Турист Юлия Гарро (Lulik)
Юлия Гарро
была 30 марта 21:06

Подгорица, Цетинье, Жабляк, Никшич — Черногория Сентябрь 2019

Как я уже рассказывала в отзыве о моём первом (и, надеюсь, что не последнем) отдыхе в Черногории в сентябре 2019 года, останавливались мы на частной вилле, где бронировали номер через booking.com. Так вот к большому нашему удобству на первом этаже соседней виллы находилось экскурсионное бюро турфирмы «Montenegro Cruises», возле которого также осуществлялась посадка на экскурсионные автобусы.

Как я уже писала неоднократно, я люблю совмещать пляжный отдых с экскурсиями, а тем более, когда посещаешь новую для себя страну, очень любопытно познакомиться с её достопримечательностями. В экскурсионном бюро нас всегда обслуживала Сюзанна — очень милая, приветливая и любезная девушка, которая всегда готова ответить на любой вопрос по экскурсиям, что-то посоветовать и порекомендовать и дать всю необходимую информацию. В день нашего прибытия мы попросили у неё порекомендовать нам экскурсию, в процессе которой можно было бы и познакомиться с местными достопримечательностями, и посетить дегустацию вин и других алкогольных напитков местного производства. В ответ на наш запрос, она порекомендовала нам экскурсию по каньонам. Подобная экскурсия у них проводится почти каждый день, но по определённым дням экскурсионное обслуживание осуществляется только на русском языке, поэтому Сюзанна нам ещё и подсказала, какие дни выбирать.

Автобус был большой, комфортабельный, оснащённый кондиционером, на 50 пассажирских мест. Свободных мест не было, но стоя никто не ехал. Нас сопровождала экскурсовод Вера, и следует отметить, что с экскурсоводом нам очень повезло, но подробнее об этом чуть позже.

Весь маршрут нашей экскурсии проходил по извилистым горным дорогам, так что поездку смело можно назвать экстремальной. Мне казалось, что после многочисленных путешествий по кавказскому серпантину и горным дорогам на турецком побережье, я видела всё и больше не боюсь по ним ездить. Однако я ошиблась — на дорогах Черногории сердце в пятки уходит постоянно. Они, конечно, ровные, без ям и колдобин, но очень узкие и извилистые и с большой скоростью по ним не поездишь. И, конечно, следует отдать дань мастерству и профессионализму водителя — благодаря его виртуозному вождению, на извилистых поворотах всё-таки чувствовали себя более или менее в безопасности.

Первая остановка была, так сказать, санитарного характера — для посещения туалетов и кофе-паузы в небольшом придорожном кафе. Но рядом с кафешкой был небольшой мостик через каньон реки Моранча, откуда можно было полюбоваться очень красивым видом на каньон.

Черногория: экскурсия по каньонам

Следующая остановка была сделана можно сказать, что на самой дороге, чтобы увидеть самую узкую часть каньона реки Моранча — очень головокружительное зрелище.

Далее мы посетили монастырь близ города Никшич, рядом с которым была организована обещанная дегустация вин и алкогольных напитков покрепче. Сам монастырь, конечно, очень впечатлил: территория небольшая, но очень ухоженная и облагороженная зеленью. Архитектурный стиль православных храмов у них отличается от нашего: в нём нет подобного величия, но смотрится очень эстетично и колоритно.

А вот что касается дегустации, то я уже в который раз убеждаюсь, что этот процесс нигде не организован лучше, чем на российских курортах. Сколько раз мне приходилось бывать на дегустации и в Крыму, и в Абрау-Дюрсо, и на Таманском полуострове — везде и посадят за стол, и напитки наливают в бокалы (пусть и в небольших количествах), и про каждый расскажут (причём, не только свойства, но и историческую справку)… А что представлял собой процесс дегустации во время нашей экскурсии по каньонам? Стоит небольшой ларёк, около него толпа туристов, где каждый орёт, что он хочет попробовать, а один в человек в ларьке в маленькие пластиковые стаканчики разливает… Причём, он может услышать просьбу туриста, а может и нет при таком количестве народу и голосов… Короче, нам мало что удалось продегустировать, и решили мы, что будет лучше этим заняться на рынке в Будве, о котором я подробно писала в моём предыдущем отзыве об отдыхе в Черногории.

Следующим объектом, который мы посетили в процессе экскурсии, был памятник природы Биоградская гора — уникальный заповедник, где природа сохранилась в первозданном виде, «жемчужиной» которого является Биоградское озеро — очень живописное и романтичное высокогорное озеро. Перед тем, как въехать на территорию заповедника, мы доплачивали экологический сбор (2 евро с человека), и экскурсовод нас предостерегла, что здесь иногда можно встретить зелёненькую рогатую гадюку — самую опасную из змей, обитающих на территории Черногории, с которой лучше близко не контактировать. Но, к счастью, из живности нам встретились только довольно крупная лягушка, загоравшая на камешке возле озера, и очень красивая птичка жёлто-синего окраса, название которой нам неизвестно. Сам заповедник — это буковый лес с высокими деревьями и чистым воздухом, посещение которого — это, в первую очередь, приятное общение с природой.

Черногория: экскурсия по каньонам

Далее у нас было посещение пасеки, где можно было приобрести мёд различных сортов, предварительно продегустировав. Помимо мёда здесь можно было также купить очень приятный сироп для лечения простуды, изготовленный из натуральных компонентов, и алкоголь различных видов. Дегустация здесь хоть и проходила также на улице, но была более организованной, поскольку задействованы были несколько человек. Так что мы и продегустировали всё, что хотели, и затарились всем помаленьку.

А после посещения пасеки всех желающих ждал организованный обед (правда, за дополнительную плату — 8 евро с человека). Ещё в автобусе экскурсовод нас опросила: кто желает обедать и кто что предпочитает — мясо или рыбу? Потом она сделала звонок в ресторан, так что к нашему приходу всё уже было готово и накрыто. Обед получился очень вкусным и сытным, все остались довольны.

Следующим объектом у нас был каньон реки Тара и мост через него. Это самый высокий каньон в Черногории и второй по высоте в мире после каньона реки Колорадо. Путь на подступах к каньону был самым экстремальным: самые крутые отвесные скалы (причём, судя по структуре и окрасу, многие из них недавно разрушались), самые узкие и извилистые горные дороги. Вид на реку Тару был очень головокружительным, а мост через каньон можно смело назвать и архитектурным шедевром, и смелым инженерным решением.

Черногория: экскурсия по каньонам

Возле каньона Тара также есть много сувенирных ларьков, а для экстремалов — аттракцион zip-liner. Единственным негативным моментом было то, что во время посещения каньона вдруг резко начала портиться погода: солнышко скрылось, и поднялся сильный ветер.

И последним природным объектом, который мы посетили в процессе экскурсии, был национальный парк близ города Жабляк. Вход в этот национальный парк также был платным, главными его «жемчужинами» являются два горных озера, который называют Глаза Черногории. Эти озёра разные по форме и размеру: в большом — вода светлая, а в маленьком — вода почти чёрная, потому что оно намного глубже. Только вот прогуляться по их берегам нам не удалось из-за ухудшившихся погодных условий: поднялся сильный ветер, а температура воздуха снизилась до 11 градусов. В этом национальном парке также можно купить сувениры и алкоголь местного производства.

Черногория: экскурсия по каньонам

А когда мы тронулись в обратный путь, и вовсе полил сильный дождик. Гору Дурмитр — одну из самых высоких точек Черногории — нам увидеть не удалось из-за погодных условий. Наш гид сказала, что здесь в горах климат не такой, как на побережье, поэтому такие резкие перемены погоды — явление довольно частое.

Ну, а теперь подвожу итоги. Сначала про экскурсовода Веру. Можно смело сказать, что это экскурсовод от Бога: очень интересно рассказывала по теме экскурсии, с чувством юмора и организаторскими способностями у неё всё в порядке, всю дорогу держала под контролем дисциплину среди туристов. Как известно, на каждую остановку отводится определённое количество времени и предварительно устанавливается время отправления, а среди туристов обязательно найдутся те, которые к назначенному времени не являются и заставляют ждать. Вот и у нас на самой первой остановке всё-таки случилось такая ситуация, за что Вера в корректной форме отчитала опоздуна, и на всех последующих остановках никто не опаздывал! Обратная дорога у нас прошла весело и незаметно также благодаря Вере. Она провела с нами что-то вроде викторины: задавала вопросы по теме экскурсии и тем, кто правильно отвечал, вручала призы в виде магнитиков и прочих сувениров.

Было одно неудобство, которое я описывала в отзыве об отдыхе в Черногории и с которым я столкнулась именно на этой экскурсии — это общественные туалеты в местах скопления туристов. Они там были, но представляли собой всего одну-две кабинки, не отличавшиеся чистотой, в которых зачастую отсутствовали туалетная бумага и мыло. Отсутствие санитарно-гигиенических принадлежностей — это для российских туристов не катастрофа, но вот что такое одна-две кабинки для такого количества народа: мы ездили на больших автобусах на 50 мест (свободных не было), и таких автобусов приезжало несколько одновременно. В результате при посещении достопримечательностей, если на каждую отводился час свободного времени, то полчаса уходило на очереди в туалет.

На обратной дороге у нас была ещё одна остановка санитарного характера возле заправки, где были и придорожная кафешка, и небольшой магазинчик, и пара туалетных кабинок. Кстати, я сделала одно наблюдение: в придорожных кафе Черногории (по крайней мере, в тех, которые мы посещали), можно съесть свои бутерброды, взятые в дорогу, достаточно заказать только кофе или чай.

Вернулись мы в Бечичи уже ближе к 11 вечера, усталые, но довольные, поскольку было много новых впечатлений. Так что всем, кто не боится горных дорог и любит острые ощущения, я советую съездить на экскурсию по каньонам, когда будете на отдыхе в Черногории.