Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 17:55

Санкт-Петербург — Россия Март 2020

Город Санкт-Петербург был столицей Российского государства с 1712 по 1918 год. В годы Советской власти его постигла участь «Великого города с областной судьбой» и он растерял значительную часть столичного блеска. И только в период подготовки к 300-летию в начале двухтысячных годов усилиями, не в последнюю очередь, большой группы ленинградцев пришедших на руководящие посты в стране, городу стали возвращать реальные и надуманные звания «столицы», начиная от «культурной» и заканчивая «криминальной» и «трамвайной».

Я как человек, проживший здесь всю жизнь, тоже определил для себя несколько званий, которые кажутся мне вполне реальными. Я даже объяснил их обоснованность в опубликованных статьях о «морской» столице https://www.tourister.ru/responses/id_24697, «цветочной» столице https://www.tourister.ru/responses/id_24008 и даже «коммунальной» столице https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12514/responses/3602. Там целых 5 частей (можно посмотреть в моем профиле в разделе «Отзывы о местах»).

Сейчас пришла пора рассказать еще об одном моем открытии Санкт-Петербурга как… «гастрономической» столицы.

Поскольку я много пишу для туристов, то мне часто на разных сайтах и в сообществах приходится отвечать на 4 самых распространенных вопроса, касающихся поездки в наш город. Это:

1. Где жить?

2. Что посмотреть?

3. Как перемещаться?

4. Где питаться?

Как ни странно, на последний вопрос отвечать особенно трудно, поскольку вкусы и возможности у всех разные (ну как можно ответить на вопрос, типа, «Где можно в городе недорого и вкусно перекусить?»), да и различные заведения из этой области как часто открываются, так и быстро закрываются не выдержав серьезной конкуренции.

Если в 1916 г. в Санкт — Петербурге насчитывалось свыше 1500 всевозможных трактиров, то, по данным сервиса «2 ГИС» на январь 2019 г., в городе работают 1364 кофейни, 588 мини — кофеен (в формате to go — у них самый большой прирост), 243 пиццерии, 556 столовых, 1773 ресторана и 2562 кафе. На начало 2020 г. в Петербурге работает 5520 стационарных точек общепита. В 2019 году открылось 383 новых заведения, но и закрылись 408. В 2018 году 380 и 258 соответственно. Сегодня на 1000 наших жителей приходится 1.16 заведения, а в Москве всего 0.9.

Так что — голодным никто не останется.

Мало того. Летом на Крестовском острове в Приморском парке Победы проходит фестиваль «О, да! Еда!» В прошлом году он был объединен с легендарным фестивалем пивного крафта — St. Petersburg Craft Weekend.

Еще один фестиваль — ресторанный. В прошлый раз к идее подключились более 140 заведений. Суть проста: каждый ресторан готовит особые сеты за фиксированную сумму 990 и 1990 рублей, а также завтраки по 290 рублей. Все сеты разделены по категориям: Петербургская кухня, Национальная кухня, Авторское меню Каждый ресторан может участвовать в одной или нескольких категориях, и делает это добровольно и бесплатно.

В мае этого года планировалось провести «Ресторанный день в Санкт-Петербурге» — это не разовое событие, а настоящая международная традиция, пришедшая из Финляндии. Первые уличные рестораны-однодневки открылись в Хельсинки в 2011 году, когда измученные бюрократией люди вышли на улицы, чтобы реализовать свою мечту и угостить всех желающих. Сегодня пиршество домашней пищи проводится в крупнейших городах мира 4 раза в год. Ресторанный день — это генеральная репетиция для тех, кто планирует свое будущее в сфере организации питания и замечательная возможность вкусно покушать для других. Организаторы фестиваля готовят специальное приложение, в котором можно будет увидеть все рестораны-однодневки города, посетить их и вкусно покушать за символическую плату. Но, увы — коронавирус поломал планы.

Теперь перейдем к конкретике. Обратите внимание — это не будет «Ресторанный гид» с описанием и обсуждением разных точек питания. Все то, что будет упомянуто, основано на личных впечатлениях и отражают вкус и возможности автора.

Главное, что я советую туристам отвечая на четвертый вопрос — не зацикливаться на центральных магистралях и протоптанных туристических тропах. Пройдя сто метров и оказавшись на улицах параллельных или перпендикулярных тому же Невскому проспекту легко найти вполне приличные заведения (для простоты будем называть их «едальнями»), где цены будут значительно ниже да и народу меньше. Кроме того, многие из них в обеденное время предлагают т.н. «бизнес-ланчи» — аналоги комплексных обедов или зарубежных «блюда дня». Но это совет для простых туристов, не обременённых понтами. Однако, и для любителей экзотики и гурманов есть масса возможностей «потешить свою хара» — я приведу несколько примеров.

Если рассматривать гастрономический рынок в целом, то преобладают, в основном, 4 вида кухонь — итальянская, японская, русская (в т. ч. советская) и грузинская. Я не упоминаю «китайскую», хоть и заведений таких в городе масса, но они рассчитаны на организованные группы китайских же туристов и попасть туда человеку «с улицы», практически, невозможно.

Итальянская — самая распространенная и сытная. Пиццы предлагают все, кому не лень, но я бы рассматривал для посещения сетевые рестораны «Мама Рома», «Марчеллиз» и разные «Спагеттерии». Это не высший класс, но и не забегаловки. Помню сценку, которую однажды наблюдали перед Новым годом. Семья (явно — приезжие) несколько напряженно сидела в ресторане. И тут у папы зазвонил телефон. И он, этак расслабленно, но с чувством достоинства отвечал: «Да, мы сейчас в Питере. Ужинаем в итальянском ресторане…». Дело было в «Маме Роме».

Если гулять надоело или сильно устали, можно заказать доставку пиццы на дом — сейчас это один из основных бизнесов для обслуживания туристов и горожан. Заведений много, но я пользуюсь наиболее раскрученными: «Пицца Хат», «Папа Джонс» и «Телепицца».

Японская кухня представленная, в основном, суши и роллами, как ни странно, раньше очень часто соседствовала с итальянской, особенно в заведениях в центре города. Так, видимо, пробовали завлечь к себе разные группы едоков. Но сейчас в этом сегменте четко доминируют «Две палочки», занявшие самые «рублевые» места на Невском проспекте.

Кавказская и, особенно, грузинская кухня усилиями питерской команды «Гинза проджект» тоже занимает значительную долю рынка. Но это уже более высокий уровень и каждый день на перекус туда не заглянешь. Их дорогие рестораны расположены в престижных местах, например ресторан с чисто питерским названием «Корюшка» на пляже у Петропавловской крепости. Корюшку там тоже иногда предлагают, да и виды — лучше не бывает.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Кстати, заведения чисто грузинской кухни, как раз, за большим количеством посадочных мест не гонятся, а предлагают некий аналог «домашнего» стола в уютных или даже тесноватых помещениях. Мой брат всем рекомендует ресторан «Руставели» на наб. Мойки.

Ну и, наконец, русская и советская кухни. Как вы понимаете, они сильно отличаются, хотя китча в их представлении хватает. Русская кухня, в основном, рассчитана на заезжих иностранцев, которым наряду со сбитнями и щами предлагают различные шоу и выступления ансамблей песни и пляски или казачьих хоров. Особенно в этом смысле отличается ресторанный комплекс «Подворье» в Павловске — это целый ресторанный городок с башенками, избами и прочей экзотикой. А вот «советская» кухня — это для ностальгирующих «наших туристов». Там вам предложат Ленинградский рассольник, пельмешки, 50 граммов под селедочку и музыку «Песняров». Примеры — «Советское кафе» и «Квартирка» на Невском.

Типичным образцом и представителем «тех времен» является сеть «Столовая № 1». Вот уж где все просто и дешево и рассчитано на совсем невзыскательного туриста. Но — спрос есть.

Особняком стоят очень полезные для туристов блинные «Теремок». Там при вас пекут блины с разными начинками, детям предлагают каши и морсы, а главная их фишка — форма обращения к посетителям. Там гостей называют «Сударь» и «Сударыня».

Если говорить о типично русской кухне, то нельзя забыть и про «Пироговые». Это и «Пироговый дворик» (будьте бдительны — там цена пирогов указана за 100 граммов!) и, главное — «Штолле» и их аналог «Линдфорс».

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Рецептура пирогов (а их там, как минимум, десяток) там одна и та же, но ассортимент несколько отличается. Главное — не ходить туда после 18 часов, т. к. свежеиспеченные пироги уже заканчиваются, а новых могут не ставить. Зато там есть возможность просто перекусить разными порционными блюдами. Обратите внимание на интерьеры — они все выдержаны в стиле модерн и на стенах висит масса интересных фотографий с видами старого Петербурга. Это такое типично питерское заведение.

Понятно, что не только за комплексным питанием туристы заходят в «едальни». Многие ищут простой перекус или то, что называется модным словом «стрит фуд». Начав рассказ об этом направлении в первую очередь надо упомянуть 2 легендарных заведения.

Первый — объект культурной среды города, запрещенный к перепрофилированию. Это «Пышки» на Большой Конюшенной, 25, работающие с 1958 года. Пышки по 5 копеек (тогда!) и кофе с молоком «из ведра» — характерные черты «прошлой жизни». Кстати, 6 пышек и кофе чуть более чем за 150 рублей и сейчас прекрасно поддержат силы даже взрослого мужчины.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Но у них есть и старшая сестра — «Пирожковая» на Московском, 192 у Парка Победы, которая открыта аж с 1956 года. Хоть она и менее известна среди туристов, но у местных жителей пользуется заслуженной славой.

Очередь в кассу и к прилавку, стоячие столики и сбивающие с ног запахи — для взрослых туристов, помнящих те времена, будет интересно.

Новая тема в стрит фуде — это большие комплексы в торговых центрах. Если раньше они были представлены просто «фуд кортами», т. е. большим пространством, заполненном типовыми «МакДональдсами», «Крошкой Картошкой» и «Теремком»,

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

то теперь туда добавляют креатива и называют «гастрономическими пространствами». Там много небольших экзотических заведений, предлагающих ранее незнакомую широкой публике еду. Например, Eat market в ТЦ «Галерея»

или его аналог в ТЦ «Сити Молл» у ст. метро «Пионерская».

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Там организовали 17 ресторанов, представляющих как простой и известный фаст-фуд, так и несколько «экзотических» направлений. Интерьеры отражают эту самую экзотику и дают возможность либо разместиться в гуще событий, либо найти для себя «укромный уголок» с видом на соседний парк.

При всей традиционности самой кухни там для обслуживания используются и достижения техники. Мы сделали заказ и ушли искать удобное место, поскольку получили небольшой пультик, который по готовности заказанных блюд стал активно подавать сигналы — забирайте!

Мы ходили туда целевым образом — попробовать очень популярный сейчас суп «рамен». В «классическом» варианте это прозрачный бульон, сушеные водоросли, лапша, зелень, маринованная свинина, яйцо и разные японские приправы для поедания которых выдают специальный черпачок и палочки. Стоит такое сытное удовольствие 250 рублей.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Нам понравилось. Кстати, если кто заинтересуется, то ехать туда довольно просто — от Невского 4 остановки или 15 минут на метро.

Много аналогичных питательных пунктов, где предлагают, в основном, вегетарианскую пищу и бургеры открыты в т.н. «креативных пространствах» организованных на местах прежних заводов или фабрик. Самое известное из них — Севкабель Порт на Васильевском острове.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

В последнее время под «перепрофилирование» попали и прежние продуктовые рынки. По примеру Южной столицы, где подобная тема возникла 2 года назад, у нас появились свои «Гастромаркеты». Первый — на «Долгоозерном» рынке в спальном районе, а вслед за ним — Василеостровский рынок, на Большом пр. ВО, 16. В зданиях 18-го века там работает модный формат «корнеров» московских и питерских кафе и ресторанов. Это типично молодежное и тусовочное место и попасть туда просто «на перекус», особенно в выходные, бывает довольно сложно.

Но не расстраивайтесь, ибо напротив него находится очень насыщенная «едальнями» 6-я линия Васильевского острова.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Однажды мы насчитали там 16 заведений. Еще популярное для едоков место — Караванная улица рядом с цирком Чинизелли — их там 15 на 28 домов. Но безусловным лидером в этом смысле является улица Рубинштейна идущая от Невского — между набережной Фонтанки и Владимирским пр. Я там насчитал 55 заведений разного класса и размера. Кстати, этот факт привел к реальному восстанию тамошних жителей. Летом, а особенно в дни проведения массовых мероприятий типа Юридического форума или ПМЭФ, она огораживается и на несколько ночей превращается в единую прогулочно-тусовочную зону. Спать и просто жить там в эти дни невозможно и люди организуют пикеты, пишут письма, подают в суды. Компромисс пока не найден.

Я ненавязчиво упомянул в рассказе основные питерские «специалитеты» — рассольник, пышки, пироги. Но это, конечно, не все, чем славен Петербург. Среди наших давних брендов есть и еще всенародно известные продукты.

Слова «Ленинград» и «хлеб» — понятия неразделимые. Поэтому с давних пор наши хлебокомбинаты славились своими рецептами и производством. Мне по воле случая пришлось побывать на некоторых из них, правда, довольно давно. Интереснейшие факты я там узнал, особенно в уникальном Музее хлеба. Кажется, что нигде больше подобных нет. К сожалению, в последние годы многие комбинаты закрылись или перепрофилировались уйдя «под крыло» финских и шведских инвесторов.

Ленинградское мороженое — тоже фишка. До сих пор каждое лето у нас проходит Фестиваль мороженого, на котором представлены десятки образцов, но не только нашего Петрохолода, а и из других городов. К сожалению, позакрывались наши кафе-мороженое в которых можно было попробовать всякие вкусные шарики и сейчас самым популярным заведением является, увы, кафе «Венеция» на Староневском, где итальянским мороженым торгует итальянская же семья.

А вот сладкое я оставил «на сладкое». Несколько лет назад никто из туристов не уезжал из Петербурга без килограмма-другого настоящих шоколадных конфет фабрики им. Крупской. Но, опять-таки, зарубежные инвесторы перевели производство в Старый Оскол, и, хотя фирменные магазины в городе остались, но это уже не наш бренд. Зато разнообразие ассортимента (и цены) поражают.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Сейчас некоторые незнающие туристы могут клюнуть на вывеску «Музей шоколада " в Строгановском дворце на Невском и в других районах города. Но, будьте внимательны — это не музей совсем, а обычный магазин с товаром не самого высокого качества, но очень разнообразным по форме. Вплоть до того, что там можно заказать для себя что-то особо шоколадное и по индивидуальному макету.

Что же осталось неохваченным? Ну, конечно — торты и пирожные. Эклеры и Буше фирмы «Север» и птифуры от «Метрополя» до сих пор являются визитными карточками города наряду с Медным всадником и командой «Зенит». К сожалению, закрылся легендарный магазин «Восточные сладости» с их шедевром — тортом «Мозаика», а замены им нет. Но новые образцы выглядят, по крайней мере, красиво.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Но, конечно же, главным специалитетом и особенно привлекательным для гостей является рыбка корюшка. Вот так она выглядит «в жизни»,

а вот так должна выглядеть после приготовления.

Эта пахнущая свежим огурцом рыбка также является гастрономической визитной карточкой города. Но надо быть внимательным. Настоящая невская и ладожская корюшка появляется в продаже в свежем виде в апреле—мае и часто продается с лотков у станций метро. В больших магазинах часто предлагают замороженную чилийскую рыбку — аналог, но это совсем не то!

Еще одно, но не самое популярное звание для города — «кофейная» столица. Настоящий бум открытия кофейных заведений 3–5 лет назад сейчас переместился в зону «coffee to go». Это когда в бумажный стаканчик вам наливают кофе из специального автомата, встроенного в специальный автомобиль. О качестве говорить не могу — не хватает смелости попробовать. Но многие, особенно молодежь, хватают на бегу — типа, модно и престижно. Раньше мы с женой регулярно ходили по выходным в кофейни типа «Венской кофейни» или «Кофе-хауз» чтобы попить хорошего кофе с пирожными. А недавно купили кофеварку для капсул Nespresso и наслаждаемся им дома ежедневно. А в кофейнях — дорого.

Зато есть вот такой пример креативного отношения к гостям — в этой кофейне в ТЦ «Питерленд» вам не только предложат кофе, но и нарисуют на стаканчике ваш портрет.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Теперь перейдем к более «экзотичным» заведениям. Первое, о чем я хочу рассказать, относится не просто к теме еды, но и являет собой образец креативного ее представления. Я рассказывал о нем в одном из отзывов, но повторюсь. Речь идет о Cookery Lost Club.

В чём фишка: в старинной квартире собираются любители исторической кухни разных эпох, вкусно едят и беседуют при свечах. Кулинары-любители, режиссёр и антрополог по профессии, а также их друзья и помощники регулярно устраивают ужины по реальным рецептам разных эпох. Ни в одном ресторане вы не попробуете такие напитки на основе лепестков роз и хвои, да ещё и приготовленные вручную, такие необычные сочетания вкусов и продуктов — например, тыква с бобами и патокой, баранина с корицей, индейка с манго. Заодно узнаете, почему именно наши предки ели, готовили и подавали блюда именно так. В клубе сейчас 10 программ: есть гастрономия Золотого века Испании, застолье Серебряного Века, пир колонистов Америки, кухня Екатерининской России, блюда из книг Гоголя и Шекспира и многое другое. К еде прилагаются интересные исторические документы и истории, тематические застольные беседы и дискуссии, характерные для эпохи игры и развлечения и живая музыка.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Внимание: приходите с пустым желудком и в нарядной одежде. Вегетарианцам будет трудно, потому что мясных блюд здесь много. На столе всегда есть как алкогольные, так и безалкогольные напитки. Попасть туда непросто — надо следить за объявлениями в группе https://vk.com/cookerylost, успеть вовремя подать заявку по всем правилам и оплатить ужин. Мест за столом всего 10.

Несколько лет назад, когда на пивном рынке страны царствовала наша «Балтика», у нас в городе регулярно проводили «пивные фестивали». Но, оценив их последствия, власти вовремя от идеи отказались. Однако, как известно, «губит людей не пиво, губит людей вода» © и этот продукт нам своим вниманием не обойти.

Многообразие пивной тематики представлено в различных национальных заведениях, типа бельгийского «Kriek»

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

и, конечно, баварскими заведениями «Пауланер» и чешским «Подстреленная гусыня». Однако, и сами мы не лыком шиты. Наиболее известным пивным заведением является пивной комплекс «Карл и Фридрих»

и новый, соседний с ним самый большой в России пивной ресторан «Альпенхауз».

И хотя тематика и внешний облик у них типично баварские,

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

но пиво они варят сами, вот здесь.

А потом по пивопроводу отправляют и в «Альпенхауз» где и разливают в литровые «Кружки счастья».

Меню — типично баварское с метровыми колбасами, свиной рулькой с капустой и брецелями. Но есть еще и рыба и супы и даже венский шницель. Попасть туда бывает сложно, особенно в дни проведения футбольных матчей на соседней «Газпром Арене». Но летом очень атмосферно, хоть и дорого.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

О качестве пива сказать ничего не могу, ибо не специалист совсем, хотя пробовал его много и в разных странах.

Там же на Крестовском острове находится и ресторан «Русская рыбалка» где можно самим рыбу поймать, а потом съесть. Цены, наверняка, изменились — фотографию делал давно.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Наконец, перейдем к самым пафосным местам. Не скажу, что часто и много где бывал, но, по обыкновению, расскажу о том, что видел и пробовал сам.

Однажды довелось пообедать в ресторане «Мансарда» на крыше одного из домов на Почтамтской улице. Ресторан видовой, главный и шикарный вид на Исаакий и Неву.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Есть открытая площадка. Дорого, но вкусно.

Очень известный и популярный ресторан «Тепло» на Большой Морской улице. Само заведение довольно маленькое и тесное, но есть отличный дворик и главное — атмосфера тепла и приязни со стороны официантов.

Да и обстановка совсем «домашняя» — с продавленными диванами и книжными полками. Обязательно надо бронировать места заранее.

Извините за интимную подробность, но на месте бывшего общественного туалета у храма Спаса на крови построили хороший итальянский ресторан «Парк Джузеппе». Там довольно оригинально оформлен второй этаж с атриумом.

Мишленовские рестораны до нас еще не добрались, но заведение Джейми Оливера долго боролось за место под солнцем на Конюшенной площади, но не выдержало безлюдья и проблем у собственника и закрылось, так что его просто упомяну. Кстати, кухня там показалась совсем обычной.

Ну и наконец — вишенка на торте. Новый, в том числе и по подходу к самой идее похода в ресторан — не чтобы плотно поужинать, а чтобы попробовать что-то новое и необычное, ресторан «Харвест». А необычного там в достатке.

Далее — цитата.

«Harvest — первый в Петербурге ресторан с особым отношением к овощам. Новый проект Duoband Дмитрия Блинова и Рената Маликова — развитие идеи об уважении к продуктам. Заявленная в Tartarbar концепция „Каждый продукт заслуживает того, чтобы быть приготовленным“ за три года выросла в искреннюю философию ответственного потребления, экологичного сознания и натурального вкуса. Овощи стали основной идеей ресторана, но не сделали его вегетарианским. Закуски и горячие блюда в меню Harvest разделены на „Только овощи“ и „Не только овощи“. В первой части новые вариации на капусту, брокколи и томаты: салат с красными и зелеными томатами, пирог из цветной капусты с соусом из сморчков, паштет из брокколи с кедровым орехом, чесноком и пармезаном, жареная капуста шпиц с трюфельной сметаной. Во второй — яркие, иногда неожиданные сочетания вкусов: гребешки и фуа-гра, зобная железа и трюфель, копченый лосось и страчателла… Свеклу отваривают и вялят в сахарной пудре до консистенции сухофрукта. Морковь запекают, обжаривают и глазируют, подчеркивая вкус соусом из морковного сока и маракуйи… За каждым внешне простым „по-блиновски“ блюдом — сложная, тщательно продуманная технология. Готовить овощи сложнее, чем рыбу или мясо, — для повара Блинова это еще и профессиональный вызов.»

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

Столик туда бронировали сильно заранее. Пришли в будень в 18 часов и сначала все было спокойно, но уже к 19 часам почти все столики были заняты (много молодых иностранцев) и народ все подходил. Еду выбирали по принципу «прикольно».

Вино — очень дорогое, поэтому молодежь (дочь с мужем) пила соки и фреши. Кухня — на виду и прямо в гостевом зале.

Санкт-Петербург. Гастрономическая столица. Обзор возможностей

И это понятно — никакой жарки и дыма готовка не предполагает. Обслуживание четкое и быстрое. Интерьер Harvest подхватывает основную идею: натуральные материалы, максимум дневного света и минимум деталей.

Довольно дорого. Расположен удобно — на пр. Добролюбова, 11.

В 2019 году ресторан Harvest занял 92-ое место в списке 100 лучших ресторанов мира по версии престижного рейтинга The World’s 50 Best.

Возможно, кому-то пригодится. Как и другая информация, собранная мной в этом рассказе для обозначения на карте России еще одной столицы — гастрономической.