Эксперт Сергей Корень (KorSerNik)
Сергей Корень
был 17 марта 17:21

Сетубал, Палмела, Азейтао — Португалия Июнь 2019

Часть первая. «Прогулочная».

Когда хочется отдохнуть от беспокойного ритма жизни большого города, от суеты и шума городских улиц, от очередей и пробок, мы едем на побережье Атлантики.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Благо в окрестностях Лиссабона сделать это не трудно. В радиусе всего 50-ти км от португальской столицы расположены два природных заповедных парка: Синтра-Кашкáйш (Parque Natural de Sintra-Cascais)

и Сэрра да Аррáбида (Serra da Arrábida).

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Каждый из них представляет собой группы невысоких гор, покрытых густой зелёной растительностью.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Сегодня речь пойдёт о парке Серра да Аррáбида и о самом полуострове Сетýбал (península Setúbal), где он и расположен.
Это край фантастических панорамных видов на побережье океана с песчаными пляжами и кристальной водой с одной стороны, а с другой — ровные ряды виноградников, где помимо распространённых сортов вызревают урожаи сладкого мускатного винограда.

Этот регион славится не только производством одних из лучших десертных мускатов, уверенно побеждающих на мировых конкурсах, но и сыров и ликёров. А в устье реки Сáду (Sado) выращивают устриц.

Территория же самогó заповедника изрезана длинными пешеходными тропами и грунтовыми дорогами для егерей, которые часто используют любители горных велосипедов.

В один из выходных дней мы решили в очередной раз съездить на полуостров, поесть свежей рыбы, полюбоваться на океан и заодно, покататься на лодке. Составить нам компанию мы предложили своим друзьям из Голландии Сергею и Елене, которые поселились в Португалии.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Встретились пораньше, в восемь часов утра. Было желание посетить знаменитый рынок в городе Сетýбал (Setúbal). Так как планировали вернуться домой к ночи, покупать ничего не собирались. Просто хотелось погулять между рядов, ломящихся от свежих фруктов и овощей, сыров и хлебобулочных изделий.

Но главной приманкой рынка являются, конечно же, рыбные ряды. Какой здесь выбор рыбы и морепродуктов!

Не зря по версии американской газеты USA Today в 2015 году сетýбальский рынок (Mercado do Livramento) вошёл в список лучших рыбных рынков мира.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Португальцы очень гордятся этим фактом и упоминают о нем практически в любой статье о городе Сетубал. А мы за глаза называем его «самым лучшим лиссабонским» рыбным рынком.

Помимо самих прилавков и обилия продуктов привлекает внимание панно португальской плитки, называемой азулежу (azulejo), которой облицована северная стена здания. На панно, насчитывающем более пяти тысяч! плиток, изображена сельская и торговая жизнь города.
Здание рынка появилось в 1876 году, но затем было разрушено. В 1930 построили новое, а в 2011 году его полностью реставрировали. И тогда же в торговом зале установили четыре огромные статуи, изображающие продавцов различных товаров.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Так что, если вы окажетесь в Сетубале, обязательно стоит посетить рынок, полюбоваться панно из азулежу и изобилием, которым щедро дарит португальская земля, будь то рыба, мясо, фрукты, вино или сыр с хлебом. Время работы с 7 до 14 часов, выходной — понедельник.

Мы же, побродив по рынку, отправились на причал, откуда у нас по плану была водная прогулка. Стоя возле «нашего» катера, милая девушка по имени Бáрбара вела инструктаж и рассказывала о маршруте.

Изначально стоял выбор между двумя маршрутами. В первом варианте планировалась водная прогулка до полуострова Троя, где предусматривалась остановка на одном из пляжей для купания и возвращение назад. Общая продолжительность такой прогулки составила бы часа полтора и стоила бы 20€ за человека. Во втором варианте планировалось дойти до полуострова Троя, покинуть устье реки Саду, со стороны океана пройтись вдоль полуострова, где обитают дельфины, и в завершение, подойдя к берегу со стороны склонов заповедника, вернуться на исходную. Продолжительность этой прогулки составляла около двух часов, а стоимость — 35€ за человека.

Выбор оказался намного легче, чем мы себе представляли. Утро оказалось прохладным и купание в океане было бы достаточно смелым поступком. Соответственно по причине недобора желающих на первый вариант, и отсутствием альтернативы, мы остановились на втором, о чём, кстати, не пожалели ни разу. Когда подтянулись остальные участники заплыва, мы все вместе отравились в путь.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Было весело и здорово, но только очень холодно. Лодка летела по волнам на приличной скорости так, что ветер свистел в ушах. Для меня именно в этом и была засада. Являясь жуткой мерзлячкой, я буквально задубела от холода на катере. Поэтому натянула на себя всё, что имела, чтобы хоть как-то согреться. Но так зябко, по-видимому, было только мне и нашим друзьям из «солнечной Голландии».

Муж мой, одетый только в тонюсенькую футболочку, не мерз ни капли и на мои лязганья зубами смотрел недоуменно.

Не считая мелких неудобств в виде собачьего холода, поездка оказалась чудесной.

Вблизи полуострова Троя мы вторглись в ареал обитания бутылконосых дельфинов или афалинов, которых здесь называют golfinho-roaz.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Здесь обитает семейство из двадцати семи особей, причём трое самых молодых появились на свет в 2017 год. Их назвали Sereia, Lua e Bolinho (Серена, Луна и Булочка).

А имена им выбрали ученики местной начальной школы. Дельфинов можно встретить вдоль всего побережья Португалии, но это единственная семья, которая имеет «постоянную прописку» близ устья реки Саду.

В 80-х годах прошлого века количество афалин достигало 40 особей, в 2011 году снизилось до минимальной отметки 25, сейчас количество дельфинов составляет около 30 особей.

Самого старшего члена стаи зовут Раиж (Raíz), а различают его по светлому пятну возле плавника.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Возраст афалин можно определить по цвету. Как люди с возрастом начинают седеть, так и дельфины, становясь старше, меняют окрас с темно-серого на пегий или рыжий.
Дельфины сопровождали нас во время всей прогулки, появляясь то с левой, то с правой стороны лодки. Синхронно выныривая из воды, чтобы глотнуть воздуха, они создавали впечатление дельфиньего шоу, причём происходящего в естественных условиях.
Сделав на катере круг-два возле семейства афалин, мы поблагодарили их за представление. Один из членов команды сопровождения рассказал, что это их традиция — махать руками и кричать: «Спасибо, Раиж!»

Кстати, между учёными до сих пор ведутся споры об интеллекте дельфинов. Одни утверждают, что дельфины необычайно умны, и чуть ли не обладают самосознанием и способностями протоязыка. Другие говорят, что дельфины не отличаются в плане интеллекта от других животных, которые тоже обладают сложной вокализацией, способностями к имитации и обучению.
Как бы там ни было, мы махали руками и благодарили животных, будучи не совсем уверены в том, что они нас понимают.

Направляясь вдоль береговой линии полуострова обратно в Сетубал, наш катер останавливался у красивейших пляжей Сэрра да Аррабида.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Первой нашей остановкой был пляж де Алпертýш (Praia de Alpertuche).

Эта малюсенькая территория расположена прямо у горы. К своему стыду, живя столько лет в Португалии и достаточно часто приезжая купаться на полуостров Сетубал, я даже не знала о его существовании. Он удачно спрятан между скал и валунов. И если бы не эта прогулка, кто знает сколько времени мы бы ещё не знали о нём. Поначалу подумали, что это частная территория, так как на скале виднелись домики.

Но позже, погуглив, выяснила, что пляж общественный, правда, расположен в труднодоступном уголке. Отзывы побывавших там звучали как «райский уголок», «лучший пляж в Португалии» и так далее, что только усилило моё желание побывать здесь ещё.

Следующей остановкой была в бухта Портинью да Аррабида (Praia Portinho da Arrábida).

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Это красивейшие романтическое место с прямо-таки открыточными пейзажами.

Откуда ни снимай пляжи Аррабиды, снизу, сверху или с воды, получившаяся картинка все равно будет рекламой на тему «Райский отдых в стиле Баунти». Прозрачная лазорная вода, кипенный песок и бесконечная синь неба создают полное впечатление тропического острова. Но, к сожалению, температура в португальских водах достаточно прохладная и редко поднимается выше +19+20ºC. Так что отдых в стиле Баунти получится вряд ли. Правда, у нас было очень много гостей, которым нравилась именно такая температура воды. Так что о вкусах, как говорится, не спорят.

Проехали мы также мимо пляжа Фигейринья (Praia da Figueirinha). Он находится прямо возле автострады и поэтому более известен и посещаем, чем какой-либо другой, находящийся на полуострове. Этому способствует обычно спокойное море, красота окружающего пейзажа, бесплатная автомобильная стоянка, близкая доступность кафе и ресторанов.

Следующая остановка была на пляже Душ Галапуш (Praia dos Galapos). Укутанный величественным пейзажем горы Серра де Аррабида, он считается одним из самых красивых в регионе. Защищённый скалистыми берегами от ветра, сохраняет спокойствие своих вод. Благодаря прозрачной воде во время купания можно встретить обитателей дна морского.

В путь-дорожку с гидом Серёжкой (часть 1-я)

Последней остановкой стал пляж Душ Галапиньюш (Praia dos Galapinhos), который в 2017 году по версии сайта European Best Destinations был признан одним из красивейших мест Европы (https://www.europeanbestdestinations.com/best-beaches-in-europe-2017/). Идеальная локация для любителей маленьких и спокойных пляжей, спрятанных в зелени скал. Правда, после значимой номинации он стал привлекать гораздо больше и туристов и местных жителей.