Турист Анна (scross84)
Анна
была 1 апреля 19:38

Яранск — Россия Июль 2019

Кировская область — северный сосед моей родной Марий Эл. Яранск — небольшой провинциальный город, расположенный недалеко от границы с нашей республикой. Сейчас в нём проживает чуть более 15 тысяч жителей.

Яранск был основан в 1584 году и является тем самым ровесником Йошкар-Олы. После покорения Казани Иваном Грозным марийцы вместе с татарами ещё несколько десятилетий вели партизанскую войну. В историю этот период вошел под названием Черемисских войн. Для усмирения непокорных по периметру марийской земли возводились крепости. Среди них были Козьмодемьянск (о нем, я надеюсь, расскажу чуть позже), Уржум, Кукарка, Яранск.

Фотографии для этого рассказа были сняты почти 10 лет назад, но я регулярно бываю в городе, и он практически не меняется.

Практически с момента основания Яранск служил местом ссылки. В 1601 году по указу Бориса Годунова в город был сослан московский боярин Василий Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Федоровича, основателя романовской династии. В 1619 году в Яранскую ссылку отправлена первая невеста царя Михаила — боярская дочь Мария Хлопова.
После подавления восстания 1608 года в поддержку Лжедмитрия II в. Яранске на долгие годы разместились крупные военные силы. Во время Северной войны в 1711 году Петр 1 сослал в Яранск 500 пленных шведских солдат. Они поселились на горе на южной окраине города. Место, где жили шведы, Яранский люд стал именовать Ланцы (от слова «ландскнехты»).

В XVIII веке Яранск превращается в купеческий город. С середины XIX века в городе проходят крупные ярмарки, строятся промышленные предприятия: фабрика по выработке армейского сукна, завод по выработке кож, кирпичный завод.

Считается, что истиный расцвет Яранска и Яранского района Кировской области пришелся на 70-80-е годы XX века. Построены железная дорога до г. Иошкар-Ола, птицефабрика, комбинат молочных продуктов, комбинат хлебопродуктов, мясокомбинат. Только за одну пятилетку с 1981 по 1985 годы по району введено около 100 тысяч кв метров жилья. В городе выросли новые жилые микрорайоны. Яранск соединился асфальтовыми дорогами с соседними городами и центрами колхозов.

Дом культуры

Здание городской администрации

Водонапорная башня 1912 года постройки

Тихие улочки…

Яранск — старинный город в Кировской области

До настоящего времени в Яранске сохранилось пять памятников церковной архитектуры: Михайло-Архангельская (Благовещенская) церковь, Старо-Троицкая колокольня, Успенский собор, Троицкий собор и Ново-Троицкая колокольня.

Самой большой и богатой церковью в дореволюционном Яранске была Троицкая (ныне — Троицкий Собор), построенная по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле и по подобию церкви Святой Екатерины города Санкт Петербурга.

Строительство храма началось в 1845 году и продолжалось 12 лет. В 1857 году Троицкая церковь была построена и торжественно освящена.
Храм, закрытый после революции, сейчас восстанавливается. Внутри верующих ожидают… свежепокрашенные стены. Первая служба (Всенощное бдение) была проведена накануне престольного праздника Пресвятой Троицы 7 июня 1998 года, а с 12 июля 1998 года и по настоящее время в Троицком соборе богослужения проводятся постоянно.

Рядом с Троицкой церковью расположена Ново-Троицкая колокольня, построенная в 1878 году, в стиле башен Московского Кремля. Высота колокольни достигает 66,5 метров. В дореволюционное время здесь отбивали в колокол время суток.

Раньше, до строительства Троицкого собора, на его месте стояла другая церковь со своей собственной колокольней. Церковь разрушили, но колокольня, заброшенная, так и осталась стоять.

Яранск — старинный город в Кировской области

Колокольня была построена в конце XVII века, между 1670–1690 годами.

Одним из самых старых храмов Яранска считается Успенский собор. Сначала он был деревянный, а 1 июня 1790 года Преосвященнейший Лаврентий дал грамоту «на построение в г. Яранске вместо ветхого Успенского собора вновь каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы». В 1798 году службы продолжались уже в новом храме.

Этот собор интересен тем, что он не прерывал свою деятельность. Каменное здание полностью сохранено. Богослужения в нем идут уже третье столетие.

Яранск — старинный город в Кировской области

Самой же старой церковью Яранска является Благовещенская (она же Михайло-Архангельская — старое название) церковь. Она была построена в 1652 году. Ныне снова действует и в ней регулярно ведутся службы. В остальное же время здание церкви закрыто.

Есть в Яранске старое кладбище. Оно уже само по себе может быть интересно путешественнику хотя бы тем, что там сохранились могильные плиты XIX века.

Многие из них сняты с могил и просто рядами стоят вдоль дорожек.

Яранск — старинный город в Кировской области

На кладбище стоит маленькая часовенка, расположенная прямо около могилы Святого отца Матфея Яранского, канонизированного Русской Православной Церковью в 1997 году. Ходят к нему на могилу с просьбами об исцелении и помощи в других делах. Более 30 случаев исцеления после молитвы были зафиксированны документально.

В августе 2015 года мощи преподобного Матфея были перенесены в Троицкий Собой Яранска, после чего количество паломников в часовне на кладбище по моим наблюдениям уменьшилось.