Турист Mykola Protsenko (MykolaProtsenko)
Mykola Protsenko
был 12 февраля 2022 0:28

Швейцария, Франция, Германия Сентябрь 2019
Швейцария. Озеро Бриенц.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 2.
Швейцария. Спроси меня который час. Часть 3.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. 01.09.2019, ВС.
Я уже не помню, почему тогда выбор остановился на Швейцарии. Скорее всего все началось с фотографии в интернете. Подумал, неужели действительно там так красиво, неужели Швейцария такая идиллическая страна? Немного побаивался разочарования, слишком высокими были мои ожидания.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

В киевский аэропорт Борисполь приехали немного раньше. Воспользовались, как всегда, сервисом премиальной карты Pravex Bank: на Uber-такси доехали с 50% скидкой, fast line на паспортный контроль, 15% скидка duty free и бесплатный завтрак с вином в lounge зоне.
В прекрасном настроении ожидаем вылета на Мюнхен, затем будет длинный-длинный переезд в Цюрих. Авиаперелет Киев-Мюнхен по стоимости практически не отличается от перелета в Цюрих. Но прокат автомобилей, по сравнению со Швейцарией, намного дешевле. Настолько, что я, не задумываясь, готов был ехать все 340 км до Цюриха.
Обычно все выбирают дорогу через Австрию. Я рекомендую ехать из мюнхенского аэропорта сначала до города Мерсбург (Meersburg), затем на пароме по Боденскому озеру (Bodensee) до Констанца (Staad, Konstanz), а дальше уже прямая дорога на Цюрих. Дольше всего лишь на час, зато какое необычное и захватывающее начало поездки.
На границе со Швейцарией надо покупать годовой стикер на автомобиль за 40CHF, который разрешает проезд по всем дорогам без исключений.

ЦЮРИХ (ZURICH)

Цюрих оценивают по-разному. Кого-то он не впечатлил, кому-то нравится. Мы же были в полном восторге. Это был тот редкий случай, когда реальность превзошла наши ожидания.
Цюрих считается деловой столицей. Многих туристов это настораживает и отпугивает. У некоторых формируется предвзятое отношение — город суетливый, бездушный, улицы переполнены транспортом и толпами занудных «белых воротничков».
На самом деле все наоборот, он размеренный, спокойный и такой … очень уютный. Много парков, цветов, улицы украшены яркими флагами. Даже есть небольшая изюминка — чистейшее озеро и вершины гор на горизонте. А Старый город — это милые средневековые домики с цветными ставнями, старинные церкви, узкие мощенные улицы, замечательная набережная реки Лиммат (Limmat). Уезжать не захочется.
Запарковались на улице Постштрассе (Poststrasse), прямо перед отелем Savoy Baur en Ville 5*. Нам повезло, но не потому, что бесплатно. Только вышли на площадь Парадов (Paradeplatz) … и сразу влюбились в этот город. Перед вами действительно пятизвездочное по красоте здание отеля Savoy, немного правее величавая церковь Фраумюнстер (Kirche Fraumünster) с бирюзовым остроконечным шпилем, а за ней из глубины выглядывают округленные башни собора Гроссмюнстер (Grossmünster). Ни одна моя фотография не смогла передать тех ощущений.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Долго не могли покинуть смотровую площадку Линденхоф (Lindenhof), Липовый двор. С вершины холма можно часами рассматривать черепичные крыши домов, наблюдать за течением реки Лиммат, высматривать Альпы где-то там далеко на горизонте. Жаль, что солнце так и не появилось. Но это никак не сказывалось на нашем настроении. Я уже понял, что день будет прекрасным, как и вся поездка. С этого момента мои опасения улетучились навсегда. А ведь были сомнения, включать ли в план поездки Цюрих. В итоге пожертвовали Рейнским водопадом (Rhine Falls).

Спустившись с холма, пошли дальше изучать город. Центр оказался удивительно компактным и удобным для пеших прогулок. Его можно очертить прямоугольником размерами не более 0.7×1.6 км. На этом небольшом участке через Лиммат построено целых семь мостов. Легко перемещаться с одного берега реки на другой.
По дороге я рассказывал М. о достопримечательностях Цюриха. Мне всегда интересно заранее изучать историю посещаемых мест, это дает необъяснимое и загадочное ощущение, что ты когда-то уже все это видел.
Обошли вокруг церкви Святого Петра (Peter kirche) с самым большим в мире «Ролексом» на башне. Диаметр часов 8.7 метра, а минутная стрелка в длину 3,95 метра! Установлены в далеком, подумать только, 1538 году… И работают! Все-таки надо покупать только швейцарские часы.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

В Цюрихе выделяют четыре самых важных в историческом разрезе церкви. Все они расположены недалеко друг от друга. Визуально их отличить не сложно. Мы уже знаем, что церковь Святого Петра имеет самый огромный циферблат, спутать сложно.
У Фраумюнстер выделяется шпиль бирюзового цвета, необычайно длинный и тонкий. Под шпилем также циферблат, но значительно меньших размеров. Долгое время церковь принадлежала женскому монастырю. В интерьере привлекают внимание витражи работы Марка Шагала. Они были созданы в процессе реставрации здания в 70-х годах прошлого века. Но витражи красиво смотрятся только в солнечную погоду. Значит, не сегодня. Обе церкви находятся на левом берегу реки Лиммат.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Церковь Предигеркирхе (Predigerkirche) очень похожа на Фраумюнстер, только часы еще меньше и расположены значительно ниже шпиля.
Церковь Гроссмюнстер, бывший мужской монастырь и средневековый соперник Фраумюнстер за политическую власть в регионе, двухголовая. На одной из башен Гроссмюнстер даже есть смотровая площадка. Наверх ведут 187 ступеней. Расположена, как и Предигеркирхе, на правом берегу реки Лиммат.
Лучше всего изучать все четыре церкви с террасы цюрихского Технического института (Eidgenössische Technische Hochschule Zürich, Polyterrasse ETH). Наверх можно пройти пешком или подняться на фуникулере. Рядом с Техническим институтом находится центральный Университет Цюриха, не перепутайте.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Узкими, мощенными улочками вышли к реке Лиммат. Прошли мост Ратуши (Rathausbrucke), затем недолго посидели в крытой галерее отеля Storchen с видом на реку и церковь Гроссмюнстер. В сырую холодную погоду можно укрыться пледом. Они в избытке висят на стульях. Можно подняться на верхнюю террасу.

Если проголодались, могу порекомендовать ресторан Zeughauskeller (Bahnhofstrasse, 28А). Интерьер простой, в стиле традиционных пивных. Закажите фирменное блюдо «меч Бургомистра» — тонко раскатанная маринованная телятина оборачивается вокруг лезвия меча и запекается. Подается блюдо вместе с салатом из овощей, и на выбор решти, тертый жареный картофель, или картошка фри. Работает ресторан каждый день с 11:30 до 23:00. Только не заказывайте здесь кофе! Его надо пить в других местах, при другой атмосфере. Мы договорились позже здесь поужинать.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

А пока что вышли к Цюрихскому озеру. Озеро протянулось на 40 километров в длину и является источником питьевой воды для города. В солнечный день на горизонте просматриваются очертания гор. Красиво, когда вершины еще покрыты снегом.
Посидели на лавочке в парке Штадтаузанлаге (Stadthausanlage) с видом на озеро. Рядом в открытом музыкальном павильоне проходил вечер танцев. Есть бесплатный туалет, что важно для туриста.
Через мост Квайбрюкке (Quaibrücke) перешли на правый берег реки Лиммат. Зашли в легендарное Café Odéon. Кафе открыто с 1911 года, интерьер сохранили практически в неизменном виде. Здесь засиживались Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк, Альберт Эйнштейн … Предлагают кофе высшего качества от Julius Meinl, одной из самых старых кофейных компаний в мире.
Посидев за чашечкой вкусного кофе, решили прогуляться по набережной Лимматквай (Limmatquai). Длина улицы не более километра, идет вдоль правого берега реки от озера до моста Банхофбрюкке (Bahnhofbrucke), от которого совсем недалеко до главного вокзала Цюриха.
В городе большое количество фонтанов, они установлены практически на всех площадях, и вода в них чистая, питьевая. А еще городские власти в целях обеспечения лучшей циркуляции воздуха утвердили проект по ограничении высоты зданий и плотности застройки.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

По Лимматквай дошли до моста Ратуши. Кажется, что здание Ратуши стоит прямо в реке. Послушали музыкантов, выступавших в крытой арт-галерее у моста Мюнстербрюкке (Munsterbrücke), играли «Времена года» Вивальди.
Обратили внимание, что галереями украшены практически все дома, выходящие фасадами в сторону реки. Немного далее от реки, на узких петляющих вверх улочках, много старых домов, построенных в прошлых веках. Ставни на окнах обычно выделены другим цветом. Смотрится красиво.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Город постепенно погружался в сумерки, включались уличные фонари. Мы повернули в сторону самой туристической улицы города — Нидердорфштрассе (Niederdorfstrasse). Прохожих было мало, а затемненные переулки, ночные фонари, длинные тени придавали городу некоторую загадочность. Иногда казалось, что мы перемещаемся куда-то в прошлые времена.
Наконец-то показалась Нидердорфштрассе. Поражает огромное количество флагов. И красиво, и патриотично. На улице много ресторанов, баров, кафешек. Читал, что вечерами это самое оживленное и шумное место в городе. Но в этот вечер она казалась полупустынной, хотя многие рестораны и были заполнены.
Продолжал моросить мелкий дождик, поэтому улочками Старого города мы направились в сторону ресторана и парковки. До смотровой террасы Технического института решили не подниматься, хотя станция фуникулера была совсем рядом.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. 02.09.2019, ПН

Утро началось с посещения Cafe Sprüngli. При входе в воздухе витает приятный аромат кофе и шоколада. На первом этаже кондитерская и магазин, на втором — кафе. Некоторые посетители за завтраком просматривают утренние газеты, другие просто наблюдают за улицей и прохожими через большие окна. Мы же скромно взяли на завтрак кофе с пирожными Luxemburgerli.
Вышли на улицу Банхофштрассе (Bahnhofstrasse). Это одна из самых дорогих улиц Европы. Долго выбирали часы. Сначала всматривались только в ценники на витринах. Думал, что витринами так все и закончится. Но для М. было важно купить часы именно в Цюрихе. Наконец-то нашли подходящий вариант в Manor Zürich (Bahnhofstrasse, 75) на первом этаже. Покупка, естественно, сразу же оказалась на руке у М.
На выходе услышал: «спроси меня который час». Я остановился у дверей и посмотрел в ее сторону. Заигрывающий тон, кокетливая улыбка, прищуренные, светящиеся глаза, выражающие радость … Боже, как просто и мило можно передать свои эмоции. Действительно, как я забыл об этом спросить? Так хочется в такие моменты нежно обнять и тихо прошептать «который час, милая?». Эти слова много раз звучали с моей стороны во время поездки. Даже сейчас, спустя полгода, они заставляют М. улыбнуться, а меня поглощают самые приятные воспоминания.
Улица Банхофштрассе нас не сильно впечатлила, поэтому быстро убежали улочками Старого города к озеру.
Вышли на площадь Бельвюплац (Bellevueplatz). Рядом красуется белокаменное здание городской Оперы (Zürich Opera). Не спеша прогулялись по набережной вдоль озера в сторону Китайского садика. Яхты, лодочки, небольшой фонтан на озере и много, много цветочных клумб.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Я рассказал М. историю о «патриотичном» парковочном автомате на улице Постштрассе. Утром надо было оплатить парковку. Многие уличные паркоматы в Швейцарии мультивалютные, что не совсем выгодно, но удобно. Но этот категорически не желал принимать EUR. Мой озадаченный вид привлек внимание одной милой женщины, проходившей мимо. У нее оказались в наличии швейцарские монеты, которые парковочный автомат с удовольствием и проглотил.
Дальше просто наслаждались отдыхом. М. кормила лебедей, а я с интересом наблюдал эту картину. Было немного грустно при сравнении с нашей действительностью.
Следующим по запланированному маршруту должен быть Люцерн. Но, к сожалению, прогнозы обещали там дождливую погоду, поэтому мы отправились в облачно-солнечный Берн.

БЕРН (BERN)

Старый центр Берна входит в список мирового наследия ЮНЕСКО. Значит там должно быть что-то интересное. Припарковались вдоль дороги у моста Нюдеггбрюкке (Nydeggbrücke), 46.949704, 7.460267. Бесплатно по парковочным часам всего 1 час, но не запрещается округлять выставляемое время в свою пользу и получить дополнительных до 30 минут.
По достаточно крутой дорожке поднялись к ресторану Rosengarten. Взяли по чашечке кофе и прямо с террасы стали изучать центр Берна. Город отсюда, как на ладони — красно-коричневые черепичные крыши, устремленные ввысь шпили церквей, многочисленные мосты, живописные берега реки Аре (Aare). В этом месте русло реки формирует крутую излучину, огибая высокую скалу, на которой и был заложен Берн. Удивительное место, однозначно, лучшая смотровая площадка.
Рядом с рестораном разбит и небольшой парк Розовый сад (Rosengarten). Ухоженные газоны, цветочные клумбы, много скамеек. Уходить не хотелось.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Спустились к «медвежьей яме», окруженной рвом. Этот бесплатный мини-зоопарк с медведями существует в Берне с XV века. В глубокой яме неспешной походкой кругами прохаживался медведь. Было ощущение, что он искал укромное местечко, чтобы спрятаться от назойливых туристов. Спрятался.
Мы же остановились на мосту Нюдеггбрюкке. Он был построен в 1840 году и возвышается на 25-метровой высоте над рекой Аре.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

С моста в деталях можно рассмотреть те же черепичные крыши, печные трубы, мансарды, но уже ближе, чем с террасы ресторана Rosengarten. Еще ближе и интереснее их рассматривать со смотровой площадки Часовой башни. А вот с башни Кафедрального собора крыши домов смотрятся совсем по-другому — они идут ровными длинными рядами, разделенными улицами. В других городах Швейцарии лучших видов сверху вы точно не найдете. Снимки с небольшим увеличением получаются потрясающими, но вот человеческий глаз с такой высоты точно так не увидит. У нас же не телескопическое зрение, к сожалению.
Именно эти чудные бернские крыши с мансардами, наряду с длинными, красочными трамвайчиками, старинными фонтанами, высоченными мостами, бирюзовыми водами реки Аре, как оказалось, и являются главными украшениями города. Но крыши все-таки на первом месте. Ради этого стоит посетить Берн.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Ниже по течению стоит самый старый в городе мост — Унтерторбрюкке (Untertorbrucke). Деревянный мост, построенный в 1256 году, был разрушен во время наводнения в 1460 году и на его месте возвели нынешний каменный. Интересно, что до 1840 года Унтерторбрюкке был единственным мостом в черте города.
Переместились в центр города. Автомобиль оставили на подземной парковке Parking Casino, недалеко от моста Кирхенфельдбрюкке (Kirchenfeldbrücke).

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

От Казино (не заходили) прошли к протестантскому Кафедральному собору, считается самым высоким храмом Швейцарии. Входная фигурная композиция состоит из впечатляющей коллекции позднеготических скульптур, являющейся иллюстрацией к сцене Страшного суда. По узкой винтовой лестнице можно подняться на 100-метровую башню-колокольню.
После Собора прогулялись рядом в небольшом парке Мюнстерплатформ (Munsterplattform). Он разбит на месте бывшего кладбища. С парка можно в деталях рассмотреть арочный двухпролетный мост Кирхенфельдбрюкке, его высота 39 метров. Конструктивно немного напоминает мост Луиша в Порту. Особенно фотогенично смотрится, когда по нему движутся многосекционные красные трамвайчики. Мы по этому мосту проехались три раза, так как промахнулись с заездом на подземную парковку Parking Casino.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

В Берне есть еще одна довольно интересная достопримечательность — отель Bellevue Palace. Он упоминается в книге английского писателя Джона ле Карре́ (John le Carré, настоящее имя David John Moore Cornwell). Бар отеля и в самом деле служил местом тайных встреч шпионов и политиков во время Второй мировой войны.
Я даже планировал незаметно закрепить под одним из столиков бара пятидесятиевровую купюру с запиской на немецком: «Дорогой друг. Возьмите себе что-нибудь выпить». А потом «случайно» ее обнаружить. Не получилось. Барная терраса отеля с видом на реку Аре однозначно стоит посещения.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Но получилось устроить непродолжительный квест на поиск фонтанов. Правда, для этого пришлось немного побегать по многим центральным улицам. Можно спросить, зачем? Они и так занесены на все карты города. Просто, чтобы было интереснее.
На самом деле фонтанов в Берне много, сотни, их начали устанавливать в городе с XVI века. Нашли самые известные — Gerechtigkeitsbrunnen (Правосудие), Simsonbrunnen (Самсон), Vennerbrunnen (Знаменосец), Zähringerbrunnen (Церингер), Kindlifresserbrunnen (Пожиратель детей), Pfeiferbrunnen (Волынщик). Все указанные фонтаны яркие, красочные и расположены в Старом городе.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

А вот центральные улицы Берна мне не очень понравились. Большая часть домов выкрашены в серый или бледно-оливковый цвета, уж очень мрачновато они при этом выглядят. Даже широкие галереи-аркады мало что меняют. Чтобы добавить ярких красок, на фасады вывешивают разноцветные флаги, а на миниатюрные балкончики выставляют яркие цветы. Смотрится действительно эффектно.

Часовая башня (Zytglogge) сооружена как часть городских укреплений в начале XIII века. В 1530 году на восточном фасаде башни были установлены астрономические часы. Они показывают время, день недели, месяц, знак зодиака и фазы Луны. За четыре минуты до каждого часа поет петух, бьют колокола, шествуют вооружённые медведи. Есть возможность подняться на смотровую площадку.
Прогулялись на площади перед зданием парламента. Затем в спокойной обстановке наблюдали за жителями города. Некоторые, как и мы отдыхали за столиками ресторана, другие играли в различные уличные игры. Много пенсионеров, у нас такого не увидишь.

ТУН (THUN)

Заехали на платную подземную парковку 46.761610, 7.627229. Для нас очаровательный средневековый городок Тун оказался еще одним настоящим открытием. Понравился сразу — настолько он яркий и красочный.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Направились в сторону Тунского замка (Schloss Thun). Белокаменная крепость в нормандском стиле с круглыми заостренными башенками, покрытыми красной черепицей, была построена в 1190 году герцогом Бертольдом V Церингеном. Тем самым, который год спустя основал Берн. Сейчас в замке находится исторический музей. Мы не пошли, так как нам намного интереснее рассматривать окрестности.

Со стороны Тунский замок кажется небольшим, но выглядит потрясающе красиво, даже сказочно. А виды на город, реку, горы на горизонте такие замечательные, что можно «зависнуть» надолго. Что и произошло с нами.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Наконец-то спустились к реке Аре. Вода удивительного бирюзового оттенка, можно даже подумать, что ее чем-то подкрашивают. Примерно такого же оттенка она была и в Берне, но издали это не настолько впечатлило. Но здесь, вблизи, ее цвет просто завораживает. Неужели вода в реке может быть такого цвета? Да, сегодня многим из нас это кажется просто не реальным. К большому сожалению.
Небольшая горная речушка берет свое начало в далеких в Бернских Альпах. Дальше она наполняется водами озера Бриенц, Тунского озера, превращаясь в настоящую реку, проходит через города Тун, Берн, Золотурн, и в районе германского города Кобленц (Koblenz) вливается в Рейн. Реке Аре повезло, она протекает исключительно по территории Швейцарии. Не удивительно, что ее воды остаются чистыми до самого Рейна. В остальной Европе такого точно не увидишь.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Выделяется деревянный крытый мост Обере Шлойзе (Obere Schleuse), чем-то напоминает люцернский Мельничный мост. Место у моста очень популярное у байдарочников и серферов. Течение здесь сильное, тем интереснее было наблюдать за их тренировкой.

В Туне небольшой, но достаточно интересный исторический центр. Центральная улица города Obere Hauptgasse имеет двухуровневую структуру. Тротуарами служат выступающие террасы домов, а люди ходят на самом деле по крышам магазинов и ресторанов, расположенных в аркадах нижних этажей.
Швейцарцы очень любят украшать свои улицы флагами, причем, в неимоверном количестве. Особенно заметно это было в Туне.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Возле центрального вокзала зашли в супермаркет Manor. Ресторан — на последнем этаже. Читал, что там можно недорого и вкусно перекусить. Но по внешнему виду еда нас не устроила. Поэтому взяли только капучино и тортик. Кофе также оказался не очень хороший. Порадовал разве что вид на привокзальную площадь, а еще точнее — часы. В дальнейшем рестораны при крупных супермаркетах не посещали.
М. давно интересуется кухней других стран. Но по-настоящему оценить вкусовые качества еды можно только в хороших, проверенных местах. Поэтому список таких заведений готовлю заранее.
При наличии времени можно взять непродолжительный круиз по озеру до города Шпиц (Spiez), можно и наоборот, но впечатления будут уже другими. Другими именно на Тунском озере, потому что горы расположены со стороны Интерлакена.
Предпочитаю, чтобы видовые места приближались ко мне, а не отдалялись. Восхитительно смотрится, когда где-то далеко на горизонте появляются заснеженные вершины или замок, а затем медленно приближаются. Все ближе, ближе… Полнейший восторг! И совсем грустно становится, когда вся эта красота постепенно от тебя удаляется вместе с корабликом.
Обратно в Тун можно приехать поездом, всего 12 мин. Отель у нас был забронирован в городе Интерлакен (Interlaken). По дороге решили заехали в замок Оберхофен (Oberhofen).

ЗАМОК ОБЕРХОФЕН (OBERHOFEN)

Парковка у замка бесплатная 46.730614, 7.668656. Оберхофен отошел швейцарцам после победы над австрийцами в 1386 году после битвы при Земпах (Sempach). Это в 15 км на северо-запад от Люцерна. В результате проигранного сражения Австрия вынуждена была признать независимость Швейцарии.
Замок Оберхофен самый восхитительный и фотогеничный во всей Швейцарии. Это действительно еще одна швейцарская жемчужина, визитная карточка не только города, но и страны. Изображение замка вы можете увидеть на всех путеводителях по Швейцарии.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

В настоящее время в замке Оберхофен работает музей, где представлена большая экспозиция живописи, антикварной мебели, а также коллекция оружия.
Мы были безумно рады, что запланировали здесь остановку. Провели достаточно много времени. Где-то глубоко в душе надеялись, что ночью в таком замке включат необычно красивую подсветку. Оказалось, это не так. Но все-равно понравилось. Который час, милая. Едем в Интерлакен.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. 03.09.2019, ВТ.
ШИЛЬТХОРН (SCHILTHORN)

В отеле посмотрели погоду. По прогнозу следующие два дня должны быть самыми теплыми и солнечными. Решили, что будем подниматься на Шильтхорн — самый высокий пик Бернского нагорья, высота 2970 м.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Выехали рано, так как на первые три подъема предоставляется небольшая скидка. Припарковались возле канатной дороги Штехельберг (Stechelberg, 46.556059, 7.901492). Билет с завтраком до 8:55 стоит 99CHF, после — 124CHF. Без еды дешевле, но учитывая цены в ресторанах выгоднее брать с завтраком.
Не пропустите водопад Murrenbach fall. Он считается самым высоким в Швейцарии, его высота 417 метров. Расположен достаточно близко к линии канатной дороги. Видом водопада можно наслаждаться и во время подъема, и во время спуска. Правда, летящей «стены» воды, как иногда пишут, мы так и не увидели, не сезон.
При подъеме на вершину Шильтхорн происходит две пересадки со сменой подъемников — в деревне Мюррен (Murren) и на станции Бирг (Birg). Мы решили там побывать на обратном пути.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Наверху, помимо смотровой площадки с панорамой вечных ледников и горных вершин, работает вращающийся ресторан «Piz Gloria», где проходили съемки кинофильма о знаменитом Агенте 007 «На секретной службе Ее Величества». Там мы и провели первый час. Окна в ресторане панорамные, обзор 360°. На завтрак шведский стол, выбор блюд огромный. Шампанское предлагают в неограниченном количестве. Кто за рулем — небольшой минус.
Насытившись прекрасным завтраком и круговыми видами из ресторана, вышли на смотровую площадку. Здесь все связано с Агентом 007 — музей, фильмы, сувениры, развлечения. Вокруг шумно, весело и интересно.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Немного поразвлекшись, по тропинке прошли к краю обрыва, уселись на камни и уже в тишине продолжали наслаждаться окружающими нас видами гор. Самые известные вершины, слева направо — Eiger (Людоед, 3970 м), Mönch (Монах, 4107 м) и Jungfrau (Девственница, 4158 м). На самую высокую вершину Jungfrau из Интерлакена ходит горный поезд.
Но нас больше всего интересовала гора Eiger. Перед поездкой мы посмотрели фильм про германских альпинистов «Северная стена» (2008 год). Сюжет основан на реальных трагических событиях, происходивших в этих местах в 30-е годы прошлого века.
При восхождении по северному склону горы Eiger погибло очень много альпинистов. Перепад высот составляет 1800 метров, при среднем уклоне в 75 градусов. На стену практически не попадает солнечный свет, поэтому даже летом там очень холодно. Маршруты проложены через отвесные участки и ледяные поля. Первое удачное восхождение на Eiger по северной стороне было осуществлено только в конце июля 1938 года. Тогда вершина была покорена немецко-австрийской группой альпинистов.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Почему-то я предполагал, что даже в сентябре четырех-тысячники будут больше покрыты снегом. Низко висящие облака немного помогали отбеливать горы.
Конечно, горные вершины лучше всего смотрятся зимой, цветущие луга самые яркие и красочные в конце весны, походы в горах и озерный отдых надо планировать на летний период, на виноградники Лаво лучше ехать осенью… Мало того, для всего этого нужны яркие солнечные дни. Решили, что в Швейцарию надо будет приехать еще не один раз.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Спустились на станцию Бирг. Можно было и пешком, тропинки есть, Google показывает всего 37 мин. Не решились, да и маршрут не понравился. Намного лучше пешком спускаться из деревни Мюррен к станции Штехельберг, немногим больше 5 км, но каких километров!
Самое интересное развлечение на станции Бирг — «тропа трепета». Представляет собой длинный балкон у склона скалы прямо над обрывом. Местами тропинка состоит из крупной сетки или стекла. Проходя, а иногда проползая, можно сполна почувствовать трепет от вида огромной пропасти под ногами.
На станции есть кафе и шикарная смотровая площадка для созерцания гор. Горы здесь подступают очень близко. Виды ничем не уступают смотровой площадке на вершине Шильтхорн. Тройка самых известных вершин прямо перед взором. Смотришь, как в кинотеатре с огромным экраном.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Затем вышли на станции Мюррен. После непродолжительного осмотра деревни уходить с этих мест не хотелось. Остановили свой выбор на ресторане отеля Alpenruh. Он расположен совсем рядом с канатной дорогой, никак не пропустите. Там отличная видовая терраса. И снова перед нами на дальнем плане северная стена горы Eiger.
Продолжали наслаждаться великолепными видами на горы и долину Лаутербруннен (Lauterbrunnen). В долине много водопадов, поэтому ее еще называют долиной 72-х водопадов.

ВОДОПАД ГИССБАХ (GIESSBACH)

Логичнее всего было задержаться в долине Лаутербруннен. Там с окрестных скал струятся водопады, на зеленых лугах спокойно пасутся коровки, в небе парят разноцветные купола парапланов, много пешеходных маршрутов. Но мы уже испытывали некоторое пресыщение от гор, поэтому решили в этот день посетить водопад Гиссбах.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Самая короткая и быстрая дорога к водопаду по автобану. Но мы выбрали более длинную, видовую, вдоль северного берега озера Бриенц (Brienz). Ехали долго, несколько раз останавливались в красивых местах над озером. День был солнечный, вода теплой, можно было и искупаться… Затем сделали непродолжительную остановку в городке Бриенц. Понравился. Небольшой, но приятный для отдыха и прогулок.
Парковка у водопада 46.734769, 8.026249, оплачивали через паркомат, 5CHF за сутки. Есть еще бесплатная парковка у отеля Giessbach, но она только для постояльцев. Дорога, ведущая от трассы к парковке, местами очень узкая, на некоторых участках разъехаться крайне сложно, а то и невозможно. Сами побывали в такой ситуации. Можно добираться и на фуникулёре. Проезд в одну сторону 5CHF.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

Водопад Гиссбах представляет собой каскад из 13 водопадов, расположенных один над другим, при общем перепаде по высоте 400 м. Понравился проход под самим водопадом. Непередаваемые ощущения — стоишь, а в полуметре от тебя полупрозрачная стена воды, летящая вниз. Это место напомнило мне небольшой водопад в венском дворцово-парковом комплексе Шенбрунн (Австрия).
Затем прошли к отелю Giessbach. Цены в меню соответствовали звездности отеля, но мы к ним психологически давно готовы.
В 2017 году путешествовали по Франции. Под впечатлением фильма «Слепец», в главных ролях снимались Алек Болдуин и Деми Мур, заехали в деревню Eze Village. Герой Алека каждый день в течение месяца на красивой террасе ожидает приезда своей возлюбленной.
Мы нашли эту террасу. Она находится в ресторане пятизвездочного отеля Chateau de la Chevre D’or. Виды сверху на Средиземное море действительно восхитительные. Выбрали лучший столик у самого края террасы. Но, самый недорогой кофе стоил около 10EUR и заказ должен быть на две персоны. Сначала хотели уйти, слишком дорого как для эспрессо. Но оценив еще раз выбранное место, все-таки сделали заказ. Посчитали, что платим за обустроенную смотровую площадку, где кофе предлагают в качестве комплимента.
Восхищаться панорамой озера на фоне прилегающих гор можно бесконечно долго. Особенно фантастически красиво выглядело озеро в бликах солнечных лучей.

ИНТЕРЛАКЕН (INTERLAKEN)

После посещения водопада Giessbach приехали в Интерлакен. Автомобиль поставили на парковке нашего отеля, а сами прогулялись до исторического центра городка. Пошли по набережной вдоль канала, соединяющего озера Тун и Бриенц. Очень живописные места, особенно красиво смотрятся горы в закатных лучах солнца.

Швейцария. Спроси меня который час. Часть 1

По большому счету в самом Интерлакене делать нечего. Но при этом считаю, что это лучшее место для выбора отеля, если вы любите hiking и приезжаете надолго.
Могу посоветовать подняться на смотровую площадку Хардер Кульм (Harder Kulm). Фуникулёр работает ежедневно с конца апреля до конца октября. Стоимость билета на подъем и спуск около 32CHF, но многие отели предоставляют 50% скидки. Парковки у фуникулера я не обнаружил, но есть место 46.69221,7.86850, где можно поставить автомобиль, это рядом с кемпингом.
На вершине горы находится панорамный ресторан с симпатичной башенкой на крыше. Открыт ежедневно с 25 апреля по 25 октября с 9:30 до 18:30, в летнее время работает до 21:30. Западнее ресторана над горной бездной нависает удлиненная смотровая площадка, напоминающая мост, с видами на озера Тун и Бриенц. Ее еще называют «Мост двух озер» (The Two Lakes Bridge).