Турист Jan Jalan (janjalan)
Jan Jalan
был 5 сентября 2022 17:42

Комодо — Индонезия Март 2020

Hotel Green Prundi

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

За моими плечами уже полтора десятка фридайв-трипов на Комодо, но позавчера я вернулся, пожалуй, из самого необычного. И теперь хочу о нем рассказать.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Национальный парк Комодо — визитная карточка Индонезии, одно из популярнейших туристических направлений в стране. Обычно акватория парка густо усеяна лодками, а на популярных треках и дайв-спотах — множество людей. Но сейчас все по-другому. Больше месяца назад Индонезия закрыла авиасообщение с Китаем, да и в целом туристический поток сильно снизился из-за эпидемии вируса COVID-19. Насколько оправдана шумиха по этому поводу — отдельный вопрос, но факт остается фактом: те, кто отважился на путешествие по Комодо прямо сейчас, получают уникальный опыт, который вряд ли кому-то удастся повторить.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Наша группа в этом путешествии состояла из 6 участников и гида-инструктора, то есть меня. Среди участников были как опытные фридайверы, так и совсем начинающие. В первый день мы встретились в аэропорту на Бали и полетели в Лабуан Баджо «на крыльях» авиакомпании Air Asia (летает без задержек, предлагает наилучшую по состоянию на сегодня цену на это направление и предоставляет 15 кг бесплатного багажа). Авиабилеты туда-обратно обошлись в $80. По прибытию мы поселились в отель, сходили поужинать и пошли спать — нам предстоял ранний подъем в 7 утра.

День 2: черепахи

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Позавтракав в отеле, мы уже около 8 утра сидели на судне (порт находится в 10 минутах езды от отеля и 15 минутах от аэропорта). Через полчаса отчалили, а еще через 45 минут прыгнули в воду на первый фандайв/снорклинг неподалеку от острова Себаюр. Здесь бывают сильные и непредсказуемые течения, поэтому сначала я провел на лодке инструктаж о безопасности во время фандайва.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Наше судно оснащено маленькой моторной лодкой, которая всегда сопровождает группу на снорклинге. На этом споте не слишком много рыбы, но очень красивые кораллы — мы «разнырялись» и после часа в воде вернулись на лодку, где нас уже ждал ланч. На лодке, которую мы обычно бронируем для путешествий по Комодо, потрясающий проверенный кок, который готовит очень вкусные и полезные блюда индонезийской кухни.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

И специй добавляет умеренно — знает, что «бледнолицые» не слишком любят острое. Зато они любят фрукты, поэтому помимо еды, подготовленной командой корабля, мы обычно докупаем местную экзотику.

После ланча мы отправились на следующий спот для фандайвинга, расположенный возле острова Сиаба. Там живет много черепах. Снорклили мы совсем недолго, но успели увидеть в одном месте сразу 4 черепахи одновременно — они просто сидели рядышком на песчаном дне. Это редкая удача — я бываю там часто, но 4 черепахи одновременно видел впервые.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Потом мы отправились дальше на запад (весь второй день мы двигались именно в этом направлении) — до острова Гили Лава. Островок Лава отделен от острова Комодо узеньким проливом — с точки зрения тектоники это продолжение северного мыса острова Комодо.

В этой поездке мы увидели холмы островков национального парка Комодо фантастически красивыми от ярчайшей зелени травы и деревьев. Такая зелень держится только в сезон дождей, с января по май — и это потрясающее зрелище! Два года назад на Гили Лава произошел пожар, и теперь власти запретили восхождение на вершину острова. Можно лишь ступить на берег, но мы предпочли снорклинг возле острова — здесь очень красивые кораллы.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Вечером я провел небольшую теоретическую сессию про фридайвинг для новичков — на следующее утро всем нам предстояла тренировка. Судно мы запарковали на мурен-лайне возле Гили Лава. Помимо нашей лодки, здесь было всего лишь одно туристическое судно. Обычно их около десяти!

Поужинали и спать — утром серьезная фридайвинг-тренировка.

День 3: акулы

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Проснувшись, мы обнаружили, что наши соседи уже ушли — и весь островок, залив и море остались полностью в нашем распоряжении!

Сперва мы провели специальную фридайверскую растяжку, а затем разделились на 2 группы (новички и опытные) и ныряли по веревке около 2 часов.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Затем мы позавтракали, отдохнули и погнали фандайвить вокруг острова. Прозрачность воды по сравнению с предыдущим днем улучшилась — мы встретили нескольких скатов, черепах, очень много рыб, а главное — поплавали с четырьмя акулами! Все они были представителями вида индийские акулы-няньки.

Наша следующая остановка — манта-поинт и песчаные отмели острова Така Макассар. И снова редкая удача — всего одна лодка, кроме нашей! Обычно встретиться с гигантскими скатами манта рей сюда плывут многие. Здесь под водой что-то вроде морского поля — 8–15 метров без особых перепадов глубины и однонаправленное течение без водоворотов и т. д. Манты всегда идут против течения, в этом месте они кормятся.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Обилия мант мы не встретили — сейчас не самый лучший сезон для встречи с ними.

Зато очень круто потусили на песчаных отмелях и поныряли на рифе, мимо которого обычно пролетают остальные снорклер-трипы — это место лежит чуть в стороне от стандартного маршрута, которого придерживается большинство капитанов.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

На ночлег мы остановились возле залива Лох Лианг — здесь на следующее утро мы будем гулять с варанами.

День 4: бархатно-зеленые холмы, вараны и светящийся планктон

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Прогулка с варанами удалась! Мы пошли по среднему треку (еще есть короткий и длинный), встретили одного варана в лесу. Правда старого и полуживого, но явно не подсадного — он сидел игрелся на солнышке. После видели еще парочку возле кафе — они там тусуются практически всегда. А потом и еще одного молодого на пляже. И там же — совсем еще детеныша. Получилась потрясающая прогулка — все были очень довольны.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Еще немного побродили по деревне — она довольно трэшовая, но весьма колоритная.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

После этого мы отправились снорклить на розовом пляже. Там отличный риф, где мы встретили черепах, акулу и много красивых и разнообразных кораллов. К вечеру перешли на знаменитый остров Падар и сходили на его вершину смотреть закат — тут зелень местных холмов раскрылась еще больше.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

В этот вечер мы поныряли с веревкой в темноте. Это очень крутая затея — биолюминесцентый планктон настолько яркий, что чем глубже ныряешь, тем светлее становится вокруг! Ночью мы ныряем очень осторожно, не глубже 10 метров.

День 5

Традиционная утренняя разминка и тренировка-ныряние по тросу. Новички порадовали прогрессом — одна из участниц группы осознала свои ошибки при попытках продувки и смогла дойти до 6 метров глубины. Для нее это был огромный прогресс! Опытные фридайверы тоже обновили свои personal best — одна девушка нырнула на 32 метра. Я нырнул на 40 метров, проверяя дно — глубина здесь около 45 метров.

После мы пофандайвили на малоизвестном, практически секретном споте возле острова Ринча — думаю, что здесь самые лучшие кораллы во всем национальном парке. И куча морской живности! Черепахи, акулы, огромный скат и куча симпатичной мелочи.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Напоследок покатались на сабвинге — крутое подводное плавание на большой скорости с руками на доске, которая тянется на тросе за движущейся лодкой. Жаль, что не осталось фотографий, повеселились на отлично!

Около четырех часов мы вернулись в порт назначения и заселились в отель.

Комодо во времена коронавируса: дневник мартовского фридайв-трипа

Поужинали в городе, отправились спать, а утром шестого дня улетели на Бали — к толпам народа, твердой земле и массовой истерии в новостях…

Путешествия во времена эпидемий, безусловно, сопряжены с дополнительным риском. Надо обязательно прислушиваться к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и локальных органов, отвечающих за медицинскую сферу. К счастью, в Индонезии на данный момент все довольно-таки спокойно. При этом бонусы, которые получает путешественник на опустевших локациях и достопримечательностях, неоценимы!