Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был 18 апреля 17:55

Таллин — Эстония Март 2020

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса.

Отзыв с очень похожим названием я написал в далеком 2015 году https://www.tourister.ru/responses/id_21836 . И объяснил тогдашнее его звучание.

Но, с тех пор мы не раз вспоминали про этот город, тем более, что наша дочь с мужем — его давние фанаты и частые гости, о нем постоянно и заманчиво рассказывали и показывали много совсем нового, нами ранее неувиденного. Когда планировавшаяся весенняя поездка в Италию стала медленно, но верно накрываться медным тазом мы решили найти ей какую-то временную замену и вспомнили о старом добром Таллине по нескольким причинам. Во-первых — давно не были, во-вторых — близко, в третьих — легко все организовать. Так и получилось — за один день выбрали отель с отменяемой бронью и я купил билеты на автобус Люкс Экспресс по промокоду с 50% скидкой в один конец. Таким образом, за 75 евро туда/обратно и 7 часов в пути мы свою «хотелку» реализовали.

Автобусы комфортабельные, есть бесплатные вода, кофе/какао и наушники для просмотра кино и сериалов. Я посмотрел «Снегоуборщика», «Игру на понижение» и «Миссия невыполнима», а жена — «Аладдина» и сериал «Друзья», правда, на английском. Но мы его почти наизусть знаем… К сожалению, по сравнению с прошлым разом список используемых интернет-сайтов очень ограничен, а Wi-Fi у меня, почему-то, так и не заработал.

Выбором отелей у нас занимается жена по следующему алгоритму: на Букинге выбирается 5–6 отелей подходящих нам по цене и некоторым другим параметрам, а именно: отменяемая бронь, включенный завтрак, расположение и возможная «изюминка». А затем отзывы о них изучаются по принципу — от плохих к хорошим — есть там такая опция. Поле для выбора сразу резко сужается. Так произошло и в этот раз — выбор остановили на сравнительно новом отеле «Hestia Hotel Kentmanni», расположенном хоть и не в Старом городе, но очень удобно с точки зрения логистики — от автовокзала, куда мы приехали, неспешным шагом 20 минут и до Вируских ворот — минут 15.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Тогда уж расскажу сначала об отеле. Номер мы выбрали простой и заплатили за 3 ночи 250 евро. Сам отель расположен в тихой улочке в сравнительно новом районе города Tatari через улицу от беспокойного соседа — американского посольства. Но это соседство давало и серьезные преимущества — улица перед посольством была перегорожена стальными надолбами и машины там просто не ездили. Да и само здание чем-то напоминало бункер.

Для примера напомню, как выглядит российское посольство с «веселым человечком». Вот она — разница менталитетов.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Номер компактный, но все в нем есть — кровать, столики и стулики, минибар (не пользовались), чайник с пополняемым запасом чая/кофе/сахара, много разного света и огромная плазма — она же мультимедийный центр с данными о городе, отеле и многими десятками ТВ каналов, включая российские и русскоязычные местные. А еще с удовольствием смотрел по нему игры НБА — пока их не отменили.

Но больше всего понравился э-э-э-э…санузел и особенно — душ с разными насадками для массажа натруженных плеч и спины.

Завтрак отличный, если бы не позорные т.н. «соки» — это даже не сок, разбавленный водой, а наоборот — вода разбавленная соком. Зато можно было выпить на завтрак шампанского, но это для буржуинов которых там, что удивительно, оказалось немало.

Еще в отеле есть зона СПА с джакузи и сауной, но я туда не добрался.

Рецепция очень приветливая — молодые люди хорошо говорят по-русски и искренне пытаются помочь.

Ну и чтобы закончить с бытовыми вопросами расскажу о главном ОБЛОМЕ. Последние годы в поездках мы постоянно селимся в апартаментах и, тем самым, решаем вопрос питания — готовить дома для моей жены не проблема. А здесь всего три дня, апарты для питания не нужны, поскольку в Таллине эту проблему решить было бы легко — в 7 минутах ходьбы от отеля большой ТЦ «Солярис» с огромным фудкортом «Лидо». Именно туда мы и направились сразу после размещения в отеле. И тут — ужас! Лидо, Вапиано и другие питательные пункты закрыты на реконструкцию до конца марта! В итоге, первый вечер мы потратили на то, что гуляли по Старому городу и придирчиво изучали меню тамошних кафе и ресторанов. Но ничего нас не устраивало — ни меню, ни состав блюд, ни, что особенно важно, цены. Они начинались от 15 евро за порцию макарон, плюс пиво или вино — еще 6. Ну и салатики… Короче, зашли в некий итальянский ресторан, заказали по огромной порции, как оказалось, пересоленных макарон, не доели и ушли не солоно хлебавши.

Но как-то надо было этот вопрос решать! В итоге через отлично работавший в отеле Wi-Fi я вошел на сайт Лидо и обнаружил, что еще один их ресторан расположен в ТЦ «Улемисте», сравнительно недалеко от нас — 5 остановок на автобусе № 15 от Виру.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Проезд в общественном транспорте там бесплатный для резидентов Таллина, а для гостей предлагаются различные заморочные способы пополнения транспортных карт. А мы просто покупали билеты у водителя по 2 евро. Но! Запоминайте лайфхак — они действительны не на одну поездку, а на 1 час. Таким образом, возвращаясь, например, от телебашни мы купили билеты, доехали до автостанции Виру, там пересели на другой автобус и успели доехать по этим же билетам до ТЦ. И совесть наша была чиста!

Сам же Лидо снова порадовал — 2 салата, два горячих с гарниром и 2 кружки пива в первый день обошлись нам в 21 евро и насытили до предела. Во второй день немного изменили меню и уложились в 16 евро! Почувствуйте разницу! По окончании трапезы я решил сделать там несколько фото чтобы опубликовать их с позитивными комментариями. Но ко мне подошла строгая дама и потребовала фото удалить, хотя нигде запрета на фото не было видно. Пришлось удалять, но уже выйдя за пределы ресторана я все равно фото сделал — я сторонник наглядности.

Ну, наконец настал момент начать рассказывать о нашей Программе и ее реализации. Как я уже говорил, главными вдохновителями поездки были дочь с мужем и они же обозначили несколько целей. А именно — телебашня с Ботаническим садом и новый район Ноблесснер с окрестностями. Таким образом и родилась концепция поездки — совсем новый для нас Таллин со старыми местами (куда ж от них, от классики…).

Поскольку, как и в прошлый раз, погода нас не баловала — два дня были дождь и ветер и только под конец распогодилось, то я даже опасался — а увидим ли мы что-нибудь с телебашни? У нас недавно был очень позитивный опыт посещения телебашни в Дюссельдорфе, ну и здесь тенденция сохранилась — нам понравилось.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Ехали туда на автобусе минут 25 и сразу нацелились на подъем. Но сначала — билеты. Приветливые девушки в кассе спросили — нет ли у нас льгот, не пенсионеры ли мы? Я честно признался — да, но не здесь. Но они, тем не менее, оформили нам льготные билеты для посещения башни и соседней Оранжереи — всего за 16 евро на двоих, при том, что для обычных людей это обошлось бы в 30 евро. Мелочь, а приятно.

Лифт поднимается на высоту 170 метров 50 секунд и там нас встретила вот такая надпись.

Ну, что ж, пошли. Кроме нас там было еще человек 5 — тоже русские. Места много и кроме классического предназначения — обзорной площадки, башня выполняет еще и функцию образовательного центра — там организована какая-то глобальная экспозиция про…генетику и хромосомы. Но мы про них читать не стали, а стали смотреть в окошки — в серый пасмурный день виды были не очень.

Но все впечатления скрасились после пользования местными аттракционами — прозрачными люками, которые становятся таковыми неожиданно после того, как на них встанешь.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Наш спутник Амброзиус не удержался и, вспомнив детство золотое, попытался насладиться полетом.

Я же решил воспользоваться совсем новым аттракционом — полетом вокруг башни. Он стоит 5 евро и я, сдуру, согласился. В трех метрах от меня стояло кресло и я пошел на него садиться, но сотрудник меня остановил и сначала нацепил на меня 3D очки. После этого ноги мои задрожали, колени подкосились и я вцепился в руки поддерживавшей меня жены, поскольку оказался в прекрасный солнечный день на самом краю балкона башни и мне надо было сделать 3 шага по узкой досочке, которая висела «над бездной» и вела к тому самому креслу. Эффект — потрясающий! Я шел туда долго, опасливо и повизгивая от страха. Потом, все же, сел, вцепился в сиденье и…полетел.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Вокруг меня летали птицы, сверху пролетел самолет, а я медленно облетал вокруг башни. Уже через пару минут чувства пришли в норму и я стал крутить головой осматривая с высоты дальние окрестности и заметил, что за креслом, как из сопла пепелаца, тянется желтый дымок и раздается характерное тарахтение. Шутники…

Короче, через 5 минут я вернулся и с глазам по 8 копеек снова стал смотреть через окна на реальные пейзажи. Очень интересный аттракцион. Но и это не все! Поднявшись на 22 этаж, где находится кафе, мы вышли на реальный балкон, откуда нас чуть не сдуло.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Там же летом организован еще более жуткий аттракцион — прогулка по реальному краю, правда, будучи пристегнутым к специальному рельсу. Как говорил небезизвестный Лелик: «Нет! На это я пойтить не могу!»©

Насладившись впечатлениями мы спустились вниз, я потренировался, уже третий раз в истории поездок, в качестве телекомментатора

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

и мы пошли в оранжерею. До нее по шоссе метров 200 там еще немного по территории Ботанического сада.

Буквально накануне поездки мы ходили в наш Ботанический сад, где насладились свежей зеленью, тюльпанами и сиренью. Здесь же главная фишка — цветущие орхидеи.

Они везде и в разных видах. В центре зала — огромные пальмы и оттуда вход в разные зоны — тропики, субтропики и т. п.

Много «фиктусов, кактусов» и другой экзотики вроде «фикусов и какусов».Сами павильоны не очень большие, но очень насыщенные. Мне они понравились даже больше, чем в Петербурге. Здесь реально идешь как сквозь джунгли, раздвигая листву и прочую растительность.

И снова наш спутник ощутил себя в родных райских кушчах… Ну как было отказать ему в маленькой слабости?

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

В итоге мы гуляли там больше часа, а затем вышли на территорию сада. Она огромна, но в несезон совсем малопривлекательна. А летом там, должно быть, здорово, поскольку есть и розарий и альпинарий и сирений и прочие зоны. Но вот в противный мелкий дождик…

Нагуляв аппетит мы, как я уже рассказывал, отправились в «Лидо», а оттуда решили пойти домой пешочком. К сожалению, а выбрал не самый оптимальный маршрут и шли мы довольно долго, но по новым для нас, а значит — интересным местам и районам. Дойдя до номера рухнули в постель, поспали пару часов и пошли «в ночное» — осматривать Старый город.

Вечером это вдвойне приятно, поскольку, видимо в силу природной медлительности, эстонцы еще продолжают праздновать Новый год и украшения убирать не торопятся. Забавно…

Мы пошли в давно любимый квартал Ротерманн. Он развивался, можно сказать, на наших глазах, поскольку мы гуляли там в 2009, в 2015 годах, когда он считался еще «кварталом». Сейчас это целый «город» с улицами, площадями, переулками, памятниками и огромным количеством эксклюзивных и креативных деталей.

Да еще в вечерней подсветке. Там же отели, магазины, галереи и огромное количество парикмахерских и барбершопов — последней модной фишки для продвинутых молодых пользователей.

Нагулявшись мы прикупили в супермаркете вкусностей и употребили их дома под холодное шампанское. Традиция — что поделать…

Следующий день мы посвятили совсем новым для нас, да и для самих жителей Таллина, местам — новому кварталу Ноблесснер на берегу залива недалеко от Летной гавани.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Исторически район был в 1913 году застроен предприятиями выходцев из Петербурга Эммануила Нобеля и Артура Лесснера, где они создавали подводные лодки для Российского флота (целых 12 штук сделали), затем долго разрушался и — хвала местным предпринимателям, был заново отстроен, но уже для жизни.

Там несколько очень красивых кварталов жилых домов с оборудованными двориками и некая креативная инфраструктура в виде тех же галерей, кафе и тусовочных мест. У нас есть некий аналог, правда, находящийся на совсем начальном этапе развития — Севкабель Порт. Но в Таллине, конечно, все гораздо круче.

Что интересно, и вокруг него местность активно меняется и становится привлекательной для местных жителей и туристов. Взять ту же Летную гавань с ее музеем или расположенные поблизости заводские помещения.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

А вот еще один пример — в бывшем помещении штамповочного цеха находится головной офис и магазин фирмы Shishi — производителя супер оригинальных и креативных изделий для дома и быта.

Вот как их товары выглядят вблизи.

Дочь особенно рекомендовала это место и настаивала, чтобы мы туда зашли. Любит она подобные фишки. Мы убедились, что место и реализация очень интересные и, так сказать, европейские. Жаль только, что транспорт там ходит редко, но мы специально ставили своей целью прогуляться по тамошним жилым кварталам района Каламая. Это совсем «третий» Таллин — и не Старый город, и не советские кварталы, а места заселенные в начале 20-го века как раз рабочим классом и с тех пор сохранившим совершенно особенную ауру — как в небольших финских городках.

Двух-трехэтажные деревянные дома (их называют «таллинские» в отличие от «сталинских»), правда, многие заметно реновированные. Прямые улицы, дворики до многих из которых руки устроителей еще не дошли. Вот две фотографии, сделанные с одной точки, но с разницей в 180 градусов.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

С одной стороны красивые дома и площадь, с другой — старые гаражи. И подобных ракурсов там много. Была даже мысль, отталкиваясь от этого, назвать отзыв «Таллин — город контрастов» , но передумал, хотя контрастов видел — хоть отбавляй.

Нашей целью был успешно реновированный (снова и снова применяю это определение) Балтийский рынок и расположенный рядом с ним «креативный» квартал Теллискиви. Сам рынок, конечно, по-хорошему шокировал.

Прогулки по новому/старому Таллину и окрестностям под угрозой коронавируса

Это не просто место, где торгуют овощами, а по современной моде, подхваченной и Москвой и Петербургом, некое пространство для торговли, еды, досуга, творчества и т. п.

Собственно продуктами торгуют на первом этаже и не очень активно, на «нулевом» большой супермаркет, а на втором масса едален разных кухонь (правда, мне показалось — в основном бургерных) и огромное пространство для торговли т.н. «антиквариатом», а проще — барахлом времен Советского Союза. Тысячи елочных игрушек, значков, пластинок Яака Йоалы, Баккары и Энгельберта Хампердинка от фирмы «Мелодия», военная атрибутика, олимпийские сувениры, чемоданы, фотокамеры, посуда…

Чего там только нет — вот только кому это в таких количествах нужно? Впечатление неоднозначное.

Ну и большое разочарование — Теллискиви. Жалкие потуги на самобытность, креативность и творческие находки — таков, пока что, их удел.

Но я уверен — придут деньги, придут идеи и этот район тоже станет интересным и притягательным местом — они там это делать умеют.

Насмотревшись на новый для нас Таллин мы не смогли проигнорировать и старый и прошли по классическим местам, площадкам, улицам и площадям. И везде видели что-то интересное для туристов. Вот некоторые примеры.

На обед снова поехали в «Лидо» , а обратно двинули по широкой улице Тарту, которая привела нас в район небоскребов.

Это уже, как бы «четвертый» Таллин — город 21-го века. Небоскребы, небоскребы, оригинальная архитектура — и наследие былого.

Вернулись в отель, отдохнули и снова — гулять. Но выйдя на улицу попали под такой ливень, что решили далеко не ходить, а снова закупиться продуктами в «Солярисе» и повечерять дома. Так и сделали.

На этом основная программа поездки была реализована. Утром спокойно позавтракали, дошли до вокзала и поехали домой. Границы, как и на пути туда, прошли за 1 час 10 минут, правда, еще на въезде въедливый эстонский таможенник от безделия заставил меня открыть чемодан и лениво там поковырялся. Но ничего, к счастью, не нашел (Шутка!).

Подведем итоги. Поездка была комфортной и интересной. Жаль, что мы попали в тот момент, когда весь мир сошел с ума в отношении нового вируса. Однако, несмотря на объявленную ЧС в Эстонии мы ничего опасного или тревожного не заметили. Да, народу мало («А я говорил — не сезон еще ©«), но продукты никто не мёл, маски носили только местные модницы, а на границе раздавали брошюры о ситуации на эстонском языке. Правда, в магазинах и кафе появились дополнительные места для протирания рук — но не более.

Мы очень любим долгие прогулки (в первый день прошли 17 км, во второй 16) , в ходе которых смотрим на дома и связанную с ними простую жизнь разных городов и стран. Нам показалось, что Эстония, по сравнению с другими Прибалтийскими странами, вполне корректно относится к своему, в т. ч. советскому прошлому. Я давно не был в Латвии и Литве, но, думается, что людей приветливо отвечающих на русском языке и надписей на русском для местных и приезжих, там гораздо меньше. В том числе и поэтому мы еще и в будущем будем туда собираться, хотя что-то уж совсем новое вряд ли там увидим. И придется придумывать совсем другое название для отзыва.