Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 22:29

Калмыкия — Россия Апрель 2017

Одно из ярких воспоминаний детства — нас вывезли в степь, когда цвели тюльпаны. Бескрайний цветочный красочный ковёр, тысячи тюльпанов, бесподобное зрелище. Затем места, где росли тюльпаны распахали и устроили там дачи. В конце прошлого века, когда русские и прочие не титульные нации уезжали из Казахстана, эти дачи продать было сложно и многие просто бросали их. А дикие тюльпаны ушли далеко в степь и когда весной ездил в командировки, то иногда видел островки тюльпанов, но бескрайности уже не ощущалось.

Когда прочитал в рекламе одного из турагенств, что помимо посещения Элисты планируется выезд в тюльпанные поля Калмыкии, то решил обязательно съездить. Элисту хотел посетить давно, но поезда туда не ходят из Саратова, а здесь одним днём предложили. Таких бедолаг как я набралось два автобуса. Думаю, надолго мне хватит этой поездки, если не навсегда. Но об этом как-нибудь в следующий раз, сейчас о тюльпанах.

В Европе есть несколько мест, где до сих пор сохранились дико растущие тюльпаны.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Среди них Калмыкия. Два цветка являются символами степной республики — это лотос и тюльпан Шренка.

Поэтесса Бося Бадмаевна Сангаджиева сравнивала с тюльпаном калмычек:

«Мир, спокойствие и тишина

На лице ее дремлют румяном.

Так она хороша и стройна,

Что сравнится с весенним тюльпаном.»

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Народный поэт Калмыцкой АССР Давид Никитич Кугультинов (1922–2006) так писал о весне в Калмыкии:

«Идет весна калмыцкой степью,

Как обновленья благодать,

Зеленому великолепью

Конца и края не видать.

По всем равнинным перекатам,

До горизонта, там и тут,

Наполнив воздух ароматом,

Тюльпаны радугой цветут».

Тюльпан Шренка называют также тюльпаном Геснера. Это тюльпанный вариант изобретения радио. В Европе большинство считает изобретателем радио итальянца Гульельмо Маркони (Guglielmo Marchese Marconi,1874 -1937), в США — Николу Тесла (Nikola Tesla,1856 — 1943), в России — Александра Степановича Попова (1859–1906) ПАМЯТНИК В ЧЕСТЬ СТОЛЕТИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ РАДИО А. С. ПОПОВЫМ. Так и с тюльпанами, на Западе — тюльпан Геснера, у нас — тюльпан Шренка, в честь путешественника, доцента минералогии Дерптского (Тартуского) университета. Александра Ивановича Шренка (1816–1876).(Из Интернета)

Тюльпаном Шренка восхищался калмыцкий поэт Басанг Бюрюнович Дорджиев (1918–1969) : «

Горит тюльпан! Дрожит над степью пламя,

И нету силы, чтоб его унять.

Пожар апреля, алыми цветами

Бушует степь и радует меня.»

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Вообще рисковые эти путешествия в даль-дальнюю для мимолётных мгновений, которые дарит природа.

Не зря поэтесса Бося Бадмаевна Сангаджиева призывала:

» Раз в году пылает мой тюльпан,

Больше разу — лебедю не спеть

На коня! Скорей к моим тюльпанам!

Только бы к тюльпанам подоспеть!»

Тюльпаны обильно цветут в калмыцких степях в конце апреля около двух недель. Раньше приедешь -ничего не увидишь, поздно приедешь — уже отцветут.

Ночь мы катили по России, с севера на юг, из Саратова в Элисту, утром были в Элисте. Согласно плану поездки мы должны были сразу же после завтрака выехать в калмыцкую степь, чтобы увидеть цветущие тюльпаны. Но день шел, мы перемещались по Элисте, а про тюльпаны словно забыли. Наши вопросы повисали в воздухе, гиды — калмыцкая дама и саратовская сопровождающая — в эти моменты становились глухими.

Весна 2017 года была поздней и холодной, земля не прогрелась и была опасность, что тюльпаны ввобще не взошли, не то что существовала возможность увидеть тюльпанныы поля. Только вот денег никто возращать не собирался.

Пообедали мы и дальше продолжили поездки по Элисте. Очень долго были в Золотой обители Будды Шакьямуни. Начался дождь, кто-то успел до него заскочить в автобус, кто-то попал под весенние прохладные струи небес. Здесь нас наконец-то услышали. Было объявлено, что мы едем смотреть тюльпанные поля. Автобусные путешественники оживились, дождь стучал по крыше автобуса и барабанил в окна. Пока доехали до степи, небесная канцелярия дала отбой водным процедурам.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Свернули в степь и поехали по грунтовой дороге. Никаких цветов, только современные ветряки стоят.

Едем дальше и вдруг в траве увидели желтенькие цветочки, совсем не похожие на тюльпаны, какими я их помню и представляю.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Но это были тюльпаны Биберштейна.

Названы они в честь Фёдора Кондратьевича Биберштейна, барон Фридриха Августа Маршала фон Биберштейна (Friedrich August Freiherr Marschall von Bieberstein, 1768 — 1826),

(Из Интернета)

который собрал образцы на Северном Кавказе между Моздоком и Кизляром, а австрийские ботаники, отец и сын, Йозеф Август Шультес (Joseph August Schultes, 1773 — 1831) и Юлиус Герман Шультес (Julius Hermann Schultes, 1804 — 1840) 1829 году описали их.

Вообще интересно — миллионы лет росли тюльпаны и не подозревали, что им дадут какие-то имена.

Когда начинается цветение в степи, то сначала появляются белые тюльпаны — «подснежники», хотя почему-то я всю жизнь считал, что тюльпаны — это одно, а подснежники — другое. Может просто калмыки окрестили белые тюльпаны подснежниками и никакие это не подснежники. Затем появляются желтые тюльпаны Биберштейна и красные тюльпаны Шренка.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Но я отвлекся. Автобусы остановились и местный житель, что-то долго объяснял нашим водителям и сопровождающим. Мы развернулись и поехали назад в сторону Элисты. Раздался гул разочарования. Но тут автобусы остановились и водители пошли на разведку. Усилия следопытов особого успеха не принесли, но люди, которым уже надоело пассивное сидении в автобусах, выскочили и начали носиться по степи, иногда раздавались радостные возгласы.

Обнаружено было 6 тюльпанов, но больше их не было. Это было совсем не то, что мы ожидали встретить в калмыцкой степи. И тут кому-то в голову пришла светлая мысль поискать тюльпаны на другой стороне дороги. И в седых ковылях были обнаружены тюльпаны.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Не сплошные тюльпанные поля, но полянки с цветами.

В основном красные тюльпаны Шренка, но иногда между ними вклинивались желтые цветы.

Как писал ставропольский поэт Витислав Васильевич Ходарев (1939 — 2013):

«На широком просторе степь ласкают тюльпаны,

Им в зелёной траве песню вечную петь.

О тюльпаны, тюльпаны — дорогие поляны,

Вы огнями и солнцем опустились на степь.

Тюльпаны степные, раздолья седые,

Калмыцкая степь, луговые края,

Тюльпаны Калмыкии — звёзды земные,

Вы детство и юность, и вечность моя.

Над Калмыкией солнце, над Калмыкией песни,

Над страною тюльпанов раздолье звенит.

Нет роднее земли, красоты нет чудесней,

Чем калмыцкая степь, где простор весь открыт. «

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Люди ползали по земле и фотографировались, стараясь выбрать место, чтобы побольше цветов попало в кадр.

А кто-то довольствовался фотографией просто в окружении тюльпанов.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Уроженец Калмыкии Григорий Григорьевич Кукарека (1943 года рождения) любил свою малую родину:

«Тюльпаны родины моей,

Что их нарядней и скромней?

Лицом к заре обращены,

Вобрали все цвета они.

Дыханье сочных лепестков,

Пробивших плотный слой веков.

Сложились лепестки в тюрбан,

Отсюда и пришло — тюльпан."

В этом стихотворении обыграна тема происхождения названия цветка, которое восходит к заимствованному из турецкого языка слову «тюрбан». По одному объяснению, название зафиксировало турецкую моду XVI века на украшение тюрбанов живыми цветками, по другому — лишь внешнее сходство головного убора с цветком.

Если верить калмыкам, то в Калмыкии встречается тюльпаны около 20 цветов и оттенков. Мы этого не увидели.

Как и чёрный тюльпан, который по легендам цветёт лишь раз в девять лет. Но встретить его можно лишь раз в жизни. Кто найдёт его — тому будет в жизни счастье. Нельзя только сообщать о его местонахождении, равно как и рвать цветы. Народный поэт Калмыкии Тимофей Отельданович Бембеев в своём стихотворении «Чёрный тюльпан» так рассказал эту легенду:

«Счастливец я! Знать от рожденья

Мне жребий особенный дан

— В степи моей, в пору цветенья,

Набрёл я на чёрный тюльпан!

Лишь раз в девять лет, по преданью,

Родится волшебник степной,

И то лишь прекрасною, ранней,

Ни с чем не сравнимой весной.

Тычинки белы. Благороден

Их цвет, привлекающий взгляд.

Они, улыбаясь природе,

Мне радость и счастье сулят."

Мы же были рады, что рядом с тюльпанами обнаружили будущий ирис.

В поисках аленького цветочка. История разочарования

Не встретился нам чёрный тюльпан, но возвращались к автобусу с чувством выполненного долга.

Пусть не гигантские поля, но малые полянки мы увидели. Основное, что бросилось в глаза — дикорастущие тюльпаны измельчали. А во что не поверилось — это в утверждение гида, что голландские тюльпаны произошли от калмыцких.

Но чувства удовлетворения получено не было. Вместо гигантских цветочных полей мы большей частью видели обычный степной пейзаж. Разве, что разбавленный ветряками на современный лад.