Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Мингун, Мандалай — Мьянма Декабрь 2019

Утром покидаем Янгон. Выселение, вызов граб-такси (почти в 2 раза дешевле, чем было из аэропорта до отеля на обычном такси), формальности, вылет, посадка в Мандалае. Аэропорт в Мандалае сравнительно новый, имеет статус международного и считается самым крупным в стране. До города 35 км. Можно взять такси, но мы заинтересовались шаттлом — он как раз готов к отъезду, развозит всех по отелям, стоит дешевле такси. Гуд, заплатили, сели и поехали.

Мандалай (бирманцы произносят как Мандалей) — второй по величине город Мьянмы. Кстати, я пишу Мьянма, но при этом — бирманцы. Дело в том, что народ, который населяет страну, так и зовется — мьянма (варанты — мранма, бама). Как-то устоялось, что страна теперь называется Мьянма, а народ так и остался бирманцами. Хотя, если углубиться, народов там несколько, ведь страна называется Республика Союз Мьянма, слово союз подразумевает несколько территориально-национальных единиц. Впрочем, углубляться не буду. Мьянманцы — тоже употребимо, но реже.

Итак, Мандалай. Население его более 1 млн. чел. Это одна из бывших столиц Мьянмы, город изначально строился как столица и носил этот статус с 1860 до 1885 года. Т. е. по среднемировым меркам Мандалай очень юн, но выглядит не по годам. Слово Мандалай гораздо более старое, чем город, ведь корень тут — мандала, это очень емкое слово, боюсь даже начинать перечислять все его смыслы.

Нельзя рассматривать Мандалай без привязки к более древней столице — Амарапуре, ведь при строительстве новой столицы многие реликвии и даже камни из Амарапуры были перевезены туда. Сейчас Амарапура фактически входит в городскую черту Манадалая, а в те времена расстояние составляло 11 км. Казалось бы, что решают эти 11 км? Но король руководствовался пророчествами Будды, по которым новый город, центр буддизма, должен располагаться ровно у того холма, который сейчас называется Мандалайским. Основание новой столицы приурочили к юбилею Будды, тому как раз стукнуло 2400 лет.

Я читал про город, туристам он часто не нравится. Включение его в наш маршрут было под вопросом. Но ведь и тут, и рядом несколько мест must see, как можно, путешествуя по стране, не посетить Мандалай? Я и так много чего исключил. Так что если вдруг город не понравится, потерпим.

Въезжаем. Увы, Янгоном тут и не пахнет, малоэтажный азиатский город, правда, большой. Из высоток — пара зданий не выше 10 этажей. Ну, возможно, я чего-то не заметил, теоретически возможно наличие где-нибудь небоскреба аж в 12 этажей. Улицы заполнены тук-туками, байками и грузовичками. Порши, впрочем, я тоже видел. Отель выбирался по рекомендации в интернетах, он недалеко от королевского дворца, сравнительно большой, стоит недорого и имеет свой ресторан. При вселении мы обратили внимание на странный запах в комнате, но не придали ему значения, открыли форточки и пошли гулять по вечернему Мандалаю.

Первое и самое главное разочарование от города — здесь отсутствуют тротуары, что делает пешее передвижение не то чтобы невозможным, но крайне неудобным. Идти приходится практически в полуметре от плотного потока транспорта, в котором велика доля старья с дымным выхлопом. До дворца оказалось не так и близко, как виделось на карте. По тротуарам, конечно, мы б дошли без проблем, но по проезжей части приятного мало. Ладно, все легко решается — просто не надо ходить пешком, только такси и тук-туки.

Королевский дворец находится внутри огромной территории, окруженной рвом. Это квадрат со стороной примерно 1,5 км, ширина рва 50 метров. Территория дворца огорожена стеной высотой 9 метров. Сам дворец был перевезен по частям из Амарапуры. В годы второй мировой дворец разбомбили и постройки были полностью уничтожены. В 90-е годы дворец был восстановлен, точнее, построен заново. Он, конечно, представляет интерес, но мы решили отложить его посещение на тот случай, если останется свободное время. А пока просто погуляли рядом. Смеркалось.

Ров, окружающий дворец:

Крепостные стены и Мандалайский холм:

Одна из угловых башен:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

С южной стороны устроен светомузыкальный фонтан:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Больше вечером тут смотреть нечего, решили таки назад опять идти пешком, по пути высматривая ресторан. Но до самого отеля ничего интересного не обнаружил, хорошо, что есть ресторан в отеле. Еда там без изысков, но вполне качественная. Забавно, мы в Мьянме уже четвертый вечер ужинаем в отелях, ни разу в стороннем заведении, но впереди еще почти месяц, успеем. Вечером в номере все тот же запах, может, стал лишь немного менее сильным. Видимо, это травили насекомых, надеюсь, клопов тут не будет. Клопов не было, даже комаров не было, однако утром я проснулся с головной болью. На завтраке чувствовал себя недотравленным тараканом.

На утро по плану переезд на пристань и посещение местечка под названием Мингун. Приехать туда можно двумя способами — по автодороге (автобус или такси), либо по реке Иравади на пароходике. Мы предпочли реку. Вызвали тук-тук (Граб), ждем. Необходимо пару слов сказать о погоде. Если в Янгоне вечер и утро были просто прохладными, то здесь уже откровенно холодно. Мы надели на себя все что было, и при этом нещадно мерзли. Приехавший тук-тукер был в дубленке (!!!). Да уж, надо было вызывать такси. Ладно, едем к пристани, ежась и прячась от ветра в глубине дерматиновой полукабины. Прибыли вовремя, уже собиралась небольшая очередь. Поздоровались с одиноким китайцем интеллигентного вида — мы вчера ехали вместе из аэропорта. Пристань — просто участок берега, к которому причаливают лодки. Никаких специальных причалов, мостиков и швартовых кнехтов здесь нет.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Касса представляет собой дощатый сарайчик, внутри столик и стул. Никаких компьютеров и принтеров. Пришла тетушка-кассир, села, открыла тетрадку и стала продавать билеты, записывая от руки в тетрадь историю продаж. Аутентичность.

В ожидани лодки, зябко:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Монах и блондинка, они, если честно…

Эта парочка, кстати, так и ходили вместе весь день. Тут началась посадка, народ пошел на лодки-кораблики. Для прохода на борт были брошены весьма узкие доски, иногда с поручнями, иногда без. Все это было весело и с задором. Расселись и поплыли на Мингун. По пути открывались примечательные виды. На правом (противоположном) берегу реки много песчаных отмелей, некоторые образуют острова, есть что-то вроде лиманов.

Обитаемая песчаная коса:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Мы поначалу гадали — что это, жилые дома (шалаши и хижины) или дачи? В смысле временные рыбачьи домики. Наличие на соломенных крышах некоторых лачуг спутниковых антенн склонило к версии — таки жилые дома. Подплываем. Почему мыв едем в Мингун? Это очень примечательное место. Городок когда-то был резиденцией королей. В 1790 году, задолго до возникновения Мандалая, здесь началось строительство самой большой в мире пагоды. Ее строили-строил, но так и не достроили. По одной из версий, королю астрологи предсказали смерть сразу после окончания строительства, вот он и притормозил. Возможно, все было более прозаично, просто в казне кончились деньги, а астрологи были отмазкой, чтоб не терять лицо. Сейчас можно только гадать, но все версии блекнут по сравнению с главным событием — в 1839 году здесь случилось землетрясение, частично разрушившее недостроенную пагоду. Так она и стоит, видимая издалека громада:

Но не одной пагодой известен Мингун. Лично мне очень хотелось посмотреть т.н. Белую пагоду — Синбьюме. И третья из достопримечательностей мирового уровня — мингунский колокол. Есть еще пагоды и интересности, но нас манили эти три. Высаживаемся, у нас 3 часа (точно не помню, но вроде так). С китайцем (он из Пекина) мы почти подружились в пути, к нам примкнули две девчонки из Гонконга, я пытался приветствовать их одним из двух известных мне китайских слов — Нихао, но пекинский друг сообщил, что в Гонконге говорят на кантонском диалекте, а Нихао — это мандарин, в данном случае надо говорить Нахэо. Так мы и бродили впятером, иногда теряясь, но всегда воссоединяясь. Эх, хорошо было до коронавируса, беспечно и легко…

Пекинец и две гонконгские девчонки:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

На пути от реки к Мингунской пагоде были установлены два огромных (по 30 м в высоту) льва, сейчас от них остались лишь эээ… задние части, слева виден фрагмент второго льва, он почти в таком же состоянии:

Мингунская пагода, налицо как недостроенность, так и последствия землетрясения:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Сама ступа располагается на пяти прямоугольных террасах, образующих что-то вроде широкой плоской пирамиды.

Пагода задумывалась действительно огромной (72 м длина основания, 152 м высота), жаль, конечно, что не достроили, но и в таком виде она обладает магнетизмом. Интересно, что даже недостроенная пагода — действующая, войдя через белые ворота, можно попасть в небольшое помещение, где установлен золотой Будда. Люди возлагают цветы и молятся.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Справа от лицевой стены имеется тропинка наверх, я пошел было, но путь дальше перекрыт цепью. Еще несколько лет назад можно было взобраться на самый верх и побродить по плоской вершине…

А это вид на Белую пагоду:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

К Белой пагоде мы сейчас и пойдем. Но по пути обязательно заглянем к мингунскому колоколу. Он находится вот в этом симпатичном строении:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Можно влезть внутрь (а у кого голова чугунная, можно ею и позвонить):

Колокол знаменит своими размерами и массой, уступая московскому Царь-колоколу (правда, уступает прилично — 90 тонн против 202). До 2000 года был самым большим в мире действующим, сейчас № 2 (после китайского Колокола Счастья). Отлит мингунский колокол был по приказу того же короля (его имя Бодопайя, пожалуй, самый известный в Мьянме король), что и затеял строительство пагоды.

А мы подходим к Белой пагоде. Подросток, торгующий зонтами:

Вот и вход в пагоду:

Эта пагода не похожа на другие храмы Мьянмы.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

После первых ворот и плоской площадки — вход в крытый восходящий коридор. Поднимаемся и выходим на верхнюю площадку:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Спускаемся. Пагода прекрасна с любой точки:

Торговля фруктами:

Ну, можно сказать, осмотр главных интересностей завершен, но есть еще одна пагода (на самом деле еще несколько, но эта из оставшихся наиболее интересна) — Сеттавья. По легенде, внутри этой пагоды есть реликвия — след Будды.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Эта пагода расположена ближе всего к реке. На берегу сушат постиранные вещи, никаких веревок:

А так выглядит этот храм со стороны реки:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

При землетрясении камни из стоящих неподалеку огромных львов разбросало по округе, один из них лежит прямо у входа в пагоду Сеттавья:

Во дворе храма встретилась такая вот жизнерадостная бабуля с внуком (внучкой?):

Моторизованные местные девчонки:

Неспешная беседа:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Гонщик на колеснице (кадр получился почти статичным, но облако пыли намекает на скорость):

Вроде подходит время отправления, идем к нашему пароходу. Найти его оказалось непросто среди примерно трех десятков подобных, ведь если в Мандалае нет пристани, то чего ждать тут?. Но нашли.

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Гонконгские девчонки оживленно щебетали (на понятном мне теперь кантонском), просматривая фотки на смартфоне. Пекинец уселся на палубный шезлонг, мы тоже. Рядом слышалась славянская речь, оказалось, чехи. Он работает в Янгоне по контракту, она преподает английский в качестве волонтера (т. е. без зарплаты). Такая образовалась интернациональная компания, делились впечатлениями, планами, звали друг друга в гости. Пока ждали отправления, наблюдали за местными жителями, приходящими на реку помыться. Выглядит это так: мужик в лонджи с куском мыла заходит в реку, окунается с головой в бурые воды Иравади, весь намыливается, включая юбку-лонджи, окунается еще несколько раз, заходит поглубже, снимает под водой свою юбку, стирает ее, споласкивает, затем надевает, выходит на берег, вытирается полотенцем, берет сухую юбку и надевает ее через голову, одновременно снимая мокрую. Все, процесс завершен, выжимает постиранную и уходит. Одна из фаз купания:

Вода, между прочим, весьма холодная. Если на пути к Мингуну было холодно, то теперь стало жарковато, но я ловил собой всё солнечное тепло, слишком уж перемерз утром. Параллельно с нашим шло еще несколько пароходиков, вот один из них, более красивый, чем наше утлое суденышко:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

По пути проплываем микродеревушки на берегу, там тоже постирочно-купальный день:

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

На длинном холме правого берега Иравади множество ступ. Чуть южнее на том холме находится еще один знаменитий городок — Сагейн. В этих краях что ни город — наверняка древняя столица. Вот и Сагайн относится к таким же. И хоть там очень много интересного и впечатляющего, мы туда не едем. Вот если выбрать маршрут до Мингуна на автобусе, то Сагейн был бы на пути. Мандалайщина просто нашпигована достопримечательностями, но маршрут расписан, а отели забронированы. Надо еще учитывать такой фактор, как девальвация впечатлений. Наш пекинский друг, похоже, дошел до этой стадии, его уже перестали интересовать храмы и будды, «еще одна пагода, еще один будда, все тлен и суета…» Нам еще сегодня надо посетить одну достопримечательность (слава богу, не храм) и завтра бегать по оставшимся мандалайским намеченным целям. А потом Баган… Думаю, правильно, что не стали перегружать маршрут.

Деревня на берегу (здесь например, есть спутниковая тарелка):

Мьянма. Золотая, но не дремотная Азия. Часть 2

Приближаемся, вдали уже виден Мандалайский холм:

Приплыли, причалили, никто за борт не упал, вызвали тук-тук, приехали в отель, немного отдохнули, опять тук-тук и едем к мосту У-бейн.

Но об этом в следующей части.