Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
Tatiana Dudarenko — была 13 июля 2023 14:25
Взяла тайм-аут.....

Остров Пасхи, Ханга-Роа — Чили Январь 2020
Тахай.

Остров Пасхи, пожалуй, самый известный и загадочный остров в Мире. Примерно два тысячелетия назад существовала причудливая цивилизация полинезийцев Рапануи, которая оставила после себя многочисленные следы в виде гигантских истуканов-моаи. В детстве, моим окном в мир был ТВ экран и популярная передача «Клуб кинопутешественников». И, конечно, я мечтала побывать в тех местах и странах, о которых рассказывали ведущие и гости передачи. Но о острове Пасхи я даже не помышляла. Мне казалось, что попасть на один из самых удалённых населённых островов в мире, в Тихий океан почти за 17 тысяч километров от моих родных мест — это просто нереально. «Этого не может быть,- говорила я себе — потому что не может быть никогда». Но времена меняются…

Мой путь лежит в самое таинственное место — остров Пасхи (Рапа-Нуи).

За тридевять земель. Чили. часть 2

Для визита в Чили, а остров Пасхи — это чилийская территория, россиянам нет необходимости заранее оформлять визу. Проходя паспортный контроль, ты получаешь PDI, бумажку без которой тебя не посадят на самолет внутренних линий, не поселят в отеле, даже при наличии билетов и оплаченного бронирования. Получив это PDI, мы были уверены, что препятствий для начала нашего большого чилийского путешествия больше нет, но как мы ошибались.

«Засада» ждала нас в аэропорту при регистрации на рейс Сантьяго — остров Пасхи.

Повезло, что прибыли мы в аэропорт намного раньше, чем планировали (время закладывали на возможные препятствия протестующих). Отстояв небольшую очередь, мы застряли на стойке регистрации. Наш багаж не брали и не выдавали посадочные. Девушка — регистратор не говорила по-английски, рейс-то внутренний, она что-то быстро лепетала по-испански. Но то что от нас требуют предъявить PDI, мы все-таки поняли. Но почему наша заветная бумажка, полученная на пограничном контроле, не имеет магического действия и не является основанием для получения посадочных талонов и погрузки нашего багажа на борт, мы не понимали. Полчаса препирательств и девчонка сдалась. Мы с видом героев, с посадочными талонами в руках, словно флагами победы, двинулись на посадку. Но не тут-то было. «Враг» оказался коварным. Во-первых, что сразу внесло сомнение в нашу победу, это отдельный зал для посадки, предназначенный только для острова Пасхи, во-вторых, пункты пограничного контроля. Именно тут, мы узнали, что есть специальные правила посещения острова и специальный PDI. К счастью, этот PDI можно получить дистанционно по интернету, заполнив соответствующие формуляры с указанием забронированного отеля, обратных билетов и другой информации. Одно только «но», связи и WIFI в. этом зале нет. Пришлось искать стационарный компьютер с интернетом. Неравнодушный работник стойки информации предоставил возможность зарегистрироваться. После заполнения формуляров, наши имена появились в электронной системе с присвоением заветного номера PDI. Подтверждение пришло по электронной почте с предупреждением (привожу без сокращения): «Мы получили вашу заявку на посещение Особой территории острова Пасхи.

Пожалуйста, будьте осторожны при вводе запрошенных данных. Вы несете ответственность за предоставление нам правильной информации. Любая разница между этой формой и документами, представленными на полицейском контроле, может помешать вашему въезду на остров Пасхи. Помните об этой ситуации.

В соответствии со статьей 7 Закона № 21.070; и статьи 2(а) и 4 (в) устава, обязательна демонстрация действительного бронирования в авторизованном учреждении размещения Национальной службой туризма — SERNATUR.

Помните, что вы должны предъявить билет на обратный рейс в полицейском управлении, прежде чем въехать на остров Пасхи.

К тем, кто предоставляет ложную информацию или фальсифицированную документацию, или заключает договор, или утверждает фактическую ситуацию, чтобы обойти положения Закона № 21.070, могут быть наложены штрафы в размере от 20 до 30 UTM, в дополнение к штрафам, которые соответствуют за преступления, предусмотренные в Уголовно-национальном кодексе и других законах.»

Вид у нас был уже не героический, когда мы в заключительные минуты и последние из пассажиров, заходили в салон самолета.

Пять часов полета, дали нам возможность прийти в себя и посмеяться над ситуацией, представляя, как мы выглядели со стороны, размахивая бумажкой с буковками PDI перед лицом молодой девчушки-регистратора. Но хорошо то, что хорошо заканчивается.

Вскоре под крылом самолета появился остров, затянутый дождевыми тучами. По статистике январь, это месяц с наибольшим количеством дождливых дней. Приготовьтесь, я сообщу цифру — 5 дней. Подтверждаю, за три дня пребывания на острове, два из них были с дождем. И однажды даже с ливнем. Статистика о средней температуре января — 27 градусов, не подтвердилась. Самый теплый день был не более 25, но с прохладным ветром. В остальные дни температура была 20–22, комфортная для прогулок по острову.

Аэропорт Матавери очень похож на аэропорты небольших островов. Похожие строения мы видели в Доминикане, на Мальдивах и пр. Выход из лайнера сразу на поле и пешком в небольшое здание под соломенной крышей.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Аэродром принимает самолёты только чилийской авиакомпании LATAM и единственный международный борт из Таити, но тем не менее, считается внутренним аэропортом. На аэродроме также был замечен частный авиалайнер компании «National Geography». На территории аэропорта, как обычно есть и ресторан, и магазин сувениров. Но основная его достопримечательность — взлётно-посадочная полоса — 3318 м. Такая длина объясняется тем, что аэропорт служил аварийным местом посадки американских шаттлов.

Еще до получения багажа и выхода в город, в небольшой киоск выстраивается очередь. Это официальный пункт продажи билетов для посещения достопримечательностей острова. Билет единый и действует 10 дней. Достопримечательности можно посещать сколько угодно раз, за исключением двух объектов: церемониальная деревня Оронго и карьер вулкана Рано Рараку.

Билеты в местах посещения не продаются, только в городском офисе по туризму и в аэропорту. Поэтому, если вы заранее не заказали билеты у своего туроператора или путешествуете самостоятельно, имеет смысл приобрести. Здесь же можно взять машину на прокат для самостоятельного передвижения по острову. Ресурс maps.me показывает маршруты ко всем достопримечательностям. Правда, были у него косяки. Возвращались поздним вечером в отель и метров за 200, он повел нас в пампасы.

По острову можно организовать и пешее путешествие, но времени на посещение всех значимых мест понадобиться больше, а соответственно и дней пребывания на острове. Нам понадобилось всего три дня, чтобы беззаботно с гидом-водителем посетить все достопримечательности острова. Наш гид симпатичная молодая островитянка с правильным и понятным для нас английским, показала и рассказала не только об истории, но и традициях и быте жителей Пасхи. Если вы хотите услышать информацию на русском языке, придется позаботится об этом намного заранее. Единственный русскоговорящий гид очень востребован на острове. Его услугами пользуются и самостоятельные туристы, и местное турагентство, и круизные компании. Мы его встретили на маршруте с небольшой группой из Сибири.

На острове единственный населенный пункт Ханга-Роа. Назвать его городом сложно, скорее поселок или большая деревня. Тем более, что жители, если не заняты в туристической отрасли, занимаются сельским хозяйством. Хотя, одно другому не мешает. На острове замечено большое количество домашнего скота, особенно лошадей. Конину на острове в пищу не употребляют, для катания туристов — слишком много, а для каких еще целей разводят лошадей я так и не смогла выяснить. Животные в основном находятся в свободном выпасе.

И если коровы по вечерам возвращаются по домам, то коней можно увидеть в любое время суток. Опасно, передвигаясь на автомобиле в темное время, неожиданно встретить на неосвещенной дороге лошадь.

Выбирая отель, лучше ориентируйтесь ближе к центру города, где расположены местные кафе и рестораны. Мы поселились в бунгало в центре острова. Возвращаясь поздно с экскурсии, было очень проблематично найти место, где можно было поужинать, ближайший ресторан в 2,5 километрах. И хотя у нас в бунгало была собственная кухня, но ближайший магазинчик, где можно было запастись продуктами в 1, 5 км.

Рестораны по дизайну не притязательны, но кормят вкусно. В меню местная и европейская кухня, знакомые салаты, чилийское вино. Общественный транспорт — такси.

Жители острова — потомки полинезийцев, первых поселенцев на острове Пасхи в V веке. Они приветливы, хотя и немного медлительны. Известный исследователь и путешественник Тур Хейердал считал, что люди пришли сюда частично из Полинезии, частично из Южной Америки, возможно из Перу. Для того, чтобы доказать эту теорию, Хейердал с командой единомышленников проплыл от берегов Перу до острова Пасхи на самодельном плоту «Кон-Тики» в 1947 году.

Островитяне не часто упоминают известного путешественника и считают себя потомками полинезийцев. Гостей в аэропорту встречают, надевая цветочную гирлянду из экзотических цветов, как все жители Полинезии. Тем не менее, на экскурсии по археологическому комплексу Винапу, расположенному в месте, где заканчивается взлетно-посадочная полоса аэропорта, гид обратила наше внимание на каменную стену, кладка которой точь-в-точь напоминала полигональную кладку Мачу Пикчу.

В комплексе Винапу, как и в других церемониальных центрах, все моаи (каменные статуи) были разрушены в 18 и 19 веках во время войн между кланами острова. Но здесь статуи уходят на второй план, так как в этом месте привлекает внимание технологии, которые были разработаны для строительства платформ на острове Пасхи. То есть, способ работы с камнем, которого нет ни в одной другой части Полинезии, и который породил множество теорий о происхождении населения острова, связывающего его с культурой инков Южной Америки.

Тем не менее на фольклорных шоу используются только национальные костюмы, песни и музыка Полинезии. А в феврале месяце на острове проводят большой музыкальный фестиваль, на который съезжаются участники с Гавайских островов, Новой Зеландии, Таити, а также много гостей и туристов.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Кто бы ни были предки островитян, но гигантские каменные истуканы (моаи)- это их наследие. О древней культуре сохранились лишь отрывочные сведения. Поэтому, гуляя между каменных великанов, тебя непременно окутывает дымка чего-то таинственного.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Местные жители называют остров Пасхи Рапа-Нуи, а себя рапануйцами. На их языке «рапа» означает «делать идолов, изображающих божества», «нуи» — «большой» или «много».

Говоря об изваяниях острова Пасхи, чаще всего приходится прибегать к выражению «по одной из версий…». Среди теорий происхождения моаи есть даже инопланетная. Но все же преобладает мнение, что моаи — надгробные памятники вождям племен. Статуи в память об уважаемых предках устанавливали над их могилами. И в наше время на местном кладбище можно встретить такие надгробия.

Не буду переписывать научные статьи о загадочных истуканах моаи, прославивших остров Пасхи на весь мир. Их огромное множество. Легко можно найти в интернете, прочитать и выбрать теорию, близкую именно вам. Но сколько бы не писали, остров Пасхи, до сих пор окутан ореолом таинственности.

Я же расскажу о местах, в которых удалось побывать и что увидеть на острове за три дня.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Вблизи Ханга Роа, единственного города на острове, есть два самых доступных места. И первое, куда мы отправляемся — Хури Аренга (Huri a Urenga). Одна из 25 платформ, которые раcположены не на побережье, а внутри острова. Это платформа длиной 13 метров и шириной 4 метра, с одним моаи. Особенностью этой статуи являются высеченные две пары рук. Почему и зачем идолу столько рук, до сих пор неизвестно.

Другая особенность Ahu Huri Urenga заключается в том, что и платформа, и моаи ориентированы и стоят именно там, где восходит солнце во время южного зимнего солнцестояния (21 июня).

За тридевять земель. Чили. часть 2

У входа на площадку находятся камни с углублениями и отверстиями, которые использовались для накопления дождевой воды. Удивительно то, что эти углубления с водой служили для наблюдения за отражением звезд. По звездам в отражении, рапануйцы предсказывали циклы и времена года, начало и окончание различных табу, регулирующих рыболовство и другие виды деятельности на острове.

Территория находится в частной собственности и не является частью национального парка Rapa Nui. Доступ является бесплатным. Для туристов размещена табличка «Пожалуйста, сохраняйте уважение, так как это священное место».

Еще одно место, где не надо предъявлять билет — Tahai.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Побережье, где можно полюбоваться каменными идолами на фоне закатного неба. Сюда приходит очень много туристов и местных жителей. Территория большая и поэтому столпотворения нет.

Несмотря на огромный износ, который претерпели моаи с течением времени, они по-прежнему демонстрируют величие и таинственную мифическую силу, называемую мана.

Днем Tahai тоже является популярным местом отдыха, тем более, что рядом расположен пляж.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Аху Те Рику является последней и самой уникальной платформой. На ней возвышается один моаи высотой 5,1 метра, который был восстановлен со всеми элементами, которые украшали законченные древние статуи.

Еще одно из важных мест на острове, которое находится не на побережье, а в глубине острова — Аху Акиви (Ahu Akivi). «Аху» означает возвышенную платформу церемониального места прямоугольной формы. На платформе находятся семь сохранившихся статуй моаи, похожих по стилю и высоте. Каждая из них в высоту достигает примерно 3,6 метров и весит около 18 тонн. единственные статуи, которые смотрят на море, так как остальные повернуты спиной к океану.

За тридевять земель. Чили. часть 2

А теперь представьте, как рапануйцы по неровной местности перемещали эти статуи в самую высокую точку острова за 15 км. от места их изготовления.

В настоящее время на Рапа-Нуи насчитывается около девятисот моаи: около 200 из них стоят и примерно 700 лежат в разных частях острова.

Вернемся к археологическому комплексу Винапу. На главном аху (платформа), также называемом Винапу I (Vinapu) лежат шесть статуй, упавших лицом вниз с тремя пукао (шапки).

За тридевять земель. Чили. часть 2

Рядом еще один «похороненный» моаи, а вернее только голова.

Еще одна голова, сильно пострадавшая из-за эрозии, стоит. Видно, что глазницы не были вырезаны, поэтому следует, что моаи никогда не стоял на платформе.

За статуей стоит знаменитая стена аху из больших каменных блоков весом несколько тонн, уложенных без раствора и отрегулированных с большой точностью. Стена, которая и вызвала различные теории о возможных контактах между древними жителями Полинезии и Южной Америки.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Puna Pau это карьер на окраине Ханга Роа на юго-западе острова, один из главных источников красной породы, из которой рапануйцы вырезали пукао (шапки) и надевали их на головы некоторых из своих знаменитых статуй моаи. Красный шлак или хани-хани (на языке рапануйцев), представляет собой разновидность вулканического пепла с большой пористостью и низкой твердостью, который проявляет красноватый цвет из-за присутствующего в его составе оксида железа.

Камень из Puna Pau также использовался для нескольких нестандартных моаи, а также для некоторых петроглифов. В настоящее время кратер Пуна Пау представляет собой лишь впадину, покрытую растительностью. Пуна Пау также дал название одному из семи районов Национального парка Рапа-Нуи.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Самое известное место на острове — Ahu Tongariki, где на побережье океана в ряд стоят 15 фигур. Созерцание внушительного Аху Тонгарики на фоне Тихого океана — мечта большинства путешественников, которые пересекают планету, чтобы достичь острова Пасхи.

Изображение Тонгарики, вместе со статуями соседнего вулкана Рано Рараку, является наиболее распространенным в книгах, журналах и документальных фильмах об острове. И с момента своего восстановления эта колоссальная композиция стала символом острова Пасхи.

За тридевять земель. Чили. часть 2

В 1770 году все они были повалены, возможно, что это сделали сами рапануйцы в период межплеменных войн. Восстанавливать статуи начали японцы во второй половине XX века. Особенно эффектно они смотрятся на рассвете. Кажется, что все туристы острова собираются по утрам в этом месте. Я не исключение, вот только погода подвела. Было пасмурно и даже накрапывал небольшой дождик. Солнце появилось на несколько минут и скрылось в тучах.

За тридевять земель. Чили. часть 2

А совсем рядом, примерно в километре от Ahu Tongariki находится Rano Raraku. Рано Рараку — потухший вулкан высотой до 150 метров. Породой, образующей вулкан, является жёлто-коричневый туф с многочисленными различными включениями. На склонах горы, особенно в её южной части, можно увидеть каменоломни, где высекались моаи, каменные статуи острова Пасхи. Приблизительно 300 таких статуй различной степени завершённости и по сей день находятся на полпути к вершине Рана Рараку и опоясывают его кратер.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Рано Кау — это вулкан, один из трех больших конусов поверхности острова. Он имеет высоту 324 метра над уровнем моря и, согласно геологическим оценкам, его происхождение восходит к извержению, произошедшему около 2,5 миллионов лет назад.

Скопление дождевой воды внутри большой кальдеры вулканического кратера образовало большую лагуну диаметром полтора километра, берег которой расположен примерно в 250 метрах от верхнего края. Поверхность озера, глубина которого оценивается примерно в 10 метров, покрыта многочисленными плавающими островками камышовых тростников, толщиной всего один метр. Посещение вулкана впечатляет в любое время, но, если вы хотите избежать тени на фотографиях, желательно подниматься на кратер утром или до полудня, чтобы солнце полностью освещало всю панораму. На вулкане очень ветрено и прохладно. Чтобы сделать эту фотографию, мне пришлось подняться на скамейку, а муж держал меня, обхватив за ноги. Иначе бы сдуло.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Внутренняя часть кратера со стенами около 250 метров, которые защищают его от сильных ветров и накопления влаги, представляет собой большую естественную теплицу, которая создает микроклимат, способствующий развитию и выращиванию многих видов растений, в том числе эндемиков. Считается, что манавай — древняя система культивирования растений в кругах, защищенных каменной стеной, мини прототип кратера вулкана, такого как Рано Кау. Местные жители до сих пор используют такой способ земледелия на своих огородах.

Рядом с самым узким краем на западном краю вулкана находится Церемониальная деревня Оронго — одно из главных must see Острова Пасхи.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Деревня — это 50 эллиптических каменных домов. Деревня реконструирована. Самый эффектный вид деревни с высоты птичьего полета, но дроны в этом священном для островитян месте, запрещены.

Здесь можно побродить и полюбоваться кратером Рано Кау, а также оценить вид знаменитых островов Моту Кау и Моту Нуи.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Эта деревня заселялась только в дни церемонии «Человек-птица» или «Тангата-ману», которая отмечалась до конца 19-го века. Церемония — это ни что иное, как традиция ежегодного соревнования различных кланов острова в добыче первого яйца птицы манутары (чайки или крачки). Найти яйцо было не так просто. Необходимо было доплыть до островов Моту Кау и Моту Нуи и на отвесных скалах найти гнезда с яйцами птицы. Кто первый обнаружил самое первое в этом году яйцо — тот и избранный птицечеловек. А клан, к которому он принадлежал, возглавлял остров (своеобразное правительство) целый год до следующей весны. Поэтому момент нахождения первого яйца крачки, считается началом Новый года по «рапануйскому календарю».

Анакена — это не просто лучший пляж острова. Берег с розовым песком и практически без волн. Прозрачность моря позволяет различать золотых рыбок невооруженным глазом и даже касаться их руками.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Это место считается колыбелью истории и культуры острова Пасхи. Именно здесь первый король острова, Арики Хоту Матуа, высадился со своими людьми и основал первый населенный пункт, породивший культуру рапа-нуи.

Самая внушительная платформа, которая доминирует в центре берегового ландшафта, — это Аху Нау Нау. Его семь моаи, вновь возведенных после реставрации, отличаются тонкостью деталей. Это один из наиболее хорошо сохранившихся комплексов на острове. Статуи до момента их установки были покрыты песком, что защитило их от атмосферных воздействий.

За тридевять земель. Чили. часть 2

В археологическом комплексе Te Pito Kura, что означает «пуп света», мы рассматривали странный камень, окутанный легендами. Большой яйцевидный камень диаметром 80 сантиметров. Говорят, что эта почти сферическая и гладкая порода концентрирует сверхъестественную и магнитную энергию, называемую мана. Из-за высокого содержания железа, этот камень нагревается больше, чем другие, и компасы вблизи него «сходят с ума». В былые времена многие туристы могли положить на камень руки, чтобы напитать свой организм энергией. Считалось, что эта энергия повышает еще и способность мужчины или женщины к рождению детей. Слишком впечатлительная пара туристов совершили непристойное действие на камне, поэтому с тех пор за ограждение заходить запрещено.

В этом районе есть несколько заяц-паенга (лодочные домики), уму-пае (варочные печи), к слову, местные жители до сих пор используют запекание пищи на камнях, чему мы стали свидетелями. Проходя мимо домика охранников, заметили, что неподалеку, на камнях готовился их обед.

Ана Кай Тангата — одна из самых доступных пещер на острове. Она расположена на берегу моря, близи города.

Ана Кай Тангата — пещера вулканического происхождения, а вернее грот, шириной 10 метров, высотой 5 метров и глубиной 15 метров, который возник в результате вымывания породы морской волной. Вход в грот со стороны моря, но так как он выше линии прилива, к нему можно добраться, спустившись по каменным ступеням. Наскальные рисунки и легенды, делают грот одним из самых привлекательных и посещаемых из пещер Рапа-Нуи.

Таинственности пещере прибавляет ее название. А вернее несколько версий перевода.

За тридевять земель. Чили. часть 2

Обычно «Кай» переводится как «есть», поэтому буквальный перевод будет «пещера, где едят людей». Следовательно, Ана Кай Тангата — «пещера каннибалов». Но до сих пор в проведенных раскопках не было обнаружено никаких вещественных доказательств, подтверждающих эту версию.

Но не исключено, что версия имеет право на существование из-за продолжающихся столкновений между кланами, а по традиции, победители съедали своих врагов.

Второй вариант этого перевода: «пещера, где люди едят» или «пещера, которая ест людей», так как вход имитирует огромный темный рот, который «проглатывает» входящих в нее людей.

За тридевять земель. Чили. часть 2

И последняя гипотеза, основанная на найденных остатках, утверждает, что эта пещера была маленькой верфью, где были построены «вака ама» — небольшие каноэ.

На внутреннем своде пещеры, высотой около 4 м, можно увидеть наскальные рисунки красного, белого и черного цветов, которые в основном представляют священную манутару — перелетную птицу, которая каждую весну гнездилась на островках перед Оронго.

Ни одна поездка на остров Пасхи не будет завершена, если вы не побывали ни на одном из четырех фольклорных шоу. Многие, во время путешествий, избегают их посещать, думая, что они созданы только для туристов. Что дорогостоящие билеты, что «сельская самодеятельность», что шоу мало похоже на то, чем на самом деле является местная культура. Но в случае с Rapa Nui, это не так. Мне шоу понравилось. Танцоры работали на совесть.

Перед шоу нас угостили национальными блюдами, приготовленными на раскаленных камнях под «шубой» из банановых листьев, чилийским вином.

Я получила удовольствие. Обязательно посмотрите видео хотя бы до середины. Иначе вы не узнаете, какая часть тела у рапануйцев удостоилась своего собственного танца.

Show UMU. Isla de Pascua — Easter Island / Фольклорное шоу UVU на острове Пасхи.