Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:20

Будва — Черногория Октябрь 2019

Во время прогулок по Будве я насчитал три православных храма, два из которых находились в Старом городе, а третий — кладбищенская церковь — ближе к монастырю Подмайне, в верхней части города Храм в честь Святой Петки.

Церковь Троицы Живоначальной в Старом городе Будвы я рассмотрел со всех сторон. Спереди,

сбоку,

сзади

и даже сверху.

Православные храмы Старого города Будвы

Над входом мозаичная икона, посвященная Троице.

Внутри храма парад изумительных фресок и скульптурных изображений продолжается.

Православный греческий иконописец с острова Милос — Наум Зетири был приглашён для работы над внутренним интерьером храма.

Православные храмы Старого города Будвы

Его руками в 1833 году был создан потрясающий Иконостас в стиле барокко с ликами святых и с эпизодами известных сюжетов древней религии.

Окна в церкви небольшие, интерьер освещён искусственным светом и лампадами.

Красочные сцены из Библии,

Православные храмы Старого города Будвы

в том числе — знаменитая Тайная вечеря.

Потолок также изукрашен фресками.

Удивительно, что ни годы, ни страшное землетрясение в апреле 1979 года не нанесли им вреда.

Построена церковь была на переломе эпох. В 1797 году перестала существовать Венецианская республика, бывшая Венецианская Албания, о которой я рассказал в материале Наследство от Венецианской республики. Будванские католические храмы, обрела новых хозяев — австрийцев. Много было потом волнений, войн и восстаний на древней земле.

В 1797 году православные жители Будвы обратились к черногорскому Владыке Петру Первому с просьбой дать добро на строительство православного храма. Владыка помог и в результате с 1798 по 1804 год храм был построен. Храм получился замечательный. На высокой колокольне прямо над входом в храм расположены три колокола, звон которых во время служений разносится по всей Будве. Венчает же всё здание большой купол, покрытый ярко-красной черепицей, который только добавляет некую нарядность и торжественность всему образу. Удивительно, но храм выстоял во время землетрясения 15 апреля 1979 года. Чуть справа от центра видны купол и колокольня церкви, а всё вокруг в руинах.

(Из Интернета)

Напротив Троицкой церкви находится церковь Святого Саввы Освященного.

Православные храмы Старого города Будвы
Вот только в одним источниках сказано, что церковь названа в честь Саввы Сербского, в других — Саввы Освященного.

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић; ок. 1169 — 1236) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель. Основатель автокефальной Сербской православной церкви и её первый архиепископ с 1219 года.

Савва Освященный (греч. Σάββας ο Ηγιασμένος, ивр. ‏סבאס‏‎-вино; 439- 532) — христианский святой, авва, создатель Иерусалимского устава, используемого по настоящее время в Православных церквях.

Путаница легко объяснима, ведь в своё время газета «Свет Евангелия» писала, что «Приблизительное число святых, провозглашенных за два тысячелетия христианства, составляет примерно 10 тысяч.» Поэтому имена могут повторяться, различны лишь деяния.

Хорошо, что в Будве можно получить бесплатно карту, где на сербском и английском языках указываются названия достопримечательностей. Читаем: «Crkva Sv. Save Osvecenog / Church of St. Sava the Anointed». Значит всё же Саввы Освященного, что в принципе соответствует истории. Ведь здание маленького храма было построено в 1141 году, еще до рождения Саввы Сербского.

Сейчас церковь не действует, но в ней сохранились остатки фресок двенадцатого столетия. Церковь Святого Саввы Освященного одно время использовали и для католических и для православных обрядов, но с 1657 года храм стал только православным.