Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 5:19
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Кастраки — Греция Октябрь 2017

Греция — страна великолепной природы и античных памятников. Одни едут сюда ради пляжей и солнца, других влечет богатая история и архитектура. Нам хотелось посмотреть все сразу и за три недели своего отпуска мы побывали в Афинах, на Крите, Санторини и на острове Закинтос. Одной из самых запоминающихся и впечатляющих стала поездка в Метеоры, куда мы поехали из Афин. Прямой поезд ходит только раз в день и отправляется от станции Athens в 8:20 утра. Через пять часов, в 13:00 состав прибывает в деревню Каламбаку. В 2 км от нее находится менее известная деревушка Кастраки. Туда можно запросто добраться на такси. Улыбчивые таксисты встречают приезжих на вокзале и наперебой предлагают свои услуги, причем не только водителя, но и экскурсовода. Нас довез до отеля грек по имени Георгий. С ним мы договорились о цене и на следующий день возил нас Георгий от монастыря к монастырю. Потом мы уже самостоятельно гуляли сами и незаметно прошагали за день 16 километров.

Небесные Святые Метеоры

В итоге за два полных дня удалось посетить все монастыри и совершить прекрасную прогулку вокруг Метеор. В первый день временами шел дождь. Потом распогодилось и выглянуло солнце.

На машине до монастырей одинаково легко добираться — что с Каламбаки, что с Кастраки. Но если идти пешком из Каламбаки, то придется преодолеть тяжелый подъем в гору. Из Кастраки путь в Метеоры намного легче, поэтому мы там и остановились. На три ночи забронировали Hotel Doupiani House и остались вполне довольны своим выбором.

Небесные Святые Метеоры

Почти каждое здание в поселке — это гостиница или таверна. Дома местных жителей в основном сделаны из камня и украшены крышами из глиняной черепицы. Заметна любовь жителей к цветам. Даже в самых скромных дворах можно увидеть цветники и клумбы.

Небесные Святые Метеоры

На небольшой центральной площади деревни помимо церкви есть еще и Музей геологического формирования Метеор. У этих скал очень сложная геологическая история. Причудливые утесы, высотой 600 метров, состоят из осадочных горных пород, минералов и песчаника. Сформировались монолитные громадины около 60 миллионов лет назад, когда на месте долины было каменистое дно моря. Вследствие землетрясений и сдвига земных пластов морское дно поднялось и превратилось в горное плато. Веками скалы отшлифовывались дождем и ветром, пока не образовались гладкие каменные столбы.

Небесные Святые Метеоры

По легенде, задолго до X века на эти неприступные и отрезанные от всего мира скалы поднялись первые отшельники. Бежав от суеты мира, они жили в пещерах и расщелинах. Рядом, на небольших площадках устраивали «молельные места» для совершения совместной молитвы.

Согласно исследованиям, около 1340 года здесь возникла первая монашеская община. А в 1334 году в этих краях обосновался преподобный Афанасий Метеорский, который покинул Святой Афон из-за частых набегов турок. Стремясь к полному покою и уединению, он начинает строить на скалах обители. В своем начинании Афанасий был не одинок. Рядом находился его ученик и сподвижник монах Иоасаф, царского рода по происхождению. В 1381 году он отрёкся от сербского престола и стал по пострижении иноком. После смерти Афанасия Иоасаф достраивал горные обители, продолжая дело наставника около 40 лет.

Небесные Святые Метеоры

Ближе всех к деревне Кастраки находится Монастырь святого Николая Анапавсаса (греч. του Αγίου Νικολάου Αναπαυσά). Его можно увидеть издалека, двигаясь по дороге из поселка к Метеорам.

Предположительно, название монастыря связано с основателем обители. Скала, на которой стоит монастырь, очень узка наверху. Эта причина повлияла на структуру постройки, которая похожа на многоуровневый лабиринт. Поднявшись по лестнице, мы видим очень маленькую часовню Святого Антония, на стенах которой сохранились остатки фресок. На следующем этаже находится главный храм монастыря, сооруженный около 1527 года и освященный в честь Святого Николая. На последнем этаже разместились: старая трапезная, часовня Святого Иоанна Крестителя и костница. Завершает весь ансамбль каменная колокольня. Соборный храм св. Николая расписан основателем критской школы византийской иконографии Феофаном Стрелица (называемого Бафа). Уникальные фрески — самые древние из известных работ мастера. В надписи над входом, ведущим к нефу, сохранилась подпись художника «Рука монаха Феофана Критского Стрелица». Мастерство исполнения, разнообразие сюжетов и яркость красок вызывают восхищение!

Небесные Святые Метеоры

На самой большой скале высотой 613 метров был построен первый монастырь, основанный Афанасием и получивший звучное название «Великий Метеор». С древнегреческого языка слово Метеор переводится как «парящий в небе». Теперь так называют весь природно-архитектурный ансамбль Фессалии.

Мужской монастырь Великий Метеор посвящен Преображению Господню и является старейшим и самым крупным из всех скальных монастырей. Попасть в него раньше можно было лишь с помощью приставной лестницы, которую монахи убирали при малейшей угрозе. Со временем вместо шатких лестниц стали использовать специальные подъемные устройства. Провизию, воду, строительные материалы и людей поднимали наверх в корзинах или в сетках с помощью длинной веревки, пущенной через колесо с жёлобом. Наверху монахи крутили это колесо и поднимали груз. В 1923 году в скале прорубили ступеньки, по которым сейчас поднимаются туристы и паломники.

Небесные Святые Метеоры

Поднявшись наверх мы видим главный храм монастыря, построенный по подобию афонских соборов. Он много раз перестаивался и расширялся так, что в итоге старинная церковь, построенная в 1383 году монахом Иоасафом превратилась в алтарь этого храма. В северной части придела покоятся мощи основателей монастыря преподобных Афанасия и Иоасафа, а рядом изображены они сами. Дошедшая до нас роспись фресками была выполнена неизвестным мастером в 1552 году.

За многолетнюю историю обитель неоднократно грабили и разоряли, но несмотря на все беды, монастырь всегда возрождался. На ухоженной территории растут плодовые деревья, а двор украшают цветы. Даже в мужском монастыре любят и ценят красоту.

Небесные Святые Метеоры

В храме находится значительное количество древних рукописей и ценных икон. В бывшей трапезной разместился музей монастырских драгоценностей, а в подвальном помещении можно посмотреть на выставку сельскохозяйственных орудий и крестьянской утвари.

Небесные Святые Метеоры

С открытой террасы монастыря открывается необыкновенный по красоте вид на горы и соседние обители. В период своего рассвета Метеора насчитывала двадцать четыре монастыря. Сейчас их осталось всего шесть. Они закрыты в разные дни недели и имеют разные часы посещения.

Недалеко от Преображенского на отвесном утесе находится монастырь Варлаама (греч. Μονή Βαρλαάμ). Своим именем он обязан отшельнику Варлааму, который в 14 веке первым взобрался на скалу. Он соорудил там миниатюрную церквушку во имя Трёх святителей и до конца своих дней жил там в полном одиночестве.

Небесные Святые Метеоры

После смерти Варлаама это место долгое время было заброшенным. В начале 16 века братья Апсарадес Феофан и Нектарий возвели на руинах старой новую, просторную церковь, посвященную Всем Святым. Рядом построили кельи для монахов и другие строения.

Небесные Святые Метеоры

К середине XVI века число монахов этого монастыря достигло 30 человек. Монастырь процветал, получая от верующих земельные угодья, оливковые плантации и щедрые пожертвования.

В начале первой половины XVI века в монастыре Варлаама была организована мастерская церковной вышивки и золотого шитья. А чуть позднее здесь возник скрипторий, в котором заботливо переписывались богослужебные книги. Сегодня монастырь Варлаама — один из действующих монастырей в Метеорах.

Небесные Святые Метеоры

Собор богато украшен настенными фресками, которые считаются одними из лучших в Метеорах. На фресках господствует тематика пустынножительства и мученичества.

Успение Пресвятой Блгородицы, XVI век.
Небесные Святые Метеоры

На территории монастыря открыт музей, в котором представлены иконы, церковные облачения, вышитые золотом плащаницы и резные деревянные кресты. А в хранилище для продуктов и вина можно увидеть бочку объёмом 12000 литров!

Практически отовсюду в Метеорах виден монастырь Русану (греч. Μονή Ρουσάνου) или святой Варвары. Он расположен на вершине вертикальной скалы, достигающей высоты 484 метра. Стены монастыря почти без зазора переходят в резкие обрывы. Издали кажется, что монастырь и скала — это единое целое.

Небесные Святые Метеоры

Время создания обители и происхождение названия точно неизвестны. Установлено, что в 1545 году братья иеромонахи Иоасаф и Максим на руинах старых сооружений построили здесь храм Преображения Господня. Ограниченность площади на вершине горы вынудила монахов строить вверх. На первом этаже находятся кельи и комнаты для гостей, а на двух остальных этажах разместились жилые и подсобные помещения. Соборный храм расположен на среднем уровне. В 1561 году он был украшен настенной росписью. Фресок сохранилось множество и находятся они в хорошем состоянии. В 1980 году в монастыре провели капитальный ремонт и он теперь действует как женский. Свое второе название монастырь получил в честь святой Варвары, которую здесь очень почитают.

Недалеко от монастыря Русану находится великолепная смотровая площадка с таким фантастическим видом, что просто захватывает дух!

Небесные Святые Метеоры

Самым неприступным кажется монастырь Святой Троицы (греч. Μονή Αγίας Τριάδος), построенный на горе высотой 400 метров. За ним возвышается гора Хасия, а у подножья бежит река Пиньос. К монастырю ведут вверх 145 ступенек.

Небесные Святые Метеоры

Первые отшельники построили на этом месте свои скиты в начале 14 века. Предположительно в 1438 году монахом по имени Дометий здесь была построена обитель. Часть монастыря заняли кельи и часовня. Настоящим украшением является храм, посвященный Святой Троице. Известно, что он был построен в 1476 году — эта дата выгравирована на южной внешней стене собора.

Небесные Святые Метеоры

Восточная сторона церкви имеет каменную кладку и богатую керамическую отделку. С каждой стороны есть только одно окно, поэтому неф относительно темный. Настенные фрески внутри церкви датируются срединой XVIII столетия.

Небесные Святые Метеоры

С 1942 по 1961 год монастырь был покинут, что привело к потере многих его реликвий, изображений и рукописей. Старый резной иконостас был украден в 1979 году и заменен другим в наши дни. Украли также и древние иконы, представляющие художественную ценность. Когда-то в Святой Троице жили пятьдесят монахов, но к началу двадцатого века их было всего пять. Постепенно места уединения стали открытыми для посещения и их заполнили туристы.

Единственный монастырь, который можно посетить без подъема по лестницам — монастырь Святого Стефана (греч. Αγίου Στεφάνου). Туда ведет пешеходный мост длиной 8 метров. У входа добрые монашки предлагают напрокат юбки и платки. Входить в монастырь нужно скромно одетыми.

Небесные Святые Метеоры

Скалу, на которой расположена обитель, первым облюбовал в конце 12 века отшельник по имени Иеремия. В 14 веке на этом месте построили монастырь. Основателем его был монах Антоний, потомок великого византийского рода Кадакузинос. Здесь построили кельи и возвели небольшую часовню Святого Стефана. Со временем все превратилось в руины. В 1545 году монах Филофей заново, практически с нуля, построил на этом месте храм святого Стефана.

В 1545 году константинопольский патриарх Иеремия I сделал монастырь ставропигиальным, каким он оставался в течение 200 лет. За время своей многовековой истории монастырь всегда имел поддержку аристократических домов Византийской империи.

Небесные Святые Метеоры

В 1798 году был построен еще один собор, посвященный священномученику Харалампию. В монастыре хранятся мощи этого святого. Священномученик является одним из самых известных в Греции святых и почитается как целитель от болезней, депрессии и других душевных заболеваний. Считается, что там, где находится частичка мощей святого, никогда не бывает эпидемий и голода. Сегодня молитвы, обращенные к этому святому особенно актуальны, а во всех монастырях Метеоры молятся об избавлении мира от пандемии коронавируса.

Монастырь Святого Стефана находится над городком Калампака, похожим с вершины горы на гигантский ковёр, вытканный из красных черепичных крыш. От монастыря в Каламбаку напрямки проложена пешеходная тропа.

Небесные Святые Метеоры

Под весьма крутым уклоном ведет она вниз туда, где с утра до вечера кипит жизнь, полная радостей и печалей. Проходят годы, десятилетия и столетия. В мире меняются взгляды, приоритеты и ценности. Неизменными остаются только скалы, парящие высоко-высоко, между небом и землей.

Небесные Святые Метеоры
На этой фотографии можно найти пять из шести существующих сегодня монастырей.