с Сигнахи на долину
Непрерывные спуски и подъемы на улицах Сигнахи

День 12. Уджарма. Аэропорт

Переночевав в гостевом доме в деревне Уджарма, мы торопились успеть до вылета посетить еще одну достопримечательность — одноименную крепость Уджарма (Ujarma Fortress). Информация о месте в сети очень скудная. Понимая, что перед самолетом всякое случается, все же решились и не пожалели.

Крепость очень древняя. На протяжении столетий она стояла на пересечении торговых путей и была форпостом, резиденцией влиятельных королей и наследников различных престолов и хранилищем королевской казны. Даже Римской империи на закате свой славы пришлось договариваться и регулярно возить в Уджарму разные дары, чтобы уговорить местные дружины прикрывать границы от «диких племен».

На момент поездки крепость представляла собой развалины разной степени сохранности, по которым можно восстановить в воображении очертания всего масштабного сооружения. Есть смотровая площадка метрах в 50 над рекой Иори. С этого места вдоль ущелья хорошо виден Гомборский хребет.

К развалинам прилагалось полное отсутствие туристов и группа археологов. Они расчищали территорию для предстоящих раскопок, но уже нашли много старинных вещей: кусочки расписной посуды, осколки квеврей, места захоронений и т. п. Как и положено в таких случаях, под навесом стояли длинные столы, на которые были разложены для исследований черепки и древние остатки чего-то.

Экскурсию нам провел увлеченный своим делом руководитель раскопок. Периодически он переходил на язык исследователей-историков, нам непонятный. Но это только добавляло ощущения, что мы находимся в месте, пропитанном историей. Несмотря на отсутствие всего, крепость произвела большое впечатление на нас всех. Включая «мелкого», который нашел петуха «Ку-ка-ре-ку» и обнялся с собакой «Аф»…

Раскопки должны были начаться весной 2019 года, и со временем, надеемся, крепость превратится в шикарный туристический объект.

Теперь уже точно нужно было двигаться в аэропорт. Машину мы сдавали там, поэтому комфортно добрались со всем багажом и за несколько минут вручили автомобиль с благодарностями за безотказную работу.

Остатки крепости Уджарма
Криптомат в Тбилисском аэропорту

Некоторая информация, которая показалась нам полезной

Основные впечатления. Каждому участнику поездки больше всего понравилось что-то свое. Взрослым — лазить по развалинам и гулять по Боржоми, детям — кулинарный мастер-класс, овцы и собаки на улицах (большинство из них с бирками на ухе как у европейских коров). Поэтому решение не перегружать поездку каким-то одним видом активности было правильным. Также правильно сделали, что не поехали к морю. Западная часть Грузии заслуживает отдельной поездки. Как и винный тур в Кахетию… Путешествие по горным и равнинным районам, по нашему мнению, лучше разделять. Нам это показалось совершенно разными занятиями. К тому же ездить по дегустациям за рулем автомобиля может показаться немного обидным.

По нашему мнению, большинство исторических достопримечательностей в Грузии относится к двум видам: окончательно и бесповоротно преобразованные в туристические объекты и нетронутые современностью. Со слов местных, последнее десятилетие туризм объявлен одним из основных приоритетов развития страны, и реализуется масштабная государственная программа по развитию этой сферы. Кроме формирования позитивного международного имиджа Грузии, восстанавливаются туристические объекты. Это делается селективно и по определенному принципу — чтобы покрыть страну туристическими маршрутами. Довольно грамотный подход.

Деньги можно менять в обменниках, которых много. Комиссии нет, курс почти везде одинаковый. Даже в аэропорте, разница котировок покупки и продажи меньше процента. Картой платить менее выгодно. Если карта рублевая, то будет двойная конвертация: из рубли в доллары, а из долларов в лари. Также за некоторые услуги можно заплатить в долларах. Например, мы так расплачивались за апартаменты в Тбилиси и за экскурсию.

Аренда автомобиля. В Грузии есть многие международные компании по аренде машин, но локальных также довольно много. Авто будет постарше, может быть даже праворульное. Но цена в 2 и больше раз меньше. Так как нас было много, и машина нужна была большая, то мы арендовали у местных старенький Land Cruiser за 50 долл. в сутки и остались довольны.

Рисков не увидели. Машина осматривается как обычно. Сотрудник сам показывал мелкие царапины и сколы. При сдаче можно не мыть, но полный бак заправить нужно. Взять и оставить можно было в офисе, а также по любому адресу в Тбилиси. Из минусов аренды большой и старой машины — цена на бензин в Грузии сопоставима с европейской. Нажимаешь педаль газа и чувствуешь спинным мозгом, как ручеек из кошелька в трубу течет.

В каталогах локальных прокатных фирм преобладают внедорожники. Дороги в Грузии довольно приличные. Если не планировать езду в горы и по бездорожью, то платить дополнительно за проходимость и полный привод смысла нет.

Улочки в Тбилиси узкие, и поначалу кажется, что все машины друг другу мешают. В центре города вопрос с парковками проблемный, во многих местах запрещающие знаки. Правила движения водители не особо соблюдают, но нас предупредили, что скоростной режим нарушать в городе и на трассе не стоит. «Вы камеру не видите, но она вас видит», — так было сказано мудрым человеком.

Навигация. Традиционно в поездках мы пользуемся офлайновым GPS-навигатором. С Грузией произошла оказия — не смогли найти карту на наш прибор. Поэтому пользовались одновременно Гуглом и Яндексом, скачав оффлайновые куски карт. Google предлагает скачать страну целиком, Яндекс скачивал «квадратами» в пару сотен километров. Распознают адреса в мелких населенных пунктах и прокладывают маршруты обе карты примерно одинаково, но с точки зрения поиска достопримечательностей в окрестностях лучше иметь обе, так как информацию они давали разную. Мы так делали, подключившись к WiFi в каком-нибудь кафе, ставили закладки, а потом в оффлайне строили маршруты.

Транспорт. На общественном транспорте мы не ездили, а вот такси в Тбилиси очень дешевое. Из одного конца Тбилиси в другой — 10–15 лари, по центру — около 5 лари. Мы не поняли, как такое может быть при таких ценах на бензин. Хорошо работает Яндекс. Такси, и машина приезжает в течение 10 минут.

Еда. Везде практически вкусно. Хинкали в заведениях разного класса стоят примерно одинаково: около 0,7–1,0 лари штука. Обычно порции большие — полезно смотреть в меню на вес, чтобы случайно не лопнуть. Большинство блюд (кроме супов) подают на середину стола, чтобы можно было кушать всем. Хачапури, к примеру, режут на всех наподобие пиццы.

Однако, грузинская кухня острая и пряная. Для того, чтобы выбрать еду ребенку, нужно советоваться с официантом или специально просить не добавлять приправы.

Нравы и язык. Грузины по природе гостеприимны, радушны, доброжелательны и позитивно настроены к гостям. Мы общались преимущественно на русском языке. Пожилые люди по-русски говорят свободно. У многих грузин «в возрасте» есть истории, которые связаны с советским прошлым и поездками по СССР. Поэтому короткий вопрос про «спросить дорогу» иногда переходил в длинную беседу на тему «как раньше было хорошо».

Сотрудники сферы туризма и кафе также знают русский язык вполне сносно. Но молодые люди на улице часто знают только несколько слов типа «Привет». Иногда проще было объясниться на английском. Хотя пару раз мы попадали в такую ситуацию, когда ни русский, ни английский не помогал. И грузинский совсем не схож по произношению ни с чем знакомым. Было сложно.

Хотя перед республиканской администрацией видели негативные плакаты, и граффити на стенах всякие попадались, мы ни разу не столкнулись с негативным настроем персонально к нам.

Грузины любят детей, даже чужих. У нас были ситуации, когда мы кушали в кафе, а официантки играли с младшим, и делали это с большим удовольствием. Всегда помогут с коляской, сумкой и т. п.

Религия. Грузины — христиане давным-давно. И очень гордятся этим. Большинство населения — это люди верующие. Часто можно заметить, как проходя мимо церкви, люди крестятся. Мы отметили терпимость к туристам, заходящим в церкви и храмы просто поглазеть, забыв одеть/снять головные уборы, обсуждая свои вопросы. Никто никому замечания не делал. Один раз нам все же сделали вежливое замечание, когда мы попробовали заснять службу на телефон.

Погода в ноябре. Начало ноября считается «низким» сезоном во всей Грузии: море уже холодное, виноград убран, дни становятся короче, а ночи — длиннее. Если днем обычно погода солнечная и довольно теплая (от +10 до +20 градусов), то после заката воздух быстро остывает, гулять становится прохладно. Да и темнеет рановато — около 18 часов. В горных районах уже и минусовая температура становится обычной, идет снег, и часть дорог перекрывается. В ноябре лучше планировать поездки по не-горным районам Грузии, а Сванетию и Казбеги лучше оставить на другое время.

Сувениры. Практически везде в туристических местах продают обычную сувенирную продукцию типа магнитиков. Везде можно найти чурчхелу, пастилу и специи. Но есть и товары, специфические для региона. Например, в Кахетии везде продают вино и чачу (местный виноградный самогон), в Боржоми — теплые мохеровые шарфы и платки, в Сигнахи — валяные тапочки и вязаные носки, в горных районах — шапки из овечьей шерсти, в Тбилиси — роги и посуду для национальных застолий.