Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 22:11
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Дзивгис — Россия Август 2015

«Родина — мать, чужбина — мачеха» Осетинская пословица

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Моё первое знакомство с Республикой Северная Осетия — Алания состоялось в начале августа. Всё было просто. Сначала экономный перелёт Москва-Владикавказ, далее встреча с местным гидом и три дня путешествия на его автомобиле по Кавказу.

За данное время мы успели посетить ещё Ингушетию и Южную Осетию. Так что увидеть в Северной Осетии получилось не так много как хотелось бы. Но мы очень старались и теперь в одну заметку всё это не вместить, только в две:)

В любом случае, сильно не переживаю, уверен, второе путешествие будет ещё продуктивнее и мне удастся посетить новые интересные места, как этого региона, так и соседних.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Прежде, чем начать хронологическое путешествие краткая информационная справка.

Северная Осетия — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Образована 7 июля 1924 года.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Граничит: на западе — с Кабардино-Балкарией, на севере — со Ставропольским краем, на востоке — с Ингушетией и Чечнёй, на юге — с Грузией и Южной Осетией. Площадь — 7987 км². Численность населения почти 700 тысяч человек.

Сразу после приземления мы поехали в известный на весь мир трагическими событиями город Беслан. Он расположен в непосредственной близости от аэропорта.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Посетив школу № 1 я по другому начал смотреть на многие вещи. В подобных, тяжёлых для души местах я бываю крайне редко.

Удивило и порадовало большое колличество памятников в регионе которые посвящёны героям Великой Отечественной войны.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Этот называется Памятник братьям Газдановым. Все они родились в селе Дзуарикау и были призваны на фронт из родного села.

Их мать — Тассо Газданова — умерла после третьей похоронки. Отец Асахмат дожил до конца войны, но умер после получения последней похоронки.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Читая стихи, установленные рядом, наворачиваются слёзы…

В Северной Осетии много живописнейших ущелий. Я вам их покажу в отдельном альбоме.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Начало нашего пути проходило по Куртатинскому ущелью, протянувшемуся с северо-востока на юго-запад более чем на 50 километров.

Оно образовалось в результате прорыва рекой Фиагдон Скалистого, Пастбищного и Лесистого хребтов.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Остановок по дороге было много. Пишу только про некоторые из них.

Здесь люди умываются, пьют воду и набирают её с собой. Не родник, а целый питьевой водопад.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Буквально через пять минут я увидел табличку и понял, что природная вода здесь особая.

Как раз в это время подъехала машина за очередной партией.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

За эти дни мы проезжали много небольших населённых пунктов. Мой гид рассказывал мне про каждый из них любопытные истории, касающиеся местных событий и его жителей.

Заслуживает внимание Кадаргаван — одно из самых интересных природных мест Куртатинского ущелья. Здесь проложена известная «Тропа чудес».

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

С неё открываются живописнейшие панорамы и поэтому прогулка по тропе доставляет неповторимое удовольствие.

Мне тут понравилось.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

В подтверждении слов вот ещё один почти мистический пейзаж.

Здесь можно потрогать не только массивные каменные глыбы, но и с близкого расстояния полюбоваться флорой и даже фауной.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Если деревья находятся на свободе, то некоторых животных приходится держать в клетках. Этого красавца зовут «Крым». Он сладко спал и чтобы заглянуть в его глаза мне пришлось разбудить леопарда. Если вы заметили, то выше, на гербе Северной Осетии изображён Переднеазиатский леопард.

Кстати, в одном из ущелий я увидел этот плакат и очень хотел, чтобы кавказская гордость сама вышла из кустов и улыбнулась мне в объектив. Интересно, такое вообще возможно или это большая редкость?

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Более всего порадовала клетка с медведями, где мы застали побег одного из членов семьи — самого младшего и не послушного.

Видите, его даже мама держит одной лапой. А слева подбежал работник и пытается помешать коварному плану сыночка.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Но зверя уже не удержать, дело в том, что его братец (или сестрица) несколькими минутами ранее уже вырвался на свободу и взобравшись на самый верх клетки решал как поступить дальше. Чем всё закончилось я не в курсе. Видимо это происходит регулярно и медвежат потом ловят и возвращают в отчий дом.

Ещё одна достопримечательность тропы — «Меч кровников», который торчит из большого валуна. Если верить преданию, то однажды здесь встретились два кровных врага, один из которых находился в смертельной опасности. Другой увидел это и, несмотря на давнюю вражду, помог путнику. В результате они помирились и воткнули меч в скалу в знак своего новоявленного братства.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

В нескольких минутах езды от «Тропы чудес» мы посетили старинный аул Дзивгис.

Он настолько известен, что ему посвящена даже отдельная монета.

В конце ХVIII века здесь насчитывалось почти 60 дворов.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

В начале XX века — 32 двора (412 человек). В 1989 году проживало всего 12 человек. Сегодня и того меньше.

Тут находится небольшая древняя церковь Святого Георгия Победоносца — ценный памятник осетинского зодчества.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

В 1902 году религиозное сооружение было восстановлено местными жителями.

Недалеко от неё стоят фамильные склепы.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Самой же значимой достопримечательностью которую знают не только во всей Осетиии, но и за её пределами является уникальная Дзивгисская наскальня крепость.

Для её создания использовались природные отверстия-ниши, которые ветер с водой образовали в скалах. Укрепления, сложенные из местного камня выглядят единым целым с «материнской» горой Кариу-хох, несмотря на очевидную рукотворность сооружения. Издалека вообще не видно. Эти все снимки сделаны с близкого расстояния.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

Постройки расположены на различных высотах, но в одной плоскости. Всего 6 пещер. К сожалению в первоначальном виде крепость не сохранилась.

Дата основания неизвестна. Существует предание, что Дзивгисские замки в XVI веке преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу Великому. Говорят, что в крепостных стенах сохранились следы ядер от пушек Аббаса, воевавшего с грузинским полководцем Саакадзе.

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

В 1912 году археолог и этнограф Фёдор Степанович Панкратов, есаул Терского казачьего войска (псевдоним — Гребенец) писал про эту крепость:

«Положительно изумляешься, кто и как мог возвести эти колоссальные сооружения и каких всё это стоило баснословных трудов, какой титанической работы. В одну из этих башен нам удалось попасть; это самая нижняя и ближе всего спускающаяся к селению.

В скале самой природой или искусственным путём устроена огромная пещера под гранитным навесом, где с успехом может поместиться до ста человек. Пещера это тянется далеко в глубину горы, но до конца её никто не доходил…»

Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1

На данный момент крепость пребывает в полном запустении. Но всё-равно когда будете в этом месте поднимитесь наверх и насладитесь пока ещё полностью не разрушенными древними постройками. Любопытные видео подробности здесь.

Финальной точкой дня и данной заметки стало село Даргавс. Здесь находится знаменитый некрополь. Его фото и видео можно посмотреть в этой заметке Притягательная красота «Города мертвых».