Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Индия. Гоа. Морджим. Полная перезагрузка. Проверено на себе (10-22 марта 2020). Часть 1

Морджим — Индия Март 2020

Цель поездки — Индия, Гоа, Морджим.

Дата поездки — 10–22 марта 2020.

Бюджет поездки — 79550 руб. (на двоих).

«Не верь ничьим мнениям и рассказам, отзывам и рекомендациям, страшилкам и восторгам. Дай Индии шанс, и думай своей головой» (вспомнить бы, откуда списала, но фраза очень понравилась).

Индия-мама, качай меня на руках. Гоа-папа, защити меня от всех бед. Эту фразу, с неожиданной закономерностью возникшую в голове еще до поездки и очень помогшую мне в определенный момент, я научилась повторять как заклинание. Точнее сказать, мантру. И, знаете, действительно помогает. Вообще, Индия случилась в самый подходящий период. Не то чтобы раньше было все гладко, нет, конечно, было и хуже, и больнее, и тяжелей. И думала я о ней уже давно. И созрели мы, наконец, для покупки путевки во вполне рядовой момент. А вот так все срослось, что именно этот отпуск, пусть не долгожданный (не успела я тотально устать — отпуск же был недавно, в декабре), но нужный мне просто морально, был ознаменован путеводной мартовской звездой оживляющего Гоа. И я научилась по-философски думать о колесе сансары. О том, что все заранее предопределено. И есть вещи, которые мы изменить не в силах. Что иногда надо просто что-то принять. И отпустить. И много еще о чем… В общем, если вам нужно душевное успокоение — это к Индии, доброй и оберегающей маме. Ну, или в нашем случае — к Гоа. Папе-защитнику от всех бед.

Информация о туре. Путевку брали в уже знакомом турагентстве, услугами которго пользуемся несколько лет. Тур: Индия, Гоа, «Morjim Hermitage» 2*, питание — BB (завтраки), 10–22 марта 2020 г. (13 дней/12 ночей), стоимость — 69650 руб. (включая перелет, проживание, трансфер, медицинскую страховку, страховку от невыезда, электронные визы — 30 $ с человека) на двоих (с агентской скидкой). Авиакомпания — «Royal Flight» (https://www.royalflight.ru/ru). Перелет: Москва (Домодедово) — Гоа, 10.03.2020, 21.00–06.25, 11.03.2020; Гоа — Москва (Домодедово), 22.03.2020, 01.50–06.40 (по факту). Трансфер Ярославль — Москва и обратно заказывали в том же агентстве, групповой, 1500 руб./чел. в одну сторону; 10.03.2020 в 11.30; 22.03.2020 (по факту получения багажа). С собой брали доллары, потратили 60 $ (3900 руб.).

Местная валюта — рупии, курс рупии к рублю — практически 1:1. Разница во времени между Индией и Москвой: — 2 часа 30 минут.

ОТЕЛЬ «MORJIM HERMITAGE» 2*

Подробный отзыв об отеле — здесь.

КАК НАСТРОИТЬСЯ НА ГОА? УЗНАТЬ О НЕМ ПОБОЛЬШЕ!

Давайте оговоримся сразу. Гоа — это, все-таки, не Индия. Гоа — это курорт, особый мир релакса, море, солнце, пальмы. Именно за этим едут в Гоа (именно так, поскольку это штат, а не остров, например). Для того чтобы увидеть настоящую Индию — специфичную, колоритную, контрастную, неоднозначную и многогранную, надо ехать в другие штаты или хотя бы брать экскурсии. Наша же цель — отдых, просто приятный отдых на побережье Аравийского моря, входящего в бассейн Индийского океана. Поэтому мы выбираем курортный штат Гоа.

Кстати, Гоа тоже разный. Есть Южный Гоа, который по индийским меркам считается респектабельным и дорогим. Часто описывается так: более пышная природа — много зелени, есть невысокие горы, мельче и белее песок, комфортабельные отели и виллы, относительно спокойно. И Северный Гоа — более бюджетный, а, значит, подходящий нам. В стереотипном описании его присутствуют такие характеристики: небольшие холмы, песок крупнее и желтее, много молодёжи, тусовщиков и хиппи, полно бюджетных гестхаусов, больше дешевой еды и напитков, разнообразие клубов и дискотек.

Немного истории. Гоа (хинди, порт. Goa) — штат на юго-западе Индии, самый маленький среди штатов по площади и населённости. Столица — город Панаджи. Гоа — бывшая португальская колония на полуострове Индостан. Название Гоа произошло от санскритского Говараштра, что означает «страна пастухов».

Первым европейцем, ступившим на землю Гоа, был Афонсу д’Албукерки, который завоевал Гоа в 1510 году. Он же стал первым губернатором Старого Гоа — столицы Португальской Индии. Управлявшиеся из Гоа земли простирались от африканской Момбасы до китайского Макао. С этого времени начинается золотой век Гоа. Процветание Гоа заканчивается в конце XVII века, когда португальская торговая монополия в Индийском океане была подорвана голландцами и англичанами. Со временем их владения со всех сторон окружили Гоа, значение которого продолжало падать. Во время Наполеоновских войн Гоа находился в руках британцев. В декабре 1961 года Гоа был оккупирован индийскими войсками и объявлен «союзной территорией» вместе с Даманом и Диу. Португалия признала суверенитет Индии над Гоа только после революции 1974 года. Штат Гоа был выделен из состава союзной территории в 1987 году.

Северный Гоа (порт. Goa Norte, англ. North Goa) — округ в индийском штате Гоа. Образован 30 мая 1987 года.

Когда выбирали место отдыха в Северном Гоа, то ориентировались, прежде всего, на пляж. Так, выбор пал на Морджим, который считается самым красивым, протяженным и, главное, спокойным. Ну, и, собственно, о самом Морджиме — славном поселке, давшем название этому сказочному пляжу.

Морджим — курортный поселок в индийском штате Гоа. Находится на берегу Аравийского моря Индийского океана, на северном берегу устья реки Чапоры, через которую от Морджима идёт автомобильный мост в деревню Сиолим. Дата основания Морджима неизвестна, португальцы появились здесь около 1801 года. Поселок и его окрестности богаты тропической фауной, в том числе морской. Например, здесь водится знаменитая оливковая черепаха.

На сайте нашего отеля я прочитала красивую легенду об основании Морджима. Согласно ей, название Морджим произошло от имени богини Морзай («Morjey»), которую обнаружил на пляже рыбак. По другой версии эта богиня приехала на павлине («mhor»), что также отразилось в названии населенного пункта. Еще одна легенда повествует о том, что полвека назад часть Морджима была погружена в море, а святой человек по имени Сатпуруш попросил эти земли подняться из-под воды, превратив их в сушу. В честь святого в поселке был построен храм. Вот такие незамысловатые индийские сказания, милые и наивные, как и сами индусы.

ГОА. И ЕГО СТЕРЕОТИПЫ

Несомненно, каждый ищет в Индии (Гоа), да и в любом месте что-то свое. Например, для меня, как человека с отчасти «мистическим мышлением», Гоа — это своеобразный способ эмоциональной перезагрузки, переосмысления себя и своих фобий, возможно, даже поиск некого философского начала или духовного смысла, который бы стал определенным вектором для моей дальнейшей жизни. Гоа — это вообще такой лайтовый способ выйти из зоны комфорта даже для людей, привыкших к бюджетному отдыху. При этом, оставаясь в своей привычной среде: помните, стереотипное, что Морджим — это «русская деревня» (а именно этот чертов языковой барьер для многих является преградой для расширения собственных горизонтов).

Есть мнение, что Индия и даже Гоа — подходят не для всех. На самом деле, нет. Единственное, как мне кажется, Гоа и тем более Индия — не лучший вариант для первого заграничного путешествия. Да и для любого первого путешествия вообще. Хотя, можно рассмотреть и противоположное мнение: после Гоа любой, даже самый простенький заграничный курорт типа супер-бюджетной Турции покажется вам самым шикарным местом на свете.

Но вам определенно не стоит бояться Гоа, если в вашем «багаже путешественника» есть не менее десятка российских провинциальных городков с их непременной триадой «свалки-стройки-помойки». Если вы еще помните курорты родного Черноморского побережья двадцатилетней давности. Или, если в своих заграничных поездках предпочитаете исключительно бюджетные варианты — так легче найти привычные нашему глазу все те же «свалки-помойки», которые (по нашему опыту) встречаются и в Турции, и на Кипре, и в Тунисе и даже в благополучных и продвинутых ОАЭ. Если же вам посчастливилось все это не только увидеть, запомнить, но и полюбить, то Гоа непременно всколыхнет сладковато-горькое чувство ностальгии и вполне вероятно вызовет горячее чувство восторга и даже стойкой привязанности.

И уж тем более Гоа не пробудит хоть сколько-нибудь негативных эмоций, если вы — человек, готовый ко всему новому, неизведанному, неоднозначному, даже странному, к всякого рода необычным открытиям, без страха расширяющий географические и собственные горизонты. Если вы — не простой турист — «пляжник», а настоящий путешественник, исследователь и немножко авантюрист. Хотя, в этом случае, вам лучше отправиться не в Гоа (вернее, не ограничиваться только Гоа), а в другие штаты — ту самую колоритную тру-Индию, из-за которой, собственно, и рождаются всякие страшилки.

Если же вы предпочитаете отдых исключительно в стиле «дорого-богато» и желательно «все включено», но внезапно обнаружили, что в вашей «копилке интересных мест мира» как раз недостает очередной страны, то можно посмотреть в сторону Южного Гоа. Любой поисковый сайт (да тот же любимый Слетать.ру) любезно предоставит туры с шестизначными ценниками и соответствующими условиями. Правда, в этом случае отдых в Индии (точнее, в Гоа) вряд ли будет отличаться от аналогичного отдыха в любой другой курортной стране (море-солнце-пляж-и-бар). Но зато у вас будет стоять еще один штамп в заграничном паспорте и новая отметка на персональной карте посещенных государств. Согласитесь, это тоже очень круто!

Впрочем, мы сейчас не будем говорить о тру-Индии. Она на самом деле достаточно специфична, и людям неподготовленным, с высоко развитым чувством эстетики, высокими требованиями к комфорту и всем таким прочим принять страну с ее «колоритом не для слабонервных» будет сложно. А вот Гоа — на самом деле, это совсем не страшно. По крайней мере, не страшнее русских провинциальных местечек вроде Пошехонья, Нерехты или Красного Профинтерна (без обид, если что, все перечисленные населенные пункты мне очень даже нравятся). Только вместо компаний гопников, кажется, навсегда застрявших в «лихих 90-х», будут диковатые, но такие лучезарно улыбающиеся и неимоверно контактные индусы. Вместо сомнительного пива в пластиковых «полторашках» — местный популярный ром «Old Monk». А вместо беляшей с непонятной начинкой из привокзального буфета — специфичная индийская кухня.

Что же касается стереотипных страшилок, то бояться нужно не антисанитарии, коров с собаками на пляже, мусора, свалок, отсутствия комфортных дорог, острой пищи, инфекций, излишней навязчивости местного населения и обмана с их стороны. Все это решается простым включением мозгов. Лично я, если честно, опасалась только очень влажного и жаркого климата, ночных комаров и прочих насекомых, но больше всего — сильных волн на море и всяких подводных течений. Впрочем, это тоже решалось. И практически тем же способом, что описан выше.

Вообще, Гоа — удивительное место. Кто-то тратит здесь все запланированные на отпуск средства. И их даже еще не хватает. Так, например, наши соседи, которым из-за переноса рейса продлили путевку, потратили все деньги. А мы зачем-то обменяли сразу же на ресепшене 100 $ и потом не знали, куда их израсходовать. Пришли на помощь друг другу, отдали ребятам половину суммы, они же перевели нам деньги на карту в рублевом (и, к слову сказать, выгодном) эквиваленте. В Гоа — вообще все так, люди всегда помогают другим. А еще здесь вообще можно не потратить ни рупии! Тут нет ничего зазорного, когда привозишь продукты с собой, когда все твои развлечения — лишь пляж, море, сансеты. Потому что каждый едет в Гоа за чем-то своим. И вполне нормально, когда это «свое» не измеряется в денежном эквиваленте. Что касается нас, то впервые за несколько лет мы потратили на отдыхе такую маленькую сумму. Да и вообще общая стоимость нашего отпуска приятно удивила.

Да, для кого-то Гоа будет одноразовым местом, побывать в котором вас подстегнут собственные любопытство, здоровый авантюризм, неистребимое желание попробовать все на себе и составить собственное (обязательно нестереотипное!) мнение. А для кого-то и Индия, и Гоа станут любовью на всю жизнь, и вы будете возвращаться сюда снова и снова, открывая раз за разом эту удивительную, не похожую на другие, ломающую стереотипы (в том числе и о себе) страну, которая, несомненно, каждый раз будет проявлять для вас свои новые грани, показывая интересные места, даря бесценный опыт приобщения к совершенно другой, не похожей на нашу, культуре. В любом случае, Индия и Гоа предстанут перед вами именно такими, какими вы их захотите увидеть. Только понять и полюбить удастся не каждому. Но ведь для того мы и путешествуем, в поисках новых мест, своей, идеальной страны, правда?

Идти по песку. Сланцы в руках.

Любоваться волнами. Слушать прибой.

Голубой небосклон в кружевных облаках —

Дивный мир, где царит тишина и покой.

ИСПЫТАНИЕ

Вообще, конечно, как мы уже говорили, Индия, Гоа — у каждого разные. Но я, читая отзывы перед поездкой, несколько раз встречала мнение, что Индия может испытывать человека. Не сразу открывается. Не влюбляет с первого раза (хотя, у кого-то происходит именно так). К поездке в Индию можно, конечно, готовиться, в том числе морально. Просто это место действительно какое-то мистическое. Индии бесполезно сопротивляться. Ее надо «слушаться». Или прислушиваться к себе, своим чувствам, ощущениям. У меня получилось в полной мере ощутить, осознать, как менялось мое мировоззрение, отношение к происходящему — не только в конкретный момент. Вообще — в жизни. К жизни. Наши 11 дней с Гоа можно было бы разделить на периоды: испытание — принятие — наслаждение (дикий восторг, граничащий с всеобъемлющей эйфорией). И, пожалуй, будет целесообразно, если я стану рассказывать именно в этом ключе. Да, с кучей личных мыслей, эмоций и переживаний. Да, без историко-культурной информации и подробных описаний прогулок. Если я правильно поняла Индию, то о ней только так и нужно говорить — через призму собственного восприятия. Экзистенциальность — это ведь тоже про Гоа. Такой вот «роман» о путешествии. О романе с волшебным, непредсказуемым и безумно харизматичным Гоа.

Гоа встретил нас влажной жарой, напоминающей русскую парилку. Именно это ощущение и будет преследовать нас на протяжении первой половины отпуска. Но сначала был местный аэропорт, очереди, измерение температуры, заполнение анкет (спасибо за помощь семье, с которой мы познакомились, когда стояли в очереди на посадку, а то после перелета голова вообще не соображала, тем более на английском языке). Отпечатки пальцев, фотографирование. Чемоданы. Ушлые носильщики — от их помощи безапелляционно отказываемся: «No!». А потом нас рассадили по автобусам (групповой трансфер), и мы часа 2 ехали по Гоа. Боже, все то, о чем я читала, что видела на фото, все оказалось правдой. Чистой правдой! Точнее, грязной. Ибо все эти свалки, помойки, поля мусора вдоль дорог — все это присутствовало в гипертрофированном количестве. Да, мы живем в России — вроде бы не привыкать. Да, мы видели мусор вдоль дорог в Тунисе. Переполненные контейнеры в Турции. Замусоренные пустыри на окраине Протараса на Кипре. И (о, ужас!) даже жили в рабочем районе Шарджи с выброшенной мебелью и прочим мусором на улицах и отдыхали на диком пляже с локальными свалками — да-да, в тех самых комфортных Эмиратах. Но то, что мы увидели в Индии (Гоа), потрясло меня до глубины души. Сидела с округленными глазами и как заведенная повторяла: «Офигеть! Кошмар! Жесть! Какая дикость! Вот это треш!!!». Последнее слово прочно поселилось в моем лексиконе и использовалось в первую неделю отдыха достаточно часто.

(в этой фотографии — весь Гоа:))

Первый день я тупо проспала. Сказывались перелет и разница во времени. На второй, выйдя на балкон и увидев шикарные пальмы над головой, я почти примирилась с существующей действительностью. Не то чтобы мне ничего не нравилось. Я же понимала, что Гоа — это не ОАЭ, и уровень отеля будет соответствующий. Но, боже, эта чудовищная влажная жара, от которой нет спасения даже ночью. Удушающая, обволакивающая, сводящая с ума. Этот терпкий древесный запах, смешанный с едким дымом сжигаемых пальмовых листьев. Температура в номере за +30 градусов, постоянно работающие кондиционер и вентилятор не спасают положение. Постоянные комары, крошечные, черные. Зудят круглые сутки, «Фумитокс» их не берет. Уснуть ночью просто невозможно. Скомканное постельное белье — влажное и горячее от бессонной ночи. Холодный душ (почти всегда) — это хорошо, хоть как-то охладиться.

Постоянная паранойя — мыть руки чуть ли не через каждые пять минут, усиленно тереть их спиртовыми салфетками. Да мы даже в первую неделю брезговали ходить на завтрак в столовую. Все потому, что муж увидел, как в кухонке-сарайчике висели какие-то чудовищные сковороды, которым в пору сбежать оттуда, как от Федоры сбежала вся посуда. И уж тем более остерегались есть в прочих кафе — ну, это у нас общее, мы вообще брезгуем есть в местах общепита, кроме отельных столовых (кто отдыхал в Анапе 20-летней давности, смотрел передачу «Ревизорро» или читал «Бойцовский клуб» Паланика — тот поймет). Питались привезенной едой быстрого приготовления, сосисками и консервами. Надо ли говорить, что всю нашу посуду я тщательно мыла и до, и после использования. Еще сначала мы пили гадкий и приторный «Old Monk», будь он не ладен, но надо же — для дезинфекции.

А еще это палящее солнце. И огромные волны в океане — я могла зайти лишь по колено. Роющиеся в помойке коровы — типичная фотоиллюстрация всей жизни в Гоа. Собаки. Много собак! Когда мы во второй день решили посмотреть поселок, то пошли, естественно, не в ту сторону. Мало того, что нас облаяли собаки, а одна вообще начала прыгать на нас, так мы еще и заблудились, бесконечное множество раз сворачивая в узкие переулки с одинаковыми вывесками и домами (так на тот момент мне казалось). Магазины и обменники не работали, на улице народу практически не было, тем более европейского вида. Дорогу спросить не у кого. У меня началась паника (а следовало бы, например, взглянуть на часы и убедиться, что всего-то 8 утра — чертова разница во времени!). К счастью, мужу пришла в голову светлая идея — нужно выйти к морю и уже по пляжу дойти до нашего отеля. Муж по какой-то странной причине знал, в какую сторону нам идти. На всякий случай на своем недоанглийском уточнила у местного жителя, в той ли стороне «beach» и «sea». Оказалось, мы на верном пути. Изнывая от жары, мы, наконец-то, вышли к пляжу. И действительно нашли наш отель.

Последний шок — увиденная в первую же ночь компания больших черных муравьев в унитазе. Мой визг. Все. На этом моменте уровень кошмарности зашкалил окончательно. Большего треша я еще в жизни не видела. По крайней мере, на тот момент я думала именно так.

Однако вечер второго дня преподнес очередной сюрприз. У нас появилась сыпь. Локально. На руках, ногах, спине. У обоих. Очередной приступ паники. Боже, что это? Мы все-таки умудрились подцепить что-то в этой антисанитарии? Это постельные клопы? Зверские местные комары? Может, от собаки, которая прыгала нам на ноги? Аллергия? На что: воду, солнце, крем для загара, кондиционер для белья? Ну, ладно, я — хронический аллергик, но у мужа-то откуда все это? Потом, в ходе переписки со свекровью и нашим турагентом мы решим, что это все-таки аллергия на солнце — нам рассказали несколько аналогичных историй. Все-таки, Индия — самая южная страна, где мы были, солнце здесь более агрессивное. Мы будем пить уголь и антигистаминные, и к концу отдыха от сыпи не останется и следа. Или она сровняется с загаром. Но сначала все это, конечно, заставило нас поистерить.

А потом я заболела. На 3 дня. С температурой. Кашлем. Больным горлом с распухшими миндалинами. Нескончаемой тошнотой. Зашкаливающим пульсом. Я отпивалась всем, что было в аптечке: «Парацетамолом», «Альмагелем», углем в промышленных масштабах, «Валидолом», «Диазолином» и, конечно же, «Регидроном» (любимая панацея от отравлений). Сползала с кровати только, чтобы пообниматься с фаянсовым другом (любимое, видимо, занятие). Так плохо мне было лишь, когда я попала пару лет назад в инфекционку с кишечной инфекцией. Что это было? Ротавирус? Или тот самый к-вирус?! Меня успокаивало только то, что у мужа подобных симптомов (кроме этой гадской сыпи) не наблюдалось. Все эти 3 дня он ходил на море, в бассейн — и хорошо, меньше контактов — здоровее будет. Я спала, просыпалась, путала день с ночью. Время растягивалось до бесконечности. В голове крутились разные мысли. Мучили кошмары. Я передумала обо всем плохом, о чем только можно. От голода постоянно кружилась голова. Есть я ничего не могла из-за больного горла, только пила чай и «горячую кружку» — редкая гадость, но со своим распухшим горлом я могла пить только жидкости. И постепенно начало приходить какое-то осознание — все испытания даются нам неспроста. Это был такой момент очищения — и мыслей, и всего организма. Мне нужна была полная перезагрузка — и я ее получила. В общем, когда весь этот треш закончился, я ощущала себя заново родившимся человеком. Со светлой головой и светлыми мыслями. Готовой к философии принятия. Ситуации, событий, любого положения вещей. Без всех этих своих бесконечных загонок, вечного удушающего страха, панических атак и прочей психологической ерунды.

В итоге мы решили, что я просто отравилась этим диким ромом — мой организм, видимо, не был готов к таким дозам и такому качеству алкоголя (я, вероятно, вообще очень долго к нему не прикоснусь). А простудные явления возникли из-за того, что в комнате постоянно работали кондиционер и вентилятор. И в тот момент все встало на свои места.

Знаете, мало, кто вам о подобном опыте расскажет. Все будут говорить о том, как прекрасен Гоа, или о том, какой же треш эта ваша Индия. Да, все мы люди взрослые, все мы знаем, что надо тщательно мыть руки, нельзя гладить бродячих собак, пить и есть, что попало, торчать под кондиционером. Но вот, например, о возможной сыпи нас никто не предупреждал. Или о том, что Индия — это мистическая страна. Все, что происходит здесь с тобой — не случайно и закономерно. Если Индия решит испытать тебя на прочность, то это надо просто принять. И когда ты выдержишь все испытания, она откроется тебе со своей самой лучшей стороны, удивит, восхитит, ошеломит. И у вас непременно случиться взаимная любовь. Вопрос, готовы ли вы ко всему этому?

Я раньше думала, что я такая девочка-панк, мне ничего не страшно, я в палатке в Витязево 3 ночи провела, я скакала по грязи на Доброфесте. Потом я стала думать, что Индия — только для физически здоровых людей, без проблем с сердцем, органами дыхания, пищеварения, без аллергий, повышенного давления, одним словом, не таких задохликов, как я. Что мне (нам), видимо, подходят исключительно Эмираты — чистенькие, цивилизованные, приличные, безалкогольные, комфортные, безопасные и удобные для жизни и отдыха. В обоих случаях я глубоко ошибалась.

В общем, все это — тоже часть Гоа. Чаще всего — неотъемлемая. Гоа — это совершенно иная реальность. Лютый треш. Но красивенно! И «Old Monk» в баре за 200 рупий (считай — рублей). Впрочем, последнее — лишнее. С этого момента мы не выпили ни глотка алкоголя. Вообще! Потому что и без дополнительного допинга было хорошо. Гоа — лучший допинг. Это как Доброфест. Только Гоа.